«Как появилась книга?»
Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности
Задачи:
1. Развивающая. Познакомить с историей создания книги, проследить развитие книги в прошлом, настоящем и будущем;
2. Обучающая. Продолжать расширять и уточнять представление детей о книгах, учить устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
3. Воспитывающая. Формировать бережное отношение к книгам, уважительное отношение к трудовой деятельности людей, которые их создают.
Воспитывать интерес и любовь к книге, как источнику знаний.
Материал и оборудование: Камни, глина, стеки, береста, азбука(буквы), гуашь, кисти, алгоритм свойства бумаги, книги, презентация изготовления книги.
Ход занятия:
(дети сидят на стульях полукругом)
В. Сегодня у нас необычное занятия, мы поговорим ? А о чём вы мне сейчас сами скажете. Отгадайте загадку.
*Не куст, а с листочками,
Не рубаха, а сшита,
Не человек, а рассказывает (книга)
В. Молодцы, Вы отгадали загадку. Для чего нам нужны книги? (читать, учиться)
В. Какие книги бывают? (детские, для взрослых, познавательные, электронные).
В. А из чего сделаны книги? (из бумаги).
В. Давайте вспомним свойства бумаги, а поможет вам в этом алгоритм.
В. А кто знает, как появилась бумага и первая книга? Не знаете? Тогда давайте отправимся в путешествие. В страну «Историю». На чём мы можем отправиться в путешествие? (на самолете, корабле, автобусе, и т. д.). У меня есть волшебный платок и волшебные слова. Подойдите все ко мне.(накрываю платком и произношу слова).
1,2,3,4,5 – в волшебной стране «Истории» окажемся сейчас!
1стол. Смотрите, лежат необычные камни с рисунками и угольки (дети рассматривают их). С помощью таких знаков-рисунков на камне писали древние люди. Археологи находят пещеры, стены которых покрыты подобными надписями-рисунками. Учёные даже расшифровали их. Они рассказывают об условиях жизни, охоте первобытных людей.
Попробуйте сами, что ни будь нарисовать, и давайте сложим их в книгу. Получиться? Почему?(неудобно, падают, тяжелые).
Воспитатель: Да и хранить такие тяжёлые записи было тяжело. Поэтому древние люди стали искать более удобный материал для письма.
2 стол. Они решили использовать глину и стали делать записи на табличках из сырой глины, выдавливая знаки острой палочкой-клинком. Глиняные таблички высыхали, и запись могла сохраняться долгие годы. Хотите попробовать?(дети рисуют на глиняных табличках). Давайте попробуем сложить в книгу. Получится?(книга будет тяжёлая и хрупкая).
Чуть позже, жители Египта, научились обрабатывать болотное растение-папирус и делать из него листы, очень похожие на бумагу. Эти листы сворачивали в свитки или разрезали. Посмотрите, как выглядит такой свиток. Показ иллюстрации.
3стол. В Древней Руси письма и документы процарапывали на бересте особым инструментом, сделанным из кости. Береста - это кора берёзы. Все старинные русские письма и документы назывались берестяными грамотами. Посмотрите, как выглядит береста. Попробуйте сложить её и сделать обложку для книги. Удобен ли такой материал для изготовления книги?
Физминутка(проводят дети)
Много веков люди искали лёгкий и прочный материал. Прошло немало времени, и наконец, в Китае придумали способ изготовления бумаги, который долго держали в большом секрете. Только спустя столетия люди из других стран и у нас в России узнали этот способ. Оказалось, китайцы изготавливали бумагу из растительных волокон. Эта первая бумага была плохого качества: шероховатая, жёлтая. Однако с её появлением книги стали походить на настоящие: с обложками, страницами, картинками. Книги писали и красиво разрисовывали от руки, поэтому их и называли рукописными. Требовалось много времени и труда, чтобы создать такие книги вручную. Рукописные книги украшали самоцветами, золотом и серебром. Книги получались очень красивыми. Но они были дорогими, и не каждый мог их купить. Как вы думаете, в те давние времена книг было много или мало?
Возможность создавать книги быстрее и проще появилась, когда люди изобрели печатный станок. С тех пор уже не нужно было выписывать каждую букву. Знаете, кто придумал первый печатный станок в Древней Руси? Русский изобретатель Иван Фёдоров (показ иллюстрации). Он изготовил буквы, из которых составлял слова. Намазывал буквы краской, прикладывал их к бумаге - и на ней отпечатывался текст.
4стол. Хотите попробовать напечатать буквы?(дети берут по одной букве, намазывают гуашью и прикладывают лист бумаги).
В. Кто знает, из чего делают бумагу у нас в стране? (из древесины).
Книги не сразу становятся яркими. Ребята, жизнь любой книги начинается в лесу.
Садись, и послушайте(презентация изготовлении книги).
А вы знаете, какой долгий путь проходит книга пока до нас доходит? Сколько труда вложено, чтобы получилась интересная книга. Книги не сразу становятся яркими. Ребята, жизнь любой книги начинается в лесу.
Сначала была маленькая сосенка, потом она стала сосной, шли годы, верхушка сосны тянулась к солнцу. Но вот однажды в лесную чащу пришли лесорубы и спилили это могучее дерево. Лесорубы обрубают ветви, вяжут деревья. На помощь лесорубам спешит трактор, в тайге его называют лесным вездеходом.
Река – самая просторная дорога для леса. Точно огромные рыбины плывут брёвна по ней вниз по течению.
Голубая дорога приведет стволы на лесоперерабатывающий комбинат. Из них будут делать бумагу. Деревья там распиливают и измельчают в опилки. Дальше варят, чтобы получить волокнистую массу, похожую на жидкое тесто. Машины разливают и раскатывают бумажное тесто, потом из полос получается бумага, которую сматывают в огромные бумажные рулоны. Рулоны эти разрезают на листы.
Писатели должны много знать, чтобы написать интересную книгу. А чтобы книга была красочной, необходимо поработать еще и художникам
Сейчас книгу не переписывают от руки, а печатают в типографии. Типография – книжная фабрика. Как на любой фабрике, здесь много цехов. В одном цехе подготавливают бумагу, в другом краски, и в каждом цехе машины. Теперь книгу делают при помощи машин. В печатную машину подаётся чистая белая бумага, а выходит с текстами и картинками. Далее необходимо сложить листы, правильно, странички должны идти одна за другой. Затем книга попадает в машину, которая делает на неё обложку. Вот и готова книга.
Потом книги попадают в книжный магазин, в библиотеку.
Вот такой долгий путь проходит книга, чтобы из дерева превратиться в книгу. Это очень большой труд людей и мы должны этот труд беречь, уважать книгу.
Сегодня мы с вами узнали, какими были первые книги, как они выглядели, и какой долгий путь проходит книга, чтобы мы с вами могли их читать.
Нам пора возвращаться в детский сад.
1,2,3,4,5 – возвращаемся в детский сад опять.
Понравилось вам наше путешествие? Что понравилось больше всего?
Все были молодцы! Занятие окончено.