Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Анализ художественного текста на уроках русского языка как средство патриотического воспитания

раскрыть особенности анализа художественного текста на уроках русского языка, проанализировать воспитательные возможности текста

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

О.А.Сунцова

зам. директора по УВР, учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 39, г.Воронеж

АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Патриотическое воспитание играет важную роль в системе воспитания школьников и представляет собой целенаправленную работу, одним из элементов которой является анализ художественного текста на уроках русского языка. Тексты художественных произведений помогают воспитать в подрастающем гражданине уважение к истории своей страны, потребность видеть себя продолжателем дела старших поколений, чувство гордости за историю, культуру родной страны и соотечественников.

Трудно сформировать у детей патриотические чувства, не привив им любви к родной природе и истории своей Родины. И именно фрагменты текстов произведений русской литературы помогают на уроках русского языка увидеть ученикам красоту родной природы, почувствовать многообразие литературного языка, понять грамматические категории. Отталкиваясь от литературных образов, дети учатся образно воспринимать окружающий мир. Художественный текст рождает новые ассоциации, развивает воображение, что особенно важно для активизации творческого мышления учеников. Языковые наблюдения над текстом, его структурой, средствами связи, изобразительными приемами развивают речевую культуру школьников, воспитывают их эстетические чувства. Пристальное внимание к слову талантливого писателя, его индивидуальному стилю обогащает духовный мир детей, вызывает у них эмоциональный отклик, учит пристально всматриваться в окружающий мир, ценить все то, что воплощается в священном понятии Родина. Все большее место в практике учителей занимают комплексные упражнения, тексты с заданиями, позволяющие не только усвоить грамматические категории, языковые нормы, но и задуматься над смыслом анализируемого текста, одновременно являясь средством подготовки к государственной итоговой аттестации. Приведем примеры таких упражнений.

Текст 1 (5 класс)

Списать текст. Выполнить разборы. В выделенном курсивом предложении определить части речи.

Я отправился за горо(д/т) в лес погл..деть, заметно ли там прибл..жение в..сны. День был яс..ный, солнеч..ный. Х..р..шо в л..су в эту предв..сенн.. пору. В..сна чу..ствует..ся только в воздух.. . Со..нце сл..пит глаза. Небо по-в..сеннему голубе..т плывут лё..кие белые обл..ка. З..мля покрыта льдом и снегом и д..рев..я еще укрыва..т сне(г/к).

Я шёл по л..сной тр..пинк.. и гл..дел по ст..р..нам.(4) Вот и ш..рокая п..ляна(1), где кажд.. в..сну токуют тетерева. Я зам..р от уд..вления: сколько на ней заяч..их сл..дов! Теперь зайц.. нере(д/т)ко разгулива..т(2) днём: выб..гут на п..лянку и гре..т..ся на ласковом(3) солнышк.. .

Текст 2 (5 класс)

Заяч…и лапы

В августе дед пош…л (__________________) охотит…ся (______________) на северный берег озера. Л…са (____________) ст…яли(______________) сухие, как порох. Старому охотнику попался светло…серый (_____________) зайч…нок (_______________) с рваным левым ухом.

Дед выстр…лил (___________________) в него из старого ружья, но промахнулся.

_______________________________________________________________________

Заяц стремительно уд…рал (_______________) в лес. Старик пошел дальше, но вдруг встревожился, потому …что с юга сильно пот…нуло (_________________) гар…ю (__________________). Дед пон…л (________________), что начался л…сной (_______________) пожар, огонь идет прямо на него. Старик поб…жал (_______________________) по кочкам падал дым выедал ему глаза а сзади уже разр…стался (_______________) гул слышался ш…рох (____________) пламени, виднелась огненная з…ря(____________).___________________________________

Смерть наст…гала (______________) деда, к…салась (________________) его, и в это время из…под ног у него выскочил заяц. Заяц б…жал (_________________) медленно и еле-еле в…л…чил (_______________) задние лапы.

Дед поб…жал (_______________) за зайцем, который вывел старика из огня на равнину. Но у звер…ка (______________) обг…рели (______________) задние лапы и живот. Дед подобрал своего обгоревшего спасителя, принес домой, выл…чил (___________) и оставил у себя.

Выедал, огненная, встревожился, охотнику, гар…ю, разр…стался.

Дед подобрал спасителя принес домой вылечил и оставил у себя.

Текст 1 (6 класс)

1.Списать текст (фрагмент произведения Г.Троепольского «Белый Бим…», вставляя пропущенные буквы и расставляя недостающие знаки препинания. Графически объяснить.

2.Определить основную мысль текста.

3.Найти наречия. Указать разряд.

4.Выполнить разборы (словообразовательный, морфологический, синтаксический)

5.Найти предложение с прямой речью. Построить схему.

6.Обозначить орфограмму «Чередующиеся гласные в корне»

Теперь Иван Иваныч опять же сел на пенек приказал Биму тоже сидеть а сам снял кепку пол…жил ее рядом на землю и смотрел на лист…я. И слушал тишину леса. Бим тоже слушал.

Пр…летела2 сорока прострек…тала нахально и улетела4. П…репрыгивая2 с ветки на ветку пр…близилась сойка, звонко3 прокричала с кошач…им надрывом и тоже упрыгала по веткам4. А вот королек-малютка, этот совсем(совсем) рядом: «Свить, свить! Свить, свить!» Все остальное было тишиной.

Лес молчал, чуть…чуть играли з…лотые листья березы купаясь в блестках солнца4. Пр…тихли молодые дубки рядом с величавым исполином дубом, отцом и прародителем. Бе…шумно2 трепетали оставшиеся на осине серебряно(серенькие) листья4. А на палой ж…лтой листве стояла собака — одно из лучших творений природы и терпеливого человека. Ни единый мускул не дрогнет! В такие минуты Бим кажется полумертвый2, это похоже на транс от восхищения и страсти. Вот что такое классическая стойка в ж..лтом лесу.

Текст 2 (6 класс)

1.Прочитайте фрагмент рассказа Л.Кассиля «У классной доски», Определите основную мысль текста

2.Выполните синтаксический разбор выделенного жирным шрифтом предложения.

3.В выделенном предложении обозначить слово с чередующейся гласной в корне, объяснить выбор гласной

4.Объяснить постановку знаков препинания в предложении, выделенном курсивом

5.Словообразовательный разбор слов: лесных, немецкий, партизанский, красноармейцам

6.Морфологический разбор слов, выделенных цветом

7.Прочитайте рассказ полностью, определите проблемы текста, дайте характеристику героям.

Школа стояла немножко в стороне от села, на пригорке. Окна классов выходили к обрыву над рекой. Ксения Андреевна жила при школе. Занятий не было. Фронт проходил совсем недалеко от села. Где-то рядом громыхали бои. Части Красной Армии отошли за реку и укрепились там. А колхозники собрали партизанский отряд и ушли в ближний лес за селом. Школьники носили им туда еду, рассказывали, где и когда были замечены немцы. Костя Рожков - лучший пловец школы - не раз доставлял на тот берег красноармейцам донесения от командира лесных партизан. Шура Капустина однажды сама перевязала раны двум пострадавшим в бою партизанам - этому искусству научила ее Ксения Андреевна. Даже Сеня Пичугин, известный тихоня, высмотрел как-то за селом немецкий патруль и, разведав, куда он идет, успел предупредить отряд.

Под вечер ребята собирались у школы и обо всем рассказывали учительнице. Так было и в этот раз, когда совсем близко заурчали моторы. Фашистские самолеты уже налетали на село, бросали бомбы, рыскали над лесом в поисках партизан. Косте Рожкову однажды пришлось даже целый час лежать в болоте, спрятав голову под широкие листы кувшинок. А совсем рядом, подсеченный пулеметными очередями самолета, валился в воду камыш... И ребята уже привыкли к налетам.

Текст 1 (7 класс)

1.Прочитайте фрагмент рассказа Н.Тихонова «Мать», определите основную мысль.

2.Выполните синтаксический разбор выделенных курсивом предложений

3.Обозначьте служебные части речи.

4.Выполните морфологический разбор сочинительного и подчинительного союзов (союзы найти самостоятельно).

5.Выполнить морфологический разбор указанных слов.

6.Выполнить словообразовательный разбор указанных слов.

7.Из последнего предложения текста выписать слова, в которых не совпадает количество букв и звуков. Объяснить.

8. Найдите в тексте и объясните орфограммы:

- чередующиеся гласные в корне слова,

- правописание приставок ПРИ/ПРЕ,

-правописание суффиксов страдательных причастий

9.Обозначьте используемые в тексте средства выразительности.

10.Дайте характеристику главной героини текста.

...Мать сидела в высокой траве, прижавшись спиной к бревенчатой стене бани. Оля сидела рядом затаив дыханье. Красноармеец2 показал вниз, на болотистую2, длинную поляну, поросшую3 кустами. Поляна уводила к лесу, и там, за лесом, на холме, виднелась деревня. Над всей этой местностью стоял, можно сказать, ослепительный грохот. Батарея наша била откуда-то из-за спины по деревне, а немецкие2 пушки держали под обстрелом поляну и подступы к той возвышенности, где сидели мать и Оля.

— Они только что ушли в атаку, — говорил красноармеец. — Как хотите, ждите или нет. Они пошли вон туда... В атаку...

— Вы знаете Борю? — спросила мать.

— А как же, знаю. Он тоже там...

— А как он стреляет?

— Он стреляет подходяще...

— И не трусит?

Красноармеец, бывший студент, обидчиво повел плечом.

— Если б трусил, мы бы его в свою компанию не взяли...

Они замолчали оба. Молча смотрели, как горит там деревня на холме, из леса был слышен гул голосов, кричащих «ура» или что-то другое — длинное, слов нельзя было разобрать. Лес, освещенный заревом пожара, казался кровавым.

Мать встала и подошла к краю холма. Она точно хотела увидеть своего сына, найти его в чаще леса, раздираемого боем, увидеть его, бегущего3 с винтовкой туда, в горящую2 деревню.

Она стояла долго. Потом она сказала Оле:

— Пойдем, — и, не оглядываясь, пошла к дороге.

— Не будете дожидаться? — закричал красноармеец.

— Нет, — сказала она, — спасибо вам за разговор. Идем, Оля.

Они уже вышли на дорогу.

— Оля, — сказала мать, — ты устала, милая...

— Нет, мама, я боюсь, как мы доберемся. Я чего-то стала трусихой...

Мать усмехнулась2 своими тонкими губами.

— Ничего с нами не будет, Оля, — сказала она снова, помолчав, — теперь я спокойна. Душа моя спокойна. Я боялась, что он не сможет пойти в бой, что он слаб, что он плохо видит… Я решилась проверить. Я проверила. Мой сын сражается, как все. Больше мне ничего не надо. Пойдем домой.

И она пошла быстрыми маленькими шагами, маленькая, прямая, легкая.

Текст 2 (7-8 класс)

1.Прочитайте рассказ С.Алексеева «Три подвига», определите основную мысль текста.

2.Разделите текст на части. Озаглавьте части.

3. Объясните смысл названия повести Б.Полевого.

4.Дайте характеристику главного героя рассказа.

5. Выполните синтаксический разбор указанных предложений.

6. Выполните словообразовательный разбор указанных слов.

7.Выполните морфологический разбор указанных слов.

8.Найдите в тексте слова и объясните орфограммы:

- чередующиеся гласные в корне слова,

- правописание приставок на З/С,

- слитное / раздельное написание НЕ с частями речи

9.Определите тип связи слов в выделенных словосочетаниях и замените их синонимичными с другим типом связи.

10.Обозначьте используемые средства выразительности.

Многие советские лётчики отличились в боях под Курском.

Весной 1942 года в тяжёлых схватках на Северо-Западном фронте в воздушном бою один из советских лётчиков был тяжело ранен3, а его самолёт подбит4. Лётчик опустился на территорию, занятую врагом4. Он оказался один в лесной глуши. Лётчик стал лицом к востоку и начал пробираться2 к своим. Он шёл сквозь3 снежные сугробы, один, без людей, без еды.

Солнце садилось и всходило.

А он шёл и шёл.

Болели раны. Но он превозмогал боль.

Он шёл и шёл.

Когда силы его покидали, он продолжал ползти.

Метр за метром. Сантиметр за сантиметром.

Он не сдавался.

Солнце всходило и садилось.

А он шёл и шёл.

Он совершил подвиг и дошёл до своих.

На восемнадцатые сутки, измождённого и обмороженного3, его подобрали партизаны. На самолёте он был доставлен в госпиталь. И тут самое страшное — неумолимый приговор врачей: необходима операция. Лётчик обморожен.

Лётчик лишился ног.

Но лётчик хотел летать. Хотел продолжать бить ненавистного2 врага.

И вот он совершает второй свой подвиг. Лётчику сделали протезы. Он начал тренироваться ходить с костылями, а затем... без костылей.

Теперь он упросил врачей разрешить сесть ему в самолёт. Он был настойчив, и врачи уступили4. Лётчик снова на лётном поле. Вот он в кабине. Он снова в воздухе.

И опять тренировки, тренировки, бесчисленные2 тренировки.

Его проверили самые придирчивые экзаменаторы и разрешили летать.

— Только в тылу, — сказали лётчику.

Лётчик упросил отправить его на фронт.

Лётчик упросил доверить ему истребитель.

Он прибыл под Курск незадолго2 до начала Курской битвы. По первой же тревоге он поднялся в воздух.

Тут, под Курском, он совершил свой третий подвиг. В первых же боях он сбил три вражеских2 самолёта.

Этот лётчик известен всей стране. Имя его — Алексей Петрович Маресьев. Он Герой Советского Союза. О нём написана прекрасная книга. Автор её — писатель Борис Полевой. «Повесть о настоящем человеке» — называется эта книга.

Особенно ценно, когда учитель подбирает тексты в определенной системе. Упражнения включают комплексные задания   по фонетике, орфографии, лексике, словообразованию, синтаксису, смысловому содержанию текста. Подобная система упражнений включает тексты художественных произведений русской литературы, ценные в идейно-нравственном и эмоционально-эстетическом отношении, а разработанные задания позволяют проводить языковые наблюдения, что дает возможность закрепить конкретный программный материал, воспитывая при этом любовь и уважение к своей Родине.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 24.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области