Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Методы повышения качества знаний по иностранному языку в свете подготовки к ОГЭ

В соответствии с целями ФГОС школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, т. е. ключевые компетенции, определяющие современное образование. Бесспорно, меняется и специфика преподавания иностранных языков. Уровень владения иностранными языками заключается в том, чтобы человек мог общаться на иностранном языке, решать при его помощи свои жизненные и профессиональные проблемы. Иностранный язык рассматривается как способ познания окружающего мира и способ саморазвития. Приоритетным становится коммуникативное развитие обучающихся каждый учитель мечтает, чтобы его воспитанники свободно, грамотно владели изучаемым языком. Таким образом, в условиях введения ФГОС необходимо формирование коммуникативной компетентности у обучающихся средствами иностранного языка.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Методы повышения качества знаний по иностранному языку в свете подготовки к ОГЭ

Секачёва Е. И., Таймасханова Ж. А.

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 3», г. Ханты-Мансийск, Россия

В соответствии с целями ФГОС школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, т. е. ключевые компетенции, определяющие современное образование.

Необходимо не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самопознанию и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. Сегодня, в эпоху информационно-коммуникационных технологий, нынешние дети – будущие лидеры – являются главными действующими лицами на уроке.

В условиях внедрения ФГОС, бесспорно, меняется специфика преподавания иностранных языков. Уровень владения иностранными языками заключается в том, чтобы человек мог общаться на иностранном языке, решать при его помощи свои жизненные и профессиональные проблемы. Иностранный язык рассматривается как способ познания окружающего мира и способ саморазвития.

Приоритетным становится коммуникативное развитие обучающихся: каждый учитель мечтает, чтобы его воспитанники свободно, грамотно владели изучаемым языком. Таким образом, в условиях введения ФГОС необходимо формирование коммуникативной компетентности у обучающихся средствами иностранного языка.

Для достижения заявленной цели обучения учителю в первую очередь необходимо понимать специфику самого учебного предмета «Иностранный язык».

Принцип системно-деятельностного подхода, который в условиях внедрения ФГОС становится главенствующим, характеризуется прежде всего творческим поиском, рефлексией, самоорганизацией обучающихся – это, на наш взгляд, составляющие успешного обучения сегодня. Данные положения были учтены нами при подготовке обучающихся 9-х классов к сдаче ОГЭ, с учетом того, что в 2015–2016 учебном году в порядок сдачи ОГЭ были внесены изменения в устной части.

Перед отработкой первого задания устной части (чтение отрывка текста) необходимо повторение правил чтения. Для последующей работы целесообразно подобрать небольшие тексты с аудио поддержкой для отработки обучающимися чтения дома, на последующих уроках контроль чтения осуществляется в классе с последующей сдачей зачета на предмет контроля сформированности данной компетенции. Ценными в подготовке являются начитанные носителями языка тексты. Нами были использованы аутентичные тексты из учебника О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой [1], на базе которых происходит обучение в профильных лингвистических классах нашей школы, а также начитанные фрагменты из текстов научно-популярного характера из учебного пособия для подготовки к устной части ОГЭ Р. П. Милруда [4]. О результативности данного алгоритма работа свидетельствуют данные экзамена, где все обучающиеся справились на экзамене с заданием: 80 % обучающихся получили два балла из двух возможных, а 20 % – 1 балл.

Второе задание устной части (ответы на вопросы без опоры на текст) следует отрабатывать на каждом уроке при проведении разговорной разминки. Тематика вопросов подбирается в соответствии с темами изучаемого материала. В процессе работы обучающимся также предлагались аудиозаписи различных вопросов без текстовой поддержки [4]. На первом этапе подготовки обучающиеся воспроизводили их, затем в классе прослушивали в произвольном порядке и подбирали различные варианты ответов. Обучающиеся участвовали в оценивании ответов, выбирая наиболее точные, грамматически и лексически верно составленные, учитывалась также оригинальность ответа. В качестве контроля эффективности данной работы возможно проведение зачета в формате второго задания устной части экзамена. Результаты ОГЭ показали, что проведенная работа дала хорошие результаты: 6 из 6 возможных баллов получили 73 % обучающихся, 5 баллов из 6 – у 25 % сдававших, 4 балла из 6 – 2 %.

Безусловно, наибольшую сложность представляет третье задание устной части – неподготовленное сообщение на заданную тему. Работу по подготовке к данному заданию можно построить следующим образом. По каждому этапу высказывания (вступление, заключение, раскрытие каждого из трех поставленных вопросов) совместно с обучающимися составляются наборы фраз и слов-связок, ребята формируют для себя несколько вариантов сочетаний данных фраз, которые они используют впоследствии. ФИПИ был обозначен ряд тем, каждую из которых желательно отработать в ходе подготовки к ОГЭ. Нами была разработана следующая схема проведения групповой работы, условно названная «карусель». Для подготовки данного типа работы желательно, чтобы кабинет был оборудован достаточным количеством компьютеров для эффективного функционирования микро-групп, состоящих из 3–4 человек. На рабочий стол учитель выкладывает подготовленную информацию: 4–7 блоков из трех вопросов по каждой теме (даются в прямой форме, обучающиеся отрабатывают полную форму ответа и могут применить приобретенный навык и при подготовке к написанию письма). Кроме этого, для эффективной работы прилагается необходимая лексика по данной теме, полезные фразы и информационный материал по отрабатываемой теме. Важное значение имеет подбор совместно с обучающимися крылатых фраз, пословиц и поговорок, которые могут применяться как в устном ответе, так и в письме. Для наиболее сложных вопросов разработаны примерные варианты ответов с шаблонными фразами-клише и тематически обусловленной лексикой. Приведем пример блока лексики для данного вида работы по теме «Взаимоотношения. Дружба».

<Object: word/embeddings/oleObject1.bin>

Для таких тем, которые требуют большого объема дополнительной информации (традиции, праздники, страны изучаемого языка и родная страна, выдающиеся люди, глобальные проблемы, экология и т. д.) предлагаются тексты в сжатой форме [5]. Каждая микрогруппа получает блок вопросов и готовится у компьютера к устному ответу, не делая, по возможности, записей и пометок (на заключительном этапе подготовки работа проводится только устно). Далее каждая микрогруппа делает сообщение по своему блоку, как это сделал бы один ученик на экзамене. Затем они получают следующий блок и готовятся к ответу, в это время отвечает очередная микрогруппа, и т. д. Следует отметить, что, во-первых, при подготовке по принципу «карусель» каждая тема освещается максимально полно, с разных сторон. Во-вторых, обучающиеся привыкают работать не в идеальной обстановке, а на фоне ответов других учеников, не отвлекаясь, сосредоточившись на своей теме, что крайне важно на экзамене. Результаты ОГЭ показали, что данная методика полностью себя оправдала: отличный результат – 48 % сдававших ОГЭ, хороший результат – 32 %, 20 % – удовлетворительный.

Большой пласт экзаменационных тем, имеющих отношение к культуре, искусству, истории, путешествиям, традициям, был отработан во время уроков «Мировой художественной культуры» и иностранной литературы, преподавание которых ведется на английском языке.

При обучении написанию письма, по каждой его части (вступление, заключение, ответы на каждый из трех заданных вопросов) совместно с обучающимися составлены схемы с различными наборами фраз и связочных слов. Было бы неплохо проводить данный вид работы по каждой теме изучаемого материала. Подробный и индивидуальный анализ, а также разбор типичных и характерных ошибок приносит свои плоды: по результатам ОГЭ 53 % сдававших написали письмо на 9 баллов из 10, 47 % – на 8 баллов.

В целях совершенствования навыка аудирования хорошим упражнением является прослушивание аутентичных текстов (последовательно небольшими фрагментами), начитанных носителями языка, без опоры на текст с последующим максимально точным воспроизведением, а также переводом моментов, вызывающих смысловые затруднения. При отработке вариантов ОГЭ важным этапом является разбор второго и третьего заданий, вызывающих, как правило, наибольшие затруднения: основываясь на каких именно фразах, словах, деталях был дан тот или иной ответ. Например, при аудировании фразы "She found her work boring" некоторые обучающиеся понимают ее как «Она нашла скучную работу» (то есть как "She found a boring work"), а не «Она сочла свою работу скучной» [2]. Подобное недопонимание либо невнимательность может привести к неверному ответу.

Результативность в части аудирования на ОГЭ следующая: 93 % обучающихся показали при выполнении первого задания отличный результат, 7 % – хороший; во втором задании – 80 % – отличный, 20 % – хороший; в третьем задании – 47 % сдававших прекрасно справились с ним, 40 % имеют хороший результат, 13 % –удовлетворительный.

В чтении наибольшее затруднение часто вызывает последнее задание, а именно градация «неверно» и «в тексте не сказано». Для преодоления этого затруднения был предложен ряд тренировочных заданий, в которых по каждому пункту текста обучающиеся должны были придумать формулировки для «верно», «неверно» и «не определено».

Например, отрывок текста: "In the capital, Moscow, there is a big parade through the streets and sporting events often take place outside the Kremlin. The President of Russia addresses the nation and takes the opportunity to present medals and awards to important and famous people in the arts and sciences".

К нему задание:

On the 12th June, the Russian President gives a speech at midday.

1) True 2) False3) Not stated[2, с. 31].

Примерный алгоритм рассуждений: если «верно» (True), то в тексте должна содержаться информация о конкретном времени, а именно "12 o’clock, in the afternoon, etc." – такой информации нет. Далее, если «неверно» (False), то в тексте должна идти информация о другом времени речи президента, например, "4 o’clock, after midday, in the evening, in the morning, etc." – данной информации также нет. Конкретно о времени выступления ничего не сказано, а значит, следует выбрать ответ "Not stated", который и является верным. На первоначальном этапе обучающиеся работают по предложенному алгоритму, в дальнейшем благодаря этому упражнению развивается чувство языка, что подтверждается результатами. По итогам ОГЭ с первым заданием по чтению справились 87 % и 13 % обучающихся на «отлично» и «хорошо» соответственно, со вторым заданием – 60 % на «отлично», 40 % – на «хорошо».

Последним заданием с кратким ответом письменной части является задание на грамматическое и лексическое словообразование. При отработке словообразования применена методика «тематических цепочек»: для тематических лексических единиц подбираются возможные варианты аффиксального словообразования с переводом. Затем использование каждого образованного слова из «цепочки» отрабатывается в классе на упражнениях в формате ОГЭ с последующим контролем. Например:

Employ – employment – unemployment – employer – employee – unemployed (тема "Professions").

Pack – packet – packaging – packed – unpacked (тема "Environment").

Recycle – recyclable – recycled – recycling (тема "Environment").

Safe – save – unsafe – safety (тема "Environment").

Relate – relative – relation – relationship (тема "Family matters") [3].

Вариантов подобной работы существует множество. Особое внимание следует обратить на развитие языкового чутья – обучающиеся должны уметь определять, какая часть речи необходима в каждом конкретном случае. На экзамене шесть из шести возможных баллов получили 27 % сдававших, пять баллов из шести получили 67 % и четыре балла из шести – 6 %.

Другая часть этого задания, предусматривающая изменение грамматической формы слова, отрабатывается учителями постоянно, в том числе на уроках при изучении грамматических парадигм. Главное, что должны помнить ученики при выполнении данного вида задания – часть речи не заменяется другой, а изменяется грамматически (число, степени сравнения, времена и т. д.).

Итоги ОГЭ доказали эффективность и продуктивность предлагаемых видов работы: экзамен сдали все, при этом качество выполнения – 86 %. Письменная часть ОГЭ отрабатывалась в основном с использованием пособий под редакцией М. В. Вербицкой и Ю. С. Веселовой. В течение учебного года были отработаны двадцать вариантов, плюс еще пять вариантов для проведения пробных экзаменов. Считаем целесообразным организовать их проведение, так как выявленным в результате их проведения и анализа проблемным аспектам было уделено особое внимание при дальнейшей подготовке. В заключение мы хотим отметить, что эффективная подготовка к сдаче ОГЭ невозможна без постоянного и планомерного формирования коммуникативной и межкультурной компетенции обучающихся на основе принципа системно-деятельностного подхода.

Литература

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области