Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Красный Текстильщик»
муниципального образования «Город Саратов»
«Утверждаю»
Директор МАОУ «СОШ
п. Красный Текстильщик»
____________/Л.Н.Промкина/
«____»_______________2021 г.
Рабочая программа
«Школа будущего первоклассника»
Программу разработали
учителя начальных классов:
Леснова Е.И.
2021г.
Пояснительная записка
Проблема готовности ребенка к школе существовала всегда и понимание её
постоянно уточняется и конкретизируется. Так, если в начале внимание ученых и
педагогов - практиков было сосредоточено на том, какие именно знания и навыки
необходимо формировать у дошкольников, то сейчас на первое место выдвинут вопрос о том, какие условия нужно создать, для того чтобы обеспечить эффективное
поступательное развитие у ребенка качеств школьной зрелости.
К старшему дошкольному возрасту, когда дети приобретают определенный кругозор,запас конкретных знаний, перед ними встает проблема адаптации к условиям школьной жизни. А если учесть современные требования программ начального обучения, то становится ясным, что необходима организация качественно новой подготовки детей к школе, причем проводимой именно учителями начальной школы и школьными психологами.
В работе с дошкольниками необходимо учитывать то, что умственные процессы
(восприятие, наглядно-образное мышление, продуктивное воображение и др.),
определяющие готовность детей к школе, должны формироваться в свойственных для них привычных видах деятельности: игре, рисовании, конструировании, которые позволяют детям почувствовать себя активными, самостоятельными, способными решать постоянно усложняющиеся задачи и быстро адаптироваться к школе, к учебной деятельности.
Данная программа представляет собой систему подготовки, основой которой является интегрированный курс, объединяющий все основные направления, развивающие необходимые качества, навыки, стимулирующие познавательные интересы, а главное, все занятия проходят «по - настоящему» - в школе, в классе, формируя, таким образом школьные, но еще детские отношения.
Программа «Школа будущего первоклассника» предназначена для подготовки детей к школе и разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения.
Программа составлена на основе следующих нормативных правовых документов:
Цель программы – подготовка ребенка к школьной жизни, новой
ведущей деятельности, снятие трудностей адаптации в новой для него
социальной среде, развитие и коррекция познавательных и коммуникативных
способностей ребенка, выявление уровня подготовленности будущих
первоклассников для дальнейшей квалифицированной помощи ребенку и
родителям в учебном процессе.
Содержание занятий и методика обучения ориентированы на решение
следующих задач:
1. Формирование навыков учебной деятельности, развитие познавательных
интересов и стимулирование желания учиться в школе, воспитание
устойчивого внимания, наблюдательности, организованности.
2. Воспитание у детей коллективизма, уважения к старшим, стремления
оказывать друг другу помощь.
3. Развитие у детей наглядно-образного и логического мышления,
произвольного внимания, зрительно-слухового восприятия, воображения,
мелкой моторики и координации движения рук, умения ориентироваться в
пространстве и во времени.
Программа подготовки дошкольников к школе идет по следующим
направлениям:
1. Развитие внимания и памяти.
2. Развитие связной, грамматически и фонетически правильной речи.
3. Овладение элементарными знаниями, умениями и навыками по
математике и обучению грамоте.
4. Развитие умственных способностей.
5. Развитие социально-психологической готовности к школе (умение
общаться, слушать учителя и товарища, действовать совместно с другими).
6. Развитие волевой готовности ребенка.
Принципы работы при подготовке детей к обучению:
*учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;
*системность и плановость;
*уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в
сочетании с разумной требовательностью;
*занимательность, непринужденность, игровой характер учебного
процесса;
*развитие интеллектуальных качеств, психических функций: памяти,
внимания, воображения, речи, мышления;
* контакт с родителями: организация бесед по интересующим их
проблемам.
Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным
особенностям ребенка и не дублируют школу.
Методы работы:
метод эвристической беседы;
метод ролевой игры;
поисково-познавательный метод;
игровой метод;
иллюстративный метод;
метод «обратной связи».
Сроки реализации программы .
Программа «Школа будущего первоклассника» предлагает систему адаптационных занятий и состоит из следующих курсов:
Занятия организуются до начало учебного года в зимне-весенний период ,один раз в неделю. Программа рассчитана на 30 часов -это 15 дней по 2 занятия в день. Продолжительность занятий -35 минут, перерыв между занятиями 15 минут + динамическая пауза в спортивном зале 35 минут.
Возраст детей - 6,6 - 7 лет.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
программы.
Личностными результатами дошкольной подготовки является формирование
следующих умений:
определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для
всех правила поведения (этические нормы);
в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на
общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при
поддержке учителя);
при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и
поступкам других людей;
понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его
собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как
его поступки выглядят в глазах окружающих людей;
выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их
поступкам;
объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему;
иметь положительную мотивацию к учебной деятельности: «Я хочу учиться!»
(самый желаемый планируемый личностный результат).
Метапредметными результатами дошкольной подготовки является формирование
следующих универсальных учебных действий (далее по тексту УУД): регулятивных,
познавательных, коммуникативных.
Регулятивные УУД:
учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью
учителя;
учиться работать по предложенному учителем плану;
учиться проговаривать последовательность действий на занятии;
учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с
материалом (иллюстрациями) учебного пособия;
учиться отличать верно выполненное задание от неверно выполненного;
учиться совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку
своей деятельности на занятии и деятельности всего класса;
учиться оценивать результаты своей работы.
Познавательные УУД:
учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного;
учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в
условных обозначениях);
учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры,
предметные картинки);
классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;
учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем;
учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять
математические рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей,
заменять слово, предложение схемой).
Коммуникативные УУД:
называть свои фамилию, имя, домашний адрес;
слушать и понимать речь других;
учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной,
уважать иную точку зрения;
учиться оформлять свои мысли в устной форме;
строить понятные для партнера высказывания;
уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от
партнера по деятельности;
совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и
общения и учиться следовать им;
сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей
заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях
конфликтов интересов;
учиться выполнять различные роли при совместной работе.
Предметные результаты.
По окончанию программы будущий первоклассник научится:
Получит возможность научиться:
Таким образом, предшкольное образование обеспечивает плавный переход из дошкольного детства в начальную школу детей с разными стартовыми возможностями, т.е. позволяет реализовать главную цель преемственности двух смежных возрастов – создать условия для благополучной адаптации ребенка к школьному обучению, развить его новые социальные роли и новую ведущую деятельность.
Содержание учебного курса
Курс «Развитие речи с элементами творческого развития»(15 часов)
Звук. Правильное произношение всех звуков русского языка. Гласные и согласные звуки. Место звука в слове. Чистоговорки, скороговорки, работа над артикуляцией. Детские потешки, загадки, сказки, особенности их построения. Передача настроения в интонации при чтении. Использование слов в прямом и переносном значении. Определение сказочного героя по описанию его внешних признаков. Восстановление событий сказки по ее началу. Разыгрывание сказок по ролям с использованием средств языковой выразительности. Диалог. Мимика, жесты. Сочинение сюжетных рассказов по картине, из опыта, по игрушкам. Работа со словарем. Рисование. Апликация. Лепка.
Курс«Математика с элементами познания окружающего мира» (15 часов)
Сравнение предметов по цвету, размеру, форме. Нахождение общих и различных признаков в группе предметов. Классификация предметов по цвету, размеру, форме. Добавление своих предметов в данную группу по определенным признакам. Расположение предметов на плоскости и в пространстве. Числа от 1 до 10. Количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном порядке. Порядковый счет предметов. Состав чисел до 10 из единиц. Приемы отсчитывания и присчитывания по одному, по два. Растения. Животные. Человек и его деятельность. Мир предметов. Времена года и явления природы. Основы безопасности жизнедеятельности. Временные отношения.
Календарно-тематическое планирование
№ | Занятия | Содержание | Дата план | Дата факт |
День 1 | 1.Развитие речи с элементами познания окружающего мира | Знакомство друг с другом, со школой, со школьными принадлежностями. Учимся правильно сидеть, держать ручку. Знакомство с тетрадью. Ориентировка в тетради в линию. Письмо элементов букв. | 6.02 | |
2. Физкультурная минутки. | Подвижные игры Танцевальная пауза | |||
3. Математика с элементами творческого развития | Сравнение предметов по цвету, форме, размеру. Ориентировка на листе бумаги в клетку (левее, правее, выше, ниже, от, до, над, под). Рисование бордюра. | |||
День 2 | 1.Развитие речи с элементами познания окружающего мира | Любимая игрушка. Составляем рассказ-описание про свои игрушки. Рисование по представлению. Письмо элементов букв. | 13.02 | |
2. Физкультурная минутки. | Подвижные игры Танцевальная пауза | |||
3. Математика с элементами творческого развития | Счет предметов: количественный и порядковый. Сказка «Репка». Театрализация сказки «Репка».Рисование бордюра. | |||
День 3 | 1.Развитие речи с элементами познания окружающего мира | Для чего мы говорим?Речь.Предложение. Слово.Правила при письме. Письмо элементов букв. | 20.02 | |
2. Физкультурная минутки. | Подвижные игры Танцевальная пауза | |||
3. Математика с элементами творческого развития | Пространственные отношения. Графические диктанты. Рисование бордюра. | |||
День 4 | 1.Развитие речи с элементами познания окружающего мира | В мире сказок. Герои сказки «Колобок».Живая и не живая природа. Письмо элементов букв. | 27.02 | |
2.Физкультурные минутки. | Подвижные игры Танцевальная пауза | |||
3. Математика с элементами творческого развития | Дни недели, их последовательность; название месяцев, года. Части суток, их последовательность. Значение понятий вчера, сегодня, завтра. Раскраска «Времена года» Рисование бордюра. | |||
День 5 | 1.Развитие речи с элементами познания окружающего мира | Женский день. Знакомство с праздником 8 Марта. Письмо элементов букв. | 6.03 | |
2.Физкультурные минутки. | Подвижные игры Танцевальная пауза | |||
3. Математика с элементами творческого развития | Знакомство с геометрическими фигурами. Составление узоров и декоративных композиций из геометрических и растительных форм, открытка к празднику 8 Марта. Рисование бордюра. | |||
День 6 | 1.Развитие речи с элементами познания окружающего мира | Учимся слышать звуки и называть их. Игра со словами. Наблюдения. Сезонные изменения в природе, явления природы:дождь,гром,ветер… Письмо элементов букв. | 13.03 | |
2.Физкультурные минутки. | Подвижные игры.Танцевальная пауза | |||
3. Математика с элементами творческого развития | Развитие пространственных отношений. Рисование по точкам. Рисование бордюра. | |||
День 7 | 1.Развитие речи с элементами познания окружающего мира | Произношение звуков. Чистоговорки. Выделение звуков на слух. Письмо элементов букв. | 20.03 | |
2.Физкультурные минутки. | Подвижные игры Танцевальная пауза | |||
3. Математика с элементами творческого развития | Работа с множествами Соотнесение числа и цифры . Графический диктант. Рисование бордюра. | |||
День 8 | 1.Развитие речи с элементами познания окружающего мира | Графическое обозначение звуков. Артикуляционные упражнения. Скороговорки. Письмо элементов букв. | 27.03 | |
2.Физкультурные минутки. | Подвижные игры Танцевальная пауза | |||
3. Математика с элементами творческого развития | Состав чисел. Логические задания на развитие памяти и мышления. Рисование бордюра. | |||
День 9 | 1.Развитие речи с элементами познания окружающего мира | Развитие речи. Доскажи словечко. Составление рассказа по серии картинок. Письмо элементов букв. | 3.04 | |
2.Физкультурные минутки. | Подвижные игры Танцевальная пауза | |||
3. Математика с элементами творческого развития | Сравнение множеств (больше, меньше, равно).Рисование бордюра. | |||
День 10 | 1.Развитие речи с элементами познания окружающего мира | Моя Родина. Составление рассказа на тему «Где я живу» Письмо элементов букв. | 10.04 | |
2.Физкультурные минутки. | Подвижные игры Танцевальная пауза | |||
3. Математика с элементами творческого развития | Формирование навыков сложения и вычитания. Решение стихотворных задач. Рисование бордюра. | |||
День 11 | 1.Развитие речи с элементами познания окружающего мира | Культура речи. Волшебные слова. Вежливые слова. Разыгрывание различных жизненных ситуаций, с использованием вежливых слов. Письмо элементов букв. | 17.04 | |
2.Физкультурные минутки. | Подвижные игры Танцевальная пауза | |||
3. Математика с элементами творческого развития | Логические задания на развитие внимания, воображения. Рисование бордюра. | |||
День 12 | 1.Развитие речи с элементами познания окружающего мира | Речевая разминка. Составление рассказа по картинкам. Театрализация по сказке «Теремок».Письмо элементов букв. | 24.04 | |
2.Физкультурные минутки. | Подвижные игры. Танцевальная пауза | |||
3. Математика с элементами творческого развития | Игры с мозаикой. Составление картин по образцу и самостоятельное продумывание сюжета. Рисование бордюра. | |||
День 13 | 1.Развитие речи с элементами познания окружающего мира | Наши праздники. Беседа о ВОВ. Рассказ по теме «Что я знаю о войне?» Письмо элементов букв. | 8.05 | |
2.Физкультурные минутки. | Подвижные игры Танцевальная пауза | |||
3. Математика с элементами творческого развития | Ознакомление с линейкой. Штриховка по линейке и без. Рисование бордюра. | |||
День 14 | 1.Развитие речи с элементами познания окружающего мира | Слова противоположные по смыслу. Слова близкие по смыслу. Родственные слова. Письмо элементов букв. | 15.05 | |
2.Физкультурные минутки. | Подвижные игры Танцевальная пауза | |||
3. Математика с элементами творческого развития | Пространственные отношения. Числовой ряд. Рисование бордюров. Продолжи узор. Время. Часы. | |||
День 15 | 1.Развитие речи с элементами познания окружающего мира | Подведение итогов. Обобщение и систематизация знаний детей. Диагностические исследования. | 22.05 | |
2. Математика с элементами творческого развития |
Материально-техническое обеспечение
С учетом возрастных особенностей детей на занятиях используется :