Конспект открытого логопедического занятия по формированию слоговой структуры слова
«Путешествие в страну Увлекательных слов».
Цели:
- Коррекционно-образовательные:
1. Расширять и активизировать словарный запас.
2. Упражнять в умении делить слова на слоги, подбирать к словам слоговые схемы.
4. Упражнять в умении чётко произносить слова слоговой структуры 7 – го класса при образовании притяжательных прилагательных; подбирать антонимы к разным частям речи.
5. Упражнять в умении анализировать гласные и согласные звуки, объяснять свой выбор (по глухости – звонкости, твёрдости и мягкости)
6. Упражнять в умении выполнять синтез слов, подбирать и договаривать слова с заданным слогом.
7. Упражнять в умении отгадывать ребус и загадки
- Коррекционно-развивающие:
1. Развивать фонематический слух.
3. Развивать зрительное восприятие и внимание.
4. Развивать речевой слух.
- Коррекционно-воспитательные:
1. Формировать навыки сотрудничества.
2. Воспитывать доброжелательность, самостоятельность и инициативу.
Оборудование: стулья, доска 2 шт, металлофон, кубики, мяч, стол 2 шт., конверт, письмо с текстом, волшебная палочка, волшебные слова, кубики с заданиями (точки, ладошка, та – ка – па, са – со – су, цепочки с ударением, артикул. АОУИ), буква Л А С . (точка), ромашка загадка лепестки с буквами, лепестки с буквами А, У, М, К, П, Т, квадраты для анализа звуков красный, синий, синий с колокольчиком + слоги на карточках: МА – машина, мама, малина, КО – кот, ком, комок, колбаса, СО – сом, сон, сок, собака, сосиски, ТА – танк, тапки, Таня, танкист, НО – нос, носок, носорог, ПА – папа, панама, палка, серединка ромашки с буквой А, заяц, кошка, собака, белка, волк, медведь + трава + домики (с одним, двумя, тремя окошками), три дорожки, точка, сундучок, записка на нём, прописи, фея.
Ход занятия:
Дети вместе с логопедом заходят в группу.
- Ребята, посмотрите, сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся с ними и подарим им свои улыбки, а они тоже улыбнуться нам.
- А сейчас мы познакомимся с нашими гостями. Послушайте внимательно задание: разделите своё имя на слоги. В этом помогут вам музыкальные инструменты, мяч, кубики. А можно своё имя прошагать или прохлопать.
Ме - ня зо - вут Ксю – ша (ребёнок делит фразу на слоги и выкладывает кубики).
Мо - ё и - мя Го – ша (отбивает мяч)
Я Са – ша (производит удары по металлофону)
Ме – ня зо - вут Се – рё - жа (хлопает в ладоши)
Мо – ё и – мя А – ня (шагает)
(оценка работы детей) - Ребята, вы верно справились с заданием, разделили своё имя на слоги, тот кто ни разу не ошибался, молодец…..
- Ребята, сегодня утром у себя на столе я нашла конверт. – Ребята, а что может быть в нём? (Ответы детей) Давайте посмотрим, что в нём. (Педагог открывает конверт и достаёт письмо).
- Ребята, здесь письмо.
«Дорогие ребята, в моей стране Увлекательных слов случилась беда, злой волшебник Буквоед заколдовал меня и спрятал в волшебном сундучке. Помогите мне. Я знаю, что вы обязательно поможете. Оставляю вам волшебную палочку, которая поможет попасть в страну слов. Поспешите скорее в путь!».
«Фея слов».
Ребята, вы готовы помочь Фее и отправиться в путешествие в страну Увлекательных слов, ведь по дороге нас ждут испытания? (Да). Ну тогда вперёд!
- Вспомните, ребята, что нам прислала Фея, чтобы попасть в эту страну?
- Посмотрите, а в конверте лежит волшебная палочка, с помощью неё мы и перенесёмся в сказочную страну.
ИНСТРУКЦИЯ: Но только нужно верно повторить волшебные слова и не ошибиться.
Па – ба – па, та – га – ка, со - су – сы, аль- оль – уль.
Ста – сто – сту; спа – спо - спо, зна – зна - зну; шпа – шпо - шпу.
Педагог говорит: «Палочку волшебную кручу, с ребятами в волшебную страну я улечу»
- Ребята, вот мы с вами и в волшебной стране слов.
- Ребята, а вот и первое испытание «Звуковые кубики» (инд. задания). Садитесь в кружок на ковёр. ИНСТРУКЦИЯ: каждый из вас достанет кубик и выполнит задание на нём. Будьте очень внимательными.
- Ксюша, произнеси звук А столько раз, сколько точек на кубике (А-А-А-А)
- Лёня, произнеси звук О столько раз, сколько хлопну в ладоши (О-О-О)
- ….., угадай, какие звуки я загадала, произнеси их голосом (узнавание звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их голосом: АОИ)
-…., сосчитай, сколько слогов я произнесла (та – ка - па)
- скажи на один слог меньше, чем я са – со – су (са – со…)
- прохлопай с ударением цепочку
С первым испытанием справились!
Ребята, остался один кубик, на нём буква: назовите эту букву – это буква Л.
- Возьмём её с собой и пойдём дальше.
- Ребята, это «Цветочная поляна звуков». Как много здесь цветов, но нам нужен только один, а какой, вы узнаете, если отгадайте загадку:
Что за чудо на поляне
В дивном белом сарафане
И зелёная рубашка
С жёлтым пятнышком...(Ромашка).
- Найдите ромашку среди цветов. В этой сказочной стране ромашка не простая, сорвите каждый по лепестку и сами всё увидите. (Дети срывают). (На каждом лепестке написана буква). Дети садятся на стулья
- Инструкция: Прочитайте буквы, превратите их в звуки. Дети произносят звуки:
- У меня буква А и звук А, - У меня буква У и звук У, М, К, П, Т.
Инструкция: Подумайте и выберите для своего звука нужный квадрат и встаньте рядом с ним: для гласных – красный, для согласных – синий.
- ПОЧЕМУ ТЫ ВЫБРАЛ КРАСНЫЙ квадрат? Дети объясняют свой выбор. - Я выбрал красный квадрат, потому что звук А гласный…Я выбрал синий квадрат, потому что звук К согласный, я выбрал синий квадрат с колокольчиком, потому что звук М согласный, звонкий, твёрдый и т.д.
- А теперь переверните квадрат, прочитайте написанный на нём слог и придумайте слово с этим слогом
МА – машина, мама, малина
КО – кот, ком, комок, колбаса
СО – сом, сон, сок, собака, сосиски
ТА – танк, тапки, Таня, танкист
НО – нос, носок, носорог
ПА – папа, панама, палка
Оценка: Ребята вы справились с заданиями, вы правильно дали характеристику звукам, постарались придумать слова с заданным слогом.
- Ребята, а центре ромашки написана буква, назовите эту букву. Буква А.
Возьмём с собой букву А, она нам обязательно пригодиться.
- Ребята, мы с вами оказались в одном из волшебных городов страны Увлекательных слов. (Садитесь на стулья) Посмотрите, жители этого города спрятались. Испугались волшебника Буквоеда. Узнаем, кто в нём живёт.
- Если это хвост зайца. Чей это хвост? Это заячий хвост. (реб – к забирает кар)
- Если это хвост кошки? Чей это хвост? Это кошачий хвост.
- Если это хвост собаки? Чей это хвост? Это собачий хвост.
- Если это хвост белки? Чей это хвост? Это беличий хвост.
- Если это хвост медведя? Чей это хвост? Это медвежий хвост.
- Если это хвост волка? Чей это хвост? Это волчий хвост.
- Дома в этом городе не простые. (На столах слоговые домики).
Инструкция:
В домике с одним окном, живут слова, в которых один слог, в домике с двумя окнами живут слова, в которых два слога, в домике с тремя окнами – живут слова с тремя слогами.
Инструкция: Возьмите любое животное и разделите это слово на слоги, посчитайте количество слогов, найдите нужный домик – схему для названия животного. (Дети объясняют свой выбор). – В слове «за - яц» два слога. и т.д.
- Ребята, в траве лежит буква, назовите её.
- Это буква С
- Ну что ребята, пойдём дальше. Посмотрите, перед нами «волшебные» дорожки, дорожки не простые. Инструкция: Выберите себе любую дорожку, встаньте около неё. Нас ждёт следующее испытание. Послушайте задание: я назову слово, а вы скажите слово «наоборот» и прошагаете это слово по своей дорожке. С дорожки уходить нельзя. Нам нужно узнать, какое слово самое короткое. Готовы?
Грустный – весёлый (ребёнок шагает по дорожке, делит слово на слоги)
Низкий – высокий
Молчать – говорить
Грязный – чистый
Белый - чёрный
День – ночь
- Ребята, какое слово самое короткое?
- Самое короткое слово «НОЧЬ».
- Под самой короткой дорожкой лежит ещё одна подсказка, которая нам обязательно пригодится. (Педагог достаёт «Точку» - знак препинания).
- Ребята, а вот мы с вами и нашли волшебный сундучок Феи.
- Ребята, на нём записка (читаю)
«Ребус».
- Я догадалась, нам нужно выложить буквы по – порядку и отгадать слово из собранных нами букв, прочитать буквы первого слога и назвать словом то, что стоит в конце.
ЛАС .
- Ребята, вы правильно отгадали, это слово ЛАСТОЧКА.
Педагог открывает сундучок.
- Мы освободили Фею страны слов. (педагог благодарит детей за помощь).
- Ребята, где мы с вами сегодня побывали?
- Какое задание оказалось самое трудное?
- Какое задание понравилось больше всего?
Оценка работы детей.
– Ребята, за то, что вы помогли Фее слов, справились со всеми испытаниями, Фея приготовила для вас сюрпризы – прописи, чтобы вы и дальше смогли путешествовать по стране Грамматике и научились красиво писать и читать. (педагог раздаёт прописи, оценивает работу каждого на занятии).
Список литературы