Статья по теме:
Инклюзия в современном обществе. Взаимоотношения детей с нарушением слуха и детей в норме
Ильина Ирина Олеговна,
Воспитатель,
АНО ДО «Планета детства Лада», дс № 189 «Спутник»,
Г. Тольятти
Современная система образования призвана соответствовать индивидуальным образовательным потребностям личности.
Создание в дошкольных учреждениях возможностей для удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей становится основой порядки многих систем обучения во всем мире. Вместе с тем есть группы детей, чьи образовательные потребности не только индивидуальны, но и обладают особыми чертами.
«Особые образовательные потребности появляются у детей тогда, когда в процессе их обучения возникают трудности несоответствия возможностей детей общепринятым социальным ожиданиям, установленным в обществе нормам поведения и общения.
Включение детей с особыми образовательными потребностями (дети с ОВЗ) в образовательный процесс – это сравнительно новый подход для российского образования. Такой подход терминологически связан с процессом, который называется инклюзия в образовании, и, соответственно, образование в русле этого подхода – инклюзивное образование.
Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования» [1, 10с.].
«Для дошкольного учреждения, выбравшего путь инклюзивной практики обучения, важно установить, что может быть конкретной причиной возникновения препятствий в обучении того или иного ученика с особыми образовательными потребностями. Более значимыми оказываются барьеры, возникающие в результате взаимоотношений детей в норме и с ограниченными возможностями здоровья. Социальные барьеры не имеют внешнего выражения, они не связаны непосредственно с материальными и финансовыми затратами. Их можно обнаружить как непосредственно в саду, так и в местном сообществе, в региональной и национальной социальной политике, в сложившейся системе законодательства» [1, 12c.].
Чтобы устранить барьеры на пути развития инклюзивного образования, необходимо в первую очередь, устранять социальные барьеры: постепенно и целенаправленно менять культуру, политику и практику работы общеобразовательных учреждений.
«Правила взаимодействия педагога с детьми, имеющими нарушение слуха, в условиях инклюзии. Слух играет очень важную роль в развитии человека. Человек, лишенный слуха, не имеет возможности воспринимать те звуковые сигналы, которые важны для полноценного познания окружающего мира, для создания полных и всесторонних представлений о предметах и явлениях действительности.
Особенно важна роль слуха в овладении человеком речью. В силу этого резко ограничиваются возможности общения с людьми, а значит, и познания, поскольку одним из важных способов передачи информации является устная речь. Отсутствие или недоразвитие речи ведет, в свою очередь, к нарушениям в развитии других познавательных процессов и, главным образом, словесно−логического мышления» [1, 15c.].
«Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Ребенок с особыми образовательными потребностями имеет и общие для всех потребности, главная из которых - потребность в любви и стимулирующей развитие обстановке. Ребенок должен вести жизнь, в максимальной степени приближающуюся к нормальной» [2, 3с.]. Учиться могут все дети, а значит, всем им, какими бы тяжелыми ни были нарушения развития, должна предоставляться возможность получить образование.
Педагогические условия, в которых находится ребенок после потери слуха, имеют важное значение для его психического и речевого развития: чем раньше выявлено снижение слуха, тем успешнее будет проходить развитие ребенка, тем меньше опасность тяжелого отставания речи и общения, личного развития. [2, 15с.]
«Распространение понятия «инклюзивное образование» связано в значительной степени с процессами демократизации общественного сознания и признанием за каждым человеком права на образование.
Инклюзивное обучение обеспечивает детям с нарушенным слухом равные права и возможности в получении образовательных услуг и, вместе с тем, предусматривает специальную педагогическую помощь в соответствии с их возможностями» [4, 172с.].
Инклюзивное образование ребенка с нарушением слуха предполагает обучение в коллективе слышащих сверстников на равных условиях, поэтому чрезвычайно важным становится психолого-педагогическое сопровождение не слышащего ребенка в процессе его общения со слышащими сверстниками.
Целесообразно организовывать коллективные формы игровой и практической деятельности, которые позволят ребенку с нарушениями слуха быть успешным наравне с нормально развивающимися сверстниками и преодолеть возникающие у него на первых этапах обучения коммуникативные трудности.
Особое место в образовательном процессе занимает работа с родителями. Родители посещают коррекционные и консультативные занятия их ребенка. Дефектолог и психолог также разрабатывают систему дополнительных заданий, которые проводятся родителями в виде игр.
«Роль образовательного учреждения в социализации детей с ОВЗ в современном обществе имеет большое значение. В связи с этим необходимо усовершенствовать технологии и содержание обучения и воспитания детей с ОВЗ, ставить цели и задачи, содержание и технологии обучения и воспитания детей» [8, 20с.].
Для социализации детей с нарушением слуха необходимо создать условия для постепенного усвоения детьми социально значимого опыта поведения, норм культуры общения с окружающими людьми, нравственной и трудовой культуры. Проблемы социальной адаптации и реабилитации детей с нарушением слуха решаются в условиях целенаправленного социально-педагогического воздействия через их включение в доступные области бытовой, индивидуальной и общественно значимой деятельности с учетом личных интересов и возможностей детей.
«Для успешной социализации особенно важен этап детства, в котором закладывается фундамент адаптации. Ребёнок знакомится с правилами поведения, обычаями, манерами, усваивает язык окружающих его людей, т. е. овладевает человеческой культурой в широком смысле этого слова. Дети с нарушением слуха — совершенно обычные дети. Они так же любят бегать, играть, танцевать, веселиться и шалить, экспериментируют с разными предметами, строят, лепят и рисуют» [7, 3с.].
«Цель работы образовательного учреждения в целом и каждого педагога в частности — содействие в улучшении качества жизни ребенка, имеющего недостатки слуха, защита и представление его интересов в различных кругах, создание условий для выравнивания возможностей детей и подростков, что отличает их интеграцию» [9, 95с.] в общество и создает предпосылки для независимой жизни. Процесс социализации детей требует системного, комплексного подхода, единой программы непрерывного образования, охватывающей все направления, все звенья и всех участников процесса социализации, начиная с диагностического этапа.
«При поступлении ребенка в образовательное учреждение, проводятся мероприятия, способствующие успешной социальной адаптации и последующему социальному развитию. Сюда входят: психолого-педагогическое обследование ребенка, наблюдение за поведением и адаптацией детей в классе, наблюдение за взаимодействием со взрослыми и детьми в процессе режимных моментов, предварительное анкетирование родителей для выяснения особенностей взаимодействия в семье, а также ее социального статуса; беседы с педагогами и воспитателями о том, как ребенок чувствует себя в новой обстановке» [10, 17с.].
Очень полезны для социализации детей с потерей слуха экскурсии и походы, в которых участвуют семейные знакомые и товарищи ребенка. В этих условиях он учится действовать в группе, в команде; учится подчинять свои интересы и желания желаниям и интересам других.
«Социальное развитие — это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить, играть, общаться со взрослыми и сверстниками» [11].
Список литературы:
1. Богданова Т. Г. «Сурдопсихология: Учеб. пособие. — М.: «Академия», 2002. – 10-15 с.
2. Журнал Дефектология: «Социальное развитие детей с нарушением слуха» Т. В. Плахова, Л. В. Дмитриева, 2004г. – 2-5 с.
3. Козлова С. А. «Я — человек. Программа социального развития ребенка», Школьная пресса, 2005г. – 1-9 с.
4. Мудрик, А. В. Социализация человека. / А. В. Мудрик. — М.: Академия, 2005. — 172 с.
5. Солодянкина О. В. «Социальное развитие ребенка дошкольного возраста», М.: Аркти, 2006г. – 20-25 с.
6. «Социальная адаптация и интеграция детей с нарушениями слуха». Сост. Астафьева В. М. — М.: АПК и ПРО, 2000. – 1-10 с.
7. «Социальное развитие ребенка» Зауш-Годрон Ш., Издательск
8. Е.В.Кулакова, М.М.Любимова, Г.М.Комлева Методическое пособие. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ. глава 1, раздел 1.4, 20с.
9. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. — М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 95 с.
10. Соловьева Т.А. Обучение детей с нарушением слуха в массовой школе // Дефектология. 2005. – 17 с.
11. Моренко И.Б. Слабослышащие и глухие дети в общеобразовательной школе [Электронный ресурс]. — URL: http://www.socpolitika.ru.