МОУ «Темповская средняя общеобразовательная школа
Ртищевского района Саратовской области»
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МАТЕМАТИКЕ В 3 КЛАССЕ
«Закрепление приёмов умножения и деления в пределах 100».
Учителя начальных классов
Ульяновой Наталии Владимировны
Технологическая карта урока математики
Учитель | Ульянова Наталия Владимировна |
Образовательное учреждение | МОУ «Темповская СОШ Ртищевского района Саратовской области» |
Предмет | Математика |
Класс | 3 |
Тема урока | Закрепление приёмов умножения и деления в пределах 100. |
Цели урока | Содержательная цель: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения. Деятельностная цель: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы. |
Тип урока | урок систематизации знаний (общеметодологической направленности). |
Педагогическая цель | Создать условия для проверки сформированности знаний таблицы умножения и деления, приемов умножения и деления, вычислительных умений и навыков в пределах 100, решения задач. |
Задачи | Образовательные: произвести актуализацию раннее полученных знаний; совершенствовать вычислительные навыки; умение решать составные задачи; совершенствовать навыки нахождения площади прямоугольника. Развивающие: развивать коммуникативные навыки, познавательный интерес, математическую речь обучающихся; умение анализировать, сопоставлять, сравнивать; развивать логическое мышление, внимание, память. Воспитательные: воспитывать трудолюбие, самостоятельность, интерес к предмету, умение работать в коллективе, дружбу и взаимопомощь. |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: - уточнить знания о взаимосвязи компонентов и результатов действий умножения и деления; - проконтролировать навык устных вычислений в пределах 100; - закреплять знание табличных случаев и внетабличных приемов умножения и деления; - закреплять умение решать составные задачи; Метапредметные: Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать своё действие с поставленной задачей; осознанно и прочно овладевать математическими умениями. Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи; учиться осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; развивать логическое мышление; воспитывать интерес к математике, стремление использовать математические умения в повседневной жизни. Коммуникативные УУД: формировать собственное мнение; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; строить понятные для партнёра высказывания. Личностные УУД: развивать образное и логическое мышление; формировать предметные умения и навыки, необходимые для успешного решения учебных и практических задач; закладывать основы математических знаний. |
Формы и методы обучения | Формы: фронтальная работа, работа в парах, в группах, самостоятельная работа, индивидуальная работа. Методы: словесный, наглядный, практический |
Образовательные ресурсы | Математика 3 класс по программе «Школа России». |
Оборудование | Мультимедийное оборудование: проектор, экран, компьютер, карточки с примерами |
Ход урока.
Этапы урока | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I. Мотивационный этап. | -Здравствуйте, друзья! Садитесь. -Свой урок я хотела бы начать с восточной притчи: «Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал бабочку и спрятал её между ладонями. Если Мастер скажет, что бабочка мертвая, я открою ладони и выпущу ее. А если скажет живая, я сожму ладони и убью бабочку. Он подошёл к Мастеру и спросил: - Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: - Всё в твоих руках. (слайд 1 ) - И сегодня, ребята, все в ваших руках. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, демонстрируют готовность к уроку. Включаются в деловой ритм урока. | К: доносят свой позитивный настрой до других детей; планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Л: создают ситуацию успеха, имеют желание учиться, проявляют интерес к изучаемому предмету |
II. Актуализация знаний III. Постановка учебной задачи, целей урока. IV Составление плана, стратегии по разрешению затруднения. V Реализация выбранного плана | - Откройте тетради, запишите число и классная работа. - Минутка чистописания: - Какое число сегодня? Правильно 18, вот и пропишем всю строку 1 и 8. Ребята, а что можно делать с числами? - А чем мы занимаемся на уроке математики? Составлять выражения и вычислять. - Скажите, а в жизни, где встречается мир вычислений? - Сегодня мы с вами поиграем в банк. - Кто может сказать, что такое банк? (слайд 3 ) - А кто знает, где можно найти значение любого слова? - Сейчас Леня прочитает в толковом словаре С.И. Ожегова, что такое банк. Банк (слайд 4 ) 1. Финансовое предприятие, производящее операции с вкладами, кредитами, и платежами. 2. Место, центр, где сосредоточены какие-нибудь предметы, объекты, сведенья. Например: банк данных. - Сколько определений? - А чтобы определить с каким определением мы будем сегодня работать и в какой банк играть, посмотрите видеоролик. (1) ( Слайд 5) - Так в какой банк мы сегодня будем играть? Прочтите еще раз это определение. - Итак, сегодня вы будем сотрудниками банка, которые подали руководству заявку на то, чтобы вашему банку выделили некоторую сумму денег (на развитие вашего банка). - Сейчас вы превратитесь в сотрудников банка. У вас на спинках стульчиков висят шарфики, повяжите их. Теперь всем видно, что вы сотрудники банка. - Хочу отметить, что вы единая команда, поэтому не каждый за себя. Вы работаем все вместе и помогаем друг другу. Ребята, вы сотрудники банка. Откройте книгу документов на 10 странице посмотрите на разворот и сформулируйте тему урока. (Слайд 6) - Руководство банка прислали задания, выполняя, которые вам нужно закрепить приёмы умножения и деления в пределах 100. (слайд 7 ) - Задания лежат у вас на столах. -Вот названия заданий. Давайте составим план нашей работы. - У вас на столах лежит ведомость учета ваших знаний, в которой вы будите оценивать свою работу по 5 бальной системе. (слайд 8 ) Устный счет. - Какими качествами должен обладать сотрудник банка? - Вот я сейчас и проверю, как вы умеете быстро считать. - Итак, первое задание на проверку быстрого счета. Устный счет. На стр.10 № 5 (по цепочке) -В вазе стоит 56 ромашек и 7 василька. Во сколько раз ромашек больше, чем васильков? (8) -Таня решила 18 примеров, а Света в 2 раза меньше. Сколько примеров решила Света? (9) -Оцените свои ответы . | -записывают дату и классная работа. Запись чисел. Складывать, вычитать и т.д. - На математике мы занимаемся вычислениями. (в магазине, в банке) В толковом словаре. Работа с выдержками из толкового словаря С.И. Ожегова. Два Просмотр видеоролика. Первое. Повязывают шарфики. Закрепление приемов умножения и деления в пределах 100. На доке составляем план в соответствии с ведомостью. Ознакомление с ведомостями. Умным, доброжелательным, уметь хорошо и быстро считать. Устные приемы умножения и деления. | П – извлекают необходимую информацию К – обмениваются участников образовательного процесса. Л – осознают свои |
- А каким еще качеством должен обладать сотрудник банка? - А внимательным? 1)Второе задание на внимание. (индивидуальная работа) На зеленом листке - финансовый отчёт. (слайд 9 ) В нём много чисел. Но есть лишние числа. Это числа, в которых присутствует класс тысяч или четырехзначные. Ваша задача зачеркнуть эти числа и сосчитать, сколько чисел вы зачеркнули. На выполнение этого задания вам даётся 2 мин. (смотрите «Приложение») - Проверим по эталону. (слайд 10 ) Оцените свою работу. ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ (слайд 11 ) Работая, в банке сотрудники должны хорошо работать с компьютером. Вот и мне на почту пришло задание для вас. 2)Следующее задание нам пришло по электронной почте. (работа в группах) Необходимо посчитать, сколько денег сдал каждый кассир. На выполнение задания вам даётся 3 мин. Работаем на синих листах. Пример на порядок действий. Сосчитать сколько денег сдал кассир №1 6 х 8 – 13 + 5 х 7 = 70 Сосчитать сколько денег сдал кассир №2 64 : (8 + 56) + 69 = 70 Сосчитать сколько денег сдал кассир №3 ( 4 х 9 +18) +16 = 70 Сосчитать сколько денег сдал кассир №4 8 х 7 + (43 - 29) = 70 Сосчитать сколько денег сдал кассир №5 5 х 7 + 72 : 9 + 27 = 70 Сосчитать сколько денег сдал кассир №6 (95 – 50) + (5 х 5) = 70 Теперь проверим, правильно ли вы посчитали. (Слайд 12 ) -Оцените свои ответы. | Да, конечно. Зачеркивают четырехзначные числа и подсчитывают их. Десять чисел. Самооценивание и заполнение ведомости. Решение выражений группами. Назовите сумму, которая получилась. | П – осуществляют Р –проводят пошаговый контроль под К –обмениваются Р- планирование- определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. П – поиск и выделение информации умение структурировать знания. К – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | |
- Вы должны показать, как сотрудники банка умеют красиво оформлять документы. 3)Следующее задание у нас на желтых листах. Нам необходимо красиво и правильно оформить условие задачи и записать её решение. У доски и в тетрадях. (слайд 13 ) Задача. За 3 дня наш банк посетило 97 клиентов. В 1-й день банк обслужил 50 клиентов, во 2-й день в 5 раз клиентов меньше чем в 1-й день. Сколько клиентов посетило наш банк за 3-й день работы? (37) Взаимопроверка оформления задачи Вы хорошо поработали и наверное устали. Сейчас производственная гимнастика. ФИЗМИНУТКА Мы решали, мы считали. | правильно оформляют и решают задачу. 1д. – 50 кл. 2д. - ? кл., в 5 раз меньше 97 кл 3д. - ? кл. 1)50 : 5= 10(кл) – во 2 день 2)97 – 50 – 10 =37(кл) – в 3 день Ответ : 37 клиентов. Читают условие задачи, устанавливают зависимости между данными, представленными в задаче. Выполняют упражнения в соответствии с текстом. | Р – коррекция – внесения необходимых дополнений и корректив в план и способов действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. П – действия постановки и решения проблем включают формулирование проблем и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | |
VI. Самостоятельной работы с проверкой по эталону | Иногда все сотрудники собираются за одним большим столом, вот и для нашего банка тоже привезли большой стол. Но я не знаю, подойдет ли он для нас. Ведь нас много. Давайте найдем площадь этого стола и убедимся, подходит он нам или нет. Стороны стола 5м и 2м. Найдите площадь этого стола? Длина – 5 м Ширина – 2 м S - ? м2 S = 5м *2м = 10м2 Ответ: S= 10м2 - Оцените свою работу. | Работа в парах Работа с графиком и таблицей. | К – умение слушать и вступать в диалог, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации. |
VII. Включение в систему знаний и повторение. | Все сотрудники банка в обеденный перерыв ходят в столовую. Каждый месяц, питаясь в столовой, вы тратите определённую сумму денег вам необходимо по графику определить: 1)В каком месяце больше израсходовали денег на обеды? 2) В каком месяце меньшая сумма была израсходовано на обеды? 3)В каком месяце не было израсходовано денег на обеды? 4)В какое время года не тратились деньги на обеды. График – таблица – приложение - Оцените свою работу Итог урока: дом.зад. стр.10 № 1, № 6 и № 9 устно для тех кто имеет отметку 5 в четверти. | Самостоятельная работа над геометрической задачей. Проверка по эталону. | Р – выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения. П – умение структурировать знания; умение применения знаково – символических действий; построение логической цепи рассуждения. |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Ребята я думаю, что вы сегодня хорошо поработали. Все ли присланные задания вами были выполнены? Посмотрите на свои ведомости и оцените свою работу в целом за урок. По итогам нашей работы вам обязательно выдадут суммы на развитие вашего банка. - Итак, прежде чем мы подведем итоги, поднимите белую снежинку, если вы считаете, что урок для вас прошел хорошо. И голубую, если что-то не получилось. И прикрепите её в ту часть круга. | Проводят самоанализ своей работы. | Л – личностное самоопределение на основе выработки ценностных ориентаций. П-ориентируются в своей Системе знаний. Р-оценивают собственную Деятельность на уроке. Л-проявляют интерес предмету. |
Ведомость учета знаний:__________________________________________ | Ведомость учета знаний:____________________________________________________ | ||
Устный счет | Устный счет | ||
Финансовый отчёт | Финансовый отчёт | ||
Подсчет денежных средств | Подсчет денежных средств | ||
Оформление задачи | Оформление задачи | ||
Геометрическая задача | Геометрическая задача | ||
Расчёт питания | Расчёт питания | ||
Отметка за урок | Отметка за урок | ||
Ведомость учета знаний:__________________________________________ | Ведомость учета знаний:____________________________________________________ | ||
Устный счет | Устный счет | ||
Финансовый отчёт | Финансовый отчёт | ||
Подсчет денежных средств | Подсчет денежных средств | ||
Оформление задачи | Оформление задачи | ||
Геометрическая задача | Геометрическая задача | ||
Расчёт питания | Расчёт питания | ||
Отметка за урок | Отметка за урок |
Финансовый отчёт
1.Зачеркнуть числа в которых присутствует
четырехзначные .
2.Сосчитать сколько таких чисел в таблице.
320 | 230 | 500 | ||
1258 | 2516 | 1000 | ||
998 | 1005 | 9 | ||
1003 | 804 | 412 | ||
80 | 47 | 30 | ||
9004 | 98 | 9876 | ||
63 | 575 | 84 | ||
2700 | 8079 | 298 | ||
Касса
Сосчитать сколько денег сдал кассир №1
6 х 8 – 13 + 5 х 7 =
Касса
Сосчитать сколько денег сдал кассир №2
64 : (8 + 56) + 69 =
Касса
Сосчитать сколько денег сдал кассир №3
( 4 х 9 +18) +16 =