Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Отрадненская средняя общеобразовательная школа №3»
Конспект открытого урока
по предмету окружающий мир
2 класс
Тема: «Какой бывает транспорт»
Выполнил:
Учитель начальных классов
Баталова Мария Владимировна
г. Отрадное
2019
Урок 28 (4)
«Какой бывает транспорт»
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: узнать о видах транспорта, его назначении в жизни общества.
Образовательный аспект: познакомить учащихся с историей возникновения транспорта; обобщить знания детей о различных видах транспорта; развивать умения выделять отличительные признаки предметов и объединять их в группы по существенным признакам; формировать умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Развивающий аспект: развивать умения добывать информацию из различных источников, используя ее для обогащения личного опыта; развивать познавательный интерес к окружающему миру, наглядно-образное мышление путем привлечения занимательного материала, способствовать развитию связной речи, памяти, внимания обучающихся; совершенствовать коммуникативные навыки и умения слушать другого человека.
Воспитательный аспект: воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру, желание учиться и делать открытия;
Прогнозируемые результаты:
Предметные: ученики познакомятся с понятием транспорт, запомнят номера телефонов экстренных служб, научатся систематизировать и расширять знания о разнообразии и видах транспорта, их значении для человека, поупражняются в умении классифицировать транспорт по видам.
Метапредметные: ученики продолжат развивать способности формулировать тему и цель урока, расширять кругозор, развивать речь, мышление и умения работать в группах, будут учиться рассказывать свое краткое сообщение на конкретную тему, используя информацию из Интернета или дополнительных источников.
Личностные: воспитание интереса к предмету, проявление инициативы и самостоятельности в обучении, формирование взаимопомощи и умение слушать друг друга.
Техническое обеспечение: компьютерная презентация «Транспорт. Виды транспорта», мультимедийное устройство, карточки с изображением транспортных средств и номеров телефонов экстренных служб, магниты.
Предварительная работа: четырем ученикам заранее было дано задание подготовить краткое сообщение о конкретных видах специального транспорта: машина скорой помощи, полицейская машина, машина службы спасения, пожарная машина.
№ | Этап урока | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | УУД |
1. | Организационный 1 минута | - Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Пожалуйста, повернитесь и поприветствуйте наших гостей поклоном головы. Молодцы, ребята, садитесь. | (Приветствуют гостей и садятся на свои места). | Регулятивные: Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности Личностные: Готовность и способность к саморазвитию и мотивация к познанию нового. |
2. | Мотивация и целеполагание 3 минуты | - Давайте вспомним, о чем мы с вами говорим на уроках окружающего мира? | - На уроках окружающего мира мы говорим о явлениях природы, о животных и растениях, о погоде, о полезных ископаемых, о правильном поведении в природе и о многом другом. | Коммуникативные: Умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. |
- О чем мы поговорим сегодня, вы расскажете сами, отгадав загадки. 1) Не летает, не жужжит – Жук по улице бежит И горят в глазах жука Два блестящих огонька. (на доску вывешивается изображение автомобиля) 2) Что за чудо этот дом? Окна светлые кругом. Носит обувь из резины И питается бензином. (на доску вывешивается изображение автобуса) 3) Железные избушки Сцепились друг за дружку. Одна с трубой Тянет всех за собой. (на доску вывешивается изображение поезда) 4) Что за птица: Песен не поет, Гнезда не вьет, Людей и груз несет. (на доску вывешивается изображение самолета) Молодцы, ребята, со всеми загадками вы здорово справились. Итак, если обобщить все разгаданные слова и назвать их одним словом – это и будет являться темой нашего урока. Кто уже догадался, о чем мы сегодня будем говорить? (на экране появляется СЛАЙД №1 с темой урока – Какой бывает транспорт) - Верно, именно о транспорте, его значении в жизни человека мы и будем сегодня говорить на уроке. Давайте зачитаем основные контрольные вопросы, на которые мы должны будем с вами ответить в конце урока (на экране появляется слайд №2 – Контрольные вопросы) | - Автомобиль - Автобус - Поезд - Самолет - Сегодня на уроке мы поговорим о транспорте. (1 хорошо читающий ученик зачитывает вслух) - 1) Что называют транспортом? 2) Для чего нужен транспорт? 3) Какой бывает транспорт? 4) как вести себя в общественном транспорте? | Регулятивные: Умение высказывать свое предположение на основе собственных знаний. Умение прогнозировать предстоящую работу, ставить учебную задачу и планировать свои действия. Коммуникативные: Умение слушать и понимать речь другого. | ||
3. | Актуализация знаний и умений 1 минута | - Ребята, а кто поделится своими мыслями и попробует сформулировать ответ на первый наш вопрос: что же такое транспорт? - Согласны, ребята? - И я согласна. - А можете ли вы предположить, как выглядели самые первые транспортные средства, из какого материала они изготавливались, для чего предназначались? - Ну, что же, в словах каждого из вас есть доля правоты. И, наверное, не случайно вы упомянули страну под названием Греция, ведь именно с нее мы и начнем наше путешествие в прошлое. | - Транспорт – это средство передвижения. (ученики поднимают правую руку со сложенными в кулак четырьмя пальцами и поднятым вверх большим пальцем – жест согласия) - Мне кажется, самый древний вид транспорта – это деревянная телега. - Я считаю, что до телег появились колесницы в Греции. | Регулятивные: Умение высказывать свое предположение на основе собственных знаний. Коммуникативные: Умение слушать и понимать речь другого. |
4. | Работа по теме урока 6 минут | - Надеюсь, все вы любите путешествия? Тогда я попрошу вас закрыть глаза. На счет три, вы их откроете. Готовы? Тогда все вместе считаем: один, два, три! (на экране появляется СЛАЙД №3 – изображение Греции, воспроизводится трек – Греческая музыка) - Итак, мы с вами оказались в Древней Греции. Где впервые и появилось слово «транспорт», что с греческого языка обозначало… (на экране появляется СЛАЙД №4 – определение слова «транспорт»)… прочитайте, пожалуйста. - Сначала транспортом называли грузовые морские суда. Они доставляли из страны в страну разные товары. Как вы думаете, какие? - Вы все верно предположили, ребята. Помимо этого на судах также перевозили различные специи, чай и кофе. Ну, и, конечно же, по воде перевозили и людей. Именно поэтому транспортом и стали называть то, что может перемещаться в пространстве (на экране появляется СЛАЙД №5 – о транспорте). Прочитаем все вместе. | - Да! (ученики закрывают глаза) - Один, два, три! (1 хорошо читающий ученик читает) - Транспорт - с греческого – перемещать. - Я думаю, что из Греции в другие страны могли перевозить оливковое масло, ведь именно в Греции растет много оливковых деревьев. - На морских судах могли перевозить ткани или украшения. - Мне кажется, что в древние времена ценилось оружие и золото. Именно это и перевозили на кораблях. - Транспортом называют обычно то, что перемещается в пространстве: ездит, плавает, летает и при этом перевозит людей и грузы. | Коммуникативные: Умение слушать и понимать речь другого. Регулятивные: Умение высказывать свое предположение на основе собственных знаний. Коммуникативные: Умение работать в коллективе |
- С вопросом о возникновении слова транспорт мы разобрались. Для чего он нам нужен – тоже стало понятно. А как вы думаете, что являлось первоначальным транспортом в нашей стране, в России? (на экране появляется СЛАЙД №6 – упряжка с санями на фоне зимнего пейзажа) - Все верно! Конечно, это были сани и телеги. В чем же их сходство и различия? - Молодцы, ребята, вы все верно подметили! Наверняка, вы видели старинные русские сани в зимних сказках. Кто может припомнить? - Отлично! Попробуйте отгадать название сказки, в которой присутствуют сани по изображению. (на экране появляются СЛАЙДЫ №7,8,9 – «По щучьему велению», «12 месяцев», «Снегурочка») - Молодцы! Так вот такие сани и телеги появились в России в 12 веке, а спустя почти 5 веков, в конце 17-го стали появляться кареты (на экране появляется СЛАЙД №10 – карета в упряжке лошадей) - Хотя выглядели кареты еще как телеги, они уже были более комфортны для езды, т.к. имели возможность укрываться от непогоды при помощи крыши и стен. Такой транспорт был очень дорогим и предназначался для перевозки богатых людей. - Время шло, жизнь становилась насыщеннее, и в 19-м веке люди начали перебираться на удобные и красивые автомобили (на экране появляется СЛАЙДЫ №11,12 – первые автомобили). - С этого времени по настоящий момент автомобили совершенствуются и становятся более современными (на экране появляется СЛАЙД №13 – ультрасовременный автомобиль). - Ребята, помните ли вы, как звучит третий главный вопрос нашего урока? - Молодцы, что помните. О том, на какие группы можно разделить весь транспорт мы поговорим чуть позже. А сейчас я приглашаю вас пройти в салон вымышленного автобуса, который нас доставит на нужную нам остановку. | - Как я уже и говорил, это телега или сани. - Сани и телега похожи тем, что они сделаны из дерева. - Различия в том, что телега используется летом, а сани зимой. - У этих видов транспорта разное устройство: у телеги – колеса, а у саней – полозья. - Я видел сани в сказке «Морозко». - Я думаю, что в любой сказке, где есть герой Дед Мороз, обязательно есть и сани. (ученики отгадывают сказки) -Третий вопрос: какой бывает транспорт? | Познавательные: Умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт. Коммуникативные: Умение оформлять свои мысли в устной форме. Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Умение работать в коллективе. Личностные: Способность развивать умение применять в жизненных ситуациях и учебном процессе полученные знания. Формирование концентрации внимания, умения включаться в общую деятельность. Развитие творческого потенциала. | ||
5. | Физкультминутка 2 минуты | - Прошу всех встать рядом со своим местом. Кто сегодня самый смелый и хочет провести уже известную вам подвижную музыкальную игру «В автобусе»? Отлично, тогда начинаем! - Молодцы, ребята! Присаживайтесь на свои места. | (один желающий ученик выходит к доске и показываем одноклассникам известные движения-повторялки под музыкальную композицию Е.Железновой «В автобусе») | Регулятивные: Формирование умения соотносить свои действия с действиями другого человека. Развитие умения одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную, мыслительную. Коммуникативные: Умение работать в коллективе. |
6. | Продолжение работы по теме урока 12 минут + 4 сообщения по 2 минуты (8 минут) Итого: 20 минут | - Итак, мы прибыли с вами на остановку «Сортировочная», где и попробуем распределить все виды транспорта на отдельные группы. Ребята, существует транспорт, которым пользуетесь вы и ваша семья. И без разрешения, никто кроме членов вашей семьи не может воспользоваться таким транспортом. Как вы думаете, как можно назвать такой транспорт? - Интересная мысль. Что бы ты отнесла к такому виду транспорта? - Ты верно определила, какие именно транспортные средства относятся к этой группе. Но вот более точное название такой группы звучит, как личный транспорт (на экране появляется СЛАЙД № 14 – личный транспорт). Вы заметили, что кроме автомобиля и мотоцикла, здесь представлены и другие транспортные средства. Что вы видите? (на экране появляется СЛАЙД № 15 – личный и общественный транспорт) - Да, личный транспорт разнообразен. Посмотрите, ребята, весь транспорт мы делим на две группы. Прочитайте, пожалуйста. - Как вы понимаете, что означает словосочетание общественный транспорт? - Вы правы ребята. Общественный транспорт предназначен для общего пользования, для всего населения. Сейчас я буду поднимать карточки с изображением разных транспортных средств. Ваша задача – при помощи хлопка согласия обозначить ваше мнение – является ли поднятое мною транспортное средство общественным видом? Вы поняли задание? (По очереди появляются карточки с разными транспортными средствами. Из них ученики хлопками согласия выбирают автобус, поезд, самолет, теплоход) - Ребята, пользуясь общественным транспортом мы всегда должны помнить, что вместе с нами едут и другие люди. Чтобы проезд был комфортным каждый из нас должен соблюдать правила поведения в общественном транспорте. (на экране появляются СЛАЙДЫ № 16,17) - Давайте зачитаем и запомним эти правила. - Я надеюсь, что вы всегда будете стараться быть воспитанными и помнить об этих правилах. Мы с вами сказали, что транспорт можно разделить на две группы: общественный и личный, в зависимости от того, кто является хозяином данного транспорта, и какое количество людей пользуется этим транспортным средством. Давайте обратимся к учебнику и узнаем, на какие еще группы можно разделить весь транспорт. Откройте, пожалуйста, страницу 116. Убедитесь, что тема урока в учебнике совпадает с темой нашего урока. Вы видите схему? Нижнюю ступень мы уже с вами прошли. Следующая ступень делит транспорт на три группы. Зачитайте их, пожалуйста. (на экране появляется СЛАЙД №18 – пассажирский, грузовой специальный транспорт) - Вы заметили, что вторая ступень делит транспорт на три группы в зависимости от того какую работу выполняет транспорт? С пассажирским транспортом мы уже разобрались. Давайте перейдем к грузовому транспорту. Какую работу выполняет грузовой транспорт? - Вы согласны, ребята? - Грузы бывают различными и представляют собой не только строительные материалы, но и продукты питания, электронную бытовую технику, мебель, одежду и многое другое. Что вы отнесете из следующих изображений к грузовому транспорту? (По очереди появляются карточки с разными транспортными средствами. Из них ученики хлопками согласия выбирают КАМАЗ, баржу, грузовой поезд, фуру) -Перейдем к третьей группе. Догадываетесь ли вы, что мы можем отнести к специальному транспорту? (на экране появляется СЛАЙД № 19 – машина скорой помощи) - Итак, посмотрите на экран, что за машина к нам спешит? - Верно, ребята. О том, что же собой представляет карета скорой помощи, расскажет нам Соня Ш. (на экране появляется СЛАЙД № 20 – машина скорой помощи) - Молодец, Соня! Садись, пожалуйста. (на экране появляется СЛАЙД № 21 – пожарная машина) - Но вот к нам стремительно приближается еще одна машина специального назначения. Угадали ребята, что это? - Конечно! Об этой машине нам расскажет Федор Ш. (на экране появляется СЛАЙД № 22 – пожарная машина) - Спасибо, Федор! Присаживайся. Угадаете ли вы третью специальную машину? (на экране появляется СЛАЙД № 23 –машина службы спасения) - Коля Г., угадали ребята машину? - Тогда расскажи нам, пожалуйста, в чем особенности данного транспортного средства. (на экране появляется СЛАЙД № 24 –машина службы спасения) - Но и это еще не все. Вероника К. подготовила для вас свое короткое сообщение о следующей машине, которую, я думаю, вы без труда узнаете. (на экране появляется СЛАЙД № 25 –машина службы спасения) - Итак, Вероника, я прошу тебя пройти к доске. Мы с ребятами готовы тебя слушать. - Отлично, Вероника! Ты умница. Садись, пожалуйста. Чтобы обобщить все то, что мы услышали про спец.транспорт, давайте вернемся к статье в учебнике на странице 117. - А я прошу выйти к доске ученика и выполнить аналогичное задание. (на доску вывешиваются в ряд 3 карточки с иллюстрациями: машина скорой помощи, полицейская машина, пожарная машина. Напротив в ряд вывешиваются 3 карточки с номерами телефонов экстренных служб) - Ученик, возьми, пожалуйста, мел и соедини каждую машину с тем номером телефона, который набирают, чтобы вызвать нужную службу. - Ребята, давайте сверимся. Правильно ли ученик выполнил задание? - Все ли вы справились с заданием? - А теперь вернитесь на страницу 116 и посмотрите, какая ступень деления транспорта на группы нами еще не пройдена? - По какому признаку еще разделяют транспорт? -Молодцы! Итак, мы видим, что транспорт можно разделить на 4 группы: наземный, водный, воздушный и подземный. Какие средства передвижения мы отнесем к наземному виду транспорта? - Это верный ответ. Давайте посмотрим, какие еще можно привести примеры. (на экране появляется СЛАЙД № 26 – наземный транспорт) - Следующая группа – водный транспорт. Из названия мы понимаем, что такой транспорт передвигается по воде. (на доску вывешиваются карточки с водным видом транспорта: лодка, катер, лайнер) - Вы согласитесь, что все эти транспортные средства относятся к водному виду транспорта? (на экране появляется СЛАЙД № 27 – воздушный транспорт) - Давайте посмотрим на слайд, который представляет третью группу – воздушный транспорт – и назовем эти виды транспорта. - Что вы можете добавить к этой группе? - Отлично! Ну и осталась последняя группа – подземный транспорт. (на экране появляется СЛАЙД № 28 – подземный транспорт) - Что мы видим, ребята, на этом слайде? - Итак, ребята, давайте еще раз назовем 4 группы транспорта по способу его передвижения. - Молодцы, ребята, вы верно все запомнили. | - Я бы назвала такой транспорт семейным. - Я отнесла бы в эту группу наш автомобиль, мой велосипед и папин мотоцикл. - Парусник, катер и самолет. - Транспорт бывает личным и общественным. -Общественный транспорт – это тот, которым могут пользоваться все люди. - На таком транспорте ездят все вместе. - Да! (4-5 хорошо читающих учеников зачитывают правила поведения в общественном транспорте) - Транспорт может быть пассажирским, грузовым и специальным. - Грузовой транспорт перевозит различные грузы. Например песок или бревна. (ученики жестом выражают свое согласие) - К этой группе относятся машины со специальным оборудованием. - Машина скорой помощи. (ученица рассказывает одноклассникам о назначении машины, ее устройстве) - Это пожарная машина. (ученик рассказывает одноклассникам о назначении машины, ее устройстве) - Это машина службы спасения. - Да. (ученик рассказывает одноклассникам о назначении машины, ее устройстве) -Это полицейская машина. (ученица рассказывает одноклассникам о назначении машины, ее устройстве) (1 хорошо читающий ученик читает первых два абзаца. Ученики в парах выполняют задание) (ученик выполняет задание на доске) (дети жестом демонстрируют свое согласие) - Нам осталась одна верхняя ступень. - Транспорт различается и по способу передвижения. - К этой группе относится транспорт, который передвигается по земле. Например: автобус, поезд или автомобили. - Да, т.к. они передвигаются по воде. -Вертолет, самолет. - Воздушный шар, дельтаплан. - На слайде мы видим изображения подземного метро. - Транспорт делится на наземный, водный, воздушный и подземный. | Познавательные: Умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, учебник, Интернет или дополнительную литературу. Коммуникативные: Умение оформлять свои мысли в устной форме. Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Умение работать в коллективе. Умение слушать друг друга. Личностные: Способность развивать умение применять в жизненных ситуациях и учебном процессе полученные знания. Формирование концентрации внимания, умения включаться в общую деятельность. Развитие творческого потенциала. Умение высказывать свое отношение к нормам поведения в общественном транспорте. |
7. | Рефлексия 8 минут | - Ну, что же, давайте проверим, кто из вас самый внимательный. На доске будет представлено несколько карточек с транспортными средствами. Вам необходимо предположить, к какой группе относится этот транспорт, и найти лишнюю карточку. *(на доске вывешиваются 3 карточки пассажирского транспорта и 1 карточка с грузовым транспортом) *(на доске вывешиваются 3 карточки специального транспорта и 1 карточка с грузовым транспортом) *(на доске вывешиваются 3 карточки наземного транспорта и 1 карточка с воздушным транспортом) - Понравилось вам это задание? Вы можете на перемене организовать подобные соревнования по угадыванию в группах. - Сейчас, ребята, мы выполним с вами тест, который поможет нам оценить, насколько понятным был сегодняшний материал, интересен ли был урок и как вы усвоили тему «Какой бывает транспорт». Я попрошу ученика выйти к откидной доске, а вас, ребята, открыть свои рабочие тетради. Запишите, пожалуйста, сегодняшнее число – 14.12, а ниже запишите слово Тест. - На экране появятся вопросы, которые ученик вам будет громко зачитывать. Вам нужно будет выбрать правильный ответ и записать в своей тетради, а ученик выполнит тест на откидной доске. Готовы? Тогда начинаем. (на экране появляются СЛАЙДЫ № 29, 30, 31 – тест) - Итак, вы готовы? Прошу вас взять зеленый карандаш, обменяться тетрадями с соседом по парте и выполнить проверку задания (на экране появляется СЛАЙД № 32 – проверка теста). А я оценю ответы ученика. - Ученик справился с заданием. Обменяйтесь тетрадями. Встаньте те, кто не допустил ни одной ошибки. - Молодцы ребята, садитесь, вы отлично усвоили урок. А сейчас встаньте те, кто допустил одну или две ошибки. - Это тоже хороший результат. - Есть ли ученики, которые допустили более двух ошибок? Меня радует, что таких учеников нет. Это значит, что материал урока был понятен для вас (Вариант, если такие ученики есть: Ничего страшного, в следующий раз получится лучше). Запомните, пожалуйста, номера вопросов, которые вызвали у вас затруднения. Вы можете подойти ко мне на перемене, и мы вместе попробуем разобраться. | (3 ученика по очереди выходят к доске и выполняют задания) - Да! (ученики открывают тетради и записывают число и название работы, 1 ученик выходит к откидной доске) (ученики выполняют тест) (Ученики выполняют взаимопроверку задания) (встают те, кто справился с заданием безошибочно. После разрешения учителя садятся на свои места) (Встают те ученики, которые выполнили задание с одной или двумя ошибками. После разрешения учителя садятся на свои места) | Регулятивные: Умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Осознавать качество и уровень усвоения. Оценивать результат своей работы. Коммуникативные: Умение работать в парах и коллективе. |
8. | Итоги 2 минуты | - Ну, что же ребята, пришло время подвести итоги урока и проверить, ответили ли мы на наши контрольные вопросы, которые поставили для себя в начале урока. Вернемся к тому слайду. (на экране появляется СЛАЙД № 2 – контрольные вопросы) - Кто даст ответ на вопрос: что такое транспорт? - Молодцы, ребята. А для чего нужен транспорт? - Согласны? - Третий вопрос: какой бывает транспорт? - И последний вопрос: как вести себя в общественном транспорте. Какое правило для вас является самым важным? - Я очень рада, что вы помните об этих правилах. | - Транспорт – это средство передвижения. - Транспорт нужен для того, чтобы перемещать в пространстве пассажиров или грузы. (ученики жестом выражают свое согласие) - Транспорт бывает личным и общественным. - Транспорт можно разделить на пассажирский, грузовой и специальный. - По способу передвижения транспорт делится на 4 группы: наземный, воздушный, водный и подземный. - Нельзя отвлекать водителя. - В транспорте нужно держаться за поручни, чтобы не упасть во время резкого торможения. - Нужно уступать места пожилым, детям и женщинам. - Нельзя сорить. | Познавательные: Умение систематизировать полученную на уроке информацию. Умение формировать ответы на вопросы, используя полученную информацию на уроке. Личностные: Умение высказывать свое отношение к нормам поведения в общественном транспорте. Коммуникативные: Умение слушать друг друга. Умение оформлять свои мысли в устной форме. |
9. | Запись домашнего задания 1 минута | - Ребята, откройте пожалуйста, дневники и запишите домашнее задание. 1-й ряд – нарисовать рисунок – водный вид транспорта 2-й ряд – нарисовать рисунок – воздушный вид транспорта 3-й ряд – нарисовать рисунок – наземный вид транспорта Из ваших рисунков мы создадим очередную книгу иллюстраций, которая пополнит коллекцию наших коллективных проектов. | (ученики записывают домашнее задание) | |
10. | Оценивание работы детей на уроке 1 минута | (оценивание работы детей на уроке, выставление оценок) - Мне очень понравилось, как вы сегодня работали. Спасибо, ребята, урок закончен. |
Источники: