Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Методы и приемы по формированию читательской грамотности на уроках истории и обществознания

Ознакомить педагогов с заданиями, позволяющими формировать читательскую грамотность у обучающихся на уроках истории и обществознания.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках истории и обществознания.

На уроках истории и обществознания обучающиеся работают с различными типами текста – сплошными (например, исторические источники: извлечения из летописей, хроник, законодательных актов, завещаний и т.д.) и несплошными тексты (графики, диаграммы, таблицы и т.д.)

Примеры работы с текстом на уроках истории и обществознания, направленные на формирование читательской грамотности представлены ниже. Следует отметить, что в целом исследователи выделяют такие методы формирования читательской грамотности, как: поиск и извлечение информации из текста, интерпретация информации, содержащейся в тексте, интеграция или связывание отдельных сообщений текста в единое целое, осмысление и оценка содержания текста.

Теперь обратимся к заданиям, в которых данные методы используются.

Поиск и извлечение информации из текста

Прочитайте отрывок из исторического источника и ответьте на вопросы.

«Начнём же, братья, повесть эту от старого Владимира до нынешнего Игоря, который выковал ум твёрдостью своей и наострил его мужеством своего сердца, исполненный боевого духа, навёл свои храбрые полки на землю половецкого за землю Русскую.

Тогда Игорь взглянул на светлое солнце и увидел, что от него тьмою все его воины прикрыты. И сказал Игорь дружине своей: "Братья и дружина! Ведь лучше быть убитым в бою, чем полонённым. Сядем же, братья, на своих борзых коней, чтобы нам взглянуть на синий Дон!" Разожгло князю ум, желание, и страсть ему знамение заступила изведать Дона великого. "Хочу, – сказал он, – копьё преломить о край поля половецкого, с вами, русичи, хочу голову свою сложить или испить шеломом Дона!"

О Боян, соловей старого времени! Вот если бы ты воспел эти походы, скача, о соловей, по мысленному древу, летая умом под облаками, сплетая обе славы того времени, рыща по тропе Трояновой через поля на горы.
…Игорь ждёт милого брата Всеволода. И сказал ему буй-тур Всеволод: "Один брат, один свет светлый ты, Игорь, оба мы Святославичи! Седлай, брат, своих борзых коней, а мои-то готовы, у Курска заранее осёдланы"».

Какое природное явление согласно отрывку предшествовало походу князя
на «землю половецкую»? Кто согласно источнику являлся союзником князя
в описываемом походе?

Интерпретация информации, содержащейся в тексте

В странах Z и Y один из фондов изучения общественного мнения провёл среди совершеннолетних граждан опрос: «Доверяете ли Вы правоохранительным органам?».

Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Доля тех, кто доверяет правоохранительным органам, потому что они защищают права и законные интересы граждан, в стране Z больше, чем в стране Y.

2) Доля тех, кто доверяет правоохранительным органам, так как там работают настоящие профессионалы, в стране Z ниже, чем в стране Y.

3) В стране Z более половины опрошенных доверяют правоохранительным органам, так как уверены в их профессионализме.

4) В стране Y одинаковые доли опрошенных относятся к правоохранительным органам с опасением и не доверяют им.

5) В стране Z большая часть опрошенных, по сравнению со страной Y, испытали трудности при ответе на поставленный вопрос.

Интеграция или связывание отдельных сообщений текста в единое целое

Прочитайте данный ниже текст, в котором пропущены некоторые слова. Выберите из предложенного списка слова, которые нужно вставить на место пропусков. Учтите, что в списке слова даны в именительном падеже, и каждое слово можно использовать только один раз. Также обратите внимание на том, что в списке дано больше слов, чем Вам будет нужно для заполнения пропусков. Занесите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

«Мотивом _________(А) называется то, ради чего она осуществляется, что ее побуждает. В качестве побудителя обычно выступает конкретная _________(Б), удовлетворяющаяся в ходе и с помощью деятельности. Это определённая форма связи живых организмов с внешним миром, необходимая для существования _________(В), социальной группы, общества в целом. _________(Г) потребности вызваны биологической природой человека. Это потребности людей во всём, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. _________(Д) потребности связаны с тем, что человек принадлежит к обществу, занимает в нём определённое место, участвует в трудовой деятельности и общении с другими людьми. _________(Е) потребности связаны с познанием человеком окружающего мира, своего места в нём и смысла своего существования. Каждая из групп потребностей соответствует определённому виду деятельности».

Варианты ответов:

Осмысление и оценка содержания текста

Семену пришло сообщение в социальной сети от его друга Петра: «Привет, Семен! Не выручишь деньгами до вторника? А то баланс на телефоне отрицательный, а срочно надо связаться с родителями. Скинь 500 рублей на номер ***».

В чём состоит опасность данной ситуации для личных финансов Семена? Как ему правильно поступить в данной ситуации?

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области