Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Всемирный день рек»

Цель - закрепить знания детей о значении воды в жизни растений, животных и человека. О том, что вода-это «дом» для многих растений и животных, о необходимости охраны этих животных и их среды обитания.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

«Всемирный день рек»

для детей старшего дошкольного возраста.

Цель:

- закрепить знания детей о значении воды в жизни растений, животных и человека. О том, что вода-это «дом» для многих растений и животных, о необходимости охраны этих животных и их среды обитания.

Задачи:

Образовательные:

Развивающие:

Воспитательные:

Ход занятия:

1. - Ребята! Сегодня мы поговорим о водном объекте, в котором все любят купаться летом. Отгадайте загадку:

Лентой вьётся на просторе,

А потом впадает в море.

Широка и глубока...

Как зовём её? ...(Река)

Верно! Это река. (Показ иллюстрации с изображением реки).

- Вода — реки, озера, моря, океаны, величайшее богатство, дарованное человечеству природой, и каждая ее капля — драгоценна, так как жизнь человека, как и всего живого на Земле без воды невозможна. 14 марта – во всем мире отмечают День рек.

2. Беседа (с использованием карты).

- Посмотрите внимательно на карту и скажите: Как по карте можно узнать, где находится река? (ответы детей).

- Конечно же, на карте реки, озера, моря изображены голубым или синим цветом. Реки – привольные места земли русской. Голубые магистрали, источники воды, а вода, как известно, — основа жизни на земле.

- У реки свои законы – бежать, извиваясь голубой змейкой, весело журчать, поить и кормить животных. А главное – быть другом и помощником человека.

- Откуда берутся реки? Посмотрите, на карте есть места коричневого цвета с белыми пятнышками. Это - горы со снежными и ледяными вершинами. А снег и лед, как известно, могут таять и становиться водой. Поэтому многие реки начинаются с небольших ручейков на вершинах гор. Чистые, холодные и прозрачные ручейки быстро текут вниз, к подножию горы, то петляя среди камней и высоких горных трав, то споткнувшись об огромные камни, стремительно падают вниз шумными водопадами. Ручейки встречаются, сливаются друг с другом и становятся все полноводнее и полноводнее. Так рождается река. Горные реки текут быстро. Они громко и недовольно шумят, перекатывая огромные камни валуны и мелкие камешки. В горных реках живут рыбы, насекомые, их воду пьют горные козлы, бараны и птицы. А вот равнинные руки - спокойные, про них говорят, что они плавно несут свои воды. Равнинные реки берут начало из родников и озер. Реки впадают в моря и озера.

3.  Беседа о реке Дон

- Ребята, скажите, как называется река, которая протекает в нашем городе? (ответы детей).

- Ребята, посмотрите, как красива наша река! (показ слайдов)

По подсчетам ученых мудрых река Дон имеет довольно древний возраст, ей более 23 миллионов лет. Начало реки называется исток. Давайте вместе повторим – исток. (показ на карте) Углубление, по которому течёт река, называется русло. Повторяйте за мной – русло. (показ на карте) Реки, которые вливаются в Дон, называются притоки. (показ на карте) Запомнили, повторите, пожалуйста – притоки. А место, где река впадает в Черное море, называется устье. (показ на карте) Повторите, пожалуйста, – устье.

(звучит песня «Дон-Батюшка»)

Воспитатель: Как в Ростовской области, во славном городе Ростове –на –Дону, течет величавая река Дон, могучий Дон-батюшка.

И есть у него другие имена: Тихий Дон и Кормилец наш, батюшка Дон Иванович.

А знаете, почему Дон Ивановичем зовут?
(рассказывает легенду «Почему Дон Ивановичем зовут»? )
Рассказывают, было у старика Ивана два сына: одного звали Шат, другого Дон. Шат был старше, сильнее, а Дон – меньшой сын – послабее. Жили одной семьей поначалу, дружно жили, да только пришло время расстаться: подросли, сыновья, пора им судьбу свою пытать. Вывел отец их за окошко, велел слушать его во всем и дорогу каждую указал. Только Шат не послушался отца, начал тропки полегче искать, с пути сбился, да и заблудился в болотах. А Дон Иванович шел туда, куда отец наказывал, и всю Россию прошел, стал знатен и славен. 
Сказка сказкой, а выдумки в ней нет!

Откуда Дон берет начало…

Где скрыта вечная струя,

Что вниз, по руслу величаво

Уходит в дальние края!

Под невысокою березкой

Начало Дон свое берет:

Из - под травы земли московской

С Ивана - озера течет.

Вытекали из Иван- озера, что под Тулой – городом, два ручья. Один перешагнуть можно, это - Дон. Другой широкий, бурный – Шат.

Дон все на юг путь держит, а Шат бросался из одной стороны в другую, пока совсем не затерялся и притоком реки Уфы не стал. 
Про реку Шат никто не знает, а Дон – река знаменитая, большая, она морские корабли на своих волнах качает, и города на ее берегах встают. 
Недаром и зовут люди реку свою родную ласково: Дон Ивановичем. 

Предлагаю немножко отдохнуть.

5. Физкультминутка «К речке быстрой мы спустились!»

К речке быстрой мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре…

Вот так славно освежились!

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе раз – это брасс,

Одной, другой – это кроль.

Три, два, один – Плывем как дельфин,

Качаясь на волне, плывем на спине.

Вышли на берег крутой,

Отряхнулись - и домой.

6. Презентация «Жила-была река»

- А сейчас я предлагаю вам посмотреть сказку.

Слайд 1. Жила-была река. Сначала она была маленьким весёлым ручейком, который прятался среди высоких стройных елей и белоствольных берёз. И все говорили: какая вкусная, какая чистая вода в этом ручье!

Слайд 2. Затем ручей превратился в настоящую речку. Вода в ней текла уже не так быстро, но была вкусной и прозрачной.

Слайд 3. Река очень любила путешествовать.

Слайд 4. Однажды она очутилась в городе. Здесь стояли огромные дома, в которых жили люди.

Они обрадовались реке и попросили её остаться в городе. Река согласилась. Её заковали в каменные берега.

Слайд 5. По ней стали ходить пароходы и лодки.

Слайд 6. На её берегах загорали люди.

Слайд 7. Шли годы. Люди привыкли к реке и уже ни о чём её не просили, а делали всё, что им вздумается. Однажды на её берегах они построили завод, из труб которого в реку потекли грязные потоки.

Потемнела река от печали, стала грязной и мутной. Никто уже не говорил: «Какая чистая, какая красивая река!» никто не гулял на её берегах. В ней мыли машины, стирали бельё.

Слайд 8. Однажды по реке прошёл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. Покрылась река чёрной плёнкой, стали её жители – растения и животные – задыхаться без воздуха. Совсем заболела река.

«Нет, - думает, - Не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мёртвой рекой». Позвала она на помощь своих жителей. «Я всегда была для вас родным домом, а теперь пришла беда, ваш дом разрушили люди, и я заболела. Помогите мне выздороветь, и мы уйдём в другие края, подальше от неблагодарных людей».

Слайд 9. Собрались речные жители, очистили свой дом от грязи, вылечили речку.

Слайд 10. И побежала она в край своего детства, туда, где росли ели и берёзы, где человек – редкий гость.

Слайд 11. А жители города на следующий день обнаружили, что остались они одни, без реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов. Остановилась жизнь в городе.

Тогда самый старый и мудрый горожанин сказал: «Я знаю, почему от нас ушла речка. Когда я был маленький, я купался в её чистой воде. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого. Мы обидели речку и должны попросить у неё прощения».

Отправились самые сильные и выносливые горожане искать речку. Долго они её искали и нашли, но не стазу её узнали: ведь она стала чистой и прозрачной.

Попросили люди поскорее вернуться в город, рассказали, как им плохо без неё, пообещали заботиться о ней. Речка была добрая и не помнила зла.

Слайд 12. Вернулась река в город и стала помогать его жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки заводов, и даже вызвали специальных учёных следить за здоровьем и самочувствием реки.

Слайд 13. С тех пор в этом городе люди и река живут дружно. А день возвращения реки отмечают как самый главный праздник.

7. Итог занятия.

Реки бывают разные,

бурные и прекрасные,

Мелкие и полноводные,

горные и свободные.

И все – это вены планеты,

несущие жизнь в каждой капле!

Давайте помнить об этом,

не только в такие даты!

- Человек не может жить без городов, заводов, полей, но нужно все делать так, чтобы природа при этом не страдала. Важно бережно относится к природе, помогать сохранять чистоту рек. И, главное, что красота и чистота каждой маленькой и большой речушки зависит от каждого из нас.

Вопросы к детям:

1. Что такое река?

2. Какие бывают реки?

3. Как называется начало реки?

4. Как называется путь реки?

5. Как называется место, где река впадает в море?

6. Какая река протекает в Ростове-на-Дону?

7. Для кого нужна река?

8. Кто водится в реке?

9. Кто? Что? Загрязняет реку?

10. Почему нельзя загрязнять реку?

11. Как нужно беречь природу?

Вода появляется из ручейка. Ручьи по пути собирает река. Река полноводно течет на просторе, Пока, наконец, не вливается в море. Моря пополняют запас океана. Над ним формируются клубы тумана. Они поднимаются выше пока Не превращаются в облака. А облака, проплывая над нами, Дождем проливаются, сыплют снегами. Весной соберется вода в ручейки, они побегут до ближайшей реки. Так происходит круговорот воды в природе. Предлагаю вам поиграть в игру « РУЧЕЕК».

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области