Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Применение интеллект - карт на уроках английского языка как способ формирования учебно-познавательной компетенции»

Познакомить и показать на примерах как использование интеллект-карт на уроках английского языка способствует лучшему усвоению изученного материала.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Мастер класс

Тема: «Применение интеллект - карт на уроках английского языка как способ формирования учебно-познавательной компетенции»

Цель: познакомить с методом интеллект – карт, как способом формирования учебно- познавательной компетенции.

Раздаточный материал: листы бумаги, фломастеры.

В основе ФГОС второго поколения лежит системно-деятельностный подход в обучении, целью которого является развитие личности. Данный подход направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей. Любое усвоение знаний строится на усвоении учеником учебных действий, овладев которыми, ученик смог бы усваивать знания самостоятельно, пользуясь различными источниками информации.

Главная цель системно-деятельностного подхода – научить детей учиться, т.е. усваивать и перерабатывать информацию. На современном этапе развития общества объём информации настолько велик, что учащимся неизбежно приходится сталкиваться с определёнными требованиями к памяти, умению решать задачи и анализировать сложные данные. Если приложить меньше усилий, большая часть информации останется неусвоенной. Упорство ведёт к снижению работоспособности, а учёба, как следствие, ассоциируется со скукой и постоянной усталостью.

Цель каждого учителя – заинтересовать учащихся своим предметом, вызвать желание овладеть им. Потребность учащегося в изучении предмета зависит, в том числе, и от того, какие приёмы в обучении использует учитель. Учителям необходимо привнести разнообразие в каждый урок, чтобы дети могли лучше усвоить учебный материал, запомнили его надолго, а главное, захотели узнать что-то за пределами учебника.

Это звучит невероятно, но мы помним всё, что видели в жизни. Это – медицинский факт, подтверждённый многочисленными исследованиями. Почему же мы всё-таки «забываем»? Забывание – это не уничтожение информации. Каждый знает, что если поднапрячь память, многое из забытого можно вспомнить.

Память многослойна: кратковременная - обычно не превышает 7 объектов на несколько секунд; долговременная – на годы при поддержке повторением. Всё остальное сбрасывается в подсознание, поэтому вспомнить бывает очень трудно. Вся проблема упирается в систему хранения. Если вы сложите все свои фотографии в один большой мешок, то найти в этой свалке нужный снимок будет крайне сложно. Если же вы разложите снимки по альбомам, по тематике – то задача значительно облегчится. Наша задача научить учеников сортировать информацию.

Для решения данной проблемы идеально подходят метод интеллект - карт, который с каждым днем становится все популярнее в среде образования и не только.

Благодаря визуализации процессов мышления метод интеллект - карт позволяет:

- развивать креативность школьников;

-формировать коммуникативную компетентность в процессе групповой деятельности;

- улучшать все виды памяти;

- ускорять процесс обучения;

- учить ребят решать проблемы и т.д.

 Интеллект - карты позволяют сделать обучение более информативным и эффективным. Психологи давно доказали, что мозг человека устроен очень интересно. Необходимость как следует потрудиться не всегда вызывает у него восторг. Если человек видит перед собой скучные схемы, перегруженные фактами, загроможденные таблицы, его мозг попросту блокируется и отказывается все это анализировать. Конечно, его можно заставить работать. Но результативность от такой работы практически сводится к нулю. Если анализ и будет проведен, то вряд ли его итог запомнится надолго. Но как только скучная информация дополняется яркими рисунками, необычной графикой, цветными диаграммами, мозг начинает усиленно работать. Ему интересно получать и обрабатывать информацию. А значит, она лучше будет запоминаться. Именно на этом и построено применение интеллект - карт. Они являются одним из видов краткой записи и служат средством графического обобщения материала.

Главное – помнить, что человеческий мозг не может воспринимать и запоминать более чем 7 главных ветвей, и не более 50 ключевых слов и образов.

Существуют специальные программы для создания интеллект - карт через компьютер Map Mind, MindJet Mind Manager, но лучше детям составлять карты памяти своими руками – это очень хорошая тренировка мышления и фантазии.

Ментальные карты разработанные психологом Тони Бьюзеном – это один из приёмов технологии критического мышления. Это визуальный способ представления информации, отображающий связи между понятиями. Если просто — это схема, в центре которой находится ключевое слово/рисунок и от него в разные стороны отходят ветви (категории, основные понятия), разветвляющиеся на веточки (пункты, подпункты). В итоге получается что-то вроде паутины или корневой системы. Рисовать карту можно на компьютере с помощью специальных программ или просто на листе бумаги. Второй вариант предпочтительнее, т. к. в этом случае содержание ментальной карты еще лучше запоминается, и она становится поистине уникальной. Благодаря использованию цветов, рисунков и пространственных связей любая информация воспринимается, анализируется и запоминается гораздо быстрее и эффективнее.

Тони Бьюзен описал и определённые правила создания карт памяти.

1. Основная идея, проблема или слово располагается в центре. Выделению ключевого слова ассоциативной цепи Бьюзен придаёт едва ли не главное значение

2. Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки.

3. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.

4. Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.

5. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.

6. Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).

7. Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.

8. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

Интеллект-карты – особый способ фиксации информации с помощью ассоциативных связей, иллюстраций и коротких записей. Напоминает она диаграмму или паутину, в центре которой находится главная идея или тема, далее от нее ответвляются так называемые ноды (подтемы или подидеи 1 уровня), затем конкретизированные идеи (2 уровень) и так далее до периферии, практически до бесконечности. Другими словами, ассоциативные карты отображают то, как возникают, формируются мысли и запоминаются данные в мозге человека. Поскольку способы мышления разных людей отличаются, то и интеллектуальные карты – достаточно индивидуализированный метод обработки материала. Вот как выглядит, например, классическая таблица неправильных глаголов.

А вот эти же неправильные глаголы изображены в диаграмме связей.

С помощью такой подачи полезной информации шансы заинтересовать, мотивировать ученика выучить неправильные глаголы значительно увеличиваются. Кроме того, такая карта не имеет границ и может пополнятся новыми словами по мере их изучения. Такие диаграммы ученики могут создавать самостоятельно, выбирая ассоциативные цвета, шрифты, рисунки, размер и форму стрелочек, оформляя все в своем, понятном для них стиле, что значительно приятнее скучного зазубривания
Этот метод обучения можно применять практически на каждом уроке. Карты идеальны при составлении презентаций, проведения работ в группах, разработке лент времени. Но особенно они выручают, если требуется обработать, проанализировать и запомнить большие объемы информации.

Предлагаю Вам самостоятельно составить ителлект карту.(Раздаточный материал)

Тема для разбора «Чтение гласной буквы Aa»

Правило: Первая буква алфавита – А. В закрытом слоге она читается как «э»: fat (толстый), cap (шапка). В закрытом слоге, который оканчивается на букву R, читается как долгий звук «а»: car (машина). Если слово оканчивается на сочетание букв –re, то А будет читаться как «эа»: care (забота), fare (плата за проезд).

Данная информация выглядит достаточно сухо, и тяжела для запоминания. Теперь попробуем «оживить» это правило чтения, точнее составить майдмэп на это правило самостоятельно.

Пример интеллектуальной карты к правилу чтения буквы Aa в английском языке.

Применение в обучении методики интеллект-карт способствует развитию памяти, логического мышления, анализа, синтеза, формированию умений и навыков в работе учеников с различными источниками знаний, как по английскому языку, так и по другим предметам. В современном мире с большим потоком информации применение ментальных карт в обучении может принести огромные положительные результаты, так как дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её в дальнейшем обучении и общении. Ментальные карты помогают развивать креативное и критическое мышление, память и внимание, а также сделать процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее. Одной из основных положительных сторон мыслительных карт является то, что их можно использовать при изучении любой темы и с детьми практически любого возраста.

Нужно помнить о том, что обучение будет приносить желаемый результат, когда ученику понятно, а значит, доступно и интересно то, о чём говорит учитель.

Использованная литература:

Интернет ресурсы:

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области