Проект
Тема: «Мир открыток»
Тип: Информационно-практико-ориентированный
Продолжительность: краткосрочный, по характеру контактов – внутригрупповой.
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатель.
Цель: формирование у дошкольников представления о разнообразии открыток, истории их появления и использования.
Задачи:
- способствовать освоению детьми родо-видовых отношений;
- формировать представление об истории появления первых открыток.
- формировать представление об истории появления первых открыток,
- формировать у детей представление практического назначения открыток;
-развивать способность классифицировать открытки по размеру, способу изображения, способу изготовления, форме, назначению, дополнительному украшению, по фактуре бумаги и т.д.;
- дать представление о многообразии способов изготовления и использования открыток;
- создавать условия для творческой активности детей в процессе создания самодельных открыток;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость;
- способствовать укреплению детско-родительских отношений в ходе совместной деятельности.
Актуальность. Открытка переживает свое возрождение, и по-прежнему остается неизменным атрибутом любого праздника. Но все ли мы знаем об открытках? Как появилась первая открытка? Как она выглядела?
Открытка - особый вид почтовой карточки для открытого письма (без конверта). Почтовые открытки впервые появились в Австрии 1 октября 1869 г. На лицевой стороне открытки имеется рисунок , а ее обратная часть предназначена для написания сообщения и адресов получателя и отправителя .Долгое время в Россию открытки ввозились из-за рубежа, пока в 1898 г. Община св. Евгения не выпустила Отечественные поздравительные послания. Самыми распространенными были открытки – Рождество и Новый год. В начале 20 века новогодние послания были очень простые и трогательные. Время шло, в России произошли изменения. Изменился и внешний вид почтовых открыток – на них стали печатать лозунги и призывы. И уже в 60-х годах открытки совсем изменились. Они использовались как мощный инструмент пропаганды и отражали бытовые события в жизни людей. Дети во все времена были любимыми героями сюжетов, изображенных на почтовых открытках.
В настоящее время, фантазия создателей современных открыток не знает границ. Ежегодно выпускают тысячи вариантов, разных размеров, форм и видов. Трогательное поздравление, признание в любви ,напоминание о себе –уже второе столетие эти послания дарят людям целую гамму эмоций и чувств.
Ожидаемые результаты.
- Знакомство с историей возникновения и разновидностью открыток.
- Умение рассказать о назначении открытки.
- Описать открытку, используя совместно с детьми составленный и принятый алгоритм.
- Развитие интереса к творчеству (созданию открыток).
- Развитие творческих способностей, фантазии в процессе создания открыток.
- Развитие умений классифицировать открытки.
- Проявление интереса к созданию коллекций.
- Повышение уровня и качества детско-родительских отношений, создание благоприятного психологического климата в триаде воспитанники-педагоги-родители воспитанников.
- Активное участие родителей в жизни группы и ДОУ.
- Создание коллекции открыток в группе.
Содержание проекта «Мир открыток»
Содержание работы воспитателя с детьми | Задачи | Совместная работа детей с родителями |
I. Подготовительный этап | ||
-Определение темы проекта. -Постановка целей, задач проекта и определение ожидаемых результатов. -Составление плана-проекта «Мир открыток». -Изучение и подбор методического материала по теме. -Сбор открыток. | Вызвать интерес детей к теме проекта. | Привлечение родителей к участию, помощь в поиске открыток |
II. Основной этап | ||
Формировать знания о появлении первых открыток. | Сбор информации об истории возникновения первых открыток. | |
Заинтересовать детей в сборе открыток. | Рассматривание открыток и распределение по видам (размер, форма, фактура и т.д.). | |
Знакомить детей с разновидностями открыток. | Посещение с детьми магазинов, почты, где можно купить открытки. | |
Познакомить с разнообразием игр с открытками («Собери целое», «Пазлы из открыток», «Найди пару», «Подбери по теме», « 4 лишняя», «Эксперты» | Изготовление игр на основе открыток. | |
Знакомить с современной видео-открыткой. | Конкурс на лучшую поздравительную видео-открытку к Новому году | |
Развивать способности делать выводы, умение высказывать свои идеи и предложения. | Помощь родителей в изготовлении условных обозначений. | |
Развивать умение классифицировать открытки, проявлять самостоятельность, обосновывать выбор, делать выводы. | ||
Рассмотреть с детьми технологии изготовления открыток. | Получение информации об изготовлении самодельных открыток (интернет-ресурсы) | |
Развивать творческие способности, умение изготовлять открытки, проявлять фантазию, самостоятельность, | Совместное изготовление открыток родным к Новому году | |
III. Заключительный этап | ||
Создание и оформление коллекции «Мир открыток» | Обобщать представления детей о многообразии открыток. Развивать умение классифицировать открытки. | Пополнять семейную видео-коллекцию необычных открыток |
Результат проекта
В результате реализации проекта в группе не только появилась коллекция открыток, но был создан мини-музей «Мир открыток», в котором представлены тематические альбомы с открытками по темам “День рождения», «8 Марта”, «День защитника Отечества”, “Самый волшебный, сказочный праздник Новый год,» «1 Мая и 9 Мая», «Музыкальные», «Видео-открытки», «Музейные экспонаты и шедевры на открытках», «Наши знаменитые соотечественники – актеры театра и кино, спортсмены и т.д.» т.д.
За время работы мини-музея и оформления коллекций у детей повысился познавательный интерес. Дети не только приносили открытки, но старались, по возможности, подробно рассказать о ней, о том, как она появилась в семье. Были представлены открытки, в которых прослеживалась связь времен и поколений (19 век).
Все дети группы научились определять открытки прошлых и настоящих лет с помощью игры «Эксперты». Могли рассказать о назначении той или иной открытки, в каких случаях ее можно подарить, какую надпись или пожелание сделать. Если у ребенка в группе день рождения, дети обязательно, уже без напоминания, дарили открытки, сделанные своими руками.
В процессе изготовления открыток у детей повысился художественный вкус, дети освоили разные способы изготовления открыток с применением разных техник и материалов
Дети стали более внимательными, заботливыми друг к другу, к родственникам, более доброжелательно стали общаться между собой.
Воспитанники других групп приходили в гости, и дети нашей группы проводили для них мини-экскурсии, на которых рассказывали об истории появления открытки, видах и способах самостоятельного изготовления открыток.
На следующий учебный год мы планируем продолжить работу по данному направлению. Предлагается ознакомление детей с производственным процессом создания открыток и знакомство с профессиями людей занятых в производстве.