Сценарий классного часа
Автор: Биктимирова Ольга Владимировна
Должность:учитель
МОУ «СОШ № 4 г Ершова Саратовская область»
Мамина гостиная « Расскажу о маме ». 3 класс
Основное содержание.
Цель:
познакомить учащихся с новым праздником; воспитывать чувства любви и уважения к матери; формировать способность сравнивать себя с другими людьми, осознавать схожесть и отличие своей личности.
Задачи: формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам; принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций; укрепление нравственности – основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести.
Оборудование: 1. предварительная подготовка ( творческие работы о маме, стихи); 2. фотостенд «Наши мамы», « Мамы тоже были маленькие»; 3. солнышко, тучки, жёлтые листочки ( раздаточный материал); 4. шкатулка; 5. предварительная подготовка ( выступление мам и детей «Мир увлечений»).
Ход мероприятия.
(нестандартное начало классного часа располагает детей к работе. )
Учитель: Сейчас я хочу узнать, какое у вас настроение. На партах лежат красные солнышки и синяя тучка. Если у вас хорошее настроение, то поднимите солнышко, если плохое – тучку. ( проверяю настроение учеников перед работой ) Я очень надеюсь, что к концу нашего классного часа у всех будет хорошее настроение. ИЛИ Замечательно, мы с удовольствием проведём время нашей встречи в …. открыть запись на доске МАМИНА – ГОСТИНАЯ « РАССКАЖУ О МАМЕ».
Учит. Сегодня мамы у нас в гостях, несмотря на большую занятость. Читают дети. 1. Воспеваю то, что вечно ново,
И хотя совсем не гимн пою,
Но в душе родившееся слово
Обретает музыку свою.
2. Слово это – зов и заклинанье,
В этом слове – сущего душа.
Это – искра первого сознанья.
Первая улыбка малыша.
3. Слово это сроду не обманет,
В нём сокрыто жизни существо,
В нём – исток всего. Ему конца нет.
Я произношу его: мама!
4. Мама, мамочка! Сколько тепла таит это магическое слово, которым называют самого близкого, дорогого, единственного человека. Мама следит за нашей жизненной дорогой. Материнская любовь греет нас до самой старости.
Комментарии: через такие задания пробуждается интерес к общечеловеческим ценностям, развивается эмоциональная сфера детей.
Учит. Готовясь к этому празднику, мы писали сочинение «Моя мама». Самым часто повторяющимся словом было…..
Учит. Вот некоторые строчки ваших сочинении ( чтение удачных работ)
5. Празднование Дня Матери уходит своими корнями в глубину веков. Древние греки отдавали дань уважения матери всех богов – Гее. В викторианские времена детей посылали работать вдали от дома в раннем возрасте, а деньги, заработанные ими, пересылали в семейный бюджет. Один день в году детям разрешалось провести дома вместе с родителями. Они приносили своим матерям небольшие подарки ( букетики цветов или свежие яйца). Теперь в этот день дети дарят матерям цветы и выполняют для них работу по дому.
6. Затем в 19 веке в одном из американских штатов скончалась Мери Джарвис. Для её дочери Энн это стало трагедией. Жизнь без любящей и мудрой мамы была невыносима. Дочь мучилась мыслью, что при жизни матери она не успела выразить всю меру своей любви и признательности. 7. Она обратилась с призывом вспоминать всех матерей, отдавая дань их трудной жизни. Так было положено начало распространению благородной идеи. День матери стали отмечать в Европе, С. Америки, Австралии. Праздник стал национальным. Пришёл он и в Россию.
Учит. А что вы знаете о праздновании Дня Матери в России? ( 30 января 1998 г. первый президент РФ Ельцин Б.Н. подписал указ о проведении Дня матери, как ежегодного российского праздника. Инициатива создания данного праздника исходила от комитета Госдумы РФ по делам женщин, семьи и молодёжи.)
Учит. Ребята, какой образ возникает у вас при упоминании слова «мама»?. Я возьму сейчас сердечко, которое будет помогать нам сегодня и попробуем продолжить фразу: для меня мама – это…. ( дети получают сердечко и кратко говорят о маме, затем передают другому….)
Рассказывают дети.
8. Нет ничего светлее любви матери. С первого дня рождения ребёнка мать живёт его дыханием, его слезами и улыбками. В этом смысл её жизни. Любовь к своему малышу так же естественна как цветение садов весной.
9. Закрою глаза, прислушаюсь. И слышу мамин голос. Он живёт во мне, такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим голосом. Когда я стану взрослой, всегда буду помнить мамин голос. Мамин голос, мамины глаза, мамины руки.
10. Я ещё не умела говорить, а мама понимала меня без слов, угадывала, что я хочу, что болит. Я ещё не умела ходить, мама носила меня на руках. А потом мама научила меня ходить, говорить. Мама прочла мне первую книжку.
11. На улице шёл снег. Мама протянула руку, поймала снежинку. На варежке снежинка не таяла. Я увидела чудо, думала, что снежинка пушистый комочек, а она оказалась красивой звёздочкой. Я наклонилась, чтобы её рассмотреть, дохнула на неё, и звёздочка исчезла. На варежке осталась капелька воды. Первую снежинку помогла мне увидеть мама.
Песня о маме.(поют подготовленные дети)
Учит. Готовясь к нашей встрече, ребята рассказывали о характере, внешнем виде мам, её умении. Я думаю, вам будет интересно узнать, чем хотят быть похожими на вас ваши дети. ( ребята сидят за партами и высказываются).
Учит. Русская женщина – это женщина мать. Она сильная, волевая, добрая, нежная. В большинстве российских семей всего один или два ребёнка. Гораздо меньше в России семей, в которых живут и воспитываются трое и более детей. Такие семьи называются многодетными. В нашем классе учатся дети из двух таких семей: ( назвать фамилии семей). -Альвина, расскажи, как зовут других детей в вашей семье. Как же мама успевает с вами справляться?
Комментарии: данный вид задания воспитывает внимательное и заботливое отношения к матери.
Учит. Ребята, расскажите об одном дне мамы. ( высказывания детей) Учит. Прошу обратить внимание на солнце. Для чего нужно солнце в жизни? ( оно даёт жизнь всему живому на земле. Так и мама дала жизнь вам, дети)
Учит. Как вы ,ребята, называете свою маму? ( любимая, умная, единственная, трудолюбивая, справедливая, нежная). Давайте это напишем на лучиках. Дети прикрепляют подписанные лучики к солнцу. Теперь оно ещё ярче светит. Учит. Много мы знаем пословиц о маме. Давайте вспомним некоторые из них.
12. * Без матушки родной и цветы не цветно цветут.
* Сердце матери лучше солнца греет.
* Родных много, а мать роднее всего.
* Птица рада весне, а младенец матери.
* Нет милее дружка, чем родная матушка.
* При солнышке тепло, при матери добро.
* С матерью жить – ни скуки, ни горя ни знать.
Учит. В этот день каждый ребёнок старается удивить свою маму. Андрей старался для мамы так:
13. Я решил сварить компот В мамин день рожденья. Взял изюм орехи, мёд, Килограмм варенья. Всё в кастрюлю положил, Размешал, воды налил, На плиту поставил И огня добавил, Чтобы вышло по вкуснее, Ничего не пожалею! Две морковки, лук, банан, Половину сухаря В мой компот добавил я. Всё кипело, пар клубился. Наконец, компот сварился! Маме я отнёс кастрюлю: « С днём рождения мамуля!». Мама очень удивилась, Засмеялась. Восхитилась. Я налил компоту ей Пусть попробует скорей! Мама выпила немножко И закашлялась в ладошку. А потом сказала грустно: « Чудо – щи! Спасибо! Вкусно!»
Учит. А девочки сами сочинили стихи. Давайте послушаем. ( чтение авторских стихов)
Учит. Ваши мамы тоже были когда -то маленькими. С большим интересом, рассматривая фотовыставку, мы узнавали в них черты своих одноклассников. ( фотовыставка мам, когда они были маленькими
Учит. Давайте послушаем стихотворение «Мамы».
14. Мамы любят есть варенье
В темноте на кухне сидя.
Петь, танцуя, в воскресенье,
Если их никто не видит.
Мамы любят лужи мерить.
Находя их жарким летом.
Забывать ключи от двери.
А потом слоняться где-то.
Мамы любят спать в субботу
И лепить слонов из снега,
И прогуливать работу,
И зимой без шапки бегать.
Мамы любят грызть конфеты
И кататься на трамвае
Но они мочат об этом,
Почему никто не знает…. ( Д.Герасимова)
Учит. Вы знаете, ребята, когда я была маленькой, как вы, разбила мамину любимую вазу, обвинила в этом сестру. Мама расстроилась, но мне этот поступок не даёт покоя по сей день. На партах лежит у вас жёлтый листок.
На этом листке я написала одно слово ваза, и предлагаю вам сделать тоже самое.
Наверняка и вы совершали поступки, которые огорчали маму, но делать этого не хотите. Напишите на жёлтом листке своё слово. А что мы будем с ним делать, скажу позже.
( свернуть и положить в шкатулку).
Мы закрываем наши плохие поступки и пусть они больше никогда не огорчают наших мам.
Учит. Послушайте старинную горскую легенду.
Было у матери три сына. Двое дети, как дети, а третий вырос негодяем. И хотя третий сын был негодяем, мать любила его. После долгого отсутствия сын вернулся домой и стал обижать мать.
Соседи стали ругать его, пытались напомнить сколько обид ему простила мать. Но сын не послушал людей. С тал грозить, что убьёт мать. Он вбежал в дом и убил её. Выбежал из дома с кровоточащим сердцем в руках. Сын так спешил, что выронил его на пороге. Оно упало в придорожную пыль и люди услышали, как оно сказало тихим голосом: « Ты не ушибся сынок?».
Учит. Какие чувства испытали, прослушав легенду?
Учит. Открывая двери своего дома, мы внимательно смотрим в глаза мамы. Ведь говорят, что «глаза – зеркало души».
Расскажите , какие глаза у вашей мамы. Какими чаще всего они бывают грустными или весёлыми?
Учит. Как часто я слышу от своих ребят: «Мы с мамой сделали это вместе». Я уверена, что радостные искорки сверкают у них в глазах, оттого, что они рядом. Дорогого стоит услышать слова: « Ты молодчина!», « Умница, дочка!».
« Мир увлечений».
( выходят мамы с детьми и рассказывают о своих увлечениях с ребёнком)
Учит. Наша встреча в гостиной подошла к концу. Я думаю, мы интересно провели время, много нового узнали о своих мамах. На цветных сердечках, которые я для вас приготовила, прошу подписать имя мамы и поздравление для мамы. Дети сочиняют поздравления и желающие зачитывают их.
Используемая литература.
• Гранкин, А. Ю. « Развитие теории семейного воспитания », Изд-во ПГЛУ, 2002г.
• Волкова Т.В. «Наука быть человеком», Изд-во «Учитель», Волгоград, 2008г.
• Бровкина Т.Н. « В школу – с радостью», Изд-во «Учитель», Волгоград, 2009г.
• Стандарты второго поколения «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе » От действий к мысли, «Просве- щение».
• Максименко Н.А. «Спутник классного руководителя», Изд-во «Учитель», Волгоград, 2008г. • Интернет ресурсы.