Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Анжеро-Судженского городского округа «Основная общеобразовательная школа №32» (МАОУ «ООШ № 32)
Рабочая программа
по основам духовно-нравственной культуры России
«Моя малая Родина»
(вариативная часть)
5 класс
Авторы-составители:
Ходырева М.В., Каменщикова О.М.
Анжеро-Судженск
2021
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта и Примерных программ внеурочной деятельности (начальное и основное образование). Программа ориентирована на учащихся 5 класса, осуществляется в рамках исследовательской деятельности на занятиях, рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год. Данная программа является вариативной в блоке духовно-нравственного направления.
Цель курса «Моя малая Родина»: воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей, чувства ответственности за судьбу родного города, желание трудиться на его благо, беречь и приумножать его богатства, приобщать детей к культуре и традициям народа и города.
Задачи:
- изучение истории родного города, обычаев, традиций и духовной культуры своего народа;
- формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему родного города, области, своего народа, любви к Отечеству;
- воспитание любви к своей семье, родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций;
- воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, интереса к прошлому и настоящему родного города и области;
- развитие бережного отношения к своему городу (достопримечательности, культура, природа);
- формирование желания и умения участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в природе, социуме;
- обучение способам действий работы с информацией: поиск, анализ, преобразование, передача, хранение информации, ее использование в учебной деятельности и повседневной жизни;
- освоение историко–обществоведческих знаний об окружающем мире, распределенных во времени и пространстве (история улиц, площадей, зданий, города, рода);
- умение строить монологическое высказывание (по предложенной теме, по заданному вопросу);
- развитие воображения как основы для решения творческих задач, мышления как умения анализировать, сравнивать, обобщать факты;
- выявление степени достоверности и оценки одних и тех же событий в разных исторических источниках;
- формирование культуры общения и поведения в обществе;
- воспитание положительной привычки учащихся 5 классов в организации собственного досуга на основе реализации деятельностного подхода;
- воспитание творческой личности в процессе осуществления трудовой, эстетической деятельности;
- воспитание бережного отношения к этнокультурному наследию родного края. Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий.
- раскрыть значение «малой родины» в жизни человека;
- сформировать бережное отношение к истории и природе родного края;
Программа направлена на формирование у детей основ гражданской культуры, ведь очень важно привить им чувство любви и привязанности к культурным ценностям родного города, области, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Патриотизм представляет собой одно из нравственных качеств личности, которое формируется в раннем детстве. Ни для кого не секрет, что детские воспоминания самые яркие и волнительные. Чем больше ребенок с детства будет знать о родных местах, тем ближе и роднее ему будет становиться Родина, Россия. Без знаний основ истории родного города, обычаев местного населения Кузбасса, родного фольклора нельзя воспитать патриота и гражданина России. В нашем обществе в последние годы наблюдается тенденция снижения значимости многих общечеловеческих ценностей вообще, и такого высокого чувства, как любовь к Родине, в частности. Это делает данную программу актуальной в современных условиях. Актуальность обусловлена тем, что дети должны знать историю своего города, традиции, памятные места, знать о людях, проживающих в Анжеро-Судженске, любить свой город. Программа «Моя малая Родина» рассчитана на учащихся в возрасте 10-11 лет. Представления о малой Родине формируются на материале тем: «Название нашего города», «Без прошлого нет настоящего и будущего», «Архитектура нашего города», «Экология родного края», «Герои родной земли».
Содержание тем программы построено с учетом хронологического принципа. Темы объединены идейной, концептуальной и стилистической связью и создают у детей целостное представление о родном городе и его гражданах, помогают осознать значимость ключевых событий и явлений истории города в истории страны. Программа углубляет и расширяет знания детей о родном городе, его географическом положении, природном богатстве, национальном и религиозном разнообразии людей, населяющих город, особенностях народных традиций, обычаев. Реализация программы предполагает разнообразие творческой деятельности, как детей, так и их родителей. Сочетается проблемно-ценностное общение, которое затрагивает не только эмоциональный мир ребенка, но и его восприятие жизни, ее ценностей, смысла, и досуговое общение, отличающееся большей свободой выбора содержания взаимодействия.
Отсюда вытекает важная проблема: формирование и углубление знаний об Анжеро-Судженске, воспитание у детей патриотических чувств. Неотъемлемой частью духовно-нравственного направления является исследовательская деятельность учащихся.
В основу разработки содержания программы взяты ведущие дидактические принципы и подходы, актуальные для современного школьного образования:
- опора на принцип рассмотрения краеведческих вопросов через единство России, региона и города;
- доступность
- личностно-ориентированный подход
- практическая направленность и деятельностный подход через применение проектных технологий.
Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения. Это:
-готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
- достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
-личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:
-формирование основ российской гражданской идентичности, воспитание чувства гордости за достижения своих земляков;
-воспитание уважительного отношения к своему городу, его истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
-понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
-осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
-обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
-овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
-использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
-расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
На основе установленных целей изучения программы «Моя малая Родина» были определены его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания обучающегося терминов и понятий.
Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие учащегося, формирование его общей культуры и эрудиции на основе краеведческого материала.
Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием программы и делятся на три группы:
Теоретическая подготовка учащихся по основным разделам программы.
Практические умения и навыки.
Личностные качества, формирование и развитие которых осуществляется в процессе реализации программы.
В процессе изучения данного курса обучающиеся должны знать:
-основные понятия «патриот», «патриотизм», «малая Родина»;
- историю своего края;
- знаменитых людей своего края.
Уметь:
- вести беседу-диалог по теме;
-собирать и обрабатывать материал об истории родного края, знаменитых людях края;
- оказывать посильную помощь пожилым людям, ветеранам и участникам Вов;
К концу обучения по данной программе обучающиеся научатся:
- описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ;
- сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания;
- приводить примеры из Красной книги своей местности.
- рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей;
-рассказывать об особенностях быта людей;
-самостоятельно выбирать тему для проекта;
-выделять главное и второстепенное в собранном материале, делать выводы и умозаключения;
- указывать пути дальнейшего изучения объекта;
- презентовать свою работу.
Учебно-тематический план
(кол-во часов в неделю - 1, кол-во часов всего-34)
№ п/п | Название темы | Количество часов | |||
Всего | Уроки | Проекты | Контрольн. | ||
1. | Природа моего края | 7 | 4 | 1 | 1 |
2. | История моего города | 12 | 8 | 3 | 1 |
3. | Знаменитые люди района | 7 | 6 | 1 | |
4. | Любить свой край - значит быть ему полезным | 8 | 6 | 2 |
Содержание тем учебного курса
1. Природа моего края.
Цели, задачи и содержание программы «Моя малая Родина». Особенности работы. Организация занятий. Значение работы. Понятие «родной край», краеведение, экология.
Растительный и животный мир. Красная книга нашего края.
Знания и умения, которыми должны овладеть обучающиеся в результате прохождения темы.
Знать:
-особенности растительного и животного мира края;
- жизнь зверей зимой;
-диких и домашних животных своего края;
-как зимуют птицы.
Уметь:
-различать дикорастущие и культурные растения;
- растения, влияющие на здоровье человека;
-лекарственные растения
-составлять Красную книгу своего района.
2. История моего города.
Сбор материала об истории города и интересных фактов из его жизни. Обработка материала. История образования города, происхождение названия. Первые жители. Родная школа, ее история, традиции, выпускники, которыми школа гордиться. Трудовые династии, земляки – участники войны, труженики тыла, дети войны, участники современных конфликтов. Знания и умения, которыми должны овладеть обучающиеся в результате прохождения темы.
Знать:
- историю образования города, происхождение названия;
- трудовые династии, земляков – участников войны, тружеников тыла,
3. Знаменитые люди города
Интервью со знаменитыми людьми, сбор материала, обработка его. Оформление стенда.
Знания и умения, которыми должны овладеть обучающиеся в результате прохождения темы.
Уметь:
-брать интервью со знаменитыми людьми города, сбор материала, обработка его.
-оформлять материал для музея.
4. Любить свой край – значит быть ему полезным.
Оказание конкретной посильной помощи: трудовой десант, оказание помощи пожилым людям, участникам Великой Отечественной войны. Социальный проект.
Знания и умения, которыми должны овладеть обучающиеся в результате прохождения темы.
Уметь:
- оказывать конкретную посильную помощь пожилым людям, участникам Великой Отечественной войны;
-участвовать в социальном проекте.
Календарно-тематическое планирование
Четверть | Месяц | Неделя | № урока | Тема раздела, тема урока |
Введение. Природа моего края ( 7 ч) | ||||
1 | сентябрь | 1 | 1 | Вводное занятие. Беседа-диалог «Кто такой патриот» |
2 | 2 | Флора и фауна нашего края. Растительный и животный мир Кузбасса. Бережное отношение к природе | ||
3 | 3 | Флора и фауна нашего края. Растительный мир Анжеро-Судженска (экскурсия в парк) | ||
4 | 4 | Флора и фауна нашего края. Животные вокруг нас (виртуальная экскурсия по Кузбассу) | ||
октябрь | 1 | 5 | Закон об охране природы в России. Красная книга России и Кузбасса. Марафон по страницам Красной книги Кузбасса | |
2 | 6 | Практическая работа. Проект «Растительный мир родного края» | ||
3 | 7 | Практическая работа. Проект «Животный мир родного края» | ||
4 | 8 | Контрольная работа | ||
История моего города ( 12 часов) | ||||
2 | ноябрь | 1 | 9 | Исторический экскурс «Откуда есть пошла Кузнецкая земля…» История становления города Анжеро-Судженска |
2 | 10 | Видеоролик «Мой город: прошлое, настоящее, будущее» | ||
3 | 11 | Проект «Составление карты города». Практическая работа «Улицы, различные важные объекты города» | ||
4 | 12 | Анжеро-Судженск в годы Великой отечественной войны | ||
декабрь | 1 | 13 | Анжеро-Судженск в годы Великой отечественной войны | |
2 | 14 | Анжеро-Судженск в годы Великой Отечественной войны. Экскурсия в городской музей | ||
3 | 15 | Герои Советского Союза. Гумир Мустафьевич Хадимухаметов, Леонид Наумович Туйгунов | ||
4 | 16 | Герои Советского Союза. Леонид Наумович Туйгунов, Василий Гаврилович Тихонов, Николай Алексеевич Дергач. | ||
3 | январь | 1 | 17 | Устный журнал «Наша школа на карте города. Родная школа, ее история, традиции, выпускники, которыми школа гордится» |
2 | 18 | Устный журнал «Наша школа на карте города. Родная школа, ее история, традиции, выпускники, которыми школа гордится» | ||
февраль | 1 | 19 | Спорт в нашей школе, в городе, районе. Спортсмены, которыми мы гордимся. Интервью со спортсменом | |
2 | 20 | Контрольная работа | ||
Знаменитые люди района (7 часов) | ||||
3 | 21 | Ветераны и участники Вов нашего города. Посещение ветерана. Сбор материала об участниках Вов | ||
4 | 22 | Знаменитые люди города, района. Сбор материала об известных людях Анжеро-Судженска | ||
март | 1 | 23 | Сбор материала «Труженики тыла.Учителя-ветераны. Ветераны труда» | |
2 | 24 | Оформление стенгазеты, видеопрезентаций «Труженики тыла. Учителя-ветераны. Ветераны труда» | ||
3 | 25 | Проект «Анжеро-Судженск сегодня».Перспективы развития города. Сообщения «Профессии в нашей семье», выставка рисунков, фотовыставка» | ||
4 | апрель | 1 | 26 | Исследовательская работу «Герои среди нас» |
2 | 27 | Экскурсия в пожарную часть «Герои нашего времени». | ||
Любить свой край – значит быть ему полезным (8 часов) | ||||
3 | 28 | Род, семья и я. Моя родословная. | ||
4 | 29 | Род, семья и я. Моя родословная. | ||
1 | 30 | Проект«Родословная моей семьи» | ||
май | 2 | 31 | Проект «Роль семьи в истории города» | |
3 | 32 | Трудовой десант | ||
4 | 33-34 | Итоговое занятие «Анжеро-Судженск – моя гордость» |