Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 2 категории №50 г.Шахты Ростовской области
346527 пр.Строителей, 44 г.Шахты Ростовской области тел 24-26-28
Уважаемы коллеги!
Хочу предложить вашему вниманию «мастер- класс» на тему: «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста с помощью игр, требующих умственного напряжения и интеллектуальных усилий»
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста- одна из актуальных проблем на сегодняшний день. Чем же это вызвано?
Оказывается, не достаточно дать ребенку набор готовых знаний, суждений, которые он впитывает, как губка. Ведь современные дети живут и развиваются в эпоху компьютерных и информационных технологий. И их математическое развитие не может сводиться только к обучению конкретным умениям: счету, вычислению, измерению. Наиболее актуально развивать у ребенка – дошкольника умение логически мыслить, анализировать и синтезировать информацию, делать выводы и умозаключения, обобщать и конкретизировать информацию, классифицировать представления и понятия, и, в конечном счете, самостоятельно приобретать знания.
Все это можно осуществить только в естественном, самом привлекательном для ребенка виде деятельности – игре. Ее достоинства известны всем. Ребенок, увлеченный замыслом игры, при этом, сталкивается с трудностями: постоянно находится в творческом поиске, тренируя внимание, память, смекалку. Это позволит ему добиться замечательных успехов в будущем.
Среди всех методов развития логического мышления и умственных способностей у детей, наиболее оптимальными являются игры, требующие интеллектуальных усилий и умственного напряжения
Они предполагают гибкость и вариативность их применения;
требуют напряжения эмоциональных и умственных сил;
принятие решения и желание выиграть обостряет мыслительную деятельность играющих.
Именно в такие игры мы с вами сегодня и поиграем.
Уважаемые коллеги! У кого в руках «Волшебный цветок – сосчитай-ка», попрошу вас сложить сумму цифр на его лепестках. Если она равна 30- подойдите, пожалуйста, ко мне.
Итак, мы играем в игру «Собери и оживи Цифрозавра»
-Чтобы его оживить, нужно закончить числовой ряд.
За каждый правильный ответ, вы получаете 1 недостающую деталь конструктора. Если вы выполните задание правильно, то получите все недостающие детали конструктора, и механизм приведете в действие.( В случае неправильного ответа – одну деталь конструктора вы возвращаете).
Приступайте!
(На доске вывешивается задание)
1+3=___ x2=____x2=___x2=___x2=____x2=____x2=____
Правильный ответ: 4,8,16,32,64,128,256 Молодцы!
А сейчас, с помощью схемы, попробуйте собрать ЦИФРОЗАВРА!
(вручить участникам поощрения)
В своей работе я так же использую так называемые математические игры- фокусы: «Чудесный куб», «Отгадай число», «Загадочный круг»
Рассмотрим один из них: «Угадай-ка!»
Для этого нам понадобится 2 кубика с цифрами. Они располагаются так, чтобы каждая пара цифр, находящихся на противоположных сторонах, давала бы в сумме на одном кубике 6 , а на другом – 4 (т.е. 1и5, 3и3, 4и2;
1и3, 2и2, 3и1). Играющие ставят кубик на кубик какой угодно стороной. Цифры на всех сторонах кубиков видны, кроме трех сторон. Сумму «закрытых» чисел при любом положении кубиков, берется назвать «отгадчик», в данном случае – я.
Ключ к отгадке прост: нужно только отнять число, написанное на верхней стороне верхнего кубика от10 ( т.е. от общей суммы четырех чисел, которые находятся на двух противоположных сторонах обоих кубиков)
Игры и задачи, требующие интеллектуальных усилий, учат детей думать, логически мыслить, расширяют их представления об окружающем.
Особый интерес у детей вызывают игры, оформленные в виде сказок, маленьких историй, веселых рассказов. Слушая их, ребенок должен быть очень внимательным, чтобы правильно ответить на поставленные вопросы, сообразить, что и как требуется сосчитать.
Хочу предложить вашему вниманию ИГРУ-РАССКАЗ.
У меня в руках карточки. На них числа от 1до 30. Я начну вам рассказывать одну историю, и по ходу рассказа, буду показывать карточки с числами. Только числа я называть не стану, их будете говорить вы! Запомните одно обязательное условие: если на карточке нечетное число, вы увеличиваете его вдвое, а если четное - делите на два. Кто ошибается – выходит из игры. (Например, 15-30; 16-8 и т.д.)
Итак, начнем!
- Однажды мы отправились в путешествие в осенний лес.
Нас было ( показ карточку с числом13) - 26 человек, мы взяли с собой продуктов на (число 6) 3 дня. Первые (число 25) 50 километров мы решили проехать поездом, а дальше пройти пешком. Было жарко, до первого привала нам предстояло пройти (число 7) 14 километров. Дорога была пустынной, лишь изредка попадались прохожие и совсем мало машин. За все время нас обогнали (число 8)4 автобуса и (число 2)одна машина с каким-то грузом.
На привале выяснилось, что (число 1) 2 часа мы будем путешествовать по лесу, спустимся к пруду , а затем вернемся домой на автобусе.
(Число 12) шесть ребят отправились за хворостом, ( число 32) 16 человек пошли собирать грибы. Грибов оказалось мало, за час мы набрали (число 17) 34 штуки. Зато ароматных лесных ягод набрали (число 30)15 маленьких лукошек. Мы в ожидании автобуса спели под гитару у костра (число 16) 8 любимых песен. Подошел автобус и пришлось закончить наше незабываемое путешествие!
Спасибо за участие!
Уважаемые коллеги!
В заключении хотелось бы отметить, что дошкольники с развитым интеллектом легче учатся, быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются к новой обстановке, обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем. Проявляя интерес ко всему новому и необычному, они обладают большей инициативой, сохраняя личную независимость суждений и действий.
Самое главное, не делать за детей то, что они могут сделать сами, дать время им подумать, не торопить.
Занятия физической культурой, спортом, несомненно, делают человека здоровым, закаленным и физически крепким. А занятия интеллектуальным спортом делают жизнь духовно красивой, умственно развивает, тренирует память и логическое мышление.
Для саморазвития , подрастающему поколению желательно совмещать и первое и второе.
Спасибо за внимание!