Черемных Лариса Викторовна, учитель-логопед МБДОУ г. Иркутска детский сад №126 Панфилова Галина Петровна, учитель-логопед МБДОУ г. Иркутска детский сад № 83
РАЗВИТИЕ РИТМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР
Уважаемые коллеги, предлагаем вашему вниманию речевой материал, который может быть успешно применен на логопедических занятиях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста для автоматизации и дифференциации поставленных звуков, для расширения поля зрения ребенка, развития зрительно – двигательной координации, которая занимает особое место в жизни детей дошкольного возраста, а так же для отработки техники чтения на базе слоговых дорожек, которые дети учатся читать, применяя условную жестикуляцию с опорой на заданный слог.
Чтобы было понятно, - о чем идет речь, попробуйте прочитать предложенные ниже слоги, с выполнением определенных заданий:
а). Прочитать слоги без хлопков, контролируя звук [Л]
ЛА- ЛО-ЛУ-ЛЫ-ЛИ-ЛЭ
ЛО-ЛУ-ЛА-ЛЭ-ЛЫ-ЛИ
ЛО-ЛА-ЛУ-ЛИ-ЛЫ-ЛЭ
б). Прочитать слоги, выполняя заданную инструкцию:
На слог (ЛА) – хлопать, на слог (ЛУ) – стучать кулачком по столу или по ладошке. Контроль звука [Л]
ЛА-ЛУ-ЛА-ЛУ-ЛА-ЛУ-ЛУ
ЛА-ЛУ-ЛА-ЛУ-ЛА-ЛА-ЛУ
ЛА-ЛУ-ЛУЛА-ЛУ-ЛУ
ЛА-ЛУ-ЛУ-ЛУ -ЛА-ЛУ-ЛУ
а). Прочитать слоги без хлопков, контролируя звук [Р]
РА-РО-РУ-РЫ-РИ-РЭ
РО-РУ-РА-РЭ-РЫ-РИ
РО-РА-РУ-РИ-РЫ-РЭ
б).Прочитать слоги, выполняя заданную инструкцию:
Ребенок самостоятельно читает слоги. На слог (РА) – хлопает, на слог (РУ) – стучит кулачком. Контроль звука [Р]
РА-РУ-РА-РУ-РА- РУ-РА
РУ-РА-РУ-РА-РУ-РУ-РА
РА-РУ-РА-РУ- РА-РУ-РА
РА-РУ-РА-РУ-РА- РУ-РА
3).Автоматизация звука [ С ]
а). Прочитать слоги без хлопков, контролируя звук [С]
СА-СО-СУ-СЫ-СИ-СЭ-СЫ
СО-СУ-СА-СЭ-СО-СЭ-СЫ
б). Ребенок самостоятельно читает слоги. На слог (СА) – хлопает, на слог (СУ) –собирает пальцы « в замок». Контроль звука [С]
СА-СУ-СА- СА-СУ-СА- СА
СУ-СА- СА-СУ-СА- СА-СА
СА-СУ-СУ - СА-СУ-СУ-СА-СУ-СУ-СА-СУ-СУ
4).Автоматизация звука ( Ш )
а).Прочитать слоги без хлопков, контролируя звук [Ш]
ША-ШО-ШУ-ШИ
ША-ШО-ШУ-ШИ
ША-ШО-ШУ-ШИ
б).1.Ребенок читает самостоятельно слоги. На слог (ША) – хлопает, на слог (ШУ) – собирает пальцы « в замок». Контроль звука [Ш]
ША-ШУ: ША-ШУ; ША-ШУ; ША-ШУ; ША-ШУ
ША-ШУ-ШУ: ША-ШУ-ШУ, ША-ШУ-ШУ, ША-ШУ-ШУ
ШУ-ШУ- ША-ША: ШУ-ШУ- ША-ША,
ШУ-ШУ- ША-ША, ШУ-ШУ- ША-ША
Особые трудности у детей вызывает чтение слогов с гласными второго ряда. Но отработка техники чтения при помощи ритмизации речи с движением происходит быстрее и легче.
5). Ребенок самостоятельно читает слоги. Контроль звука [ЛЬ]
а). На слог (ЛЯ) – хлопает, на слог (ЛЮ) –перекрест рук на груди, ладони – на плечах.
б). На слог (Ля) – хлопает, на (ЛЮ) – стучит кулачком, на (ЛИ) – топает
ЛЯ -ЛЮ-ЛЯ -ЛЮ- ЛЯ- ЛЯ- ЛЯ
ЛЯ-ЛЮ- ЛЯ-ЛЮ-ЛЯ- ЛЮ-ЛЯ
ЛЯ -ЛЮ-ЛЯ-ЛЮ- ЛЯ- ЛИ- ЛИ
ЛЯ-ЛЮ-ЛЯ-ЛЮ- ЛЯ- ЛИ- ЛИ
6).Ребенок самостоятельно читает слоги. Контроль звука [РЬ]
а). На слог (РЯ) – хлопает, на слог (РЮ) – перекрест рук на груди, ладони – на плечах.
б). На (РЯ – хлопает, на (РЮ) – стучит кулачком, на (РИ) – топает
РЯ -РЮ-РЯ –РЮ-РЯ-РЯ- РЯ
РЯ -РЮ-РЯ -РЮ- РЯ- РЮ- РЯ
РЯ -РЮ-РЯ -РЮ- РЯ- РИ- РИ
РЯ -РЮ-РЯ -РЮ- РЯ- РИ- РИ
Во время чтения детьми слоговых дорожек с этими заданиями, (или с заданиями, аналогичными данным), у детей повышается интерес к чтению. Из монотонного выполнения упражнения на отработку техники чтения данное задание превращается в игру, в которой участвуют все дети, азартно вовлекаясь в процесс занятия. У детей развиваются движения рук и произвольная моторика при участии речи. Развиваются слуховой, зрительный и двигательный анализаторы, улучшается самоконтроль за произносимыми звуками, вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память.
Японская мудрость гласит, что « интеллект находится на кончиках пальцев ». Действительно, уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Детям нравится манипулировать различными предметами и играть с ними, поэтому непосредственно перед чтением слоговых дорожек мы предлагаем детям разнообразные упражнения, стимулирующие тренировку пальцев рук, такие, как игры со счетными палочками, спичками, пуговицами, мозаикой. На выполнение таких упражнений отводится всего 1-2 минуты от занятия, но польза от них ощутимая. Вот некоторые из данных упражнений:
- Скрестить 2-й и 3-й пальцы ( на одной, а затем на двух руках)
- Перебирать все пальцы руки, по очереди касаясь ими большого пальца первоначально на одной руке, потом на второй, затем на двух руках одновременно
- «Лезгинка»: Большой палец левой руки вверх, остальные – в кулак. Вторая рука (правая) -плоская, ладонью вниз – коснуться мизинца левой руки.
- Зафиксировать предплечье правой руки на столе. Указательным и средним пальцами взять со стола карандаш. Поднять его и опустить.
- Раскатать пластилин пальцами левой, затем правой рук.
- Вращать карандаш между пальцами правой, затем левой рук.(между большим и указательным, указательным и безымянным…)
- Зафиксировать предплечье на столе, брать по 1 спичке из коробка, не сдвигая руку с места. Затем сложить спички в коробку.
– «Домик» Соединить ладони в виде домика. С усилием надавливать пальцами правой руки на пальцы левой. Для каждой пары пальцев рук отдельно.
–Постучать каждым пальцем правой руки по столу под счет: «1-1-2!, 1-2-3! И т. д.
- Вытянуть руки перед собой. Сгибать и разгибать кисти рук вверх- вниз. - Вращать кистями рук по часовой стрелке и против часовой стрелки (в одну сторону, затем – в разные стороны).
Пальчиковые упражнения полезно сочетать с короткими скороговорками, с проговариванием слогов, слов или предложений на закрепление произношения изучаемого звука.
Двигательные импульсы пальцев рук способствуют развитию «речевых зон» и в целом положительно воздействуют на всю кору головного мозга. Кроме того, манипуляция с пальчиками – увлекательная игра, радостное общение взрослого и ребенка, способствующее общему и речевому развитию детей.
Используемая литература:
- Т.А.Ткаченко Коррекция нарушений слоговой структуры слова Альбом для индивидуальной работы с детьми 4-6 лет Москва 2004г.
- Г.В.Бабина, Н.Ю. Сафонкина Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи- М.: Книголюб, 2005. Серия «Логопедические технологии»