Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Развивающий потенциал игр в условиях реализации ФГОС ДО

Раскрыть потенциал развивающей предметно-пространственной среды при решении различных воспитательно-образовательных задач в условиях реализации ФГОС.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Развивающий потенциал игр в условиях реализации ФГОС ДО

ФГОС ДО рекомендует максимально использовать образовательный потенциал развивающей предметно-пространственной среды при решении различных воспитательно-образовательных задач. Развивающая предметная среда, по мнению С. Новоселовой — это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.

Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребёнка. Основными элементами предметной среды могут быть архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объекты; художественные студии; игровые и спортивные площадки и их оборудование; игровые пространства, оснащенные тематическими наборами игрушек, игровой атрибутикой разного рода, игровыми материалами; аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения. При этом предметное наполнение пространства группы должно быть взаимосвязано с основными направлениями развития ребенка, а компоненты развивающей предметной среды связаны между собой по содержанию, масштабу, художественному решению.

Исследования психологов, многолетний опыт педагогов практиков показывают, что наибольшие трудности испытывают дети, которые не умеют слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, отсутствует желание и привычка думать, стремление узнавать что-то новое. Поэтому самым эффективным средством обучения является игра, где увлекательно и непринужденно дети познают окружающий мир, исследуют свойства предметов, знакомятся с социальным миром, учатся поиску способов решения задач в доступной привлекательной форме. Оценивая роль игр, психологи указывают на то, что игра является не только формой усвоения знаний, но и способствуют общему развитию ребенка, его познавательных интересов и коммуникативных навыков. В плане решения педагогических задач игра важна для интеллектуального развития ребенка, формирования у него регулятивных и коммуникативных умений.

Особое внимание следует обратить на дидактические игры, они помогают детям овладеть способами и приемами познания, применять полученные знания и умения в самостоятельной деятельности, что позволяет обеспечить связь с умственным, речевым развитием, а так же с разнообразными видами деятельности детей дошкольного возраста. К.Д.Ушинский советовал включать элементы занимательной игры в серьезный учебный труд детей. Дидактические игры играют здесь большую роль, они повышают активность ребенка в осмыслении и самостоятельном выполнении заданий, способствуют развитию внимания, памяти; активизации мыслительной деятельности ребенка; способствуют эффективному пробуждению живого интереса к выполнению заданий математического содержания и творческого характера.

Анализируя требования ФГОС ДО и многолетний опыт педагогов, нами решено обновить содержание развивающей среды групп и наполнить его игровыми пособиями, сделанными из ярких экологически чистых материалов и несущими в себе развивающий потенциал для дошкольников. Д/и «Измени фигуру» сделана из мягкого пластика, в основании которого лежит картон, что придает, предметам эстетичность и приятные тактильные ощущения. В данной игре дети знакомятся с геометрическими фигурами, закрепляют знание основных цветов и оттенков; умение группировать фигуры по одному из признаков, далее игру можно усложнить, добавив ещё один признак. Освоив, умение подбирать фигуры по двум признакам (цвет, форма), усложняем игру третьим признаком - величина. Таким образом, ребенок привносит игру в самостоятельную деятельность, у него есть выбор в вариативности решений.

Д/и «Что? Где лежит?» - эта игра способствует развитию пространственного мышления и зрительного восприятия детей, закреплению знаний основных цветов. Дети используют речь: широко применяют в речи короткие слова - предлоги. Например, желтый круг лежит на синем квадрате, зеленый треугольник находится под желтым кругом.

Д/и «Найди картинку» - цель данной игры состоит в ориентировке в пространстве, на плоскости, что вызывает у детей особые затруднения. Детям объясняются понятия – «в верхнем правом углу»,«в нижнем правом углу», « в нижнем левом углу», «в верхнем левом углу». Затем они закрепляют выше перечисленные понятия в игре, сопровождая свои действия речью, например: Зеленый треугольник находится «в верхнем правом углу» .

Д/и «Назови соседей» - цель игры в формировании умений ориентироваться на плоскости. На листе бумаги располагаем изображения различных предметов или геометрических фигур. Игра носит вариативный характер.

Вариант I - педагог предлагает найти место какого-либо предмета, изображения, геометрической фигуры:

- что изображено справа от него;

- что изображено под ним;

- что вверху справа от заданного предмета и т.д.

Вариант II - воспитатель предлагает назвать или показать предметы, которые находятся:

- в правом верхнем углу;

- в центре;

- в левом нижнем углу.

Д/и «Назови соседей» похожа на игру «Найди картинку» - в младшем дошкольном возрасте дети определяют форму геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник. Закрепляют основные цвета, количественный счет. В старшем дошкольном возрасте игра усложняется: дети знакомятся с понятиями - справа, слева; учатся различать пространственные направления. У детей развивается зрительное восприятие, произвольное внимание, память, мышление и связная речь.

Д/и «Гвоздики и резиночки» - игра сделана из толстой фанеры квадратной формы (форма может быть прямоугольной), вариант игры простой и малозатратный, что не составит трудностей для её изготовления даже для игры с ребенком дома.

Эта игра направлена:

Д/и «Математическая книга» - эта игра направлена на закрепление таких понятий «вдоль верхней стороны», «вдоль нижней стороны», «вдоль левой стороны», «вдоль правой стороны», «сверху вниз наискосок», «в центре»,

Д/и «Веселый паровозик» - данная игра сшита из плотного фетра. К самому паровозику при помощи мелкой резинки присоединяется вагончик, и так же скрепляются последующие вагончики. В каждом вагончике едет одно яичко, в котором сидит цыпленок. Яичко можно открыть и выпустить цыпленка погулять. После прогулки цыпленок прячется обратно в яичко, которое закрывается и ставится в вагончик. И поезд отправляется до следующей станции, или в пункт назначения.

Цель игры: способствовать сенсорному развитию детей, развивать мелкую моторику, а так же речевому развитию детей.

Д/и «Нарисуй картину» или «Составь картинку» представляет собой панно, сделанное в виде планшета, основание которого покрыто фетром (можно использовать бархатную бумагу),что позволяет использовать его вместо фланелеграфа в виде демонстрационного материала, так и индивидуального занятия с одним ребенком, и небольшой подгруппой. детей.

Цель игры: закрепить навыки использования правил перспективы.

В написании своих картин художники используют правила перспективы:

Дети учатся создавать пейзажи, соблюдая правила перспективы: располагают изображения на листе по горизонтали, по вертикали; дети меняют изображения на панно местами, учатся находить несоответствия - неудачное расположение деталей на планшете; в конечном результате дети пишут свою картину, не похожую на другие. Игру можно разнообразить: времена года, различные линии горизонта, цвет неба, земля, трава и т.д.

Таким образом, дидактические игры и упражнения, применяемые нами в образовательной деятельности, несут в себе развивающий потенциал - способствуют развитию ребенка-дошкольника: дети учатся размышлять, рассуждать, сравнивать и анализировать, доказывать свою точку зрения, обогащается словарь детей математическими терминами, у детей развивается способность самостоятельно делать выводы и умозаключения.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области