Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Важность роли семьи в воспитании ребенка

1. Помощь в решении проблем семьи в воспитании ребенка 2. Консультация родителей при воспитании детей с девиантным поведением

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Важность роли семьи в воспитании ребенка

Семья имеет огромное влияние на формирование личности человека, и она необходима каждому человеку. Именно в семье ребенок получает любовь, внимание и понимание. Семейные ценности, заложенные и воспитанные с самого детства, присутствуют в каждом человеке в течение всей жизни. Взрослея, каждый человек моделирует свою собственную семью. Каждый человек с самого детства хочет быть счастливым, любимым и мечтает о собственной счастливой семье.

Семью следует рассматривать не только как брачную группу, но как социальный институт. Это система связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм.

Семейная роль – один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяемости в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дедушка, бабушка, старший, младший) и т. д. Для того чтобы сформулировать образ своего поведения, индивид должен точно определить свое место и место других в ролевой структуре семьи. Он должен четко представлять себе, что значит быть мужем или женой, старшим в семье или младшим, какого поведения ждут от него, какие правила, нормы диктует ему то или иное поведение.

Социальные функции семьи:

Отношения между людьми в семье включают  четыре основных вида внутрисемейных отношений: психофизиологические, психологические, социальные и культурные.

Психофизиологические – это отношения биологического родства и половые отношения.

Психологические отношения включают открытость, доверие, заботу друг о друге, взаимную моральную и эмоциональную поддержку.

Социальные отношения содержат распределение ролей, материальную зависимость в семье, а также статусные отношения: авторитет, руководство, подчинение и пр.

Культурные – это особого рода внутрисемейные связи и отношения, обусловленные традициями, обычаями, сложившимися в условиях определенной культуры (национальной, религиозной и т.п.), внутри которой данная семья возникла и существует.

Вся эта сложная система отношений оказывает влияние на семейное воспитание детей. Внутри каждого из видов отношений могут существовать как согласие, так и разногласия, которые положительно или отрицательно сказываются на воспитании ребенка.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Совместная жизнь требует от супругов постоянной готовности к компромиссу, умения считаться с личными интересами и потребностями партнера, уважать друг друга, доверять и находить взаимопонимание.

Статистика бракоразводных процессов показывает, что самые большие трудности возникают в сфере отношений, связанных с внутрисемейной культурой. На них приходится большая часть разводов, особенно в молодых семьях, существующих от года до пяти лет. Частыми причинами аномалий в воспитании детей являются систематические нарушения супругами этики внутрисемейных отношений, отсутствие взаимного доверия, внимания и заботы, уважения, психологической поддержки и защиты. Самыми существенными факторами, отрицательно сказывающимися на воспитании детей, являются несовместимость нравственных позиций супругов, рассогласование их точек зрения на честь, мораль, совесть, долг, обязанности перед семьей, меру ответственности за состояние дел в семье.

Таким образом, очевидно, что семья – это персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров:

Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья. Становление личности ребёнка зависит от его окружения, а в семье складывается социальная ситуация и формируется зона ближайшего развития ребенка: через отношение маленького человека с родными людьми, через особенности общения, семейные ценности и ориентиры.

Рассмотрим стили воспитания ребенка в семье и их взаимосвязь с типами семей и влиянием их на развитие личности подрастающего ребенка:

Исходя из представленных стилей воспитания детей, рассмотрим типы семей и тенденции условий развития детей подросткового возраста в них.

Семья с высокой рефлексией и ответственностью постепенно, по мере взросления ребенка, изменяет стиль взаимоотношений. К подростку начинают относиться с учетом появившегося у него чувства взрослости и, не навязывая своего внимания, родители выражают готовность обсудить его проблемы, что подтверждает готовность к сотрудничеству с подростком. Главное в такой семье – сохранение чувства самоуважения у подростка. Ребенок в такой семье развивается вполне благополучно, он строит свои отношения с окружающими преимущественно по лояльному типу, так как родителями созданы благоприятные условия для его духовного развития.

Семья отчужденная. В этой семье ребенком мало интересуются, избегают общения с ним и держатся от него на расстоянии. Отчужденная семья может ограничить возможности ребенка в развитии. Такой стиль откладывает отпечаток в развитие его характера: он или тоже становится носителем отчужденных форм поведения или у него складывается комплекс собственной неполноценности. У подростков из таких семей преобладают агрессия, неадекватная лояльность и пассивный стиль поведения. Ребенок в такой семье чувствует себя лишним.

Семья авторитарная  предъявляет жесткие требования, независимо от возраста ребенка. В таких семьях могут иметь место физические наказания. В авторитарной семье ребенок одинок, несчастен и неуверен в себе в любом возрасте. Подросток же из таких семей становится носителем авторитарного способа взаимодействия с людьми. Авторитарная семья также может ограничить возможности подростка в развитии.

Семья с попустительским отношением. В такой семье ведущим принципом является принцип вседозволенности, поэтому к подростковому возрасту ребенок хорошо осваивает способы манипулирования родителями. Основными чертами характера подростков из таких семей является эгоизм и сопутствующая ему конфликтность. Подросток из такой семьи обычно не усваивает позитивных форм общения, он опирается на собственный эгоизм и агрессию.

Семья гиперопекающая. Ребенок в такой семье растет под пристальным вниманием и заботой родителей. Родители не расстаются с ребенком, опекают его не только извне, но стремятся завладеть и его душевными переживаниями, что развивает неуверенность в себе. В такой семье даже в подростковом возрасте ребенок не может сам построить позитивные отношения, в случае необходимости не может дать отпор, он пассивен и инфантилен.

В неполной семье (здесь чаще нет отца), особенно к подростковому возрасту, ребенок начинает себя чувствовать некомфортно. Ведь именно в этот период возникает острое чувство потребности в отце, ибо половая идентификация у подростков осуществляется в соотнесении себя с родителями обоего пола. Отсутствие отца ослабляет его социальную позицию.

Неблагополучная семья. Это семья, где родители постоянно конфликтуют друг с другом, принимают алкоголь, наркотики, ведут аморальный образ жизни. Они не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию ребенка, жестоко обращаются со своими детьми. Подростки из таких семей более предрасположены к употреблению алкоголя и наркотических веществ.

Нарушение семейных отношений часто является причиной формирования девиантного (отклоняющегося) поведения детей. Отклоняющееся поведение от принятых в данном социуме нравственных и социально-психологических норм наблюдается чаще у детей из неблагополучных семей. В различных типах неблагополучных семейных отношений дети специфически адаптируются в окружающей действительности, все факторы которой воздействуют на формирование, развитие и социализацию личности.

В семье может быть одновременно множество разнообразных стилей общения. Описанные типы и стили отношений в семье демонстрируют лишь тенденции условий развития личности ребенка, но не указывают на то, что именно так и будет происходить с детьми в каждой из описанных семей.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области