МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ 9-10 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ ГЛУБОКОГО БАССЕЙНА.
Саяпов А.В.
г. Ханты-Мансийск
Аннотация. Уровень плавательной подготовленности детей младшего школьного возраста в наше время является низким. Причиной тому служит абсолютное отсутствие новых улучшенных методик, которые соответствуют требованиям становления «современного ребенка» и «детского спорта».
Из исследования учебно-научных источников по данной теме, можно отметить, что оздоровительному плаванию, так же как и развитию физических качеств детей, в уже существующих методиках по обучению плавания школьников начальных классов уделяется мало внимания. В связи с этим главной целью нашего исследования будет теоретическое и экспериментальное доказательство методики обучения плаванию детей 9-10 лет в условиях оздоровительной группы.
Для решения поставленной перед работой цели были использованы следующие методы:
- теоретический анализ литературных источников по данной теме;
- педагогическое наблюдение;
- педагогический эксперимент;
- статистические методы обработки экспериментальных данных.
Следствием использования экспериментальной методики, стало повышение эффективности процесса физических качеств школьников начальных классов на тренировках по плаванию и улучшения уровня двигательных качеств с прикладной направленностью.
Ключевые слова: плавание; методика обучения детей; физические качества; тренировка.
В течение 6 месяцев (с декабря по май) был проведен педагогический эксперимент. В исследовании приняли участие дети младшего школьного возраста, которые занимаются плаванием уже в течение трех лет, количество участников эксперимента составило 20 человек. Участники эксперимента были разделены на две группы по 10 человек. В каждой группе было разное количество тренировок, так у экспериментальной группы было 6 тренировочных занятий в неделю, а у контрольной группы 8 тренировочных занятий в неделю. Тренировочные занятия были проведены на воде и в зале сухого плавания. В экспериментальной группе было 4 тренировочных занятия в неделю в зале сухого плавания было. Тренировочные занятия в зале имели большую направленность на развитие гибкости, силовых и координационных способностей. В контрольной группе количество тренировочных занятий в зале также было 4, но они имели большую направленность на развитие выносливости и силовых способностей. В исследовании для двух групп была поставлена одинаковая задача по совершенствованию технических навыков в воде.
В нашем эксперименте в данных двух группах, методика обучения плаванию детей 9-10 лет имела различия, в связи с этим рассмотрим подробнее данную методику в этих группах.
Особенности методики в контрольной группе.
Для развития силовых способностей, упражнения выполнялись на тренажерах в зале сухого плавания. В среду тренировочные занятия в зале всегда были направлены на упражнения с собственным весом, применялись такие упражнения как отжимания и подтягивания. Для развития выносливости были включены тренировки по бегу на определенные дистанции, либо по определенному времени. Упражнения с применением тренажера «Хюттеля-Мартенса» были направлены на развитие специальной выносливости, а также для скоростно-силовых качеств, в зависимости от дозировки нагрузки.[5]
В контрольной группе тренировки начиналась с упражнений на развитие гибкости, игровые тренировки проводились по пятницам и были направлены на скоростно-силовые способности.
В дни недели вторник и пятница в данной группе были две тренировки за день. Во время тренировки на воде дети совершенствовали технику плавания в способах на спине и вольный стиль. Тренировки на протяжении недели были разнообразными и были направлены на упражнения скоростного, выносливого и технического характера.
Особенности методики в экспериментальной группе.
В экспериментальной группе основная направленность тренировок была на развитие гибкости, силовых и координационных способностей. В тренировке были такие статистические упражнения как подтягивания, отжимания от скамейки, выпрыгивания, бег на месте, лазания по канату, с применением шведской стенки, а также упражнения с терабандами, медболами и скакалкой. С помощью применения тренажеров гиперэкстензии, «Хюттеля-Мартенса», тележка у детей развивались силовые качества.
Для совершенствования техники в плавании, дети ежедневно выполняли имитационные упражнения с применением инвентаря лопаток, резины, терабандов и тренажера «Хюттеля-Мартенса». Для развития координационных качеств дети выполняли беговые упражнения, проводились эстафеты и подвижные игры.[4]
Во время тренировок на воде дети совершенствовали технику в способах плавания вольный стиль и на спине. Главная цель методики состояла в том, чтобы дети умели правильно технически проплывать дистанцию и их положение на воде, было правильным, наиболее обтекаемым, для наименьшего сопротивления с водой, а также развить физические качества детей для улучшения результата тестирования.
На воде внимание уделялось упражнениям технического характера, упражнениям на развитие выносливых способностей, на чувство воды и другие различные упражнения. Упражнения чередовались, носили разнообразный характер и дозировку. Постоянно применялся игровой метод, скоростные задания для развития выносливости были применены редко, а также полностью отсутствовали двойные тренировки.[3]
С помощью такого метода, как педагогическое наблюдение мы смогли обнаружить различие особенностей методик экспериментальной и контрольной групп. В проведенном данном эксперименте мы тестировали физическую и техническую подготовленность детей двух групп. Тестирование проводилось по шести показателям (табл.1).
Таблица 1
Показатели физической подготовленности детей 9-10 лет контрольной (n=10) и экспериментальной групп (n=10) в процессе педагогического эксперимента
Показатели | Этапы эксперимента | КГ (М± σ) | ЭГ (М± σ) | Достоверность различий | Х ± δ |
Плавание 30 минут (м) | 1 | 1159 ±112 | 1237 ±148 | 75 | p ≤ 0,05 |
2 | 1224 ±102 | 1393 ±191 | 170 | p ≤ 0,05 | |
Отжимания от пола (кол-во раз) | 1 | 12,4 ± 4 | 13 ± 6,1 | 0,7 | p ≥ 0,05 |
2 | 13,4 ± 3,69 | 16,6 ± 6,1 | 3,3 | p ≤ 0,05 | |
Прокручивания (см) | 1 | 34 ± 8 | 36,2 ± 12 | 1,1 | p ≥ 0,05 |
2 | 31 ± 8 | 30,2 ± 13 | 1,7 | p ≥ 0,05 | |
Наклон вперед (см) | 1 | 10,7 ± 3,32 | 11,2 ± 3 | 0,5 | p ≥ 0,05 |
2 | 13 ± 2,59 | 16 ± 2,39 | 3 | p ≤ 0,05 | |
Прыжок в длину с места (см) | 1 | 170 ± 8 | 170,6 ± 13 | 0,6 | p ≥ 0,05 |
2 | 172 ± 8,3 | 173 ± 12 | 2,5 | p ≤ 0,05 | |
Мини тест Купера (м) | 1 | 996 ± 322 | 1039 ±132 | 44 | p ≥ 0,05 |
2 | 1025 ± 84,3 | 1149 ±141 | 125 | p ≤ 0,05 |
После проведенного анализа сравнения результатов и оценки показателей, двигательных и физических способностей двух данных групп, подтвердилась эффективность примененной методики обучения плаванию детей в экспериментальной группе.
Список литературы
1. Булгакова Н.Ж. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание [Текст] / Булгакова Н.Ж. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 399 с.
2. Павлова Т. Н. Особенности обучения плаванию детей младшего школьного возраста [Текст] / Т.Н. Павлова. - М.: 2008 - 69 с.
3. Смирнова Е.М. Игровые методы плавание для младшего школьного возраста [Текст] / Е.М. Смирнова. // Инструктор по физкультуре. - М.: 2014. - 29-34 с.
4. Шишкова Е.В. Инновационный подход к обучению плаванию младших школьников в системе школьного физического воспитания [Текст]/ Е.В. Шишкова - М.: вестник спортивной науки, 2007. - N 4. - С. 59-64.
5. Шлячков Р.А. Методика ускоренного обучения плаванию детей младшего школьного возраста: вольный стиль, кроль на спине [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук / Р.А. Шлячкова. - М.: Тамбов, 2006. - 19 с.