Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Использование детского фольклора как неотъемлемая часть речевого развития у детей.

Обмен педагогическим опытом

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Использование детского фольклора как неотъемлемая часть речевого развития у детей.

В последние годы, к сожалению, проблема речевого развития детей дошкольного возраста становится всё более и более актуальной, процент дошкольников с различными речевыми нарушениями очень высокий и продолжает расти.

Поэтому одной из важнейших задач воспитания и обучения в детском саду является развитие речи детей.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи и формирования культуры речевого общения. Ребёнок-дошкольник большую часть времени проводит в детском саду: общается с воспитателем, учится у него многому, в том числе и культуре речи.

Согласно ФГОС(у) ДО речевое развитие включает в себя

-владение речью как средством общения и культуры,

-обогащение активного словаря,

-развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи,

-развитие речевого творчества,

-развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, -знакомство с книжной культурой, детской литературой,

-понимание на слух текстов детской литературы различных жанров,

-формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Практика показывает: это очень трудоёмкая и ответственная работа, требующая определённой системы и терпения со стороны всего коллектива ДОО: учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, педагога-психолога и др.

Какова же роль музыкальных занятий в развитии речевого аппарата дошкольника? Музыкальное образование непрерывно связано с культурой слуха, а культура слуха — один из важнейших факторов в деле развития правильной речи. Музыка — это средство эстетического, нравственного и умственного воспитания человека. И хотя дети с нарушениями речи очень часто не справляются с пропеванием мелодии, плохо запоминают текст песен, недостаточно связывают движения с музыкой, пением, словом, затрудняются в передаче ритмического рисунка, музыкальные занятия являются эффективным средством формирования правильной речи у дошкольников.

Из всего многообразия музыкальной культуры хочется остановиться на детском фольклоре. Это очень эффективное средство развития речи. С помощью фольклора у ребенка успешно развивается навык подражания речи взрослого, речевая активность и коммуникативная функция речи.

Детский фольклор включает в себя такие жанровые разновидности, как детские народные песни, потешки, прибаутки, сказки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, считалки, игры и т.д.

В работе с детьми, начиная самого раннего возраста, активно использую пестушки, потешки, прибаутки. В первую очередь знакомлю воспитанников с потешками, в которых упоминаются части тела. Проговаривая или пропевая их на любой мотив, показываю движения, а дети подражают (показывают ротик, носик, ручки и т.д). Это учит детей понимать педагога, повторять за ним простые движения: хлопать в ладоши, похлопывать ладошками по коленочкам, закрывать ладошками глазки.

В более старших группах использую прибаутки и потешки, которые создают позитивное настроение. Простые, короткие, они побуждают детей к действию, настраивают на занятие. Эти потешки выполняются стоя, в начале занятия, сопровождаются хлопками в ладоши, прыжками, «пружинкой» и т.д.

Использование именно этих малых форм фольклорных форм позволяет устанавливать и формировать доверительные, добрые отношения между взрослым и ребенком (тактильные взаимодействия, употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов в словах)

А выполнение детьми различных движений при проговаривании или пропевании народных потешек, прибауток способствует развитию мелкой моторики, что непрерывно связано с развитием речи.

Например,

– потирание ладоней;

– образное движение «моем руки»;

– поочередное смыкание всех пальцев с большим надавливанием подушечек пальцев;

– образное движение «кормим птиц»;

– мы рисуем солнце;

– показываем радугу и др.

Одним из любимых дошкольниками фольклорных жанров является народная песня. Мелодии народных песен отличаются простотой и ясностью. Исполнять их несложно. Петь их можно легко, не напрягая голос.

В младших группах использую песни, удобные для активного подпевания. Это песенки «Петушок», «Ладушки», «Зайка», «Сорока-сорока» и т.д. В более старших группах увеличиваю объем песенного репертуара, добавляются хороводные песни: «Топ-топ, сапожок», «По малину в сад пойдём». Эти мелодии не затрудняют дыхание исполнителя. Дети напевают повторяющиеся интонации, выполняя несложные действия, подсказанные текстом или обусловленные характером музыки.

Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп и формирует правильное произношение.

В старшей группе ввожу новый жанр - частушка. Частушка, при кажущейся простоте и легкости, - достаточно сложный жанр. Ребенок должен понять частушку, прожить и показать характер героя, вложенный всего в четыре строчки.

В подготовительной группе закрепляется умение петь частушки, вводятся понятия таких жанрах русской народной песни, как лирические («А я по лугу, а я по лугу», «Со вьюном я хожу»), шутливо-комические («Вот задумал комарик жениться», «Во кузнице»), строевые песни («Солдатушки, браво ребятушки»).

Начиная с младшего возраста, привлекаю детей к показу сказок при помощи картинок и кукольного театра, вначале с участием воспитателей («Репка»), затем – самостоятельно. В более старших группах организуется театрализация русских народных сказок «Теремок», «Колобок» и др.

Показ сказок и инсценировок способствует обогащению словаря, формированию грамматического строя речи. Совместно с воспитателем дети передают содержание сказки, четко выговаривая отдельные слова и фразы. Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театральной деятельности лежит игра.

При разучивании сказки не надо навязывать детям готового образа, фиксированных движений, поз. Желательно всячески поощрять и направлять творческие проявления детей. Для этого надо раскрыть перед ними характерные черты того или иного персонажа, например, рассказать, что лиса бегает, стараясь замести свой след, пугливый зайчик прыгает, озираясь по сторонам и т. д.

Традиционно в нашем детском саду проводятся праздничные гуляния на масленицу, Старый Новый год, фестиваль «Венок дружбы». Фольклорные мероприятия дают возможность детям участвовать в большой игре, в театрализованном представлении, где они встретятся со считалками, закличками, загадками, играми. Главная задача таких праздников — разбудить детскую фантазию. Участник театрализованного представления должен знать текст своей роли наизусть, что способствует развитию не только речи ребенка, но и памяти, а также позволяет развивать выразительность речи, раскрывать творческие и эмоциональные возможности детей.

С помощью детского фольклора можно решать многие задачи развития речи, и наряду с основными методами и приемами речевого развития дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного народного творчества.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 28.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области