Использование нейропсихологических упражнений для преодоления сенсомоторных дисфункций у детей с ОВЗ
В данной статье предложен материал из опыта работы воспитателя по использованию нейропсихологических упражнений, направленных на преодоление сенсомоторных дисфункций у детей с ОВЗ. Адресован специалистам-практикам дошкольной коррекционной сети.
Сенсомоторная коррекция – это комплекс коррекционно-развивающих упражнений и воздействий на тело ребенка, позволяющее развить проблемные отстающие функции головного мозга.
Развитие головного мозга происходит поэтапно:
- сначала формируются базовые сенсомоторные функции, а потом на них настраиваются более сложные – высшие психические функции: мышление, речь, память, внимание, восприятие.
Если нарушения произошло на самом начальном этапе формирования мозга, то оно повлечет за собой проблемы в высших надстройках, то есть у ребенка может быть задержка речевого развития, дефицит внимания, задержка психического развития, гиперактивность, эмоциональная нестабильность и другое.
Кому необходима сенсомоторная коррекция?
В нашем дошкольном образовательном учреждении мы воспитываем и обучаем детей с задержкой психического развития, с РАС (расстройства аутистического спектра), со сниженным интеллектуальным развитием, с ДЦП (детским церебральным параличом), со сложным дефектом развития.
В данной ситуации мы ясно осознаем, как важно с первого дня поступления в наш детский сад, начинать коррекционную работу по развитию ребенка, и упорно ищем современные средства для достижения лучших результатов.
Опыт нашей работы показал, что включение нейропсихологических упражнений в различные виды деятельности является наиболее эффективным способом коррекции нарушения развития детей.
Мы используем:
Рассмотрим подробнее некоторые из них.
К основным блокам упражнений по сенсомоторной коррекции относятся:
Коррекционная работа может проводиться как индивидуально, так и в групповой форме. Применяется в форме игровых занятий, в форме комплекса двигательных упражнений, дыхательных упражнений, упражнений на развитие речи и артикуляции.
Дыхательные упражнения
Основным является полное дыхание, то есть сочетание грудного и брюшного дыхания. Выполнять его нужно сначала лежа, потом сидя, потом стоя.
Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, способствует умению управлять собой. Учим ребёнка дышать только через нос. Чтобы ребёнок дышал правильно учим представлять вдыхаемый воздух в виде голубого ручейка, который заполняет организм сверху донизу. Выдох должен быть длиннее чем вдох.
Провожу два раза в день: утром и вечером, ими можно начинать утреннюю зарядку и вечерние занятия.
Упражнения:
- «цветок распускается»;
- «поднимаем выше груз»;
- «лес шумит»;
- «травушка колышется»;
- «грибок»;
- «насос»;
- «вертолёт»;
- «рубка дров».
Универсальным является четырех фазное дыхательное упражнение, содержащие равные по времени этапы: « вдох-задержка-выдох-задержка».
Вначале каждый из них может составлять 2-3 секунды с постепенным увеличением до 7 секунд.
Глазодвигательные упражнения
Слежение глазами идет за предметом расположенным на расстоянии вытянутой руки, на расстоянии локтя. Последовательно лежа, сидя и стоя в медленном темпе от 3-7 секунд с фиксацией в крайних положениях.
При выполнении упражнений голова ребенка всегда фиксирована. Ребенок смотрит прямо перед собой, отрабатывается движение глаз по четырем основным направлениям – вверх, вниз, направо, налево и четырем вспомогательным направлениям - по диагоналям к себе и от себя.
Рисование однонаправленных (разнонаправленных) клубочков, палочек, линий.
Цель таких упражнений – расширение глазодвигательного диапазона и развитие межполушарных связей (если ребёнок рисует круги и клубочки – развивается правое полушарие; если линии и палочки – левое).Такие упражнения можно давать в виде домашних заданий.
Растяжки
Система специальных упражнений на растягивание, основанных на естественном движении.
При их выполнении в мышцах должно быть ощущение мягкого растяжения, но не напряжения. Растяжки должны проводиться в щадящем режиме, медленно, не рывками.
Ползание (формирование базовых сенсомоторных взаимодействий)
Положительное влияние оказывают не только упражнения, включающие взаимодействие рук или ног, но так же и сочетанные движения правой и левой половин тела.
При этом вначале коррекции в упражнениях руки располагаются параллельно друг другу, затем-позже - перекрещиваются, то есть при движении с каждым шагом правая рука заходит за левую, а левая – за правую и т.д. Ноги передвигаются параллельно друг другу.
Таким образом, нейропсихологическая коррекция - это одна из наиболее эффективных технологий работы, позволяющая получить результат и в познавательном развитии и в развитии регулятивных функций. Такие занятия способствуют эмоциональному, личностному и коммуникативному развитию детей.