Использование проектной методики в преподавании иностранного языка (английский).
или
Использование проектной методики в преподавании иностранного языка (английский) как фактор подготовку конкурентоспособного специалиста специальности «Банковское дело».
Н.Н.Найденова, преподаватель иностранного языка, ВВК.
Современные требования к выпускникам учебных заведений СПО складываются под влиянием ситуации на рынке труда, а также таких процессов, как ускорение темпов развития общества и повсеместной информатизации среды.
Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.
Чтобы сформировать компетентного выпускника специальности «Банковское дело», необходимо применять активные методы обучения, инновационные технологии, познавательную, коммуникативную и личностную активность студентов
С изменением социальных требований к обществу меняется содержание, методы и формы образовательного процесса, который подготавливает будущих выпускников колледжа к взрослой жизни и трудовой деятельности. На выходе из колледжа выпускник должен говорить не "знаю, что", а "знаю, как".
Новые ориентиры образования во многом определяют выбор методов обучения, все чаще отдаётся предпочтение активным и интерактивным педагогическим технологиям. Ярким примером может служить метод проектов.
Несмотря на «современный» статус, данная технология имеет многолетнюю историю. Проектная методика в образовательном процессе используется уже около ста лет. Научным описанием метода проектов занимались американские педагоги и философы Д. Дьюи, У. Килпатрик, Э. Коллингс и др. Ведущая идея данной научной школы состояла в необходимости организации обучения таким образом, чтобы выполняемая учебная деятельность строилась по принципу «Все из жизни, все для жизни».
В 20-х гг. двадцатого века методом проектов заинтересовались советские педагоги (Б. В. Игнатьев, Е.Г. Кагаров, М.В. Крупенина, В.Н. Шульгин, С.Т. Шацкий). Его широко использовали в «трудовой школе», так как приобретение знаний осуществлялось на основе и в связи с трудом учащихся в рамках общественно-полезных дел.
В педагогическом энциклопедическом словаре метод проектов описывается как «система обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов».
В педагогике проектная деятельность рассматривается как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии, сотрудничестве и сотворчестве педагога и воспитанников в ходе поэтапной практической деятельности по достижению намеченных целей.
Наибольший интерес представляет классификация проектов по видам деятельности: исследовательские, творческие, игровые, ознакомительные и прикладные проекты.
Такое многообразие свидетельствует об универсальности проектной методики в процессе обучения и большом педагогическом потенциале метода проектов. В ходе работы над проектом студенты овладевают различными умениями и навыками коммуникативной деятельности. Они учатся работать с текстами (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации в иноязычном тексте), анализировать и обобщать информацию. В процессе создания проекта происходит творческий процесс формирования идей, а также непосредственное общение студентов с преподавателем и друг с другом на иностранном языке. Обучающиеся овладевают умениями вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения.
Проектная деятельность состоит из следующих этапов:
1. Подготовительный: создание творческой атмосферы, нацеливание участников на поиск проблемы, выдвижение гипотез по ее решению.
2. Организационный: планирование деятельности, выбор методов работы, определение источников информации, организация групп и др.
3. Деятельностный: работа над проектом, промежуточный контроль деятельности участников, консультация с педагогом-координатором, подготовка к защите проекта.
4. Презентативно-оценочный: представление результатов, защита проекта, анализ и оценка результатов и проделанной работы, выявление плюсов и минусов проекта.
На своих занятиях английского языка все три года обучения я стремлюсь больше времени уделять развитию иноязычной коммуникативной компетенции. Для реализации этой компетенции, мной используется метод проектов, который позволяет каждому студенту устную речевую практику на занятии по максимуму, обеспечивает дифференциацию обучения с учетом способностей студентов, их уровня обученности и будущих профессиональных интересов.
Реализация развития иноязычной коммуникативной компетенции студентов происходит в результате постепенного нарастания уровня сложности, как с точки зрения формы организации группового взаимодействия, так и по уровню решаемых коммуникативных задач. Такой подход обеспечивает поэтапное включение студентов в коллективное взаимодействие, сначала для решения более простых коммуникативных задач, затем привлечь обучающихся к коммуникативной ситуации, которая требует все большего проявления коммуникативных навыков.
В настоящий момент прослеживается довольно слабая подготовка выпускников школ в области иностранного языка, в связи с этим я стараюсь как можно чаще использовать метод проектов в своей работе. Он помогает заложить на первом курсе обучения основу для всестороннего развития коммуникативной компетенции, которая формируется во всех видах речевой деятельности. Современный учебно-методический комплекс, такой как “Enterprise 3” , позволяют широко использовать проектную деятельность на учебных занятиях в колледже. Темы: « Известные люди», «Путешествие», «Древние цивилизации», «Жизнь в будущем», «Дикие животные», «Великие изобретения», «Структура банка» заканчиваются выполнением проекта в форме презентации, путеводителя, информационного буклета или плаката. После прохождения темы «Famous people» студентам первого курса предлагается подготовить презентацию о знаменитых людях. Выполнение этого первого проектного задания дает мне представление об уровне подготовки студентов, навыках владения компьютерными технологиями, умением работать в команде, интеллектуальном развитии обучающихся. Дальнейшая работа над проектами выстраивается с учетом особенностей учебных групп.
На втором курсе обучения мы переходим от General English к Business English, к изучению экономических и банковских терминов, чтению текстов по экономической и банковской тематике. К этому этапу обучения студенты уже владеют необходимыми коммуникативными навыками для реализации в условиях коллективного взаимодействия. Использование учебно-методического комплекса “Guide to economics” позволяет так же широко использовать проектную деятельность в ходе учебных занятий по темам: «Валюта разных стран», «Банки», «Резюме», «Экономика России 20-21 века» Например, после изучения темы «Резюме» обучающимся предлагается создать поэтапную инструкцию на английском языке для правильного составления резюме. После изучения темы «Банки» я предлагаю своим студентам на основе предложенной информации разработать рекламный буклет банка, представить его своим одногрупникам и постараться убедить их пользоваться услугами именно этого банка. Проект является важным звеном в работе по организации коллективного взаимодействия.
В ходе практического применения проектной методики мной выделены некоторые проблемы в организации работы над проектами при изучении иностранного языка (английский) в колледже.
Прежде всего, проблемы связаны с языковым общением. Студентам I курса не хватает словарного запаса и языковых навыков для обсуждения организационных вопросов проекта, поэтому общение строится на родном языке, а так же некоторые студенты перекладывают всю работу на своих более активных одногруппников.
Еще одна проблема связана с межличностными отношениями в микрогруппах, которые непосредственно влияют на ход работы, т.е недостаточно сформировано умение работать в команде и требуется дальнейшая работа в этом направлении. Наиболее проблематичным, оказалось, «вписать» проектную работу в учебный план.
Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие проблемные моменты организации проектной работы:
1. организация языкового общения в ходе работы;
2. межличностные проблемы в коллективном общении;
3. организация работы в группах;
4. интеграция проекта в учебный процесс.
Как решить данные проблемы?· Для более эффективного применения метода проектов в обучении иностранному языку должны соблюдаться следующие условия:
1. возможность выбирать тему проекта и форму работы;
2. использование опорных инструкций;
3. проведение работы по развитию навыков проектной деятельности;
4. использование различных методов формирования проектных групп;
5. повышение значения презентационно-оценочного этапа работы.
В заключении хочется обратить внимание на то, что роль проектной методики в обучении трудно переоценить. Она позволяет реализовать принципы проблемного и деятельностного обучения, помогает сформировать основные компетенции студентов. Работа над учебными проектами способствует развитию конструктивного критического мышления учащихся колледжа, а также повышению мотивации к учению. Данная педагогическая технология развивает навыки самопрезентации и умение общаться, а значит - работает на социализацию личности современного выпускника колледжа.
Список использованной литературы:
1. Абышева Н.Ю. Эффективность применения метода проектов на уроках иностранного языка в общеобразовательной школе. [Электронный ресурс] // ftp://lib.herzen.spb.ru/text/abysheva_102_116_121.pdf
2. Альтернативные модели воспитания в сравнительной педагогике: Учебно-методический комплекс для студентов педагогических вузов [Текст] / Под ред. М.Н. Певзнера и С.А. Расчетиной. - Новгород, 1994. - С. 172-183
3. Березина, Т.В. Использование метода проектов на уроках английского языка как средства формирования положительного интереса к иноязычной культуре. / Т.В. Березина [Электронный ресурс] // collection.edu.ru/attach/17/11175.doc
4. Бехтенова, Е.Ф. Педагогические условия формирования проектной деятельности учащихся: на материале национально-регионального компонента школьного исторического образования: дис. …канд. пед. наук. [Текст]/ Е.Ф. Бехтенова. - Новосибирск, 2006. - 276 c.
5. Гребенникова, О.А. Проектная деятельность как средство развития познавательных интересов старшеклассников: Дис. …канд. пед. наук. [Текст]/ О.А. Гребенникова. - Великий Новгород, 2005. - 181с.
6. Гребенникова, О.А. Проектная деятельность старшеклассников: предпочтения, мотивы, формы организации [Текст]/О.А. Гребенникова // Ученые записки института непрерывного педагогического образования. - Вып.6 - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2004. - Кн.2. - С.37-41
7. Иванова, Л. Проектирование в обучении: дидактические принципы [Текст] / Л.Иванова // Учитель. - 2004. - №6. - С. 11-15
8. Кагаров, Е.Г. Метод проектов в трудовой школе [Текст] / Е.Г. Кагаров. - Л.: «Брокгауз-Ефрон» - 1926. - 88с.
9. Коптюг Н.М. Интернет-проект как дополнительный источник мотивации учащихся. [Текст]// ИЯШ, 2003 - № 3.
10. Кочетурова Н. Метод проектов в обучении языку: теория и практика [Электронный ресурс] // #"#">http://distant.ioso.ru/library/publication/iaproj.htm
11. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 272с.
12. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. [Текст]/ А.С. Сиденко // Завуч, 2003. - № 6. - C.96-111.
13. Степанова Г.В. Метод проектов в обучении (датский метод) [Электронный ресурс] // kripk.onego.ru/divisions/vestnik/j05/05.doc
14. Трубанева, Н.Н. Использование метода преоктов [Текст] / Н.Н. Трубанева // Обучение английскому языку в российских школах: Материалы IV Всероссийского семинара / Доклады и выступления. - Обнинск: Титул, 2001. - С. 68-76