Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Лимерики

Освоение технологии составления стихотворных небылиц с использованием модели

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

"Центр развития ребенка- детский сад №20 п. Рощино"

Мастер-класс для педагогов

«Лимерики»

Воспитатель: Парасовская

Надежда Владимировна

2018 г

Добрый день, уважаемые коллеги! Я хочу пригласить вас в необычное творческое путешествие, в поэзию. Ведь, как известно, такая форма монологического текста как стихотворение, способствует тому, что у детей воспитывается способность чувствовать художественную выразительность слова.

    Исследователями становления детской речи и особенностей её развития, установлено, что дети 3-5 лет имеют естественную потребность в стихосложении. Ведь весёлое смешное, устрашающее или дразнящее стихотворение – это и есть «словесная игрушка». И в то же время детская поэзия – это особый, свойственный только детям, взгляд на мир, запечатленный в слове.

    Для начала узнаем, что такое лимерик?

Лимерик – короткое стихотворение, состоящее, как правило, из пяти строк, написанное в жанре нонсенса (узаконенной нелепицы). Такие рифмованные тексты начали сочинять в Ирландском городе Лимерик. Мастером этого жанра считается поэт и художник Эдвард Лир.

Стихотворение состоит из пяти строчек, которые рифмуются следующим образом:

1 и 2

3 и 4

5 - содержит вывод и не рифмуется.

Модель лимерика выглядит следующим образом:

1 строчка

Жил – был (объект)

2 строчка

Сравнение или указание на свойство объекта

3 строчка

Действие объекта

4 строчка

Взаимодействие с другими объектами

5 строчка

Вывод (утверждение или мораль)

Для того, чтобы дети могли сочинять лимерики, существуют этапы работы, подготовки детей для самостоятельного творчества.

Последовательность игровых заданий.

1. «Складные картинки»

Цель: учить детей подбирать картинки с изображением предметов, названия которых рифмуются.

Ход: воспитатель раскладывает около 40 картинок, названия которых рифмуются (мак – рак, олень – тюлень и т.д.). Воспитатель поднимает какую-либо картинку и просит найти парную по рифме. Игра считается законченной, когда сложено 20 пар рифмованных слов.

Методические рекомендации

Эту игру можно начинать с 5 пар картинок, постепенно увеличивая до 20-25. Необходимо поощрять инициативу детей по самостоятельному подбору рифмующегося слова.

2. «Придумай рифмованное слово»

Цель: учить детей самостоятельно подбирать рифмованные слова.

Ход: воспитатель называет какое -либо слово, дети придумывают к нему рифмовки.

Методические рекомендации

Игровое упражнение можно проводить в старшем возрасте с усложнением, которое заключается в том, что воспитатель объявляет слово определенной части речи, а дети должны придумать рифмующееся слово той же части речи.

(Пробуем с коллегами подобрать рифмованные слова к предложенным картинкам)

3. « Придумаем рифмованные строчки»

Цель: учить детей составлять рифмованные строчки по заданному словосочетанию.

Ход: воспитатель предлагает детям выбрать какую-либо рифмованную пару (для начала надо взять существительные) и сочинить рифму следующим образом «Жил-был кто-то и был похож на что-то». Игра считается законченной, если каждый ребенок составил рифмованную фразу по словосочетанию.

Методические рекомендации

Воспитатель поощряет детское творчество и предоставляет возможность самостоятельно выбирать рифмованное словосочетание. Ребенок может менять местами рифмованные слова (жил-был мак, он был, как красный рак).

В качестве усложнения между словами «Жил - был» и объектом ставятся другие слова (жил - был веселый рак, и он часто глядел на алый мак). Эту игру можно проводить с детьми 4-хлетнего возраста.

4. « Составление лимериков»

Цель: познакомить детей с моделью составления лимерика и упражнять в создании рифмованных текстов в стиле нелепицы.

Ход: воспитатель предлагает детям сочинить смешные стишки. Вывешивает табличку с моделью составления лимерика:

Жил-был объект

Был похож

Что делал?

С кем общался?

Вывод

Воспитатель предлагает детям 2 пары рифмованных слов (птичка – синичка, бежала – лежала). Эти слова подставляются в 1-4 строчки. Вместе с детьми воспитатель сочиняет текст лимерика по модели. Лимерик повторяется несколько раз детьми.

Усложненный вариант составления лимерика: один из детей самостоятельно называет предмет, остальные дети подбирают рифмованные слова к названному слову. Затем называют возможные смешные действия, и в дальнейшем по модели составляется лимерик.

Теперь предлагаю вам, коллеги, попробовать составить лимерик. У вас есть листы, ручки. Разделитесь на команды. Перед вами представлены различные карточки с предметами, с помощью которых вы можете выбрать, о ком придумаете лимерик. (Выслушиваем команды)

Коллеги, спасибо за внимание. Желаю творческих успехов в работе!

(На основе книги Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н.

Технологии развития связной речи дошкольников.)

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 02.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области