Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Мастер-класс «Технологии игр направленных на адаптацию детей 1-2 лет к детскому саду»

Цель презентация примеров взаимодействия педагогов с родителями в адаптационный период детей 1-3 лет. Задачи мастер-класса • Познакомить педагогов с организацией игровой деятельности родителей с ребенком в период его адаптации к условиям ДОУ • Закрепить особенности организации различных игр на практике и определить степень их оздоровительного влияния на ребенка.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Мастер- класс

«Технологии игр направленных на адаптацию детей 1-2 лет к детскому саду».

Уважаемые педагоги! Наша встреча посвящена взаимодействию воспитателя и родителей период поступление ребенка в детский сад. Этот период имеет важное значение для ребенка, поэтому от согласованности действий взрослых и понимания важности совместных усилий во многом зависит и результат работы в целом.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что естественная реакция на новизну – это не только физический дискомфорт (напряжение мышц, учащение дыхания, когда ребенок исследует новое пространство, вынужден в нем ориентироваться, но и эмоциональное напряжение, когда преобладают эмоции тревоги, гнева. Ребенок переживает: «Как я без мамы? Не забудут ли меня здесь?». Привыкание дошкольника к детскому саду – процесс непростой, поскольку адаптивные возможности детского организма ограничены. Поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.

Помочь ребенку в этот период должны близкие ему люди. Чтобы снизить напряжение, необходимо переключать внимание малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие. В дошкольном возрасте – это, в первую очередь, игра. «Язык» игр понятен и доступен любому ребенку. В процессе игры возникает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. В игре ребенок формирует определенные свойства личности.Он получает возможность выражать свои эмоции, переживания

Исходя из этого, была определена цель мастер-класса и задачи направленные на ее достижение.

Цель: презентация примеров взаимодействия педагогов с родителями в адаптационный период детей 1-3 лет.

Задачи мастер-класса:

Привыкание малыша во многом зависит от особенностей его нервной системы и таких неблагоприятных факторов как:

1.Состояние здоровья и уровень развития ребенка. Здоровый малыш быстрее и легче справляется с трудностями.

2. Факторы риска биологические (патология беременности и родов матери: токсикозы, болезни во время беременности) и социальные (нарушение режима, отсутствие дневного сна, неправильная организация бодрствования). Любые неблагоприятные биологические факторы затрудняют адаптацию.

3. Возрастные особенности социального поведения определяют характер поведения ребенка: дети 1.5 – 2 лет легче адаптируются, чем 3-х летние. Считается, что мальчики 3-5 лет более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.

4. Уровень адаптационных возможностей организма: активные, общительные, развитые дети быстрее меняют свое поведение в новых социальных условиях, легче происходит привыкание.При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Ведь дошкольное учреждение это новое для него место с незнакомыми взрослыми.

Сегодня вам предлагается вспомнить какие игровые приемы могут использоваться в работе с родителями детей находящихся в условиях адаптации к ДОУ.

Игра. « Игра в объятия».

Проводим игру, где роль детей играют педагоги участники мастер-класса, и кто-то играет роль родителей.

Чаще обнимайте своего малыша – это очень полезно для развития его мозга. Еще важнее – в минуту опасности. Если ваш малыш забредет туда, где ему не следует находиться, подхватите его на руки, прижмите к себе и объясните: «Туда тебе ходить нельзя – это опасно». По тону вашего голоса он поймет, что совершил что – то нехорошее. По объятию при произнесении этих слов он почувствует, что вы заботитесь о нем и хотите его защитить. Это повышает уровень взаимного доверия.

«Игры на коленках»

Прикосновение стимулирует выделение мозгом важных гормонов, способствующих росту ребенка. Любовь взрослых (родителей, педагогов) - не только ключ к созданию нерасторжимых уз между ребенком и взрослым, ее проявления влияют также на формирование нервных связей. Отношение ребенка к себе и к окружающему миру отражается на его отношениях с родителями. Видя теплую и чуткую заботу со стороны родителей (педагогов), дети ощущают себя в безопасности и начинают испытывать доверие и привязанность к окружающим. Дети раннего возраста очень любят сидеть на коленках у взрослых и радуются, когда педагог (родитель) начинает их подкидывать, как бы ронять.

Игра: «Ехали, мы ехали»

Подбрасывайте ребенка на коленях, приговаривая потешку и изменяя движения соответственно тексту: Едем, едем к бабе к деду. Малыш у мамы на коленях На лошадке в красной шапке. Мама гладит малышу голову По кочкам, по кочкам, мама поочерёдно поднимает колени По кривенькой дорожке, наклоны в стороны По ухабом, по ухабам, подпрыгивания В ямку бух! Мама отпускает ребенка между ног Из ямки выбираемся поднимает, снова сажает на колени. И дальше отправляемся

Игра: «Ехали, мы ехали» -Подбрасывайте ребенка на коленях, приговаривая потешку и изменяя движения соответственно тексту: Ехали, мы ехали В лес за орехами На бочке, на бочке По ровненькой дорожке Темной – темной ночкой По кочке, по кочке. Утром - по оврагам, Днем – по ухабам, Заехали на горку, И в ямку – бух!

Пальчиковая гимнастика (стоя) Гимнастика для пальчиков помогает ребенку расслабиться, способствует снятию напряжения, переключает внимание (если ребеночек плачет), способствует развитию мелкой моторики, координации движений, облегчая процесс рисования, лепки, конструирования и бытовой деятельности, развивает речь.

Тесто мы месили, месили, месили (сжимать, разжимать кулачки)

Мы пирог лепили, лепили, лепили (лепим пирог) Шлеп, шлеп, шлеп Слепили мы большой пирог! (разводим руками – большой)

«Ладушки- хлопушки» Ход игры: Взрослый декламирует стишок, выполняя действия: -Ладушки-ладушки, звонкие хлопушки. Хлопали в ладошки, хлопали немножко. Да! (громко хлопаем в ладоши) - Кашу варили, ложечкой мешали. (взрослый помогает ребёнку водить пальчиком правой руки по ладошки левой). - Куколку кормили. Да! - Кошечке давали. Да! (протягиваем левую ладонь вперёд) - Кулачки сложили, кулачками били. Туки - тук. Туки - тук. Туки - тук. Да! (сжимаем пальцы в кулаки и решительно постукиваете ими друг о друга). -Ладушки плясали деток забавляли. Ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля. Да! (делаем фонарики) - Ладушки устали, ладушки поспали. Баю-бай, баю-бай, баюшки, Баю-бай, ладушки. Да! (складываем ладони рук и подкладываем их под щёку)

Самомассаж Самомассаж оказывает на организм благотворное воздействие. Самомассаж кисти развивает мускулатуру пальцев рук, рефлекторно стимулирует соответствующие зоны коры головного мозга, помогает нормализовать состояние нервной системы, оказывая наряду с успокаивающим еще и оздоровительный эффект. «Солнышко». Поглаживание прямолинейное поглаживание тыльной и ладонной поверхностей кисти руки подушечками выпрямленных двух – пяти пальцев – это «лучи солнца».

Солнышко лучами Гладит нас, ласкает. Солнце, как и мама, Лишь одно бывает. Г.Виеру Примечание. Предварительно попросите ребёнка изобразить солнышко, расправив пальцы массирующей руки. Направление движения – от кончиков пальцев к лучезапястному суставу.

«Ёжик». Гладь мои ладошки, ёж! Ты колючий, ну и что ж? Я хочу тебя погладить! Я хочу с тобой поладить! (катаем мячик между ладошками, гладим его, дотрагиваемся пальцами до отдельных "колючек")

Игра «Колючий ежик». Цель: развитие мелкой моторики и координации движений, стимуляция речевой активности. Оборудование: массажный мяч. Ход игры: Обучение простейшим приемам происходит в игре. На вашей ладони появляется необычный шарик. Вместе вы внимательно рассматриваете его. Оказывается, что он похож на ежика. Аккуратно кладете шарик на ладонь ребенка, прокатываете «ежика» по каждому пальчику, начиная с большого пальца ведущей руки, и чуть дольше задерживаетесь на подушечке каждого пальчика. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру. Действия сопровождайте стихами: «Дай ладошечку, моя крошечка, Я поглажу тебя по ладошечке. Ходит-бродит вдоль дорожек, Весь в колючках серый ежик, Ищет ягодки-грибочки, Для сыночка и для дочки».

Подвижные игры

Особое значение для развития малыша имеют подвижные игры. С момента рождения ребенок стремится к движению. Он познает мир, ползая, лазая, карабкаясь, бегая. Через подвижные игры он учится владеть своим телом, его движения становятся красивыми и уверенными. А в момент физического и эмоционального напряжения эти игры помогут «выплеснуть» негативную энергию приемлемым способом. Цель: снятие психоэмоционального напряжения, обучение приемлемому способу выражения негативных эмоций, агрессивных импульсов, развитие координации движений. «Как летит листочек?» Материалы к игре: листок газетной бумаги. Ход игры. Дайте малышу листок газетной бумаги, помогите ему выполнить действия, о которых говориться в рифмовке:

Листочек взлетел, Листочек кружится, кружится Под ноги ложится. Листочек рвётся, рвётся, рвётся. Листочек мнётся, мнётся, мнётся. (Под последние две строчки надо разорвать листочек на клочки, собрать их в кучку и, сминая, превратить в подобие бумажного шарика.)

«Догоню-догоню!» Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; развитие движений. Ход игры: Педагог предлагает ребенку поиграть в догонялки. —Давай играть в догонялки: ты убегай, а я буду тебя догонять! Догоню-догоню! Ребенок убегает, а взрослый догоняет его. При этом не стоит спешить — дайте возможность малышу побегать, почувствовать себя быстрым и ловким. Затем педагог ловит ребенка — обнимает его, тормошит. Следует учесть, что эта игра эмоционально напряжена, содержит для ребенка элемент риска. Кроме этого, в ходе игры возникает тесный телесный контакт. Поэтому можно предложить малышу такую игру, когда уже есть определенная степень доверия между ним и взрослым. А если малыш испугался, не нужно настаивать — попробуйте в другой раз.

Игры на регуляцию дыхания.

Находясь в новой обстановке, ребенок испытывает различные эмоции. Природа подарила человеку возможность управлять своими эмоциями с помощью регуляции дыхания.

«Птичка»

Цель: развитие длительного направленного плавного ротового выдоха. Оборудование: 2-3 разноцветные птички, сложенные из бумаги (оригами). Ход игры: ребенок сидит за столом. Педагог предлагает ребенку подуть на птичку, чтобы она улетела как можно дальше (дуть можно один раз). – Какая красивая у тебя птичка! А она умеет летать? Подуй так, чтобы птичка улетела далеко! Дуть можно один раз. Вдохни и набери побольше воздуха. Полетела птичка!

«Одуванчик». Цель: развитие плавного длительного выдоха через рот; активизация губных мышц. Ход игры: Игру проводят на воздухе – на полянке, где растут одуванчики. Взрослый предлагает детям найти среди желтых одуванчиков уже отцветшие и сорвать их. Затем показывает, как можно подуть на одуванчик, чтобы слетели все пушинки. После этого предлагает детям подуть на свои одуванчики – Давайте подуем на одуванчики! Дуйте один раз, но сильно – чтобы все пушинки слетели. Смотрите, летят пушинки, как маленькие парашютики.

«Ветерок». Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: бумажные султанчики (метелочки). Ход игры: Перед началом игры необходимо подготовить метелочки. Педагог предлагает поиграть с метелочкой. Показывает, как можно подуть на бумажные полоски, потом предлагает подуть ребенку. – Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок – и зашелестели на дереве листочки! Вот так! А теперь ты подуй! Игра может проводиться индивидуально и в группе детей.

Игры с водой.

Особой притягательной силой обладает вода. Теплая вода расслабляет и успокаивает. Хорошо в воду добавить отвары трав (валерианы, мелиссы). Успокаивающий эффект обеспечит добавление в воду специальных ароматических масел: ромашкового, лавандового, мятного. Но предварительно лучше посоветоваться с врачом. Игра «Ну-ка вылови». Цель: Снятие психического напряжения, состояния внутреннего дискомфорта и агрессии. Развитие мелкой моторики рук. Оборудование: таз с теплой водой, разноцветные бусины, пуговицы. Ход игры: В воду опускаются пуговицы, бусинки, поиграть с ними: взять как можно больше предметов в одну руку и пересыпать их в другую; собрать одной рукой, например, бусинки, а другой — пуговицы; приподнять как можно больше предметов на ладонях. После выполнения каждого задания ребенок расслабляет кисти рук, держа их в воде. Продолжительность упражнения — около пяти минут, пока вода не остынет. По окончании игры руки ребенка следует растирать полотенцем в течение одной минуты.

Игры с песком, крупой. Песок помогает расслабиться: руки зарываются в песок — это приятные тактильные ощущения; песок медленно сыпется — это зрительно завораживает; из песка можно построить что угодно, все, что хочется — быстрые изменения, превращения отвлекают от переживаний. Полезно выполнять движения двумя руками. Это помогает синхронизировать активность обоих полушарий головного мозга, стимулирует развитие логического, отвечающего за речевое развитие левого полушария, и интуитивного, эмоционального правого полушария.

Игра «Рисунки на песке» Цель: развитие тактильной чувствительности, визуализация понятия «Я». Оборудование: цветные пластиковые подносы, манная крупа. Ход игры: Нужно создать маленькую песочницу с белым «песком» (манной крупой). Воспитатель предлагает насыпать песок горкой или разгладить его. По песочку могут проскакать зайчики, потопают слоники, покапает дождик. Его согреют солнечные лучи, и на нем появится рисунок. Ребёнок с удовольствием включится в эту игру.

Вывод: Игра – это источник радости и одно из лучших средств общения взрослого с ребенком. Удовольствие, с которым вы сегодня играли, важно «не расплескать» и передать его своим детям. Человек так устроен, что привязанности, особенно между детьми и родителями, «питаются» позитивными эмоциями.

Важно напомнить родителям, нужно чаще играть со своими детьми! Они будут расценивать это как любовь, заботу и легче перенесут адаптацию к условиям детского сада!

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области