«Всемирный день рек»
для детей старшего дошкольного возраста.
Цель:
- закрепить знания детей о значении воды в жизни растений, животных и человека. О том, что вода-это «дом» для многих растений и животных, о необходимости охраны этих животных и их среды обитания.
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Ход занятия:
1. - Ребята! Сегодня мы поговорим о водном объекте, в котором все любят купаться летом. Отгадайте загадку:
Лентой вьётся на просторе,
А потом впадает в море.
Широка и глубока...
Как зовём её? ...(Река)
Верно! Это река. (Показ иллюстрации с изображением реки).
- Вода — реки, озера, моря, океаны, величайшее богатство, дарованное человечеству природой, и каждая ее капля — драгоценна, так как жизнь человека, как и всего живого на Земле без воды невозможна. 14 марта – во всем мире отмечают День рек.
2. Беседа (с использованием карты).
- Посмотрите внимательно на карту и скажите: Как по карте можно узнать, где находится река? (ответы детей).
- Конечно же, на карте реки, озера, моря изображены голубым или синим цветом. Реки – привольные места земли русской. Голубые магистрали, источники воды, а вода, как известно, — основа жизни на земле.
- У реки свои законы – бежать, извиваясь голубой змейкой, весело журчать, поить и кормить животных. А главное – быть другом и помощником человека.
- Откуда берутся реки? Посмотрите, на карте есть места коричневого цвета с белыми пятнышками. Это - горы со снежными и ледяными вершинами. А снег и лед, как известно, могут таять и становиться водой. Поэтому многие реки начинаются с небольших ручейков на вершинах гор. Чистые, холодные и прозрачные ручейки быстро текут вниз, к подножию горы, то петляя среди камней и высоких горных трав, то споткнувшись об огромные камни, стремительно падают вниз шумными водопадами. Ручейки встречаются, сливаются друг с другом и становятся все полноводнее и полноводнее. Так рождается река. Горные реки текут быстро. Они громко и недовольно шумят, перекатывая огромные камни валуны и мелкие камешки. В горных реках живут рыбы, насекомые, их воду пьют горные козлы, бараны и птицы. А вот равнинные руки - спокойные, про них говорят, что они плавно несут свои воды. Равнинные реки берут начало из родников и озер. Реки впадают в моря и озера.
3. Беседа о реке Дон
- Ребята, скажите, как называется река, которая протекает в нашем городе? (ответы детей).
- Ребята, посмотрите, как красива наша река! (показ слайдов)
По подсчетам ученых мудрых река Дон имеет довольно древний возраст, ей более 23 миллионов лет. Начало реки называется исток. Давайте вместе повторим – исток. (показ на карте) Углубление, по которому течёт река, называется русло. Повторяйте за мной – русло. (показ на карте) Реки, которые вливаются в Дон, называются притоки. (показ на карте) Запомнили, повторите, пожалуйста – притоки. А место, где река впадает в Черное море, называется устье. (показ на карте) Повторите, пожалуйста, – устье.
(звучит песня «Дон-Батюшка»)
Воспитатель: Как в Ростовской области, во славном городе Ростове –на –Дону, течет величавая река Дон, могучий Дон-батюшка.
И есть у него другие имена: Тихий Дон и Кормилец наш, батюшка Дон Иванович.
А знаете, почему Дон Ивановичем зовут?
(рассказывает легенду «Почему Дон Ивановичем зовут»? )
Рассказывают, было у старика Ивана два сына: одного звали Шат, другого Дон. Шат был старше, сильнее, а Дон – меньшой сын – послабее. Жили одной семьей поначалу, дружно жили, да только пришло время расстаться: подросли, сыновья, пора им судьбу свою пытать. Вывел отец их за окошко, велел слушать его во всем и дорогу каждую указал. Только Шат не послушался отца, начал тропки полегче искать, с пути сбился, да и заблудился в болотах. А Дон Иванович шел туда, куда отец наказывал, и всю Россию прошел, стал знатен и славен.
Сказка сказкой, а выдумки в ней нет!
Откуда Дон берет начало…
Где скрыта вечная струя,
Что вниз, по руслу величаво
Уходит в дальние края!
Под невысокою березкой
Начало Дон свое берет:
Из - под травы земли московской
С Ивана - озера течет.
Вытекали из Иван- озера, что под Тулой – городом, два ручья. Один перешагнуть можно, это - Дон. Другой широкий, бурный – Шат.
Дон все на юг путь держит, а Шат бросался из одной стороны в другую, пока совсем не затерялся и притоком реки Уфы не стал.
Про реку Шат никто не знает, а Дон – река знаменитая, большая, она морские корабли на своих волнах качает, и города на ее берегах встают.
Недаром и зовут люди реку свою родную ласково: Дон Ивановичем.
Предлагаю немножко отдохнуть.
5. Физкультминутка «К речке быстрой мы спустились!»
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре…
Вот так славно освежились!
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе раз – это брасс,
Одной, другой – это кроль.
Три, два, один – Плывем как дельфин,
Качаясь на волне, плывем на спине.
Вышли на берег крутой,
Отряхнулись - и домой.
6. Презентация «Жила-была река»
- А сейчас я предлагаю вам посмотреть сказку.
Слайд 1. Жила-была река. Сначала она была маленьким весёлым ручейком, который прятался среди высоких стройных елей и белоствольных берёз. И все говорили: какая вкусная, какая чистая вода в этом ручье!
Слайд 2. Затем ручей превратился в настоящую речку. Вода в ней текла уже не так быстро, но была вкусной и прозрачной.
Слайд 3. Река очень любила путешествовать.
Слайд 4. Однажды она очутилась в городе. Здесь стояли огромные дома, в которых жили люди.
Они обрадовались реке и попросили её остаться в городе. Река согласилась. Её заковали в каменные берега.
Слайд 5. По ней стали ходить пароходы и лодки.
Слайд 6. На её берегах загорали люди.
Слайд 7. Шли годы. Люди привыкли к реке и уже ни о чём её не просили, а делали всё, что им вздумается. Однажды на её берегах они построили завод, из труб которого в реку потекли грязные потоки.
Потемнела река от печали, стала грязной и мутной. Никто уже не говорил: «Какая чистая, какая красивая река!» никто не гулял на её берегах. В ней мыли машины, стирали бельё.
Слайд 8. Однажды по реке прошёл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. Покрылась река чёрной плёнкой, стали её жители – растения и животные – задыхаться без воздуха. Совсем заболела река.
«Нет, - думает, - Не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мёртвой рекой». Позвала она на помощь своих жителей. «Я всегда была для вас родным домом, а теперь пришла беда, ваш дом разрушили люди, и я заболела. Помогите мне выздороветь, и мы уйдём в другие края, подальше от неблагодарных людей».
Слайд 9. Собрались речные жители, очистили свой дом от грязи, вылечили речку.
Слайд 10. И побежала она в край своего детства, туда, где росли ели и берёзы, где человек – редкий гость.
Слайд 11. А жители города на следующий день обнаружили, что остались они одни, без реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов. Остановилась жизнь в городе.
Тогда самый старый и мудрый горожанин сказал: «Я знаю, почему от нас ушла речка. Когда я был маленький, я купался в её чистой воде. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого. Мы обидели речку и должны попросить у неё прощения».
Отправились самые сильные и выносливые горожане искать речку. Долго они её искали и нашли, но не стазу её узнали: ведь она стала чистой и прозрачной.
Попросили люди поскорее вернуться в город, рассказали, как им плохо без неё, пообещали заботиться о ней. Речка была добрая и не помнила зла.
Слайд 12. Вернулась река в город и стала помогать его жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки заводов, и даже вызвали специальных учёных следить за здоровьем и самочувствием реки.
Слайд 13. С тех пор в этом городе люди и река живут дружно. А день возвращения реки отмечают как самый главный праздник.
7. Итог занятия.
Реки бывают разные,
бурные и прекрасные,
Мелкие и полноводные,
горные и свободные.
И все – это вены планеты,
несущие жизнь в каждой капле!
Давайте помнить об этом,
не только в такие даты!
- Человек не может жить без городов, заводов, полей, но нужно все делать так, чтобы природа при этом не страдала. Важно бережно относится к природе, помогать сохранять чистоту рек. И, главное, что красота и чистота каждой маленькой и большой речушки зависит от каждого из нас.
Вопросы к детям:
1. Что такое река?
2. Какие бывают реки?
3. Как называется начало реки?
4. Как называется путь реки?
5. Как называется место, где река впадает в море?
6. Какая река протекает в Ростове-на-Дону?
7. Для кого нужна река?
8. Кто водится в реке?
9. Кто? Что? Загрязняет реку?
10. Почему нельзя загрязнять реку?
11. Как нужно беречь природу?
Вода появляется из ручейка. Ручьи по пути собирает река. Река полноводно течет на просторе, Пока, наконец, не вливается в море. Моря пополняют запас океана. Над ним формируются клубы тумана. Они поднимаются выше пока Не превращаются в облака. А облака, проплывая над нами, Дождем проливаются, сыплют снегами. Весной соберется вода в ручейки, они побегут до ближайшей реки. Так происходит круговорот воды в природе. Предлагаю вам поиграть в игру « РУЧЕЕК».