Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


РАЗВИТИЕ РИТМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР

Автоматизация звуков, развития зрительно – двигательной координации, отработка техники чтения.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Черемных Лариса Викторовна, учитель-логопед МБДОУ г. Иркутска детский сад №126 Панфилова Галина Петровна, учитель-логопед МБДОУ г. Иркутска детский сад № 83

РАЗВИТИЕ РИТМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР

Уважаемые коллеги, предлагаем вашему вниманию речевой материал, который может быть успешно применен на логопедических занятиях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста для автоматизации и дифференциации поставленных звуков, для расширения поля зрения ребенка, развития зрительно – двигательной координации, которая занимает особое место в жизни детей дошкольного возраста, а так же для отработки техники чтения на базе слоговых дорожек, которые дети учатся читать, применяя условную жестикуляцию с опорой на заданный слог.

Чтобы было понятно, - о чем идет речь, попробуйте прочитать предложенные ниже слоги, с выполнением определенных заданий:

а). Прочитать слоги без хлопков, контролируя звук [Л]

ЛА- ЛО-ЛУ-ЛЫ-ЛИ-ЛЭ

ЛО-ЛУ-ЛА-ЛЭ-ЛЫ-ЛИ

ЛО-ЛА-ЛУ-ЛИ-ЛЫ-ЛЭ

б). Прочитать слоги, выполняя заданную инструкцию:

На слог (ЛА) – хлопать, на слог (ЛУ) – стучать кулачком по столу или по ладошке. Контроль звука [Л]

ЛА-ЛУ-ЛА-ЛУ-ЛА-ЛУ-ЛУ

ЛА-ЛУ-ЛА-ЛУ-ЛА-ЛА-ЛУ

ЛА-ЛУ-ЛУЛА-ЛУ-ЛУ

ЛА-ЛУ-ЛУ-ЛУ -ЛА-ЛУ-ЛУ

а). Прочитать слоги без хлопков, контролируя звук [Р]

РА-РО-РУ-РЫ-РИ-РЭ

РО-РУ-РА-РЭ-РЫ-РИ

РО-РА-РУ-РИ-РЫ-РЭ

б).Прочитать слоги, выполняя заданную инструкцию:

Ребенок самостоятельно читает слоги. На слог (РА) – хлопает, на слог (РУ) – стучит кулачком. Контроль звука [Р]

РА-РУ-РА-РУ-РА- РУ-РА

РУ-РА-РУ-РА-РУ-РУ-РА

РА-РУ-РА-РУ- РА-РУ-РА

РА-РУ-РА-РУ-РА- РУ-РА

3).Автоматизация звука [ С ]

а). Прочитать слоги без хлопков, контролируя звук [С]

СА-СО-СУ-СЫ-СИ-СЭ-СЫ

СО-СУ-СА-СЭ-СО-СЭ-СЫ

б). Ребенок самостоятельно читает слоги. На слог (СА) – хлопает, на слог (СУ) –собирает пальцы « в замок». Контроль звука [С]

СА-СУ-СА- СА-СУ-СА- СА

СУ-СА- СА-СУ-СА- СА-СА

СА-СУ-СУ - СА-СУ-СУ-СА-СУ-СУ-СА-СУ-СУ

4).Автоматизация звука ( Ш )

а).Прочитать слоги без хлопков, контролируя звук [Ш]

ША-ШО-ШУ-ШИ

ША-ШО-ШУ-ШИ

ША-ШО-ШУ-ШИ

б).1.Ребенок читает самостоятельно слоги. На слог (ША) – хлопает, на слог (ШУ) – собирает пальцы « в замок». Контроль звука [Ш]

ША-ШУ: ША-ШУ; ША-ШУ; ША-ШУ; ША-ШУ

ША-ШУ-ШУ: ША-ШУ-ШУ, ША-ШУ-ШУ, ША-ШУ-ШУ

ШУ-ШУ- ША-ША: ШУ-ШУ- ША-ША,

ШУ-ШУ- ША-ША, ШУ-ШУ- ША-ША

Особые трудности у детей вызывает чтение слогов с гласными второго ряда. Но отработка техники чтения при помощи ритмизации речи с движением происходит быстрее и легче.

5). Ребенок самостоятельно читает слоги. Контроль звука [ЛЬ]

а). На слог (ЛЯ) – хлопает, на слог (ЛЮ) –перекрест рук на груди, ладони – на плечах.

б). На слог (Ля) – хлопает, на (ЛЮ) – стучит кулачком, на (ЛИ) – топает

ЛЯ -ЛЮ-ЛЯ -ЛЮ- ЛЯ- ЛЯ- ЛЯ

ЛЯ-ЛЮ- ЛЯ-ЛЮ-ЛЯ- ЛЮ-ЛЯ

ЛЯ -ЛЮ-ЛЯ-ЛЮ- ЛЯ- ЛИ- ЛИ

ЛЯ-ЛЮ-ЛЯ-ЛЮ- ЛЯ- ЛИ- ЛИ

6).Ребенок самостоятельно читает слоги. Контроль звука [РЬ]

а). На слог (РЯ) – хлопает, на слог (РЮ) – перекрест рук на груди, ладони – на плечах.

б). На (РЯ – хлопает, на (РЮ) – стучит кулачком, на (РИ) – топает

РЯ -РЮ-РЯ –РЮ-РЯ-РЯ- РЯ

РЯ -РЮ-РЯ -РЮ- РЯ- РЮ- РЯ

РЯ -РЮ-РЯ -РЮ- РЯ- РИ- РИ

РЯ -РЮ-РЯ -РЮ- РЯ- РИ- РИ

Во время чтения детьми слоговых дорожек с этими заданиями, (или с заданиями, аналогичными данным), у детей повышается интерес к чтению. Из монотонного выполнения упражнения на отработку техники чтения данное задание превращается в игру, в которой участвуют все дети, азартно вовлекаясь в процесс занятия. У детей развиваются движения рук и произвольная моторика при участии речи. Развиваются слуховой, зрительный и двигательный анализаторы, улучшается самоконтроль за произносимыми звуками, вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память.

Японская мудрость гласит, что « интеллект находится на кончиках пальцев ». Действительно, уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Детям нравится манипулировать различными предметами и играть с ними, поэтому непосредственно перед чтением слоговых дорожек мы предлагаем детям разнообразные упражнения, стимулирующие тренировку пальцев рук, такие, как игры со счетными палочками, спичками, пуговицами, мозаикой. На выполнение таких упражнений отводится всего 1-2 минуты от занятия, но польза от них ощутимая. Вот некоторые из данных упражнений:

- Скрестить 2-й и 3-й пальцы ( на одной, а затем на двух руках)

- Перебирать все пальцы руки, по очереди касаясь ими большого пальца первоначально на одной руке, потом на второй, затем на двух руках одновременно

- «Лезгинка»: Большой палец левой руки вверх, остальные – в кулак. Вторая рука (правая) -плоская, ладонью вниз – коснуться мизинца левой руки.

- Зафиксировать предплечье правой руки на столе. Указательным и средним пальцами взять со стола карандаш. Поднять его и опустить.

- Раскатать пластилин пальцами левой, затем правой рук.

- Вращать карандаш между пальцами правой, затем левой рук.(между большим и указательным, указательным и безымянным…)

- Зафиксировать предплечье на столе, брать по 1 спичке из коробка, не сдвигая руку с места. Затем сложить спички в коробку.

– «Домик» Соединить ладони в виде домика. С усилием надавливать пальцами правой руки на пальцы левой. Для каждой пары пальцев рук отдельно.

–Постучать каждым пальцем правой руки по столу под счет: «1-1-2!, 1-2-3! И т. д.

- Вытянуть руки перед собой. Сгибать и разгибать кисти рук вверх- вниз. - Вращать кистями рук по часовой стрелке и против часовой стрелки (в одну сторону, затем – в разные стороны).

Пальчиковые упражнения полезно сочетать с короткими скороговорками, с проговариванием слогов, слов или предложений на закрепление произношения изучаемого звука.

Двигательные импульсы пальцев рук способствуют развитию «речевых зон» и в целом положительно воздействуют на всю кору головного мозга. Кроме того, манипуляция с пальчиками – увлекательная игра, радостное общение взрослого и ребенка, способствующее общему и речевому развитию детей.

Используемая литература:

- Т.А.Ткаченко Коррекция нарушений слоговой структуры слова Альбом для индивидуальной работы с детьми 4-6 лет Москва 2004г.

- Г.В.Бабина, Н.Ю. Сафонкина Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи- М.: Книголюб, 2005. Серия «Логопедические технологии»

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области