Класс: 2 класс
Предмет: Окружающий мир.
Тема урока: «На воде и в лесу»
Тип урока: открытие новых знаний
Вид урока: урок-поход
Цели урока:
-Выяснить какую опасность несут ядовитые грибы, растения, насекомые, разработать правила безопасного поведения на воде и в лесу;
-создать условия для развития наблюдательности, логического мышления, самостоятельности, умения работать с дополнительной литературой, оказывать себе первую помощь при судорогах в воде;
-содействовать воспитанию ответственности за своё здоровье, бережного отношения к природе, грамотного поведения в лесу.
Планируемые результаты:
Личностные:
Предметные:
Метапредметные:
Познавательные УУД:
Регулятивные УУД:
КоммуникативныеУУД:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент. | - Прозвенел звонок. Красиво встали, выпрямили спинки, молодцы! Нас ждет большая работа. Справиться с ней могут внимательные, любознательные, трудолюбивые, отзывчивые ребята. Закройте глаза, сделайте глубокий вдох. Откройте глаза. Вы готовы к работе? Присаживайтесь. | Выполняют указания учителя |
Постановка темы и целей урока | -2021 год в России планировали объявить годом детского туризма. К сожалению, пандемия помешало этому. Но что может помешать нам с вами сегодня отправиться в поход?! Идем? Зеленый лес, прекрасный лес, и облака рекой! Прошу тебя , любимый лес, поговори со мной! В твоем звучанье тишина особенно сладка, Здесь полусон и полумрак и звонкость ручейка... -Может ли такая красота таить в себе опасность? (да, может) -Мы должны знать об этих опасностях, чтобы сохранить своё здоровье. -Откройте учебник на стр. 26. Прочитайте тему. -Как вы думаете, чем мы будем заниматься? | Прослушивание стихотворения Отвечают на вопрос Читают тему. Формулируют цель урока |
Мотивация учебной деятельности. | -Нам предстоит сегодня искупаться в реке и побывать в лесу, полюбоваться его красотами. -Чтобы поход запомнился ярким и радостным, предлагаю составить инструкцию безопасности. | |
Решение частных задач | - Итак, прежде чем отправиться в поход, нужно подготовиться. Как? Сейчас решим, как нам необходимо одеться, какие продукты мы возьмем с собой в дорогу. - Давайте разберемся, как правильно сложить рюкзак. Рассмотрите пункт 1 инструкции. Куда надо положить самые объёмные вещи? Самые тяжелые? То, что может пригодиться в дороге? Какие вещи кладутся к спине? А теперь практическое задание. «Укладка рюкзака». Приглашаю к столу …. и …… Перед вами вещи и предметы. Постарайтесь правильно уложить их в рюкзак. - Ребята справились с заданием? (Если есть ошибки, называешь) - Теперь мы готовы к походу. Отправляемся в путь. Как красив и как прекрасен, Наш великий русский лес! И скажу вам по секрету, В нем полным-полно чудес! - В лесу много тайн и загадок, но можно встретить и опасности. Как вы думаете, с какими опасностями мы здесь можем встретиться? Давайте откроем в учебнике страницу 28-мую и рассмотрим иллюстрацию. -Что здесь изображено? -Верно. Посмотрите на правило и прочитайте его. - Определите названия грибов и ягод. - Назовите съедобные и ядовитые. Работа в парах. Возьмите инструкции. Найдите пункт 2. Карандашом по линейке распределите растения и грибы: съедобные отправьте в корзину, а несъедобные оставьте расти на поляне. -А … выполнит задание на электронной доске. Тебе нужно указать съедобные грибы и ягоды. - Давайте проверим вашу работу. Сначала задание .. (кто у доски). Что ты должен был сделать? Какие съедобные ягоды и грибы ты выбрал? Как считаешь, ты справился с заданием? Теперь проверим вашу работу. Поменяйтесь инструкциями с соседом. Проверьте работу образцу на экране. Проверка (на доске) -Молодцы. -Какие грибы и ягоды у нас остались на поляне? - А зачем они нужны, если они ядовитые? (Для людей они опасны, а для животных являются лекарством, поэтому их не нужно топтать.) -Вы правы. В природе не бывает ничего лишнего. Проверка (работы в парах). - Поднимите руку кто выполнил также. Что надо сделать, если вы сомневаетесь в том, ядовитый гриб или растение? -Если вы так и не выяснили, ядовитый или нет, как надо с ним поступить? -Какие правила вы могли бы предложить для запоминания своим друзьям? Запомните эти ягоды и грибы никогда не пытайтесь пробовать. Даже если вы не запомнили их внешний вид, не собирайте незнакомые ягоды и грибы не срывайте их. Яд может попасть на руки, а затем в рот и может вызвать тошноту, боли в животе, рвоту. Впишите нужные слова в инструкцию. | Слушают речь учителя Связь теории с жизнью Учебный диалог Практическое задание Ответы детей Ягоды и грибы Читают Работают в парах. Дежурные работают на доске. Несъедобные Ими питаются животные Спросить у взрослых. Не срывать. Ну а если сорвали - выбросить. Называют правила |
6. Физкультминутка | -Наше путешествие продолжается и мы отправляемся с вами дальше. Встаньте, пожалуйста, выйдите из-парт. Повторяйте за мной движения. https://infourok.ru/fizkultminutka-po-tropinke-v-les-shagaem-3903788.html По тропинке в лес шагаем (ходьба, высоко поднимая колени) Ножки выше поднимаем. На пути у нас ручей (проходят по бревнышку) Ты его преодолей! Мы по бревнышку пройдем И в ручей не упадем! Впереди у нас болото (перепрыгивают по кочкам) Упасть в него нам не охота. Мы по кочкам, прыг да скок Вот и попали мы в лесок! (разводим руки в стороны) Лес красивый, славный лес, Запах тайны и чудес! (дыхательные упражнения под звуки леса) - Молодцы! Присаживайтесь. Продолжим. https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/27/s_5a6c53a6bcf8b/img7.jpg https://fs00.infourok.ru/images/doc/221/11839/1/img5.jpg http://900igr.net/up/datas/86028/013.jpg https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/1024/0007ff63-e0a5da38/img29.jpg https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0ede/000663f5-f881460e/img7.jpg | Выполняют физ.минутку, повторяя движения за учеником |
Продолжение работы по теме урока | Опасные насекомые -Посмотрите на экран. Как называется это насекомое. -Чем опасна для нас пчелы? - Почему насекомые нападают на людей? - Посмотрите в учебнике на с. 29. Определите название этих насекомых. В помощь вам будет атлас – определитель. Возьмите инструкцию. Подпишите названия жалящих насекомых. Давайте проверим. -Прочитайте текст на странице 29-той и мы узнаем, как же нужно вести себя, чтобы не ужалило насекомое. -Но, если всё-таки вас укусила пчела, нужно в первую очередь удалить жало. Ранку промыть слабым раствором марганцовки или перекиси водорода. На место укуса положить что-то холодное. | Пчела Могут ужалить Они потревожены, защищаются Определяют название насекомых Читают текст |
-Прогулка наша продолжается, мы выходим на берег реки. Приятно искупаться летом в речке. Как нужно вести себя на водоёме, чтобы с тобой не случилась беда? Давайте рассмотрим рисунок в учебнике (стр.27). -Найдите опасные для человека ситуации (мальчик заплыл за буйки, мальчики толкаются в воде, мальчики купаются там, где купание запрещено). Вы должны помнить следующие правила, когда находитесь у водоёма. Читаем памятку в учебнике стр.27, Добавим правила Ребята, при плавании нередки непроизвольные мышечные спазмы – судороги. Острая боль и ощущение, будто мышца стала «каменной» – вот на что похожи судороги. Они могут длиться несколько минут, и потом некоторое время остаются болезненные ощущения. Что делать в такой ситуации? Во-первых, не паниковать. ▲Если судорога в икроножной мышце, вытяни ногу, потяни на себя пальцы ног. ▲Если судорога в бедре, захвати рукой голень, согни ногу в колене, прижми пятку в ягодице. - Предлагаю потренироваться. Встаньте. Выйдите в проход. - Судорога в бедре. Что делать? - Судорога в икроножной мышце. Что делать? - Запомнили? Молодцы! Присаживайтесь. | Рассматривают иллюстрации в учебнике Чтение правил в учебнике на стр. 27 | |
Подведение итогов урока. | -Вот и подошел к концу наш поход. Давайте с вами вспомним, что узнали на уроке. Я буду называть вам предложения, если это предложение верное – покажите руками знак +, если предложение имеет неправильный смысл – покажите -. - Готовы? 1. Во время купания нужно соблюдать правила безопасности; 2. Сегодня посоветую маме закрутить на зиму мухоморов; 3. Если в дом залетит шмель, открою окно и подожду пока он вылетит; 4. Пойду купаться, даже если около водоёма стоит знак «Купаться запрещено!»; 5. Волчье лыко – самая ядовитая ягода; 6. Я уже большая (ой) мне можно купаться без взрослых; 7. Я выучу правила, изученные сегодня на уроке и буду их соблюдать! - Молодцы, ребята! Вижу, вы хорошо усвоили тему нашего урока! Наш поход подходит к концу. Нам пора возвращаться в класс. | + - + - + - + |
Домашнее задание | Дома еще раз перечитайте нашу инструкцию. Обратите внимание на то, с какими опасностями мы можем встретиться в лесу. Выучите правила первой помощи при укусе жалящих насекомых и судорогах. | |
Рефлексия | Посмотрите на доску. Что вы видите на картинках? (диван, лес) Закройте глаза. Я буду говорить, а вы подумайте и сделайте выбор. Если считаете, что вы не разобрались в материале сегодняшнего урока, не готовы идти в поход, ваше место на диване. Если же вы считаете, что наш урок был полезен вам и теперь вы уверенно готовы отправиться в поход, жить интересно, приглашаю вас в лес. Откройте глаза. Возьмите в руки смайлик. Поместите на диван или отправляйтесь в путешествие за новыми открытиями. (Если на диван, спросить –почему? Дать совет.) Я благодарю вас за замечательную работу на уроке. Путешествуйте, делайте открытия, живите интересно! Лишь тот, кто путешествует, открывает новые пути. |