Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Использование нейропсихологических упражнений для преодоления сенсомоторных дисфункций у детей с ОВЗ

В данной статье предложен материал из опыта работы воспитателя по использованию нейропсихологических упражнений, направленных на преодоление сенсомоторных дисфункций у детей с ОВЗ. Адресован специалистам-практикам дошкольной коррекционной сети.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Использование нейропсихологических упражнений для преодоления сенсомоторных дисфункций у детей с ОВЗ

В данной статье предложен материал из опыта работы воспитателя по использованию нейропсихологических упражнений, направленных на преодоление сенсомоторных дисфункций у детей с ОВЗ. Адресован специалистам-практикам дошкольной коррекционной сети.

Сенсомоторная коррекция – это комплекс коррекционно-развивающих упражнений и воздействий на тело ребенка, позволяющее развить проблемные отстающие функции головного мозга.

Развитие головного мозга происходит поэтапно:

- сначала формируются базовые сенсомоторные функции, а потом на них настраиваются более сложные – высшие психические функции: мышление, речь, память, внимание, восприятие.

Если нарушения произошло на самом начальном этапе формирования мозга, то оно повлечет за собой проблемы в высших надстройках, то есть у ребенка может быть задержка речевого развития, дефицит внимания, задержка психического развития, гиперактивность, эмоциональная нестабильность и другое.

Кому необходима сенсомоторная коррекция?

В нашем дошкольном образовательном учреждении мы воспитываем и обучаем детей с задержкой психического развития, с РАС (расстройства аутистического спектра), со сниженным интеллектуальным развитием, с ДЦП (детским церебральным параличом), со сложным дефектом развития.

В данной ситуации мы ясно осознаем, как важно с первого дня поступления в наш детский сад, начинать коррекционную работу по развитию ребенка, и упорно ищем современные средства для достижения лучших результатов.

Опыт нашей работы показал, что включение нейропсихологических упражнений в различные виды деятельности является наиболее эффективным способом коррекции нарушения развития детей.

Мы используем:

Рассмотрим подробнее некоторые из них.

К основным блокам упражнений по сенсомоторной коррекции относятся:

Коррекционная работа может проводиться как индивидуально, так и в групповой форме. Применяется в форме игровых занятий, в форме комплекса двигательных упражнений, дыхательных упражнений, упражнений на развитие речи и артикуляции.

Дыхательные упражнения

Основным является полное дыхание, то есть сочетание грудного и брюшного дыхания. Выполнять его нужно сначала лежа, потом сидя, потом стоя.

Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, способствует умению управлять собой. Учим ребёнка дышать только через нос. Чтобы ребёнок дышал правильно учим представлять вдыхаемый воздух в виде голубого ручейка, который заполняет организм сверху донизу. Выдох должен быть длиннее чем вдох.

Провожу два раза в день: утром и вечером, ими можно начинать утреннюю зарядку и вечерние занятия.

Упражнения:

- «цветок распускается»;

- «поднимаем выше груз»;

- «лес шумит»;

- «травушка колышется»;

- «грибок»;

- «насос»;

- «вертолёт»;

- «рубка дров».

Универсальным является четырех фазное дыхательное упражнение, содержащие равные по времени этапы: « вдох-задержка-выдох-задержка».

Вначале каждый из них может составлять 2-3 секунды с постепенным увеличением до 7 секунд.

Глазодвигательные упражнения

Слежение глазами идет за предметом расположенным на расстоянии вытянутой руки, на расстоянии локтя. Последовательно лежа, сидя и стоя в медленном темпе от 3-7 секунд с фиксацией в крайних положениях.

При выполнении упражнений голова ребенка всегда фиксирована. Ребенок смотрит прямо перед собой, отрабатывается движение глаз по четырем основным направлениям – вверх, вниз, направо, налево и четырем вспомогательным направлениям - по диагоналям к себе и от себя.

Рисование однонаправленных (разнонаправленных) клубочков, палочек, линий.

Цель таких упражнений – расширение глазодвигательного диапазона и развитие межполушарных связей (если ребёнок рисует круги и клубочки – развивается правое полушарие; если линии и палочки – левое).Такие упражнения можно давать в виде домашних заданий.

Растяжки

Система специальных упражнений на растягивание, основанных на естественном движении.

При их выполнении в мышцах должно быть ощущение мягкого растяжения, но не напряжения. Растяжки должны проводиться в щадящем режиме, медленно, не рывками.

Ползание (формирование базовых сенсомоторных взаимодействий)

Положительное влияние оказывают не только упражнения, включающие взаимодействие рук или ног, но так же и сочетанные движения правой и левой половин тела.

При этом вначале коррекции в упражнениях руки располагаются параллельно друг другу, затем-позже - перекрещиваются, то есть при движении с каждым шагом правая рука заходит за левую, а левая – за правую и т.д. Ноги передвигаются параллельно друг другу.

Таким образом, нейропсихологическая коррекция - это одна из наиболее эффективных технологий работы, позволяющая получить результат и в познавательном развитии и в развитии регулятивных функций. Такие занятия способствуют эмоциональному, личностному и коммуникативному развитию детей.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 14.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области