Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Рабочая программа по основам духовно-нравственной культуры России «Моя малая Родина»

Цель курса «Моя малая Родина» воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей, чувства ответственности за судьбу родного города, желание трудиться на его благо, беречь и приумножать его богатства, приобщать детей к культуре и традициям народа и города. Задачи - изучение истории родного города, обычаев, традиций и духовной культуры своего народа - формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему родного города, области, своего народа, любви к Отечеству - воспитание любви к своей семье, родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций - воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, интереса к прошлому и настоящему родного города и области - развитие бережного отношения к своему городу достопримечательности, культура, природа - формирование желания и умения участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в природе, социуме - обучение способам действий работы с информацией поиск, анализ, преобразование, передача, хранение информации, ее использование в учебной деятельности и повседневной жизни - освоение историко–обществоведческих знаний об окружающем мире, распределенных во времени и пространстве история улиц, площадей, зданий, города, рода - умение строить монологическое высказывание по предложенной теме, по заданному вопросу - развитие воображения как основы для решения творческих задач, мышления как умения анализировать, сравнивать, обобщать факты - выявление степени достоверности и оценки одних и тех же событий в разных исторических источниках - формирование культуры общения и поведения в обществе - воспитание положительной привычки учащихся 5 классов в организации собственного досуга на основе реализации деятельностного подхода - воспитание творческой личности в процессе осуществления трудовой, эстетической деятельности - воспитание бережного отношения к этнокультурному наследию родного края. Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий. - раскрыть значение «малой родины» в жизни человека - сформировать бережное отношение к истории и природе родного края

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Анжеро-Судженского городского округа «Основная общеобразовательная школа №32» (МАОУ «ООШ № 32)

Рабочая программа

по основам духовно-нравственной культуры России

«Моя малая Родина»

(вариативная часть)

5 класс

Авторы-составители:

Ходырева М.В., Каменщикова О.М.

Анжеро-Судженск

2021

Пояснительная записка

           Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного  стандарта  и Примерных программ внеурочной деятельности (начальное и основное образование). Программа ориентирована на учащихся 5  класса,  осуществляется  в рамках исследовательской деятельности на занятиях,  рассчитана на 1  час  в неделю, 34 часа  в год. Данная программа является вариативной в блоке духовно-нравственного направления.

   Цель  курса  «Моя малая Родина»: воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей, чувства ответственности за судьбу родного  города, желание трудиться на его благо, беречь и приумножать его богатства, приобщать детей к культуре и традициям народа и города.

Задачи:

- изучение истории родного города, обычаев, традиций и духовной культуры своего народа;

- формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему родного города, области, своего народа, любви к Отечеству;

- воспитание любви к своей семье, родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций;

- воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, интереса к прошлому и настоящему родного города и области;

- развитие бережного отношения к своему городу (достопримечательности, культура, природа);

- формирование желания и умения участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в природе, социуме;

- обучение способам действий работы с информацией: поиск, анализ, преобразование, передача, хранение информации, ее использование в учебной деятельности и повседневной жизни;

- освоение историко–обществоведческих знаний об окружающем мире, распределенных во времени и пространстве (история улиц, площадей, зданий, города, рода);

- умение строить монологическое высказывание (по предложенной теме, по заданному вопросу);

- развитие воображения как основы для решения творческих задач, мышления как умения анализировать, сравнивать, обобщать факты;

- выявление степени достоверности и оценки одних и тех же событий в разных исторических источниках;

- формирование культуры общения и поведения в обществе;

- воспитание положительной привычки учащихся 5 классов в организации собственного досуга на основе реализации деятельностного подхода;

- воспитание творческой личности в процессе осуществления трудовой, эстетической деятельности;

- воспитание бережного отношения к этнокультурному наследию родного края. Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий.

- раскрыть значение «малой родины» в жизни человека;

- сформировать бережное отношение к истории и природе родного края;

Программа направлена на формирование у детей основ гражданской культуры, ведь очень важно привить им чувство любви и привязанности к культурным ценностям родного города, области, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Патриотизм представляет собой одно из нравственных качеств личности, которое формируется в раннем детстве.  Ни для кого не секрет, что детские воспоминания самые яркие и волнительные.  Чем больше ребенок с детства будет знать о родных местах, тем ближе и роднее ему будет становиться  Родина, Россия. Без знаний основ истории родного города, обычаев местного населения Кузбасса, родного фольклора нельзя воспитать патриота и гражданина России. В нашем обществе в последние годы наблюдается тенденция снижения значимости многих общечеловеческих ценностей вообще, и такого высокого чувства, как любовь к Родине, в частности. Это делает данную программу актуальной в современных условиях. Актуальность обусловлена тем, что дети должны знать историю своего города, традиции, памятные места, знать о людях, проживающих в Анжеро-Судженске, любить свой город. Программа «Моя малая Родина» рассчитана на учащихся в возрасте 10-11 лет. Представления о малой Родине формируются на материале тем: «Название нашего города», «Без прошлого нет настоящего и будущего», «Архитектура нашего города», «Экология родного края», «Герои родной земли».

Содержание тем программы построено с учетом хронологического принципа. Темы объединены идейной, концептуальной и стилистической связью и создают у детей целостное представление о родном городе и его гражданах, помогают осознать значимость ключевых событий и явлений истории города в истории страны. Программа углубляет и расширяет знания детей о родном городе, его географическом положении, природном богатстве, национальном и религиозном разнообразии людей, населяющих город, особенностях народных традиций, обычаев. Реализация программы предполагает разнообразие творческой деятельности, как детей, так и их родителей. Сочетается проблемно-ценностное общение, которое затрагивает не только эмоциональный мир ребенка, но и его восприятие жизни, ее ценностей, смысла, и досуговое общение, отличающееся большей свободой выбора содержания взаимодействия.

Отсюда вытекает важная проблема: формирование и углубление знаний об Анжеро-Судженске, воспитание у детей патриотических чувств. Неотъемлемой частью духовно-нравственного направления  является исследовательская деятельность учащихся.

      В основу разработки содержания программы взяты ведущие дидактические принципы и подходы, актуальные для современного школьного образования:

- опора на принцип рассмотрения краеведческих вопросов через единство России, региона и города;

-  доступность

- личностно-ориентированный подход

- практическая направленность и деятельностный подход через применение проектных технологий.

   Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения. Это:

-готовность и способность к саморазвитию и самообучению,

- достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

-личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

        Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:

-формирование основ российской гражданской идентичности, воспитание чувства гордости за  достижения своих земляков;

-воспитание уважительного отношения к своему городу,  его истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;

-понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

       Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

-осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;

-обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;

-овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);

-использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;

-расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

       В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета.           Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:

познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);

регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием.

  Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

  На основе установленных целей изучения программы «Моя малая Родина» были определены его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания обучающегося  терминов и понятий.

  Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие учащегося, формирование его общей культуры и эрудиции на основе краеведческого материала.

  Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием программы и делятся на три группы:

Теоретическая подготовка учащихся по основным разделам программы.

Практические умения и навыки.

Личностные качества, формирование и развитие которых осуществляется в процессе реализации программы.

В процессе изучения данного  курса обучающиеся должны знать:

   -основные понятия «патриот», «патриотизм», «малая Родина»;

   - историю своего края;

   - знаменитых людей своего края.

   Уметь:

   - вести беседу-диалог по теме;

   -собирать и обрабатывать  материал об истории родного края, знаменитых людях края;

   - оказывать посильную помощь пожилым людям,  ветеранам  и участникам Вов;

   К концу обучения по данной программе  обучающиеся научатся:

- описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ;

- сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания;

- приводить примеры из Красной книги своей местности.

- рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей;

-рассказывать об особенностях быта людей; 

-самостоятельно выбирать тему для проекта;

-выделять главное и второстепенное в собранном материале, делать выводы и умозаключения;

- указывать пути дальнейшего изучения объекта;

- презентовать свою работу.

                                       Учебно-тематический план

                    (кол-во часов в неделю - 1, кол-во часов всего-34)

п/п

Название темы

                      Количество часов

Всего

Уроки

Проекты

Контрольн.

1.

Природа моего края

7

4

1

1

2.

История моего города

12

8

3

1

3.

Знаменитые люди района

7

6

1

4.

Любить свой край  - значит  быть ему полезным

8

6

2

                                 Содержание тем учебного курса

 1. Природа моего края.

Цели, задачи и содержание программы «Моя малая Родина». Особенности работы. Организация занятий. Значение работы. Понятие «родной край», краеведение, экология.

Растительный и животный мир. Красная книга нашего края.

Знания и умения, которыми должны  овладеть  обучающиеся в результате прохождения темы.

Знать:

-особенности растительного и животного мира края;

- жизнь зверей зимой;

-диких и домашних животных своего края;

-как зимуют птицы.

Уметь:

-различать дикорастущие  и культурные растения;

- растения, влияющие на здоровье человека;

-лекарственные растения

-составлять Красную книгу своего района.

  2. История моего города.

Сбор материала об истории города и интересных фактов из его жизни. Обработка материала. История образования города, происхождение названия. Первые жители. Родная школа, ее история, традиции, выпускники, которыми школа гордиться. Трудовые династии, земляки – участники войны, труженики тыла, дети войны, участники современных конфликтов.  Знания и умения, которыми должны  овладеть  обучающиеся в результате прохождения темы.

Знать:

- историю образования города, происхождение названия;

- трудовые династии, земляков – участников войны, тружеников тыла,

 3. Знаменитые люди города

Интервью со знаменитыми людьми, сбор материала, обработка его. Оформление стенда.

Знания и умения, которыми должны  овладеть  обучающиеся в результате прохождения темы.

Уметь:

-брать интервью со знаменитыми людьми города, сбор материала, обработка его.

-оформлять материал для музея.  

    4. Любить свой край  – значит быть ему полезным.

Оказание конкретной посильной помощи: трудовой десант, оказание помощи пожилым людям, участникам Великой Отечественной войны. Социальный проект.

Знания и умения, которыми должны  овладеть  обучающиеся в результате прохождения темы.

Уметь:

- оказывать  конкретную  посильную помощь пожилым людям, участникам Великой Отечественной войны;

-участвовать в социальном  проекте.

Календарно-тематическое планирование

Четверть

Месяц

Неделя

№ урока

Тема раздела, тема урока

Введение. Природа моего края ( 7 ч)

1

сентябрь

1

1

Вводное занятие. Беседа-диалог «Кто такой патриот»

2

2

Флора и фауна нашего края. Растительный и животный мир Кузбасса. Бережное отношение к природе

3

3

Флора и фауна нашего края. Растительный мир Анжеро-Судженска (экскурсия в парк)

4

4

Флора и фауна нашего края. Животные вокруг нас (виртуальная экскурсия по Кузбассу)

октябрь

1

5

Закон об охране природы в России. Красная книга России и Кузбасса. Марафон по страницам Красной книги Кузбасса

2

6

Практическая работа. Проект «Растительный мир родного края»

3

7

Практическая работа. Проект «Животный мир родного края»

4

8

Контрольная работа

История моего города ( 12 часов)

2

ноябрь

1

9

Исторический экскурс «Откуда есть пошла Кузнецкая земля…» История становления города Анжеро-Судженска

2

10

Видеоролик «Мой город: прошлое, настоящее, будущее»

3

11

Проект «Составление карты города». Практическая работа «Улицы, различные важные объекты города»

4

12

Анжеро-Судженск в годы Великой отечественной войны

декабрь

1

13

Анжеро-Судженск в годы Великой отечественной войны

2

14

Анжеро-Судженск в годы Великой Отечественной войны. Экскурсия в городской музей

3

15

Герои Советского Союза. Гумир Мустафьевич Хадимухаметов, Леонид Наумович Туйгунов

4

16

Герои Советского Союза. Леонид Наумович Туйгунов, Василий Гаврилович Тихонов, Николай Алексеевич Дергач.

3

январь

1

17

Устный журнал «Наша школа на карте города. Родная школа, ее история, традиции, выпускники, которыми школа гордится»

2

18

Устный журнал «Наша школа на карте города. Родная школа, ее история, традиции, выпускники, которыми школа гордится»

февраль

1

19

Спорт в нашей школе, в городе, районе. Спортсмены, которыми мы гордимся. Интервью со спортсменом

2

20

Контрольная работа

Знаменитые люди района (7 часов)

3

21

Ветераны и участники Вов нашего города. Посещение ветерана. Сбор материала об участниках Вов

4

22

Знаменитые люди города, района. Сбор материала об известных людях Анжеро-Судженска

март

1

23

Сбор материала «Труженики тыла.Учителя-ветераны. Ветераны труда»

2

24

Оформление стенгазеты, видеопрезентаций «Труженики тыла. Учителя-ветераны. Ветераны труда»

3

25

Проект «Анжеро-Судженск сегодня».Перспективы развития города. Сообщения «Профессии в нашей семье», выставка рисунков, фотовыставка»

4

апрель

1

26

Исследовательская работу «Герои среди нас»

2

27

Экскурсия в пожарную часть «Герои нашего времени».

Любить свой край – значит быть ему полезным (8 часов)

3

28

Род, семья и я. Моя родословная.

4

29

Род, семья и я. Моя родословная.

1

30

Проект«Родословная моей семьи»

май

2

31

Проект «Роль семьи в истории города»

3

32

Трудовой десант

4

33-34

Итоговое занятие «Анжеро-Судженск – моя гордость»

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области