Применение современных методов обучения в
профессиональном образовании
преподаватель общеобразовательного цикла ГПОУ ЮТК
Игнашина А.С.
«Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Дай мне действовать самому, и я пойму»
Конфуций
Чему и как учить современного студента?! Похоже, что это «вечный вопрос», так как цели, содержание и методы обучения необходимо удовлетворить потребностям непрерывно меняющегося общества, текущий год показал и научил нас как работать в режиме дистанционного обучения.
В новых условиях необходимо создавать и новые технологии обучения, т.е. пути, приемы, способы, позволяющие обеспечить эффективное понимание обучающимися реального мира, успешную адаптацию к жизни в информационно перенасыщенной среде и интеллектуальное развитие. Например, с помощью специальной системы заданий, обеспечивающих логическую переработку информации.
В последние десятилетия в сфере познавательной деятельности активно разрабатывается новая научная дисциплина – когнитивная наука, занимающаяся человеческим разумом, мышлением, и теми ментальными процессами и состояниями, которые с ними связаны. Особенно активно когнитивные процессы исследуются в психологии и дидактике как возможные пути оптимизации учебного процесса в современных условиях образования, мне кажется этот подход очень близок к информационным технологиям как один из обязательных. Потому что студенты перестали мыслить логически, а когнитивная наука развивает интеллект. Студентам проще найти ответ на любой вопрос в интернете, нажать Ctrl+C(копировать), Ctrl+V(вставить) при этом, не запоминая информацию, а значит запоминание материала минимально, так как мыслительный процесс почти отсутствует и происходит это все машинально.
В классическом образовании я второй год, хочется поделиться своим небольшим опытом который я апробирую. Считаю, что специалист должен быть выращен постепенно, в несколько этапов. На каждом этапе я ставлю перед собой разные цели:
- на первом этапе – заинтересовать, мотивировать, увлечь студента; воспитать устойчивый интерес к изучаемой дисциплине;
- на втором – показать, где в профессиональной деятельности можно применить полученные на уроках знания;
-на третьем этапе – научить студента самостоятельно применять информационные технологии для решения профессиональных задач;
- на четвертом этапе – ориентировать специалиста на самообразование.
Французский писатель Анатоль Франс сказал: «Искусство обучения есть искусство будить в юных душах любознательность и затем удовлетворять её»
Поэтому на первом этапе обучения, на различных этапах урока, нужно применять игровые технологии. При формировании темы и целеполагания урока, использую Лови ошибку, анаграммы и т.д. На этапе актуализации знаний использую индивидуальный опрос с помощью игры «Кто хочет стать отличником?». При тематическом контроле знаний на уроках обобщения и систематизации знаний использую игру «Морской бой». Благодаря этому на уроках создается благоприятная обстановка для делового сотрудничества преподавателя и обучающихся.
На втором этапе ориентирую студентов на применение изученного, в практической деятельности применяю элементы ролевой игры. Студенты, при выполнении практических работ по теме «Программа презентаций Power Point», создают презентации на интересующие их темы, «Моя профессия» « Мое хобби». Если это студенты специальности «Правоохранительная деятельность», то они рекламируют услуги юридической организации, строители – строительной компании, менеджерами которой являются. На данном этапе так же рекомендую проводить интегрированные уроки. Они дают наглядно понять, как можно применять знания, полученные на уроках «Информатика», при решении любых задач. Ведь интеграция информатики возможна со многими точными науками, где необходимо выполнять расчеты. Например, с математикой, физикой, различными специальными дисциплинами.
На третьем этапе, дисциплина «Информационные технологии в профессиональной деятельности», становится прикладной. Студенты профессиональных специальностей применяют полученные знания и умения на учебной практике, при выполнении курсовых и дипломных проектов. Студенты специальности «Правоохранительная деятельность» на практических занятиях осуществляют поиск документов, необходимых для разрешения производственных правовых вопросов в справочно-поисковых системах «Гарант» и «КонсультантПлюс».
На четвертом этапе уделяю особое внимание формированию познавательной самостоятельности студентов. Основной задачей на этом этапе является подготовка специалиста, способного творчески мыслить, самостоятельно обучаться и ориентироваться в информационном пространстве .
На всех этапах обучения мной используются технология сотрудничества, рефлексивного обучения и информационно-коммуникационная технология
Информационно-коммуникационная технология содействует совершенствованию качества обучения. Приобщение студента к информационно-коммуникационным возможностям технологий сегодняшних дней и приносит больше возможностей для саморазвития будущего специалиста. Специалист высокого уровня должен уметь решать профессиональные задачи с привлечением данных технологий. Таковы требования нашего времени.