Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Дополнительная общеразвивающая программа студии раннего музыкального развития по учебному предмету "Пение"

Формирование эстетической культуры дошкольников, развитие певческих навыков.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа г. Борзя»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

студии раннего музыкального развития

по учебному предмету

«Пение» (возраст 4-7лет)

Срок реализации 3 месяца

Борзя

2021 год

Разработчик:

Гордеева Наталья Викторовна, хормейстер, преподаватель высшей категории МБУДО ДМШ г. Борзя

Структура программы учебного предмета

Данная общеразвивающая программа направлена на развитие вокальных данных и творческих способностей ребенка дошкольного возраста.

Пение - один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того, успешно осуществляется общее развитие ребенка, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем мире, речь, общение со сверстниками.

Поскольку пение является психофизическим процессом, связанным с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильным, природосообразно организованным, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.

Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов. Правильная певческая установка способствует формированию правильной осанки.

Срок реализации учебного предмета

Срок реализации учебного предмета «Пение» для детей, занимающихся в студии раннего музыкального развития в возрасте от 4 до 7 лет, составляет 3 месяца. Недельная нагрузка по предмету «Пение» составляет одно занятие в неделю продолжительностью 25 минут.

Форма проведения учебных занятий

Форма проведения учебных аудиторных занятий - групповая или мелкогрупповая (от 4 до 10 человек). Возможно проведение занятий следующими группами:

- младшая дошкольная группа (4-5 лет)

- старшая дошкольная группа (6-7 лет)

При реализации программы возможны различные формы занятий:

Цель учебного предмета: формирование эстетической культуры дошкольников, развитие певческих навыков.

Задачи:

Обучающие задачи:
*учить детей правильно и выразительно петь;

*учить детей  петь естественным голосом, без напряжения; 

Развивающие задачи:

*развивать музыкальный слух, координацию слуха и голоса;

* развивать умение различать звуки по высоте;

* развивать чистоту интонирования, четкую дикцию, правильное певческое 

дыхание, артикуляцию;


Воспитательные задачи:

* воспитывать  интерес к вокальному искусству;

* создание условий для развития эмоциональной сферы ребёнка.

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, разбор, анализ музыкального материала);

- наглядный (показ педагога);

- практический (репетиционные занятия);

- прослушивание записей детских песен;

- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности.

Выбор методов обучения по предмету «Пение» зависит от:

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Материально - техническая база образовательного учреждения соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Для реализации программы учебного предмета «Пение» созданы следующие материально-технические условия, которые включают в себя:

- учебную аудиторию со специальным оборудованием (стульями или банкетками для детей, фортепиано);

- концертный зал с концертным роялем и фортепиано;

Методический материал: образовательная программа; методическая и нотная литература;

Технические средства обучения: ноутбук, записи детских песен, видеоматериал, микрофоны, микшерный пульт.

II. Содержание учебного предмета

1.Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Пение», 1 занятие (25 мин) в неделю. Весь период обучения - 12 занятий.

2. Требования к курсу обучения

В течение обучения планируются открытые репетиции для родителей и преподавателей, а в конце обучения – участие в концертной программе.

За три месяца должно быть пройдено примерно следующее количество песен:

-младшая дошкольная группа 5 - 6,

-старшая дошкольная группа 6 -7.

Структура занятия

1. Вводная часть. Приветствие.

2. Упражнения, направленные на подготовку голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений (артикуляционная гимнастика, интонационно-фонетические упражнения, скороговорки, упражнения для распевания). Варианты упражнений, распевок могут быть совершенно разнообразными, они используются на усмотрение педагога. Знакомство с новыми понятиями (правильная певческая установка, артикуляционный аппарат, певческое дыхание и т.д.).

3. Основная часть. Работа над песней. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, над правильным дыханием (по фразам), динамическими оттенками.

4. Заключительная часть. Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением.

Основные репертуарные принципы:

Репертуар должен соответствовать особенностям начального этапа обучения пению и иметь:

- яркую, контрастную, разнообразную и доступную для детского сознания образность;

- небольшой диапазон (в пределах кварты – октавы);

- короткие фразы (1-2, реже 2-4 такта);

- естественную фразировку (значимые по смыслу слова находятся в конце фраз; ударения в словах совпадают с сильными долями в музыке);

- простой ритм, основанный на восьмых и четвертных длительностях;

- плавную (без широких скачков) и легко запоминающуюся мелодику;

- округлые гласные на высоких нотах («о», «а», а не «и», «е»);

- преимущественно нисходящее движение мелодии;

- куплетную форму.

На данном этапе рекомендуется исполнение произведений, где мелодия дублируется в аккомпанементе.

Певческие навыки

Певческая установка и дыхание

Навыки пения сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое.

Звуковедение и дикция

Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Чёткое произношение согласных, округление гласных. Дикция зависит от органов артикуляции – нижней челюсти, губ, языка, мягкого неба, глотки. Для развития гибкости и подвижности артикуляционного аппарата используются различные скороговорки.

Ансамбль и строй

Выработка активного унисона, ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей, соблюдение динамической ровности при произнесении текста. Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком.

Разучивание и исполнение песен

У детей в возрасте 4-7 лет уже есть небольшой музыкальный опыт. Они могут петь несложные песни интонационно точно и осмысленно- эмоционально. В этом возрасте в обучении детей нужно использовать игровые моменты, часто с наглядным материалом – игрушками и картинками. Проводить различные игры и упражнения на развитее разных групп способностей – звуковысотного слуха, на различение звуков по длительности, тембровой окраске, динамике звучания.

В процессе разучивания песни используются различные методические приемы: пропевание ее по частям, слушание мелодии, исполненной на фортепиано, пение с преподавателем, индивидуальное пение. Дети этого возраста улавливают ритмический рисунок мелодии, тембр голоса, силу звучания, узнают и запоминают песни, пытаются передать их выразительные интонации. Постепенно возрастают певческие возможности детей. Дыхание становится более глубоким и продолжительным. Развивается слуховое внимание, музыкальная память.

С первых занятий необходимо приучать детей к правильной певческой осанке. При пении нельзя ни сидеть, ни стоять расслабленно. Голову и корпус держать прямо, без напряжения. Следить за осанкой детей и напоминать об этом в течение занятия.

Примерный репертуарный список

Р.н.п. :

«А я по лугу»

«Бабушкин козлик», (обр. Ю. Слонова)

«Во кузнице»

«Во поле береза стояла»

«Дрема» (обр. Юрлова)

«Журавель», (обр. Ю. Слонова)

«Как у наших у ворот»

«Как пошли наш подружки»

«Мой лен»

«Ой, вставала я ранешенько»

«Пойду ль я, выйду ль я»

«Со вьюном я хожу»

«У меня ль во садочке»

«Ходила младешенька по борочку

Абелян Л.,сл. В. Степанова «Петь приятно и удобно»

Бодраченко Н., сл. Н. Зарецкой «Колючий Ёжик»

Бойко Р. «Как казак мыл коня»

Ботяров Е. «Рыжий, рыжий, конопатый» (из м/ф «Веселая карусель»)

Вервик Е., сл. народные «Улиточка»

Витлин В., сл. Н. Найденовой «Серенькая кошечка»

Гаврилов С. «Зеленые ботинки»

Емельянова Л., сл. И. Черницкой «Кисонька»

Калинников В. «Тень-тень»

Карасев В. «Горошина»

Красев М. Заключительный хор из оперы «Муха-Цокотуха» по сказке К.Чуковского

Лещинская Ф, сл. Н. Кучинской «Две лошадки»

Литовко Ю. «Весёлые лягушки»

Лученок И. «Доброта»

Орлова Н. «Родина»

Парцхаладзе М., сл. М. Пляцковского «Лягушонок»

Парцхаладзе М., сл. М. Пляцковского «Мамина песенка»

Поплянова Е., сл. Н. Пикулевой «Слово на ладошках»

Портнов Г., сл. Д. Хармса «Веселый старичок»

Савельев Б. «Мир вам, люди!»

Синенко В. «Колыбельная», «Полон музыки весь свет»

Старокадомский М. С. Михалков «Весёлые путешественники»

Струве Г. «Пестрый колпачок», «Про козлика», «Песенка о гамме», «Так уж получилось», «Колобок», «Моя Россия»

Филиппенко А. «Веселый музыкант»

Филиппенко А., сл. Т. Волгиной «Цыплята»

Шаинский В., сл. М. Пляцковского «Мир похож на цветной луг»

Шаинский В., сл. Ю. Энтин «Антошка»

Примерные программы выступления

Младшая дошкольная группа

***

Старшая дошкольная группа

III. Требования к уровню подготовки учащегося

Результатом освоения программы учебного предмета «Пение» обучающимся будет приобретение следующих знаний, умений и навыков:

- правильная певческая установка;

- чистое интонирование знакомых мелодий;

- чистое интонирование несложных малознакомых попевок с голоса преподавателя или исполненных на фортепиано, соблюдая их ритмический рисунок, темп, динамику и характер в диапазоне си-ре2;

- различение на слух лада музыкального произведения, направления движения мелодии (вверх, вниз, на месте), изменение динамики звучания;

- способность слушать и эмоционально воспринимать небольшие музыкальные произведения, давая соответствующее определение их характера (веселый, бодрый, энергичный, торжественный, спокойный, тревожный, грустный, ласковый, нежный, грустный и т.д.);

- опыт сольной и коллективной исполнительской деятельности;

- расширение общего и музыкального кругозора ребенка, обогащение словарного запаса;

- опыт общения в коллективе, управление своими эмоциями;

- пробуждение желания дальнейшего освоения музыкального искусства в продуктивной музыкальной деятельности.

IV.Формы и методы контроля

В конце курса обучения проводится контрольное занятие с целью диагностики развития музыкальных способностей каждого ребенка. Критерии оценки:

- Высокий уровень

Ребенок самостоятельно справляется с заданиями, выполняет все требования преподавателя: чисто интонирует, правильно дышит, четко произносит слова, точно повторяет предложенный ритм.

- Средний уровень

Ребенок справляется с заданиями с помощью преподавателя или может допускать некоторые погрешности в чистоте интонирования, правильности дыхания, нечетко произносит слова, допускает погрешности в ритме.

- Низкий уровень

Ребенок не справляется с заданиями.

По окончанию обучения проводятся открытый урок-концерт для родителей, где каждый ребенок может продемонстрировать свои достижения, а так же получить рекомендации по дальнейшему обучению в ДМШ.

V. Методическое обеспечение учебного процесса

Методические рекомендации педагогическим работникам

В помощь преподавателю пения издано достаточное количество методической литературы (Зимина А.Н. «Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста», Радынова О. П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. «Музыкальное воспитание дошкольников», Стулова Г. «Хоровой класс», Осеннева М.С., Самарин В.А.,Уколова Л.И. «Методика работы с детским хоровым коллективом», Емельянов В.В. «Развитие голоса» и т.д.), а также сборников вокально-хоровых упражнений (Добровольская Н. «Вокально-хоровые упражнения в детском хоре», Крупа-Шушарина С.В. «Хрестоматия песенок-скороговорок и песенок – вокализов» и т.д.), которыми он может воспользоваться при работе с дошкольниками.

Задача руководителя - пробудить у детей любовь к пению, сформировать необходимые навыки и выработать потребность в систематическом коллективном музицировании, учитывая, что хоровое пение - наиболее доступный вид подобной деятельности.

На протяжении обучения педагог следит за формированием и развитием важнейших певческих навыков учащихся (дыханием, звуковедением, дикцией), постепенно усложняя задачи, расширяя диапазон певческих возможностей детей.

Также на протяжении всего периода обучения не стоит забывать об охране и гигиене детского певческого голоса. Занятия нужно проводить в проветренных, не душных помещениях. Вредно действуют на голосовой аппарат холод, жара, пыль. Расшатывают голос громкие разговоры и форсированное (крикливое) пение, злоупотребление неудобной (высокой, низкой) тесситурой, исполнение завышенного по трудности репертуара. Перед пением не рекомендуется употреблять в пищу ничего, что бы раздражало горло: острое, соленое, горячее, холодное и т.п., а также шоколадные конфеты и сладости. Отрицательно действует на голос переутомление. При болезнях голосового аппарата, при переутомлении присутствие на занятиях не рекомендуется, так как голос в этих случаях должен находится в состоянии покоя.

Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

Список рекомендуемой нотной литературы

Список рекомендуемой методической литературы

9.Рокитянская Т.А. «Воспитание звуком», - Ярославль: «Академия развития», 2005г.

10.Стулова Г. Хоровой класс. Теория и практика вокальной работы в детском хоре. – М.: «Просвещение», 1988г.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области