Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Формирование речевых навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ

Формирование речевых навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

«Формирование речевых навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ»

Торопова Ольга Васильевна

учитель-логопед

МДОУ детский сад № 56

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация образования и воспитание детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, так как в последнее время возросло количество дошкольников с особыми образовательными потребностями. По статистике Минздравсоцразвития России количество детей с ОВЗ за 25 лет возросло в 13 раз. По ФГОС дошкольное образование должно обеспечить развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психических и физических особенностей (ФГОС ДО пункт 2.1). Согласно Стандарту, содержание работы с дошкольниками ОВЗ должно быть направлено на обеспечение коррекции недостатков в психическом развитии и оказание помощи детям этой категории в освоении основной (адаптированной) образовательной программы детского сада. Общая цель коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ – освоение коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормами, необходимыми для их максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество.

Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности. Речь ребенка отражает социальную среду, в которой он растет. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие. Можно сказать, что речь человека – это его визитная карточка. Ни одна форма психической деятельности человека не формируется и не реализуется без прямого или косвенного участия речи. Дети с нарушениями речи входят в группу риска по адаптации в социальном пространстве.

Дошкольники с ОВЗ имеют множественные речевые нарушения. Это объясняется первичным интеллектуальным дефектом, отсутствием необходимых предпосылок развития речи. У этих детей отмечаются патологическая инертность, отсутствие интереса к окружающему; замедленный темп и слабая регулирующая роль мышления; неточность воспроизведения материала, быстрота забывания; трудности распределения внимания, замедленная его переключаемость; недоразвитие эмоций, слабость собственных побуждений.

Речь развивается и функционирует в тесной связи со всей психикой ребенка, с различными ее процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой сферах. Поэтому в ходе устранения речевого недоразвития, возможно, корригировать и психические процессы, и наоборот, воздействовать на психические процессы и их развитие оказывает стимулирующее влияние на речь.

У детей с ограниченными возможностями здоровья слабая мотивация к занятиям, поэтому привлечь к какой либо деятельности бывает крайне сложно. Первоначальная цель педагога - побудить ребенка с ОВЗ к сотрудничеству. В начале занятия педагогу необходимо настроить ребенка на предстоящую деятельность. Опора на эмоциональную игру в дошкольном возрасте важнейший путь вовлечения детей в деятельность, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных, без перегрузок условий.

Л.С. Выготский, А.В. Запорожец указывали, что только эмоциональная сфера ребенка может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. К.Д. Ушинский рекомендовал педагогам стараться делать занятия более занимательным и отмечал, что важным является положительно – эмоциональное отношение к занятию.

Эмоциональная вовлеченность ребенка в общение отражает степень его интереса к взаимодействию со взрослым, удовольствия от общения, желания его продлить. Этот параметр проявляется в эмоциональной окраске коммуникативных актов ребенка.

Для достижения положительного результата в речевом развитии, необходимым является установление доверительного телесно-эмоционального контакта с ребенком. Так как процесс стимулирования речи подразумевает еще и физическое воздействие, в том числе, в зоне лица, у ребенка могут возникнуть и неприятные эмоции и ощущения. Важно сохранять при этом хорошие эмоционально-безопасные отношения: побуждать ребенка что-то делать, используя его мотивацию, интересы, эмоциональное заражение. Радость, успех, одобрение со стороны педагога, яркие эмоциональные проявления, активизируют мышление, что способствует повышению интереса к познавательной деятельности.

Многие авторы (Т.В. Башинская, Т.В. Пятница, Н.А. Лукина, И.Ф. Сарычева, Е.С. Железнова и другие) утверждают, что детская психика устроена таким активность, а усиление двигательной активности вызывает у малыша чувство радости. В атмосфере игры и веселья дети охотно совершенствуют свои речевые возможности, подбирают различные эмоциональные возгласы, подражая педагогу. Таким образом, целесообразно применять такие методы, приемы и упражнения, которые органически связаны с развитием общей, мелкой моторики, психических процессов, эмоционально-волевой регуляции деятельности.

На начальном этапе очень важна работа по формированию психофизической базы детей с помощью традиционных и специальных, авторских логопедических методов и приемов, направленных на коррекцию речевого нарушения и развитие активной сознательной деятельности в области речевых фактов. Задания по мимической и артикуляционной гимнастике, самомассажа, упражнения по формированию общей моторики, зрительного и слухового восприятия должны быть просты и предполагать активную практическую деятельность детей. Особое внимание уделяется логоритмическим, кинезиологическим упражнениям, использование фонетической ритмики, биоэнергопластики, выполнения движений в соответствии с речевым или музыкальным сопровождением.

Музыка и речь обладают схожими характеристиками: речь - ритмом, интонацией, напряженностью, паузами и интенсивностью; а музыка - ритмом, мелодией, способом извлечения звука (стаккато-легато), темпом, динамикой. Музыка используется не только в качестве способа стимуляции речевого развития, но и в качестве опоры (объекта, позволяющего лучше удерживаться в каком-либо процессе).

В качестве ритмической стимуляции используются сбои ритма, паузы, синкопирование на примере уже знакомого материала, давая ребенку пространство для звукового включения. Все стихи и фразы произносятся на «эмоциональной атаке», т.е. утрируя эмоцию, направляя ее на ребенка.

В атмосфере веселья, движения и эмоционально-положительном фоне корригируются все психические процессы, что благоприятно влияет на развитие речевых навыков, которые создаются оптимальные условия, необходимые для полноценного и социального благополучия ребенка с ОВЗ.

Список используемой литературы.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области