Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Как появилась книга»

Задачи 1. Развивающая. Познакомить с историей создания книги, проследить развитие книги в прошлом, настоящем и будущем 2. Обучающая. Продолжать расширять и уточнять представление детей о книгах, учить устанавливать причинно-следственные связи между явлениями 3. Воспитывающая. Формировать бережное отношение к книгам, уважительное отношение к трудовой деятельности людей, которые их создают. Воспитывать интерес и любовь к книге, как источнику знаний.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

«Как появилась книга?»

Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности

Задачи:

1. Развивающая. Познакомить с историей создания книги, проследить развитие книги в прошлом, настоящем и будущем;

2. Обучающая. Продолжать расширять и уточнять представление детей о книгах, учить устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;

3. Воспитывающая. Формировать бережное отношение к книгам, уважительное отношение к трудовой деятельности людей, которые их создают.

Воспитывать интерес и любовь к книге, как источнику знаний.

Материал и оборудование: Камни, глина, стеки, береста, азбука(буквы), гуашь, кисти, алгоритм свойства бумаги, книги, презентация изготовления книги.

Ход занятия:

(дети сидят на стульях полукругом)

 В. Сегодня у нас необычное занятия, мы поговорим ? А о чём вы мне сейчас сами скажете. Отгадайте загадку.

*Не куст, а с листочками,

Не рубаха, а сшита,

Не человек, а рассказывает (книга)

В. Молодцы, Вы отгадали загадку. Для чего нам нужны книги? (читать, учиться)

В. Какие книги бывают? (детские, для взрослых, познавательные, электронные).

В. А из чего сделаны книги? (из бумаги).

В. Давайте вспомним свойства бумаги, а поможет вам в этом алгоритм.

В. А кто знает, как появилась бумага и первая книга? Не знаете? Тогда давайте отправимся в путешествие. В страну «Историю». На чём мы можем отправиться в путешествие? (на самолете, корабле, автобусе, и т. д.). У меня есть волшебный платок и волшебные слова. Подойдите все ко мне.(накрываю платком и произношу слова).

1,2,3,4,5 – в волшебной стране «Истории» окажемся сейчас!

1стол. Смотрите, лежат необычные камни с рисунками и угольки (дети рассматривают их). С помощью таких знаков-рисунков на камне писали древние люди. Археологи находят пещеры, стены которых покрыты подобными надписями-рисунками. Учёные даже расшифровали их. Они рассказывают об условиях жизни, охоте первобытных людей.

Попробуйте сами, что ни будь нарисовать, и давайте сложим их в книгу. Получиться? Почему?(неудобно, падают, тяжелые).

Воспитатель: Да и хранить такие тяжёлые записи было тяжело. Поэтому древние люди стали искать более удобный материал для письма.

2 стол. Они решили использовать глину и стали делать записи на табличках из сырой глины, выдавливая знаки острой палочкой-клинком. Глиняные таблички высыхали, и запись могла сохраняться долгие годы. Хотите попробовать?(дети рисуют на глиняных табличках). Давайте попробуем сложить в книгу. Получится?(книга будет тяжёлая и хрупкая).

 Чуть позже, жители Египта, научились обрабатывать болотное растение-папирус и делать из него листы, очень похожие на бумагу. Эти листы сворачивали в свитки или разрезали. Посмотрите, как выглядит такой свиток. Показ иллюстрации.

3стол. В Древней Руси письма и документы процарапывали на бересте особым инструментом, сделанным из кости. Береста - это кора берёзы. Все старинные русские письма и документы назывались  берестяными грамотами. Посмотрите, как выглядит береста. Попробуйте сложить её и сделать обложку для книги. Удобен ли такой материал для изготовления книги?

Физминутка(проводят дети)

Много веков люди искали лёгкий и прочный материал. Прошло немало времени, и наконец, в Китае придумали способ изготовления бумаги, который долго держали в большом секрете. Только спустя столетия люди из других стран и у нас в России узнали этот способ. Оказалось, китайцы изготавливали бумагу из растительных волокон. Эта первая бумага была плохого качества: шероховатая, жёлтая. Однако с её появлением книги стали походить на настоящие: с обложками, страницами, картинками. Книги писали и красиво разрисовывали от руки, поэтому их и называли рукописными. Требовалось много времени и труда, чтобы создать такие книги вручную. Рукописные книги украшали самоцветами, золотом и серебром. Книги получались очень красивыми. Но они были дорогими, и не каждый мог их купить. Как вы думаете, в те давние времена книг было много или мало?

Возможность создавать книги быстрее и проще появилась, когда люди изобрели печатный станок. С тех пор уже не нужно было выписывать каждую букву. Знаете, кто придумал первый печатный станок в Древней Руси? Русский изобретатель Иван Фёдоров (показ иллюстрации). Он изготовил буквы, из которых составлял слова. Намазывал буквы краской, прикладывал их к бумаге - и на ней отпечатывался текст.

4стол. Хотите попробовать напечатать буквы?(дети берут по одной букве, намазывают гуашью и прикладывают лист бумаги).

В. Кто знает, из чего делают бумагу у нас в стране? (из древесины).

Книги не сразу становятся яркими. Ребята, жизнь любой книги начинается в лесу.

Садись, и послушайте(презентация изготовлении книги).

А вы знаете, какой долгий путь проходит книга пока до нас доходит? Сколько труда вложено, чтобы получилась интересная книга. Книги не сразу становятся яркими. Ребята, жизнь любой книги начинается в лесу.

Сначала была маленькая сосенка, потом она стала сосной, шли годы, верхушка сосны тянулась к солнцу. Но вот однажды в лесную чащу пришли лесорубы и спилили это могучее дерево. Лесорубы обрубают ветви, вяжут деревья. На помощь лесорубам спешит трактор, в тайге его называют лесным вездеходом.

Река – самая просторная дорога для леса. Точно огромные рыбины плывут брёвна по ней вниз по течению.

Голубая дорога приведет стволы на лесоперерабатывающий комбинат. Из них будут делать бумагу. Деревья там распиливают и измельчают в опилки. Дальше варят, чтобы получить волокнистую массу, похожую на жидкое тесто. Машины разливают и раскатывают бумажное тесто, потом из полос получается бумага, которую сматывают в огромные бумажные рулоны. Рулоны эти разрезают на листы.

Писатели должны много знать, чтобы написать интересную книгу. А чтобы книга была красочной, необходимо поработать еще и художникам

Сейчас книгу не переписывают от руки, а печатают в типографии. Типография – книжная фабрика. Как на любой фабрике, здесь много цехов. В одном цехе подготавливают бумагу, в другом краски, и в каждом цехе машины. Теперь книгу делают при помощи машин. В печатную машину подаётся чистая белая бумага, а выходит с текстами и картинками. Далее необходимо сложить листы, правильно, странички должны идти одна за другой. Затем книга попадает в машину, которая делает на неё обложку. Вот и готова книга.

Потом книги попадают в книжный магазин, в библиотеку.

Вот такой долгий путь проходит книга, чтобы из дерева превратиться в книгу. Это очень большой труд людей и мы должны этот труд беречь, уважать книгу.

Сегодня мы с вами узнали, какими были первые книги, как они выглядели, и какой долгий путь проходит книга, чтобы мы с вами могли их читать.

Нам пора возвращаться в детский сад.

1,2,3,4,5 – возвращаемся в детский сад опять.

Понравилось вам наше путешествие? Что понравилось больше всего?

Все были молодцы! Занятие окончено.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области