Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Центр развития ребенка- детский сад №20 п. Рощино"
Мастер-класс для педагогов
«Лимерики»
Воспитатель: Парасовская
Надежда Владимировна
2018 г
Добрый день, уважаемые коллеги! Я хочу пригласить вас в необычное творческое путешествие, в поэзию. Ведь, как известно, такая форма монологического текста как стихотворение, способствует тому, что у детей воспитывается способность чувствовать художественную выразительность слова.
Исследователями становления детской речи и особенностей её развития, установлено, что дети 3-5 лет имеют естественную потребность в стихосложении. Ведь весёлое смешное, устрашающее или дразнящее стихотворение – это и есть «словесная игрушка». И в то же время детская поэзия – это особый, свойственный только детям, взгляд на мир, запечатленный в слове.
Для начала узнаем, что такое лимерик?
Лимерик – короткое стихотворение, состоящее, как правило, из пяти строк, написанное в жанре нонсенса (узаконенной нелепицы). Такие рифмованные тексты начали сочинять в Ирландском городе Лимерик. Мастером этого жанра считается поэт и художник Эдвард Лир.
Стихотворение состоит из пяти строчек, которые рифмуются следующим образом:
1 и 2
3 и 4
5 - содержит вывод и не рифмуется.
Модель лимерика выглядит следующим образом:
1 строчка | Жил – был (объект) |
2 строчка | Сравнение или указание на свойство объекта |
3 строчка | Действие объекта |
4 строчка | Взаимодействие с другими объектами |
5 строчка | Вывод (утверждение или мораль) |
Для того, чтобы дети могли сочинять лимерики, существуют этапы работы, подготовки детей для самостоятельного творчества.
Последовательность игровых заданий.
1. «Складные картинки»
Цель: учить детей подбирать картинки с изображением предметов, названия которых рифмуются.
Ход: воспитатель раскладывает около 40 картинок, названия которых рифмуются (мак – рак, олень – тюлень и т.д.). Воспитатель поднимает какую-либо картинку и просит найти парную по рифме. Игра считается законченной, когда сложено 20 пар рифмованных слов.
Методические рекомендации
Эту игру можно начинать с 5 пар картинок, постепенно увеличивая до 20-25. Необходимо поощрять инициативу детей по самостоятельному подбору рифмующегося слова.
2. «Придумай рифмованное слово»
Цель: учить детей самостоятельно подбирать рифмованные слова.
Ход: воспитатель называет какое -либо слово, дети придумывают к нему рифмовки.
Методические рекомендации
Игровое упражнение можно проводить в старшем возрасте с усложнением, которое заключается в том, что воспитатель объявляет слово определенной части речи, а дети должны придумать рифмующееся слово той же части речи.
(Пробуем с коллегами подобрать рифмованные слова к предложенным картинкам)
3. « Придумаем рифмованные строчки»
Цель: учить детей составлять рифмованные строчки по заданному словосочетанию.
Ход: воспитатель предлагает детям выбрать какую-либо рифмованную пару (для начала надо взять существительные) и сочинить рифму следующим образом «Жил-был кто-то и был похож на что-то». Игра считается законченной, если каждый ребенок составил рифмованную фразу по словосочетанию.
Методические рекомендации
Воспитатель поощряет детское творчество и предоставляет возможность самостоятельно выбирать рифмованное словосочетание. Ребенок может менять местами рифмованные слова (жил-был мак, он был, как красный рак).
В качестве усложнения между словами «Жил - был» и объектом ставятся другие слова (жил - был веселый рак, и он часто глядел на алый мак). Эту игру можно проводить с детьми 4-хлетнего возраста.
4. « Составление лимериков»
Цель: познакомить детей с моделью составления лимерика и упражнять в создании рифмованных текстов в стиле нелепицы.
Ход: воспитатель предлагает детям сочинить смешные стишки. Вывешивает табличку с моделью составления лимерика:
Жил-был объект
Был похож
Что делал?
С кем общался?
Вывод
Воспитатель предлагает детям 2 пары рифмованных слов (птичка – синичка, бежала – лежала). Эти слова подставляются в 1-4 строчки. Вместе с детьми воспитатель сочиняет текст лимерика по модели. Лимерик повторяется несколько раз детьми.
Усложненный вариант составления лимерика: один из детей самостоятельно называет предмет, остальные дети подбирают рифмованные слова к названному слову. Затем называют возможные смешные действия, и в дальнейшем по модели составляется лимерик.
Теперь предлагаю вам, коллеги, попробовать составить лимерик. У вас есть листы, ручки. Разделитесь на команды. Перед вами представлены различные карточки с предметами, с помощью которых вы можете выбрать, о ком придумаете лимерик. (Выслушиваем команды)
Коллеги, спасибо за внимание. Желаю творческих успехов в работе!
(На основе книги Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н.
Технологии развития связной речи дошкольников.)