Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Особенности детей с аутизмом. Виды педагогической помощи».

Данный материал будет полезен коррекционным педагогам, работающим с детьми с ОВЗ. В статье рассматриваются вопросы особенностей детей с РАС. Признаки аутизма. Формы аутизма. Особенности психических процессов детей с аутизмом.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Консультация для педагогов МО

«Особенности детей с аутизмом. Виды педагогической помощи».

1 слайд

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Сегодня мы хотим посвятить нашу встречу теме

«Особенности детей с расстройствами аутистического спектра. Возможности развития, педагогическая помощь».

Готовясь к сегодняшней нашей встрече, изучая разные источники, нам стало интересно, на сколько актуальна тема, посвящённая «аутизму».

2 слайд

Оказывается, уже в 2007 году на мировом уровне обсуждались проблемы, посвящённые росту количества детей, страдающих аутизмом. Поэтому, понимая трудности проблемы, стали обсуждать значение ранней диагностике, коррекционной, реабилитационной, медицинской помощи детям, страдающим «аутизмом».

Поэтому постановили провозгласить 2 апреля Всемирным днём распространения информации о проблеме аутизма.

- Как вы считаете, проблема аутизма для нашего детского сада актуальна? - Были ли в вашей группе дети с аутистическими расстройствами?

Верно, мы всё чаще начинаем сталкиваться с этой проблемой, пытаемся найти пути решения, выход из сложных поведенческих ситуаций ребёнка, что чаще всего возникают вопросы.

Поэтому, сегодня мы поговорим о том, что такое «аутизм», как работать с таким ребёнком.

3 слайд

Мы все с вами работаем в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида, с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

И среди таких детей, которые имеют различные отклонения в психо – физическом и социально – личностном развитии выделяются дети, у которых на первый план выступают расстройства эмоционально – волевой сферы, а именно трудности общения и социальной коммуникации.

Основной особенностью таких детей является нарушение социализированных форм поведения, что предполагает взаимодействие с другим человеком, учёт и понимание его чувств, поведенческих реакций.

4 слайд

Под термином «аутизм» понимают «отрыв от реальности, уход в себя, отсутствие реакций на внешние воздействия, пассивность, сверхранимость в контактах со средой».

«Отрыв от реальности, уход в себя» – погружение в собственный мир, в мир собственных переживаний.

«Отсутствие реакции на внешние раздражители» - глобальное игнорирование близких, трудности установления эмоционального и зрительного контакта.

«Сверхранимость в контактах со средой» - проявление страхов, аномальные реакции на сенсорные раздражители, сохранение постоянных, привычных условий жизни.

Коротко затрону историю исследования аутизма.

Уже в прошлом столетии доктор Э.М. Итар описывал детей с аутистическими нарушениями. Им была предпринята попытка социализировать «дикого мальчика», которого нашли недалеко от французского города, к которому доктор Итар применял попытки врачебной и педагогической работы.

5 слайд

Также американский клиницист Лео Каннер в 1943 году наблюдал 11 детских случаев, обобщив их, и сделал заключение о существовании особого клинического синдрома с типичным нарушением психического развития, назвав его «синдром раннего детского аутизма» или синдром Каннера.

6 слайд

Независимо от Каннера, в 1944 году австрийский учёный Ганс Аспергер описал сходные состояния.

7 слайд

А первым отечественным исследователем, который упомянул об аутизме, как о самостоятельном нарушении в 1947 году, был Самуил Семёнович Мнухин.

8 слайд

Давайте познакомимся с определениями ведущих авторов, которые занимались изучением данной проблемы О.С.Никольской, Е.М.Мнухиным, Е.М.Мастюковой:

«Аутизм» означает расстройство деятельности мозга неясной причины, характеризующееся трудностью общения и социальной коммуникации, а иногда и полной невозможностью его.

«Аутизм» – это выраженный дефект социального взаимодействия и общения, а также ограниченные интересы и повторяющиеся действия.

В настоящее время в международной классификации болезней (МКБ) аутизм рассматривается в группе «Общие расстройства психического развития» Ф 84

Ф 84.0 Детский аутизм. Это заключение может выставлять детский психиатр, а мы педагоги можем только предполагать у ребёнка расстройство аутистического спектра.

9 слайд

Ранний детский аутизм - это особая аномалии психического развития, при которой прежде всего нарушено формирование эмоционального контакта ребёнка с окружающим миром.

Основными признаками РДА является триада симптомов:

- аутизм, как таковой, т.е. предельное одиночество ребёнка, снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации, социальному развитию.

- стереотипность в поведении, связанная со стремлением сохранить постоянные, привычные условия жизни, сопротивление малейшим изменениям в обстановке вызывает страх;

- особая характерная задержка и нарушение развития речи, её коммуникативной функции (проявление мутизма, эхолалий, не задаёт вопросов и не отвечает на них)

Аутичный ребёнок может родиться в любой семье.

РДА встречается у мальчиков встречается в 4 раза чаще, чем у девочек.

10 слайд

Среди причин аутизма (видите на экране) выделяют:

-при невротических расстройствах при переживаниях своей несостоятельности;

- служить причиной вторичной аутизации при сенсорных дефектах (нарушение слуха, зрения);

- депривационного психического развития (когда ребёнок с рождения находится долгое время в больнице).

Аутизм как симптом встречается во многих психических расстройствах, но в некоторых он проявляется очень рано (в первые годы, даже месяцы жизни), оказывает тяжёлое негативное воздействие на психическое развитие ребёнка.

11 слайд: «Характерные проявления»

Хочу обратить ваше внимание на характерные проявления в:

Первые месяцы жизни:

- аутичный ребёнок не фиксирует взгляд на лице другого человека, не выносит прямого зрительного контакта «глаза в глаза».

- первая улыбка, хотя и появляется вовремя, не адресуется тому, кто эмоционально взаимодействует с ребёнком.

- к окружающим аутичный ребёнок относится безразлично: на руки не просится, часто предпочитая находиться в кроватке; на руках не приспосабливается, не принимает удобную позу, остаётся напряжённым.

- своих близких аутичный ребёнок узнаёт, но насыщенной и продолжительной реакции не проявляет.

- к ласке аутичный ребёнок равнодушен или терпит её, относится неприязненно, часто быстро пресыщается.

- отношение к моментам дискомфорта безразличное или наоборот может выражаться негативно бурно.

- к тактильному контакту относится безразлично, вяло.

После первого года жизни это становится особо явным:

- трудно организовать взаимодействие с таким ребёнком;

- трудно привлечь внимание ребёнка;

- проявляется задержка психического и речевого развития;

Картина аутистических проявлений различна, полиморфна, что определяет наличие вариантов с разной клинической картиной.

Слайд 12

Аутизм может проявляться в разных формах:

Первая группа - «как полная отрешённость от происходящего». Родители такого ребёнка обращают внимание на:

Особенности ребёнка 1 группы:

- отсутствие речи ребёнка, невозможность организовать ребёнка.

- загадочно - умное выражение лица, с особой ловкостью в движениях

- не реагируют на просьбы, на боль, голод, холод

- не проявляют испуга

- проводит время бесцельно передвигаясь по комнате, карабкаясь по мебели или застывают перед окном, созерцая движения

- при попытке удержать его, добиться внимания, заставить что – то сделать, может возникнуть дискомфорт, реакция защиты на него – это крик, самоагрессия. Можно увидеть на руке ребёнка шрам от укусов, мозоль.

Как только ребёнка оставили в покое, наступает равновесие, всё продолжается.

- к 2 – 3, 5 годам дети в речи мутичны, не использует мимику, жесты. В младенческом возрасте гуление не носит коммуникативный характер, оно напоминает свист, щебет, скрип, высокое интонирование.

С возрастом могут чисто произносить отдельные слова, но речь не направлена на коммуникацию.

- нет активного контакта с миром

- не пользуются центральным зрением, не рассматривают ничего специально

- не действует с предметами, поведение «полевое», выражается в «мотании» по комнате. Определённая организация предметов заставляет двигаться в определённом направлении (ковровая дорожка уносит его вглубь коридора…). Предмет - ..рука тянется, но падает…

Аутистическая защита – это уход от взаимодействия с миром.

Дети второй группы - «как активное отвержение»

Дети несколько более активны, менее ранимы со средой, более приспособлены к жизни.

Аутизм проявляется как неприятие большей части мира, любых контактов, неприемлемых для ребёнка.

- ребёнок склонен к сохранению особых необходимых условий жизни: к строго соблюдаемому режиму дня, привычные действия, способы контакта с близкими, к привычной окружающей обстановке.

- избирательность в еде, в одежде, фиксированные маршруты прогулок, пристрастия к одним и тем же занятиям, требования ребенка – невыполнение которых влечёт срывы поведения ребёнка.

- трудности возникают при выходе ребёнка из дома, выражены в незнакомой обстановке.

- страдающее лицо, скованность в действиях

- пользуются «телеграфно» свёрнутыми речевыми штампами, эхолочные ответы, речь скандирована

- наблюдаются речевые и моторные стереотипии

- возможны проявления тяжёлой самоагрессии

- избирательны в отношении с миром: отрицательная избирательность: фиксируется всё неприятно, страшное.

- есть определённые жизненные стереотипы поведения, в рамках которых чувствует себя уверенно и защищённо

- использование штампованных фраз из мультфильмов, сказок (просьба поесть: «испеки ка ты мне бабка колобок»), использует тон близкого человека

- ярко проявляются страхи, долго фиксируют свой испуг, который может связан с резким звуком, резким светом, с нарушением режима

- дети не общаются с родными, уходят от попыток взаимодействовать, но держаться рядом.

Максимально активное взаимодействие с миром – когда ребёнок может подвести взрослого к предмету и положить руку взрослого на него, указывая на просьбу.

Дети третьей группы – характеризуется «как захваченность аутистическими проявлениями»

Детей этой группы легче отличить по внешним проявлениям, выглядят очень типично, блестящие глаза, улыбка, кажутся не отрешёнными, они не отвергают окружающее, а скорее сверзахваченными своими собственными стойкими интересами, которые проявляются в стереотипной форме.

- родители обращают внимание на трудности взаимодействия с таким ребёнком, с его экстремальной конфликтностью, не возможностью уступить, ребёнок не учитывает интересы другого, увлечённый одними и теми же занятиями.

- годами ребёнок может рисовать на одну и ту же тему, играть, проигрывать один и тот же сюжет. Содержание его интересов и игр связанно со страшными, неприятными асоциальными явлениями

- речь ребёнка – это активный монолог; говорит он быстро, захлёбываясь, не заботится о том, чтобы его поняли; не учитывает присутствие другого человека, не умеет слушать, не доносит необходимую информацию, не слышит вопросов, не отвечает на них;

- выделяется «взрослая» речь, большой запас слов, в речи сложные «книжные», «цитатные» фразы, проявляет высокоинтеллектуальные интересы. Речь не разборчива – одна из проблем социализации

- способен высказать просьбу, мнение,

- к 5 – 6 годам не могут выработать привычки самообслуживания

- они отказываются обучаться, даже пробовать что – то новое; их активный негативизм связан с боязнью трудностей, с несостоятельностью, перекладывает все действия на близких – реакция на это – активный негативизм

- это моторно неловкие дети, сталкиваются с предметами

- он менее внимателен к сохранению пространства окружающей обстановки; сам может внести что – то новое, но принять от другого не может, отвергает. Возможен негативизм, «вербальная агрессия».

- это очень ранимый ребёнок, он привязан к своим близким, они для него гаранты стабильности; диктует им свою волю.

Детям четвёртой группы «как чрезвычайная трудность организации общения» присущ аутизм в наиболее лёгком варианте.

- наблюдается не защита, а повышенная ранимость, тормозимость а в контактах (т.е. контакт прекращается при малейшем препятствии и взаимодействии)

- центральная проблема – это недостаточность в организации взаимодействия; родители жалуются на ЗПР

- физически хрупкие, легко утомляемые дети вялость сменятся перевозбуждением, скованны, утомляемы, на лице застывает выражение тревоги

- угловатая мимика

- речь замедленна, интонация затухает, наблюдаются проблемы речевого развития речь бедна, смазана, аграматична,

- проявляет возможность устанавливать глазной контакт, но встретив чей – то взгляд, отворачиваются, вскрикивают, закрывают лицо руками, может взять инициативу в общении

- дети тянуться ко взрослым

- испытывают трудности в попытках установить контакт с миром

- более причастен к творчеству

- наблюдается повышенное пристрастие к порядку, сверх правильность, отношение с миром строит через общение с взрослым

- моторные стереотипии наблюдаются в напряжённой ситуации

- зависит от эмоциональной поддержки

- имеют наилучший прогноз социального развития

Слайд 13

Особенности психических процессов при РДА:

Для психического развития детей с РДА свойственна неравномерность. Повышенные способности в отдельных ограниченных областях могут сочетаться с грубым нарушением обычных жизненных умений и навыков.

Внимание:

- грубые нарушения произвольности и целенаправленности внимания

- отдельные яркие зрительные и слуховые впечатления, отдельные звуки могут завораживать

- внимание может быть устойчиво в течение нескольких минут, секунд

- при пресыщаемости предметом, наблюдается выключение из деятельности, ребёнок может выражать агрессию, уничтожить предмет деятельности

Ощущение и восприятие:

- дети с РДА отдают предпочтение предметам, чем лицу человека, стараются уйти от контакта «глаза в глаза»

- наблюдается нарушение ориентировки в пространстве

- для детей важен не сам предмет, а его сенсорные качества: привлекают звуки, форма, структура

- повышено чувствительны к запахам, свойственно необычное обследование предметов (обнюхивание и облизывание)

- большое значение имеют тактильные и мышечные ощущения от собственного тела (раскачиваются, обрывают бумагу, переливают воду, пересыпают песок)

- Снижен болевой порок, самоагрессия - могут наносить себе повреждения.

Память:

- наблюдается хорошая механическая память, могут запомнить фразы, целые рассказы

Игра:

- характерно игнорирование игрушки; нет интереса к игрушкам

- чаще действуют с неигровыми предметами

- типичное, однообразное, бессмысленное повторение одних и тех же действий (однообразные манипулятивные действия с предметом)

- игра насыщена аутодиалогами, разговорами с самим собой, может перевоплощаться в героев

Моторика:

- движения угловатые, несоразмерные по силе и амплитуде

- часто сложные движения ребёнок выполняет успешнее, чем более простые

Особенности речевого развития: многочислены:

- мутизм (отсутствие речи) у большей части детей

- эхолалии (повторение фраз, слов, сказанных другим лицом) повторяемые, спустя через некоторое время

- большое количество слов и фраз – «штампов»,

- отсутствие обращения в речи к другому человеку, не состоятельность в диалоге

Интеллектуальное развитие: главная особенность – неравномерность.

- справляются с заданиями абстрактного характера, но с трудом выполняет такое же по сложности задание с конкретным насыщением: 2+3=? решается легче, чем задача: в словесном варианте «У тебя было два яблока, мама дала ещё три. Сколько яблок стало?»

- наблюдается интеллектуальная недостаточность

- не могут перенести навыки из одной ситуации в другую

- трудно понять развитие ситуации во времени, установить причинно – следственные связи

- в рамках стереотипной ситуации могут обобщать, выстраивать программу действий

- не в состоянии активно перерабатывать информацию, активно использовать свои возможности, приспосабливаться к окружающемуся окружению.

Консультация

«Особенности детей с аутизмом. Виды педагогической помощи».

Аутизм–особая патология нервной системы, при которой затруднено формирование эмоциональных контактов человека другими людьми.

Симптомы аутизма у детей:

1. Склонность к одиночеству, нарушение социального развития не связано с уровнем интеллектуального развития, который может быть достаточно высоким.

2. Стремление к постоянству. Стереотипность поведения.

3. Задержка в развитии речи и самосознания.

4. Повышенная чувствительность к сенсорным раздражителям, патология влечений.

5. Искусственность, манерность поведения.

О.С. Никольская выделила следующие группы аутичных детей:

1. Дети с аутистической отрешенностью от мира. Это самая тяжелая форма аутизма. У детей выражена аффективная патология, снижен психический тонус, отсутствует речь. Они нуждаются в постоянном уходе, т.к. мало контактируют с реальностью.

2. Дети с аутистическим отвержением окружающего мира. Такие дети отличаются повышенной физической и коммуникативной ранимостью. Их связь с окружающим миром осуществляется с помощью посредника (чаще всего с помощью матери). Этих детей можно подготовить к обучению в школе (во вспомогательной школе или в специальных классах массовой школы), если с ранних лет проводить специальную психокоррекционную работу.

3. Дети с аутистическим замещением мира. Эти дети в мире фантазий живут больше, чем в реальности. Эмоциональные связи с близкими недостаточны. Низка способность к сопереживанию, чувствительность носит внутренний характер. С помощью специальных коррекционных занятий таких детей можно подготовить к обучению в массовой школе.

4. Дети с эмоционально-коммуникативной сверхтормозимостью. Такие дети отличаются особой робостью и застенчивостью. У них часто формируется чувство собственной незначительности. Эмоциональное развитие хорошее, они склонны к «эмоциональному симбиозу» с близкими людьми. Могут отличаться особой эмоциональной и познавательной одаренностью. При благоприятных условиях воспитания и развития возможно обучение таких детей в массовой школе без предварительной подготовки.

Аутичные дети из всех групп отличаются пониженной стрессоустойчивостью. При длительных стрессовых ситуациях усиливается так называемый «эндогенный компонент расстройства», проявления аутизма становятся более болезненными. В благоприятных условиях, при психологической поддержке, эти проявления компенсируются.

Специфические нарушения при аутизме:

1. Речь ребенка автономна, эгоцентрична, недостаточно связана с ситуацией.

2. Могут наблюдаться специфические нарушения речевого развития (мутизм, эхолалии, вербальные штампы, стереотипные монологи, отсутствие в речи первого лица).

3. Отсутствие потребности в общении, предпочтение своего внутреннего мира любым контактам с окружающими людьми, отгороженность от реальности, погруженность в мир собственных переживаний.

4. Поведение ребенка нецеленаправленное. Ребенок испытывает трудности в установлении эмоциональных контактов, избегает смотреть в глаза собеседнику, уходит от общения, отстраняется от телесного контакта.

5. В поведении ребенка проявляется аффективная недостаточность: сверхчувствительность, пугливость.

6. Для поддержки ослабленного физического и психического тонуса ребенок использует приемы аутостимуляции, например, раскачивание на стуле, пощипывание тела и т.п.

7. Двигательное беспокойство в виде однообразных моторных действий: раскачивание, постукивание, прыжки и т.п. чередуется с периодами заторможенности, застывания в одной позе.

8. Отсутствует «чувство края», ребенок может совершить экстраординарный поступок.

9. Эмоциональность больше выражена во взаимодействии с растениями, животными, предметами искусства, чем в общении с людьми.

10. У ребенка возможны мало мотивированные колебания настроения.

11. Он часто «уходит» в мир фантазий.

12. В отношениях к людям проявляется противоречивость характера: отгороженность – привязанность, осторожность – импульсивность, холодность – эмоциональность.

Особенности коррекционной работы:

- пространственно-временная организация аутичного ребенка;

- создание устойчивого адекватного стереотипа поведения;

- необходима помощь в организации себя во времени;

- среда, в которой живет и учится аутичный ребенок, должна иметь максимально проработанную смысловую структуру и быть адекватной возможностям ребенка к восприятию этих смыслов;

- важно предоставить ребенку возможность участвовать в общих экскурсиях, в организации праздников и концертов, даже если это участие пассивно.

Признаки аутизма

Черты обычного ребенка

Черты ребенка-аутиста

- постоянно задает вопросы,
- залезает на горку, на верх дивана,
- любит играть на детской площадке, когда там много детей, 
- активно привлекает детей в свою игру,
- любит кошек,
- разбирает вещи по частям,
- разговаривает в транспорте с незнакомыми людьми,
- любит разноцветные шерстяные свитера,
- любит громкую музыку,
- любит играть на барабанах или стучать,
- требует новых игрушек,
- постоянно переставляет, игрушки и вещи в комнате,
- пьет из разных чашек

- не смотрит в глаза,
- не играет со сверстниками,
- не испытывает радость,
- не нуждается в контакте с окружающими,
- не разговаривает с окружающими,
- повторяет одни и те же слова или предложения,
- выполняет одни и те же механические движения,
- играет только с определенными игрушками,
- использует постоянные ритуалы,
- играет с мелкими игрушками,
- выстраивает предметы в ряд,
- общается только с одним членом семьи, 
- общается с одним выбранным взрослым,
- избирателен в еде, 
- предпочитает еду одного цвета,
- не любит телесный контакт,
- избирателен в одежде,
- часто ходит босиком,
- плохо спит,
- играет один,
- фантазирует, 
- делает бесцельные движения (взмахи руками, перебирание пальцами),
- постоянно намеренно соблюдает определенные правила,
- сопротивляется переменам, 
- выполняет действия в определенном порядке,
- совершает действия, приносящие вред ему самому, 
- боится громких звуков, закрывает уши руками,
- избегает яркого света,
- нюхает предметы, в том числе и несъедобные,
- избегает двигательной активности,
- не переносит прикосновения к себе,
- боится испачкаться,
- быстро утомляется,
- хаотично передвигается по помещению

1 группа «как полная отрешённость от происходящего»

2 группа «как активное отвержение»

3 группа «как захваченность аутистическими проявлениями»

4 группа «как чрезвычайная трудность организации общения»

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области