Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Профессиональная переориентация бывших военнослужащих и проблема становления профессиональной компетенции учителя ОБЖ

Связывая изменения в обществе и образовании с профессиональной деятельностью учителя курса «Основы безопасности жизнедеятельности», следует отметить, что усиливается интеграция различных сфер общественной деятельности, обеспечивающих безопасность и охрану здоровья, диапазон знаний в области обеспечения безопасности неуклонно расширяется, углубляются межпредметные связи, повышаются требования к педагогу как к личности и профессионалу. В этих условиях важнейшей задачей профессионального образования становится непрерывный рост профессиональной компетентности педагога. В нашем исследовании под профессиональной компетентностью учителя безопасности жизнедеятельности понимается соответствующая определенной компетенции способность учителя осуществлять педагогическую деятельность с учетом специфики курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Заведующий Шебекинским межмуниципальным

методическим центром А.В. Михайлов

Методист Шебекинского межмуниципального

центра А.Я. КАзаков

Профессиональная переориентация бывших военнослужащих и проблема становления профессиональной компетенции учителя ОБЖ

Связывая изменения в обществе и образовании с профессиональной деятельностью учителя курса «Основы безопасности жизнедеятельности», следует отметить, что усиливается интеграция различных сфер общественной деятельности, обеспечивающих безопасность и охрану здоровья, диапазон знаний в области обеспечения безопасности неуклонно расширяется, углубляются межпредметные связи, повышаются требования к педагогу как к личности и профессионалу. В этих условиях важнейшей задачей профессионального образования становится непрерывный рост профессиональной компетентности педагога. В нашем исследовании под профессиональной компетентностью учителя безопасности жизнедеятельности понимается соответствующая определенной компетенции способность учителя осуществлять педагогическую деятельность с учетом специфики курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

Серьезную озабоченность вызывает степень укомплектованности общеобразовательных учебных заведений учителями безопасности жизнедеятельности, а также уровень их квалификации. Например, общеобразовательные учреждения Белгородской области только на 84 % укомплектованы учителями безопасности жизнедеятельности. Около 64 % учителей безопасности жизнедеятельности нуждаются в переподготовке и повышении уровня знаний. Из педагогов, ведущих преподавательскую деятельность, большинство не имеют какого–либо военного или педагогического образования и не прошли подготовку на курсах повышения квалификации. Есть основания полагать, что подобная ситуация сложилась и в других регионах страны.

Небольшое количество дипломированных учителей безопасности жизнедеятельности и их нежелание работать в образовательных учреждениях вынуждает вступать в должность «учитель безопасности жизнедеятельности» педагогов, не имеющих специальной подготовки, что требует разработки и внедрения в образовательную деятельность технологий повышения профессиональной компетентности непосредственно в ходе реализации учителями их профессиональных функций. Как показывает практика, существующие подходы к решению указанной проблемы в виде профессиональной дополнительной подготовки и аттестационных мероприятий не приносят достаточного эффекта.

Руководители образовательных учреждений стремятся наблюдать за развитием профессиональной компетентности педагогов, но этот процесс носит либо субъективный, либо стихийно необходимый, либо планово–контрольный характер. Часто это отслеживание осуществляется на уровне обыденного педагогического сознания, житейского здравого смысла. В этом случае трудно говорить о том, что результаты профессиональной деятельности педагогов имеют устойчивый, закономерный характер и действительно идет процесс повышения уровня профессиональной компетентности, профессиональное становление.

В таких условиях особую значимость приобретают те методы и средства, которые способствуют отслеживанию как прогрессивных, так и регрессивных тенденций в развитии профессиональной компетентности учителя безопасности жизнедеятельности, усиливающих положительное влияние и помогающих преодолеть негативные явления, возникающие в этом процессе, к числу которых относится педагогический мониторинг.

В соответствии с требованиями к квалификации преподавателя-организатора ОБЖ к преподаванию допускаются специалисты, имеющие среднее профессиональное (военное) образование. Для решения проблемы комплектования образовательных учреждений квалифицированными специалистами имеет большое значение изучение процесса адаптации бывших военнослужащих в системе образования, так как на данный момент педагоги указанной группы составляют достаточно большой процент от общего количества учителей ОБЖ.

Рассматривая проблему становления профессиональной компетентности учителя ОБЖ у специалиста имеющего военное образование, следует подробно рассмотреть начальный этап этого процесса, потому что от успешности профессиональной переориентации на этой стадии будет зависеть вся его дальнейшая профессиональная карьера в системе образования.

В случае переориентации бывших военнослужащих, имеющих право обучения предмету ОБЖ, этот процесс имеет определенную специфику.

Граждане, уволенные с военной службы и имеющие военное образование, как правило, обладают узкоспециализированной профессиональной подготовкой и, в то же время считается, большим опытом выживания в экстремальных условиях.

К таким условиям относятся:

1) природные и климатические – сверхнизкие и сверхвысокие температуры, высокая влажность, повышенный радиационный фон и т.д.;

2) боевые – участие в локальных военных конфликтах, антитеррористических операциях, несение боевых дежурств и вахт;

3) социальные – отсутствие необходимых бытовых удобств и условий для отдыха, отдаленность от крупных населенных пунктов и т.д.

Среди уволенных в запас военнослужащих около 70% – с высшим образованием. По характеру профессиональной подготовки, опыт управленческой деятельности имеют 10-12%; инженерно-технической – 78-80%; специальной (медицинской, юридической, педагогической и т.д.) – 10-12% уволенных в запас. 

Военнослужащие, уволенные в запас, находятся под постоянным давлением следующих травматических факторов, препятствующих их оперативному и эффективному трудоустройству в любую сферу деятельности, в том числе и в систему образования:

- недостаточное знание особенностей и условий жизни в гражданском обществе, специфики рыночных отношений;

- нечеткое представление о своей профессиональной пригодности в структуре рыночной экономики;

- личностные изменения, обусловленные длительным пребыванием в изолированных гарнизонах, особых климатических районах, в подразделениях, в условиях боевых действий и т.п.

- существенное изменение и даже снижение социального статуса;

- необходимость «начинать все сначала».

Существуют профессиональные как преимущества, так и недостатки, осложняющие трудоустройство бывших военнослужащих в сфере образования.

К преимуществам можно отнести следующее:

- полученная в армии профессиональная подготовка;

- личностные качества, сформированные в армии;

- физическая выносливость;

- мобильность и умение рационально использовать время;

- требовательность к себе;

- высокая работоспособность;

- дисциплинированность и исполнительность;

К недостаткам относятся:

- недостаточное знание гражданской жизни;

- привычка к жесткой организации не только профессиональной, но и повседневной деятельности;

- возникает наложение психологических, материальных и бытовых проблем, происходит радикальное обновление всех сфер жизнедеятельности;

- информационная и методическая неподготовленность к переориентации  на  педагогическую деятельность;

- изменения в системе взаимоотношений с людьми в новых гражданских условиях: не всегда хватает гибкости, мягкости, не выработан конструктивный подход, проявляется прямота, жесткость суждений.

На начальном этапе становления профессиональной компетентности учителя ОБЖ у специалиста с военным образованием  могут возникнуть определенные трудности. Первые 1-1,5 месяца происходит общее знакомство с деятельностью, адаптация. В это время представление о профессии педагога еще довольно расплывчато, нет четких знаний всего диапазона ее требований к личности специалиста, тем более что они не проверены собственным опытом. Успех в начале освоения профессии чаще всего определяется уровнем развития общепрофессиональных качеств – интеллекта, ответственности, трудолюбия и т. д. Позже, с переходом к освоению конкретных профессиональных навыков и умений, на передний план выходят другие группы индивидуальных качеств,  определяющие успех именно в данной деятельности, то есть профессионально важные для нее качества. Они могут не соответствовать уже имеющимся установкам и опыту, которые личность неизбежно будет стремиться использовать и в новой работе. Обостряется основное противоречие данного процесса: между требованиями новой деятельности и опытом личности, уже сформированных особенностей ее психики и закрепленных в предыдущей деятельности. Существующий лимит времени на освоение новой профессии создает дополнительную напряженность процессу переориентации. Здесь же могут проявляться противоречия, связанные с несовпадением оценок профессии непосредственно в деятельности и образами ее, сформированными ранее по рассказам других лиц, а также между пониманием необходимости освоения профессии и переживанием своей неспособности к этому. В случае если указанные противоречия оказываются для личности неразрешимыми, падает эффективность деятельности и удовлетворенность ею, снижается оценка собственных возможностей, осознается ошибочность сделанного выбора. Неудовлетворенность профессией сказывается на результатах труда любого работника, но особенно она чревата последствиями в деятельности учителя, где «педагогический брак» оборачивается изъянами в знаниях и воспитании детей. Учитывая специфику педагогической деятельности, подобные «ошибки» недопустимы.

Следовательно, вступлению в должность учителя безопасности жизнедеятельности должен предшествовать предварительный отбор на профессиональную пригодность к педагогической деятельности и специальная психолого-педагогическая подготовка. Многие перечисленные качества личности бывших военнослужащих, сформированные во время прохождения службы, становятся непреодолимым препятствием для педагогической деятельности.

Завершая обзор проблемы становления профессиональной компетентности учителя безопасности жизнедеятельности на начальном этапе у специалистов с военным образованием, приведем мнение Е.В. Юрченко, с которым полностью согласны: «Привлечение к деятельности учителя всех желающих, даже добросовестно выполняющих свои обязанности лиц, приводит к размыванию, упрощению и выхолащиванию понятия «профессионал» применительно к учителю и отсутствию установки на профессионализм».

Литература

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области