Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Методическое обеспечение работы с детьми туристско-краеведческой направленности

Цель данной работы – обобщение и описание накопленного опыта по использованию нетрадиционных форм работы с детьми на занятиях туристско-краеведческой направленности. Задачи - изучить различные подходы классификации нетрадиционных форм занятий - обобщить накопленный опыт работы по использованию нетрадиционных форм занятий.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Методическое обеспечение работы с детьми

туристско-краеведческой направленности

.

Исполнитель:

Носкова Ирина Алексеевна,

Педагог дополнительного образования

МУ ДО Дома детского творчества

(тел. 89511754139

E-mail: Irishkaddt@mail.ru)

Содержание

Введение……………………………………………………………………..….3

Глава 1. Формы организации учебно-воспитательного процесса

в УДОД………………………………………………………………………….4

Глава 2. Опыт работы по использованию нетрадиционных форм

работы с детьми туристско-краеведческой направленности……………….10

Заключение………………………………………………………………………15

Литература………………………………………………………………………16

Приложение……………………………………………………………………..17

Введение

Дополнительное образование – процесс обучения, воспитания и развития, направленный на удовлетворение интересов и потребностей детей, основанный на вариативности и постоянном обновлении содержания. Предлагаемая организация совместной творческой деятельности взрослого и ребенка способствует включению его в многогранную, интеллектуальную и психологически положительно насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения, самоутверждения (2; 3). Иными словами, организация разумного, полезного, разнообразного по видам деятельности, приносящего массу ярких впечатлений досуга учащихся – актуальная проблема для педагогов. Именно поэтому в дополнительном образовании эффективно использовать нетрадиционные формы занятий с учащимися.

Большинство педагогов дополнительного образования в своей практике успешно используют подобного рода занятия, помогающие им в успешной организации учебно-воспитательной деятельности своих творческих объединений.

Для формирования устойчивого интереса к интеллектуально-творческой сфере деятельности учащихся, развитию их творческой активности, а так же расширения их кругозора на занятиях в рамках дополнительной общеобразовательной программы «Юные туристы-краеведы» использовались нетрадиционные формы занятий.

Цель данной работы – обобщение и описание накопленного опыта по использованию нетрадиционных форм работы с детьми на занятиях туристско-краеведческой направленности.

Задачи:

- изучить различные подходы классификации нетрадиционных форм занятий;

- обобщить накопленный опыт работы по использованию нетрадиционных форм занятий.

Глава 1. Формы организации учебно-воспитательного процесса в УДОД.

Учебно-воспитательный процесс в дополнительном образовании подчинен главной цели всех занятий: поднять и поддержать у обучающихся интерес к той или иной направленности, повысить эффективность обучения.

Поэтому немаловажно тщательно подходить в выборы формы проведения занятий с детьми в рамках дополнительной образовательной программы. В современном образовательном процессе существует разнообразие форм организации обучения и все их можно разделить на традиционные и нетрадиционные. Так давайте разберемся, что понимается под этими понятиями.

По отношению к обучению понятие «форма» употребляется в двух значениях: форма обучения; форма организации обучения.

Форма обучения – внешняя сторона организации учебного процесса. Она зависит от целей, содержания, методов и средств обучения, состава участников образовательного процесса. Выделяют групповые, индивидуальные, фронтальные, коллективные, парные, аудиторные и внеаудиторные, классные и внеклассные, школьные и внешкольные формы обучения. Формы обучения в системе дополнительного образования характеризуются смещением акцента с фронтальных на индивидуальные и групповые.

Форма организации обучения – это конструкция отдельного звена процесса обучения, определенный вид занятия (урок, лекция, семинар, экскурсия и т.д.)

Л. Н. Буйлова и С. В. Кочнева выделяют в системе дополнительного образования традиционные и нетрадиционные формы организации деятельности детей в образовательном процессе (1; 38).

Традиционные формы организации учебно-воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования: лекция, семинар, дискуссия, конференция, экскурсия, экспедиция, туристский поход, учебная игра. Основной формой организации учебно-воспитательного процесса в системе дополнительного образования является учебное занятие.

Нетрадиционные формы организации учебно-воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования:

МаксагинаЕ. А. в своей работе «Методические рекомендации "Занятия в системе дополнительного образования» приводит другую классификацию традиционных и нетрадиционные форм организации деятельности обучающихся в образовательном процессе (5):

Традиционные занятия

Нетрадиционные  занятия

Лекция

Устное изложение какой-либо темы, развивающее мыслительную деятельность обучающихся.

Презентация предмета, явления, события, факта.

Описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие социальных отношениях.

Семинар

Форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога.

Социадрама

Сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев; ситуация выбора, от которой зависят ход жизни и социально-психологических отношений, осознание себя в структуре общественных отношений.

Дискуссия

Всестороннее публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы -  расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения.

Защита проекта

Способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем.

Конференция

Собрание, совещание представителей различных организаций для обсуждения и решения каких-либо вопросов. 

Философский стол

Коллективная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явления жизни - «Свобода и долг», «Человек природа» и т.п.

Экскурсия

Коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью.

«Крепкий орешек»

Решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений.

Туристический поход

Передвижение группы людей с определенной целью.

Конверт вопросов

Свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке.

Учебная игра

Занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия.

Выпускной ринг

Отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее, создание атмосферы дружбы, взаимопонимания, формирование умения взаимодействовать с людьми.

Утренник, праздник т.д.

Организационно-массовые мероприятия, про водимые в соответствии с планами воспитательной и досуговой деятельности.

Психологическое занятие

Проведение уроков психологической культуры личности позволяет педагогам дополнительного образования оказывать своевременную квалифицированную помощь обучающимся в решении их возрастных задач.

Таким образом, нетрадиционные формы занятия - это неординарные подходы к преподаванию учебной дисциплины, однако существуют разные подходы к их классификации. Цель их предельно проста: оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать обыденным, так как интерес - это катализатор всей учебной деятельности. Поэтому мы считаем, т.к. дополнительное образование имеет ряд направленностей деятельности, то и подходы к определению нетрадиционных форм занятий будут отличаться.

1.2. Подготовка и проведение нетрадиционного занятия

Подготовка и проведение занятия в любой нетрадиционной форме состоит из четырех этапов:

1. Замысел - самый сложный и ответственный этап. Он включает следующие составляющие:

Выбор формы занятия

Выбор нетрадиционной формы занятия зависит от нескольких факторов, основными из которых являются:

На практике целесообразно поступать следующим образом: сначала определить тему и тип занятия, опираясь на перечисленные факторы, выбрать конкретную нетрадиционную форму. 

Выбор форм учебной работы

При выборе форм учебной работы следует учитывать два главных фактора:

2. Организация. Этот этап в подготовке нетрадиционного занятия состоит из подэтапов:

3. Проведение нетрадиционного занятия.

4. Анализ. Заключительным этапом проведения нетрадиционного занятия является его анализ. Анализ – это оценка прошедшего занятия, ответы на вопросы: что получилось, а что нет; в чем причины неудач, оценка всей проделанной работы; взгляд «назад», помогающий делать выводы на будущее необходимо обратить внимание на следующие важные моменты (3). 

1.3. Условия достижения эффективности занятия

Выбор интересной формы проведения занятий не гарантирует его эффективность. Маркова С. В. в своих методических рекомендациях выделяет условия эффективности занятия:

- Комплексность целей (обучающие, воспитательные, общеразвивающие задачи).

- Адекватность содержания поставленным целям, а также их соответствие особенностям детского коллектива.

- Соответствие способов работы поставленным целям и содержанию.

- Наличие четко продуманной логики занятия, преемственности этапов.

- Четкая организация начала занятия, мотивация детей на учебную деятельность.

- Наличие благоприятной психологической атмосферы.

- Активная позиция ребенка (активизация познавательной и практической деятельности, включение каждого ребенка в деятельность).

- Полное методическое обеспечение и материально-техническое оснащение занятия (6; 36).

Постоянный перевод обучающего из зоны его актуального в зону ближайшего развития является основным показателем эффективности учебного занятия.

Итак, в целом нетрадиционные занятия достаточно эффективны как инструмент повышения интереса к образовательной программе, однако необходимо учитывать правильные подходы к их подготовке и проведению.

Глава 2. Опыт работы по использованию нетрадиционных форм работы с детьми туристско-краеведческой направленности

Специально организованная туристско-краеведческая образовательная деятельность имеет огромный воспитательный потенциал. На протяжении многих лет она накопила ценный багаж различных форм организации образовательно-воспитательного процесса с детьми.

В нормативных документах касающихся детско-юношеского туризма дан перечень, состоящий из восемнадцати форм туристско-краеведческой работы, где наряду с обычным занятием выделяют: экскурсии, прогулки, походы, многодневные путешествия и экспедиции, кружки, секции, клубы, викторины, конкурсы, слеты, соревнования, выставки, музеи. Этот перечень можно дополнить и такими формами, как туристские лагеря, учебно-тренировочные сборы, семинары, игры, смотры готовности. Все эти разнообразные формы работы и составляют содержание туристско-краеведческой деятельности учащихся, позволяют широко использовать ее в обучении, воспитании, оздоровлении, профессиональной ориентации и социальной адаптации детей.

Данные формы организации образовательного процесса на занятиях другой направленности, например, художественной, являются нетрадиционными. Для туристско-краеведческой деятельности их можно назвать традиционными, где выделяются основные формы работы – занятие, поход, экскурсия и соревнование. Все эти формы активно используются мной в работе (4; 16).

Как уже говорилось ранее, работа с детьми ведется по программе «Юные туристы-краеведы», которая рассчитана на детей в возрасте от 7 до 11 лет. Несовершенство регулирующей функции коры головного мозга проявляется в свойственных детям данного возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны, стремятся к игровой деятельности. Поэтому при подготовке к занятиям важно учитывать возрастные особенности детей. Практическая работа на занятии осуществляется практически во время всего занятия, однако необходимо, чтобы деятельность постоянно менялась, была разнообразной и интересной ребятам. Именно здесь на первое место выступают нетрадиционные формы работы на тех же занятиях, во время похода или экскурсии.

Давайте подробно остановимся на формах работы, которые используются мной на занятиях.

Театрализованное занятие. На протяжении всего занятия, либо какого либо из этапов (проверки знаний, обобщения нового материал и т.д.) разыгрываются сценки (Приложение 1). В первую очередь театрализация связана с сюжетами сказок, которые не так давно ребята читали с родителями, а может еще и верят в них. Для таких занятий подготавливается соответствующий инвентарь, в первую очередь костюмы. Данная форма занятий способствует раскрепощению ребят, развитию их творческих способностей.

Поиск клада. Данная форма используется как в учебном кабинете, так и на учебно-тренировочном полигоне, в походах и соревнованиях. Главная цель – найти клад (Приложение 2). На пути поиска клада готовятся разнообразные задания, которые помогут проверить пройденный материал по любому из разделов программы. Так же данная форма занятия поможет развить такие навыки как: ориентация в пространстве, ориентирование на местности, способствует развитию смекалки, самостоятельности, взаимовыручке, а так же способствует сплочению коллектива и создания положительного микроклимата в нем.

Занятие мастер-класс, другими словами занятие - взаимообучение. Здесь учащийся выступает как консультант, обучает других детей какому-либо приему. В моей работе данная форма используется при изучении таких тем: туристские узлы, укладка рюкзака, постановка палатки. У учащихся развивается самостоятельность, взаимоуважение, умение выслушать сверстника.

Занятие - путешествие. Данная форма занятий подразумевает интерактивное путешествие, например, по станциям. Эта форма занятия используется при изучении нового материала, при обобщении или проверке изученного материала.

Занятия по принципу построения телевизионных передач. Телепередач огромное количество, но самые распространенные и любимые среди учащихся это занятия в форме следующих телепередач: «Своя игра» (Приложение 3), «Форт Бояр», «Поле чудес», «Последний герой», «Пойми меня», «Угадай мелодию», «Кто хочет стать миллионером». К подобным занятиям необходима большая подготовка: подбор вопросов и раздаточного материала, инвентаря. Подобные занятия, как правило, проводятся на этапе проверки знаний по разделу, учебному курсу. Практикуется некоторые формы использовать даже во время походов. Помогают сосредоточить внимание ребят, помогают организовать свое рабочее место.

Занятия «интеллектуальное казино», викторина. Данная форма занятия использовалась как отдельное занятие, так и на определённом этапе занятия. В моей практике данная форма активно использовалась при изучении тем по краеведению, а так же на этапе проверки и обобщения изученного материала. (Приложение 4). Эта достаточно занимательная форма помогает активизировать познавательную активность учащихся, которые с интересом вовлекаются в работу.

Занятие в форме контрольно-туристического маршрута. Форма занятия, которая может использоваться как при изучении нового материала, так и при проверке знаний, умений и навыков. Может использоваться в учебном кабинете, в походе, либо выступать как отдельная дистанция на соревнованиях (Приложение 5). Команда, либо отдельный участник должен пройти дистанцию, выполняя по ходу движения по карте разнообразные задания. Самое интересное, что педагог так же может быть участником контрольно-туристического маршрута. Наибольший воспитательный и обучающий результат будет получен, если дистанция будет проходить в природных условиях. Одним из интересных форм контрольно-туристического маршрута выступает «Тропа выживания», когда ребята изучают, либо применяют знания и умения выживания в экстремальных условиях. Данная форма занятия способствует сплочению коллектива, взаимовыручки, умению принимать решения, развивает самостоятельность. Данная форма занятия предполагает большую подготовку: планирование нитки маршрута, подбор этапов дистанции и их оборудование инвентарем.

Занятие виртуальная экскурсия. Данная форма используется при изучении краеведческого материала, либо при выборе района путешествия (похода). Учащимся, например, предлагается виртуальная экскурсия по природным объектам родного края. После чего учащиеся сами могут определить район путешествия в соответствии с характеристиками природных объектов и их этетического вида.

Занятие конкурс, турнир. Подобное занятие может выступать как форма всего занятия, так и какой либо его части. Например, занятие проходит в форме турнира между учащимися на лучшего помощника руководителя похода, либо так же проводится турнир определяющий должность ребят в походе (турнир костровых, поваров, медиков и т.д.). Форма занятия как конкурс так же часто используется на занятиях. Опыт работы показал, что наибольший воспитательный потенциал в себе имеет конкурс «Мама, папа, я – туристская семья» (Приложение 6). Данная форма работы помогает разнообразить образовательно-воспитательный процесс, повышает интерес ребят к занятиям, а так же помогает осознать их родителям пользу туристско-краеведческой деятельности.

Занятие репортаж, устный журнал. Данная форма работы используется после проведенного похода, на этапе анализа подготовки и участия всех участников в походе. Ребята кроме выявления положительного опыта, стараются увидеть свои недоработки, пробелы в знаниях и умениях. Результатом подобных форм могут стать стенгазеты, либо отчеты о походах.

Эстафета. Эта форма занятия активно используется мной в соревновательной деятельности. Однако на занятиях так же используется в качестве разминки. Данная форма используется при сплочении отдельных участников коллектива, а так же всей группы, так как количество и членство в эстафетах всегда меняется.

Игровое занятие «Веревочный курс». Данное игровое занятие представлено в виде прохождения заданий, с главной особенностью которых создать веревку, держась за руки и не допустить ее порыву. Данная форма занятия используется мной при знакомстве всех участников коллектива и его сплочения.

В работе мы описали нетрадиционные формы занятий, используемые в своей деятельности, которых вызывают у ребят живой интерес.

Таким образом, описанные выше формы занятий помогают разнообразить образовательно-воспитательный процесс, дают возможность поднять интерес к познанию туристско-краеведческого материала, а так же развивают творческую самостоятельность учащихся. Использование нетрадиционных занятий повышают привлекательность изучаемого курса.

Однако опыт работы показал, что такие нетрадиционные занятия как диспут, круглый стол, мозговой штурм не пользуются популярностью, а некоторые вообще не воспринимаются из-за «агрессивности» заложенной в них идеи.

Заключение

Туристско-краеведческая деятельность достаточно интересна для учащихся. Ребята с удовольствием ходят в походы и участвуют в соревнованиях. Однако век компьютеризации поменял приоритеты учащихся, они менее охотно становятся участниками походов, взамен выбирают бесполезное «сидение» за компьютером.

Опят работы показал, что использование нетрадиционных форм обучения и воспитание в сочетании с традиционными помогают повысить познавательный интерес учащихся. Разнообразие данных форм помогают оживить, наполнить яркими красками содержание обучения по образовательной программе.

Итак, посещая туристско-краеведческое объединение, ребята не только весело и интересно проводят свой досуг, повысят свой познавательный уровень и усовершенствуют свои творческие способности, но и обязательно проявят, укрепят такие качества, как коллективизм, ответственность, чуткость, доброту.

Литература

Приложение 1

Варианты заданий с театрализацией

при обобщении изученного материала

Тема занятия: ориентирование по местным признакам

Выходит Красная шапочка

- Здравствуйте, я красная шапочка. Сегодня утром я отправилась к бабушке отнести пирожков. Утром когда я вышла из дома солнышко ярко светило с левой стороны. Я весело шагала по тропинке и вот на лужайке я увидела ягодки, я подбежала и хотела ее сорвать, но с другой стороны она оказалась еще зеленая. Когда я подходила к дому бабушки мне улыбались яркие подсолнухи. Скажите ребята как мне вернуться домой, я не помню дорогу.

Выходит маленький мук

- Здравствуйте, я маленький мук. У меня большая проблема, мои лыжи-скороходы совсем с ума сошли. Они меня завели к вам, и я не знаю, в каком направлении теперь мне двигаться обратно. По дороге я старался все замечать, но ориентироваться по данным признакам я не умею. Итак, утром, когда я вышел из дома, мне уже улыбалось солнышко, и пока я шел, оно светило справа от меня. Я очень устал и решил зацепиться за одинокое дерево, ветки у которого надо мной были короткие и не защищали меня от солнышка. Вот стою я отдыхаю, как вижу с другой стороны возле дерева в тени большой муравейник, с моей стороны он был крутой, а с другой стороны более пологий. Я посмотрел на часы - было час дня. Отдохнув немного, мои ноги понеслись дальше. И вот я к вам попал. Скажите, как мне попасть домой.

Приложение 2

Конспект занятия «В поисках приключений»

Форма занятия: поиск клада

Цель: закрепление умений ориентации в пространстве.

Задачи:

- закрепить знания о родном крае;

- способствовать развитию воображения, смекалки;

- способствуют развитию коммуникабельности, чувства коллективизма.

Условия игры: обучающимся даётся ряд заданий на смекалку, на умение ориентировать по карте и читать её. Конечная цель – найти клад.

Возраст участников: в поиске клада могут участвовать обучающиеся в возрасте от 9 до 12 лет, несколько команд.

Действующие лица: старец

русалка

янычары (судьи на этапах)

Ход игры

Старец: Здравствуйте, ясны соколы. Расскажу я вам легенду о здешних местах, легенду правдивую о кладе, спрятанном в этих окрестностях.

Легенда

В далекие древние времена по здешним местам ходили кочевые племена сибирских татар. Несметные богатства возили они в своих торбах. И вот однажды на берегу реки Дудет напали на них полчища туземцев. Произошло великое сражение. Неравны были силы противников. Понимая своё поражение, татарский хан Кучум решил спасти ценное сокровище от туземцев. И вот он ушел неведомыми тропами и тайно спрятал свои сокровища где-то поблизости. И поставил янычар их охранять.

Но когда наши предки изгоняли татарские полчища с русских земель, Кучум не успел забрать свои сокровища. И вот теперь вам предстоит отыскать то, что оставил Кучум. Но путь вам предстоит нелёгок. Ожидают вас в пути преграды и испытания. Свою отвагу и смекалку вы сможете проявить, пройдя все испытания, при выполнении каждого из которых вы получите фразы заветного пароля, который вы скажете янычару. Но если вдруг вы не сможете справиться с загадкой Кучума, то вы сможете обратиться ко мне за помощью. Но помните, в пути, чтобы преодолеть препятствия вам нужно будет собирать предметы, которые помогут вам добиться цели. И свой путь вы начнёте на берегу реки, где вас ожидает русалка.

Команда отправляется к русалке

Русалка: У меня есть нечто, что поможет вам найти дорогу к кладу, но что это и где оно находится, вы узнаете, отгадав загадку.

Загадка: Навигатор нужен вам в пути

Вы добыть его должны

Словно джин сидит он взаперти

Верный путь поможет вам найти. (Карта в бутылке в воде)

В случае если команды не справились с заданием они бегут к старцу за подсказкой. Подсказка дается после предложенной старцем загадки. Если команда не может ответить на предложенный вопрос, то участники должны развеселить старца, показав номер художественной самодеятельности.

Отгадав загадку, команда находит бутылку с картой и уже с её помощью движется по остальным этапам с заданиями. При правильном выполнении задания команда получает фразу из пароля и берёт предмет необходимый для выполнения следующего задания. Без этого предмета следующее задание участники выполнить не смогут, поэтому если ребята его забыли, то должны вернуть и забрать. В случае если команды не справились с заданием они бегут к старцу за подсказкой. Подсказка дается после предложенной старцем какой-либо загадки (желательно шуточную). Если команда не может ответить на предложенный вопрос, то участники должны развеселить старца, показав номер художественной самодеятельности.

Задания на этапах, нанесенных на карту

Этап оборудован подвешенными на дереве спичечными коробками по количеству команд, на которых написана загадка, внутри коробка лежат 12 спичек.

Загадка: Вы сидите в самолёте, впереди Вас лошадь, сзади автомобиль. Где Вы находитесь?

Ответ: На карусели

Коробок со спичками ребята должны взять с собой.

Конверт с заданием привязан к дереву верёвочкой.

Задание: Разложите спички, как показано на рисунке:

Переложите три спички из двенадцати так, чтобы получилось четыре одинаковых квадрата из трех.

Ответ:

Ребята должны взять с собой верёвочку.

Задание написано на листе А4.

Задание: У вас есть веревка. Возьмите её двумя руками. Как завязать на верёвке узел, на отрывая руки?

Ребята должны взять с собой лист, на котором написано задание.

Задание спрятано в коробочке с монетами, который ребята должны найти на пригорке.

Задание: Фигура на образце вырезана из одного листа бумаги. Отогнутый «флажок» можно двигать. Он так же является частью листа, а не был отрезан и затем вклеен. Размер «флажка» точно соответствует размеру двух вырезанных частей листа. Как же сделана эта бумажная головоломка?

Ответ:

Задание: Разложите монеты как показано на рисунке

Переложите одну монету так, чтобы получить два ряда по 5 монет в каждом.

Ответ:

Рядом с местом выполнения задания должна лежать палка, которую ребята должны взять с собой.

Задание: Сбейте с берёзы яйцо судьбы и в нём вы найдёте правильное направление к кладу.

Внутри яйца: Двигайтесь в северном направлении.

Команда, двигаясь в северном направлении, вновь приходит к старцу, который предложит последнюю загадку, угадав которую обучающиеся узнают, кто исполняет роль янычара.

Загадка: Воспитатель, но не мама.

Все знает, но не ученый.

Кричит, но не ребенок.

(Руководитель команды)

Команда отправляется к руководителю и называют полученный пароль. Если пароль правильный, участники получают клад.

Приложение 3

Конспект занятия по образцу телевизионной программы

Форма проведения занятия: игровая программа «Своя игра»

Цель: обобщение знаний по ранее изученным темам

Задачи:

Оборудование: Мультимедийный комплекс, туристское снаряжение, репшнуры, раздаточный материал для проведения конкурсных заданий импровизированный костер.

Тип занятия: Первичное усвоение знаний

Ход занятия

I.

II.

Орг.момент

Основная часть

Команды, поприветствуйте друг друга

- Ребята, я предлагаю начать прохождение испытаний.

Все испытания будут проходить в форме «Своей игры»

Вы сами будете выбирать задания, закрытые на табло.

Вы можете открыть следующие значки:

Ребята выбирают секторы игрового поля и на слайдах выводятся вопросы и задания.

Вопросы, соответствующие значкам в игровом поле:

Практическое задание

продукты для приготовления плова

Умник

туриста-спортсмена

предложенные узлы

1 команда – к личному снаряжению

2 команда – к групповому снаряжению

Поваренок

лежит в каждом из мешочков

Шуточный вопрос

А. Дорогу домой

Б. Направление «север»

В. Направление «юг»

Музыкальная пауза

Блиц

С какой стороны света растет мох на деревьях?

Емкость для приготовления пищи в походе

Вид временного укрытия туриста.

Небесное светило, которое в дневное время служит для

путешественников одним из ориентиров.

Прибор для определения сторон света.

Кот в мешке

«Как правильно развести костер»

Юный картограф

Все задания вы выполнили и давайте посмотрим, сколько палаток у вас накопилось?

Задание Условия успешного похода

Всем хочется, чтобы поход оставил добрые воспоминания. Давайте попытаемся определить главные условия похода. На что надеется любой турист, который собирается в поход.

А теперь давайте посмотрим какой чудесный палаточный лагерь у нас получился. Однако чего-то здесь не хватает? ( солнышко, костер)

Ребята из команды…. оказались более опытными, им сегодня немножко больше повезло, но все вместе мы создали один палаточный лагерь и их опыт пригодится нам в походе.

III. Итог занятия

Вы с достоинством прошли все испытания, и теперь пришло время произвести обряд посвящения.

«Мы, добровольно согласившиеся на участие в этой церемонии, торжественно клянемся:

Клянемся! Клянемся! Клянемся!».

А теперь давайте споем гимн нашего творческого объединения.

- Ребята, я надеюсь, что ваши походы будут удачными, познавательными и безопасными. Спасибо за занятие.

Каждый участник здоровается с соседом справа и слева

Обучающиеся достают веревочки с узлами.

Придумывают название команд, и названия записывают на карточках.

Слайд.

Слайд

Слайд

За правильное выполнение задания ребятам раздавались картинки с палатками.

Гиперссылка со слайда № 3

Ребятам одеваются

Медали

Гиперссылка со слайда с палатками

Приложение 4

Сценарий интеллектуально-краеведческой игры

Оборудование игры: презентация, в которой изображено игровое поле с заданиями, раздаточный материал.

Чтец 1.

Над Тисульской землей зори рано встают,

По утрам птицы звонко поют.

Соком скошенных трав, опьяняют луга,

Величаво шумит тайга.

Чтец 2.

Край стремительных рек, неоглядных равнин,

Где черемухи цвет и где пламя рябин.

Край озер и лесов и бескрайних полей,
Там где ветер шальной кружит пух тополей.

Чтец 1.

Над равниной седой, над суровой тайгой,

Над сибирской землей, над родной стороной

Пронеслось много бед, ураганов и бурь,

Но живет много лет, расцветает Тисуль.

Ведущий:

Добрый день! Мы приветствуем вас на интеллектуально-краеведческих играх «Над Тисульской землей…», посвященных 90-ю образования Тисульского района.

Знать свою историю родного края, интересоваться событиями которые здесь происходят, узнавать о ее природе, восхищаться ей – все это вы ребята освоили в процессе подготовки к играм. Важно чтобы потомки знали свои корни в преддверии такой знаменательной даты для района.

Сегодня здесь собрались юные краеведы, которым предстоит выполнить ряд заданий, в результате чего мы определим знатоков родного края. Давайте поприветствуем команды:

Командам будет предложено 8 конкурсов, все конкурсы командные, оцениваются только правильные ответы.

Заполните таблицу

Название реки

Населенный пункт, в черте которого протекает

Приток

Макарак

Кожух

Урюп

Кинжир

Каштак

Малый Дудет

Усть-Колба

Барандатка

Ответьте на вопрос, используя фишки с номером вопроса и карту

Используя полученные детали, определите соседей Тисульского района

Приложение 5

Условия соревнований на дистанции

«Контрольно-туристический маршрут»

Первенство по спортивному туризму «День туриста»

Первенство по спортивному туризму проводится с целью проверки знаний и умений обучающихся по итогам I полугодия.

В программу соревнований входят следующие конкурсы: контрольно-туристический маршрут, скоростная вязка узлов, полоса препятствий на искусственном рельефе.

Контрольно-туристический маршрут. Каждому участнику на старте раздаются карты и легенды. Участник движется по легенде, а в некоторых участках по карте. В процессе прохождения необходимо найти контрольные пункты, а так же определенное количество этапов, на которых обучающиеся должны выполнить задания

Легенда (старшая возрастная группа)

Выходим из хоккейной коробки, поворачиваем направо, идём вдоль борта хоккейной коробки 15 метров, находим КП № 1. Далее обходим хоккейную коробку и выходим к ближайшим футбольным воротам, находим КП № 2. От этого места определяем азимут 35°, идем по азимуту до этапа «1». От этапа «1» определяем азимут 190°, в этом направлении идём до этапа «2». От данного этапа находим КП № 3 по карте. От КП № 3 определяем азимут 290°, идём 10-12 шагов, выходим на асфальтированную дорожку, поворачиваем налево, идем по дорожке 35-40 шагов. Далее поворачиваем направо, идём 40-45 шагов вперёд, находим КП № 4. Далее определяем азимут 10°, выходим к этапу «3». Далее по карте к финишу.

Легенда (младшая возрастная группа)

Выходим из хоккейной коробки, поворачиваем на 90 градусов в лево идем 25-30 м., выходим на асфальтированную дорожку идём 80-90 шагов вперёд. Справа видим железобетонный квадрат – это КП № 1. Далее определяем азимут 0°, идем в этом направлении 60-70 шагов. Выходим к этапу «1». От этапа «1» находим КП № 2 по карте. От КП № 2 определяем азимут 90°, идём по азимуту до этапа «2». От этапа 2 определяем азимут 250°, идём по азимуту до этапа 3. Далее по карте к финишу.

Задание для этапа № 1

Штрафные баллы:

Неправильно выложен знак подачи сигнала бедствия – 1 мин.

Неправильно сложен костер (за каждую ошибку) – 1 мин.

Задание для этапа № 2

Штрафные баллы:

Неправильно определено количество деревьев (за каждую ошибку) – 1 мин.

Неправильно определен вид дерева (за каждую ошибку) – 1 мин.

Неправильно определен условный знак (за каждую ошибку) – 1 мин.

Задание для этапа № 3

Собрать носилки из подручных средств.

Штрафные баллы:

Неправильно завязан узел (за каждую ошибку) – 1 мин.

Неправильное устройство носилок (за каждую ошибку) – 1 мин.

Полоса препятствий на искусственном рельефе. Участники проходят полосу препятствия с использованием специального снаряжения, состоящую из этапов: навесная переправа, траверс, подъем, спуск, параллельные перила, бревно с использованием маятниковой веревки.

Штрафные баллы:

Потеря снаряжения – 1 мин.

Неправильно завязан узел – 3 мин.

Скоростная вязка узлов. Участник за 1 минуту завязывает узлы, названия которых подписаны. Перечень узлов: грейпвайн, двойной проводник, встречный, прямой, штык. Оценивается количество правильно завязанных узлов.

Все участники награждаются грамотами, победители и призеры награждаются медалями.

Приложение 6

Сценарий конкурса

«Мама, папа, я – туристская семья!»

-Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады вас приветствовать на празднике, посвященном Всемирному Дню туризма. День туризма официально закреплен в календарной дате – 27 сентября, это сравнительно молодой праздник. Но среди любителей и людей, профессионально занимающихся этим, он стал достаточно популярным.

-В преддверии такого замечательного праздника мы проведем конкурс «Мама, папа, я – туристская семья». Сегодня показать свою быстроту, ловкость и смекалку пришли две команды! Давайте поприветствует участников

1 команда – семья_____________________________________

2 команда – семья_____________________________________

Сегодня нашим участникам предстоит пройти ряд испытаний и показать насколько они достойны получить звание – Турист Тисуля

Итак, жюри представлено, участники тоже, а вот группа поддержки готова?

Первый конкурс называется «Узелок завяжется»

В данном конкурсе участвуют дети, я их приглашаю.

Задание: за определенное время вам необходимо завязать на веревке узлы, любые узлы, какие только вы умеете. Главное завязать их как можно больше. Итак, время пошло.

Отдаем жюри веревки для подсчета, а мы приступаем к следующему конкурсу.

Конкурс поваров

Когда туристы отправляются в поход, то продукты они раскладывают по разным рюкзакам и чтобы приготовить побыстрей поесть необходимо буквально с закрытыми глазами отыскать нужный провиант. А уж мамы то наши, точно помогут своим детям в таком нелегком деле.

Задание: Определите, какая крупа находится в мешочке, и запишите ее название в карточку.

Продолжаем конкурс поваров. Сейчас я предлагаю нашим папам провести мастер-класс по работе с ножом, но не простым ножом, а одноразовым.

Задание: Очистить яблоко одноразовым ножом.

Конкурс бардов

Туристы – это прекрасные исполнители бардовских песен и в любом походе у костра ребята поют песни. Давайте посмотрим, как вы справитесь с этой задачей.

Задание: Из предложенных карточек (Изгиб гитары желтой, Люди идут по свету) вытянуть одну с названием песни, которую вам необходимо исполнить.

«Туристический крокодил»

Пока команды готовятся к конкурсу я предлагаю игру для группы поддержки. Участнику выдается карточка со словом, которое связано с туризмом. Он должен с помощью языка тела дать понять, что написано на его карточке, а остальные команды должны угадать это слово. Важно, чтобы участник, изображающий слово ничего не говорил.

Продолжаем конкурс бардов.

А сейчас жюри предлагаем озвучить промежуточные результаты.

Веселые старты

А мы приступаем к веселым стартам.

«Кодовое слово»

Следующее испытание называется «Кодовое слово». Дело в том, что в это здание мы въехали совсем недавно, а как положено в каждом доме есть свой домовой и чтобы он нас полюбил, нам нужно назвать ласковыми словами. Сейчас каждой команде я раздам маршрутные листы, с помощью которых вы должны двигаться. На пути вам должны встретятся конверты, в которых находятся буквы для кодового слова. (умный, милый)

На этом наши испытания закончились. И пока жюри подводит итоги, я вновь предлагаю поиграть нашей группе поддержки.

Конкурс «Туристских загадок»

С какой стороны света растет мох на деревьях? (южной)

Емкость для приготовления пищи в походе. (котелок)

Вид временного укрытия туриста.(палатка)

Небесное светило, которое в дневное время служит для путешественников одним из ориентиров. (солнце)

Прибор для определения сторон света.(компас)

Как называют начинающего ориентировщика? (чайник)

Какое направление указывает красная стрелка компаса? (север)

Жюри подвело итоги. Осталась самая приятная часть – это награждение участников. Мы приглашаем директора ____________

Вот и подошел к концу наш веселый праздник. Мы надеемся, что вам всё очень понравилось. Как вы увидели, туристы веселые люди, но при этом большие романтики. В заключение встречи я предлагаю всем вместе спеть песню, которая раскрывает смысл детского туризма.

(На мотив «Этот мир»)

Придумано не мной,

что день сменяет ночь,

Что в жизни нужно трудности преодолеть,

Но если с другом ты, то покоряться вам

И горы, перевалы, и уйма проблем

Припев: Этот мир придуман не нами,

Этот мир придуман не мной.

Придумано не мной,

Что красота вокруг.

Ты только научись ее разглядеть,

Но если с нами ты откроем мы тебе

Всю красоту вокруг, что есть на земле

Придумано не мной,

Что мчится день за днем,

Что люди влюблены в лиловый рассвет.

И сколько не живи, пока есть смельчаки,

Костер и звук гитары не смолкнет в ночи

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области