Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Образовательный ресурс школьного исторического клуба

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Образовательный ресурс школьного исторического клуба

Кузнецов А.А. кандидат культурологии,

Одна из самых неприятных проблем, с которыми сталкивается учитель -это, низкая мотивация к обучению, к получению знаний и освоения тех или иных умений. Разумеется, речь идет не о псевдомотивации, связанной с натаскиванием к сдаче ЕГЭ, а о подлинном содержательном обучении, о развитии ребенка. В полной мере – это относится к обучению истории. Несмотря на то, что история сама по себе увлекательнее для многих, чем скажем химия, но мотивация к сколько-нибудь глубокому, систематическому изучению истории крайне низка. Стремительное развитие мультимедийных и информационно-сетевых технологий привело к становлению «образования без границ». Благодаря интернету у любого человека появилась возможность попробовать себя в роли «учителя» (или «ученика»). Сегодня информационный ресурс интернет-сетей огромен, а его участниками являются не только педагоги, но и тысячи блоггеров, которые сегодня учат всему: от искусства макияжа до истории. В интернете можно прослушать лекции по истории ведущих современных ученых и специалистов мирового уровня. Современное образовательное пространство стало очень сложным, многообразным, в него входят учебные учреждения, учреждения дополнительного образования, образовательные ресурсы интернета, клубы по интересам (включая сообщества в социальных сетях), домашнее образование (родители и репетиторы), «уличное образование», где «дети учат детей» (Рис. 1). В силу этого учитель является «отвечающим» перед обществом за совокупный результат воздействие на ученика множества агентов формирующим интерес к истории. При этом, учитель очевидно проигрывает конкуренцию другим источникам информации о прошлом, так как он связан всевозможными стандартами, формальными требованиями к знаниям учащихся, в отличии от блоггеров, которые дают поверхностное, часто «фейковое», но всегда занимательное изложение фактов.

Мы исходим из того, что мотивация к творческому самовыражению и саморазвитию, первоначально есть у каждого ребенка. Но если изучения истории нужно лишь для «оценки» и сдаче ЕГЭ, то конечно ни о каком самовыражении применительно к учебному предмету история речи идти не может. Но как дать возможность учащимся неформально, самостоятельно понять значимость исторического знания в общественной и личной жизни человека, несмотря на деструктивное влияние, Мы считаем, что для этого нужно создать условия для самоорганизации учащегося по отношению к окружающей его информационной и социальной среды.

Рис.1.

Под самоорганизацией мы понимаем набор компетентностей, связанных с умением организовать себя, которые проявляются в целеустремленности, планировании своей деятельности, самостоятельности, быстроте принятия решений и ответственности за них, критичности в оценке результатов своих действий, чувстве долга и способности к самообучению.

Развитие способности к самоорганизации и формирование мотивация к образованию в целом и к историческому образованию в частности. должны быть эффективно взаимосвязаны в рамках одной деятельности. Мы считаем, что такой деятельностью может стать с клубная деятельность. Почему клуб? Сделаем краткий исторический экскурс к истокам клубной деятельности.

«Клуб» как специфическое социальное явление появился в Англии в XVII в., в эпоху разрушения феодальной регламентации жизни, обусловленной сословной принадлежностью. Клубное движение в этот период охватило все английское общество. Аристократы стремились в клубы для того, чтобы оградить свой «социум» от напора безродных, невоспитанных, но удачливых бизнесменов, последние создавали клубы, чтобы стать вровень с аристократией. Были клубы, где знатные и незнатные уживались с друг другом, разделяя какие-либо общие интересы. В клубах заводили знакомства, поддерживали деловые связи, избавлялись от комплексов, связанных с личностными привычками и недостатками. Английские клубы не были «открытыми», так как членство в клубе подразумевала монополию и привилегию членов клубы на избирательное общение, на коммуникативный комфорт с близкими по интересам, привычкам, ценностям. В монографии профессора В.В. Туева «Феномен английского клуба»  на основе изучения более чем 60 английских клубов были выделены 10 признаков клубной организации:

Количество английских клубов росло, они получали распространение в разных странах, в том числе в дореволюционной России, появлялись клубы любителей юмора, спорта, охоты, путешествий, искусства и пр. Были клубы любимцев фортуны и клубы неудачников и даже клубы безобразных. Кстати клубов любителей древности или любителей истории было много как в Европе в России, особенно в 19 в.

Подведем итоги: клубная деятельность в силу своей специфики, во-первых, увеличивала организационный ресурс членов клуба, формировала привычку к самодисциплине (сам устанавливаю правила и сам их соблюдаю), во-вторых, обеспечивала взаимоподдержку в сохранении и усилении мотивации к позитивному восприятию себя, сохранению ценностных уставок к соблюдению правил, которые создавали условия для совершенствования в той досуговой, творческой деятельности, вокруг которой сформировалось клубное сообщество.

Для нас незаменимый образовательный ресурс клуба в том, что он создает условие для взаимоусиления способности человека к самоорганизации и его мотивации к саморазвитию. Это позволяет рассматривать клуб как важнейший образовательный ресурс, возможности которого определяются:

во-первых, огромной потребностью детей в общении, так как клуб – это прежде всего место доверительного общения, коммуникативной рефлексии, место, где дети смогут осмысливать свою деятельность, свои поступки и решения с точки зрения их социальной оправданности;

во-вторых, определенной автономией клубного общения от обычной социальной среды, поэтому клубы могут не учитывать социальный статус и оценки учащегося вне клуба, вырабатывая свои социальные роли и реализуя собственные критерии оценки личностного статуса. Это создает возможность детскому клубному сообществу, с одной стороны, защищать своих членов от влияние негативных образцов поведения во внешней социальной среде, а с другой, оказывать групповую поддержку и поощрять следование позитивным клубным правилам.

в-третьих, учащийся вступает в клуб добровольно, в соответствии со своими интересами тем самым самостоятельно выбирает соответствующие правила поведения и ценностные установки. В клуб нельзя заставить вступить или запретить выйти из него, но клубное сообщество может исключить «нарушителя» правил из числа своих членов, оставляя за ребенком право свободного выбора. Участие в клубной жизни предполагает, что учащийся может участвовать в формировании и изменении устава – клубных правил, обязан добровольно соблюдать эти правила и контролировать выполнение этих правил другими членами клуба. Тем самым клуб создает необходимые условия формирования ответственного отношения учащихся к своему поведению и поведению своего окружения. Именно в этом ядро уникальных образовательных возможностей школьных клубных сообществ.

В рамках клубной деятельности все участники образовательного процесса выступают в ролях, отличных от традиционных школьных (Рис. 2).

В клубном пространстве педагог выступает уже не в качестве учителя-предметника, который рассказывает об истории, а в роли наставника, то есть собственно историка, который познает прошлое. Он выступает в качестве мастера исторического исследования, образцом проявления высочайшего интереса и любви к истории, способного направить, сформировать и поддержать мотивацию к изучению детьми. истории. В клубе учащиеся не учат, а совместно с учителем творчески постигают историю и смих себя себе через историю.

Основываясь на личном опыте можно утверждать, что даже если в составе, например, исторического клуба будет относительно небольшое количество учащихся, необходимый контекст для актуализации и повышения интереса к истории будет сформирован.. Исторический клуб станет организующим началом всех творческих мероприятий, которые проходят в школе связанных так или иначе с прошлым, тем самым «история» перестанет быть формальным, «мертвым» знанием не связанным с живой творческой жизнью учащихся. В заключение отметим, что работа в клубном пространстве требует от учителя истории высочайшего профессионального мастерства и значительных интеллектуальных усилий, которые компенсируются его возросшей самооценкой и статусом.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 05.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области