Развивающий потенциал игр в условиях реализации ФГОС ДО
ФГОС ДО рекомендует максимально использовать образовательный потенциал развивающей предметно-пространственной среды при решении различных воспитательно-образовательных задач. Развивающая предметная среда, по мнению С. Новоселовой — это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.
Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребёнка. Основными элементами предметной среды могут быть архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объекты; художественные студии; игровые и спортивные площадки и их оборудование; игровые пространства, оснащенные тематическими наборами игрушек, игровой атрибутикой разного рода, игровыми материалами; аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения. При этом предметное наполнение пространства группы должно быть взаимосвязано с основными направлениями развития ребенка, а компоненты развивающей предметной среды связаны между собой по содержанию, масштабу, художественному решению.
Исследования психологов, многолетний опыт педагогов практиков показывают, что наибольшие трудности испытывают дети, которые не умеют слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, отсутствует желание и привычка думать, стремление узнавать что-то новое. Поэтому самым эффективным средством обучения является игра, где увлекательно и непринужденно дети познают окружающий мир, исследуют свойства предметов, знакомятся с социальным миром, учатся поиску способов решения задач в доступной привлекательной форме. Оценивая роль игр, психологи указывают на то, что игра является не только формой усвоения знаний, но и способствуют общему развитию ребенка, его познавательных интересов и коммуникативных навыков. В плане решения педагогических задач игра важна для интеллектуального развития ребенка, формирования у него регулятивных и коммуникативных умений.
Особое внимание следует обратить на дидактические игры, они помогают детям овладеть способами и приемами познания, применять полученные знания и умения в самостоятельной деятельности, что позволяет обеспечить связь с умственным, речевым развитием, а так же с разнообразными видами деятельности детей дошкольного возраста. К.Д.Ушинский советовал включать элементы занимательной игры в серьезный учебный труд детей. Дидактические игры играют здесь большую роль, они повышают активность ребенка в осмыслении и самостоятельном выполнении заданий, способствуют развитию внимания, памяти; активизации мыслительной деятельности ребенка; способствуют эффективному пробуждению живого интереса к выполнению заданий математического содержания и творческого характера.
Анализируя требования ФГОС ДО и многолетний опыт педагогов, нами решено обновить содержание развивающей среды групп и наполнить его игровыми пособиями, сделанными из ярких экологически чистых материалов и несущими в себе развивающий потенциал для дошкольников. Д/и «Измени фигуру» сделана из мягкого пластика, в основании которого лежит картон, что придает, предметам эстетичность и приятные тактильные ощущения. В данной игре дети знакомятся с геометрическими фигурами, закрепляют знание основных цветов и оттенков; умение группировать фигуры по одному из признаков, далее игру можно усложнить, добавив ещё один признак. Освоив, умение подбирать фигуры по двум признакам (цвет, форма), усложняем игру третьим признаком - величина. Таким образом, ребенок привносит игру в самостоятельную деятельность, у него есть выбор в вариативности решений.
Д/и «Что? Где лежит?» - эта игра способствует развитию пространственного мышления и зрительного восприятия детей, закреплению знаний основных цветов. Дети используют речь: широко применяют в речи короткие слова - предлоги. Например, желтый круг лежит на синем квадрате, зеленый треугольник находится под желтым кругом.
Д/и «Найди картинку» - цель данной игры состоит в ориентировке в пространстве, на плоскости, что вызывает у детей особые затруднения. Детям объясняются понятия – «в верхнем правом углу»,«в нижнем правом углу», « в нижнем левом углу», «в верхнем левом углу». Затем они закрепляют выше перечисленные понятия в игре, сопровождая свои действия речью, например: Зеленый треугольник находится «в верхнем правом углу» .
Д/и «Назови соседей» - цель игры в формировании умений ориентироваться на плоскости. На листе бумаги располагаем изображения различных предметов или геометрических фигур. Игра носит вариативный характер.
Вариант I - педагог предлагает найти место какого-либо предмета, изображения, геометрической фигуры:
- что изображено справа от него;
- что изображено под ним;
- что вверху справа от заданного предмета и т.д.
Вариант II - воспитатель предлагает назвать или показать предметы, которые находятся:
- в правом верхнем углу;
- в центре;
- в левом нижнем углу.
Д/и «Назови соседей» похожа на игру «Найди картинку» - в младшем дошкольном возрасте дети определяют форму геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник. Закрепляют основные цвета, количественный счет. В старшем дошкольном возрасте игра усложняется: дети знакомятся с понятиями - справа, слева; учатся различать пространственные направления. У детей развивается зрительное восприятие, произвольное внимание, память, мышление и связная речь.
Д/и «Гвоздики и резиночки» - игра сделана из толстой фанеры квадратной формы (форма может быть прямоугольной), вариант игры простой и малозатратный, что не составит трудностей для её изготовления даже для игры с ребенком дома.
Эта игра направлена:
Д/и «Математическая книга» - эта игра направлена на закрепление таких понятий «вдоль верхней стороны», «вдоль нижней стороны», «вдоль левой стороны», «вдоль правой стороны», «сверху вниз наискосок», «в центре»,
Д/и «Веселый паровозик» - данная игра сшита из плотного фетра. К самому паровозику при помощи мелкой резинки присоединяется вагончик, и так же скрепляются последующие вагончики. В каждом вагончике едет одно яичко, в котором сидит цыпленок. Яичко можно открыть и выпустить цыпленка погулять. После прогулки цыпленок прячется обратно в яичко, которое закрывается и ставится в вагончик. И поезд отправляется до следующей станции, или в пункт назначения.
Цель игры: способствовать сенсорному развитию детей, развивать мелкую моторику, а так же речевому развитию детей.
Д/и «Нарисуй картину» или «Составь картинку» представляет собой панно, сделанное в виде планшета, основание которого покрыто фетром (можно использовать бархатную бумагу),что позволяет использовать его вместо фланелеграфа в виде демонстрационного материала, так и индивидуального занятия с одним ребенком, и небольшой подгруппой. детей.
Цель игры: закрепить навыки использования правил перспективы.
В написании своих картин художники используют правила перспективы:
Дети учатся создавать пейзажи, соблюдая правила перспективы: располагают изображения на листе по горизонтали, по вертикали; дети меняют изображения на панно местами, учатся находить несоответствия - неудачное расположение деталей на планшете; в конечном результате дети пишут свою картину, не похожую на другие. Игру можно разнообразить: времена года, различные линии горизонта, цвет неба, земля, трава и т.д.
Таким образом, дидактические игры и упражнения, применяемые нами в образовательной деятельности, несут в себе развивающий потенциал - способствуют развитию ребенка-дошкольника: дети учатся размышлять, рассуждать, сравнивать и анализировать, доказывать свою точку зрения, обогащается словарь детей математическими терминами, у детей развивается способность самостоятельно делать выводы и умозаключения.