Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Рабочая учебная программа для старшей группы по обучению коми языку

Основной целью обучения коми языку является развитие языковых способностей, ознакомление с коми языком как средством общения и культурой коми народа. Задачи 1. Сформировать у детей коммуникативные умения и лежащие в их основе речевые навыки. 2. Развивать фонематический слух, учить правильному произношению коми слов. 3. Ввести в словарь детей название диких и домашних животных, и их детенышей, названия игрушек, все о челове-ке, все о семье, названия посуды и продуктов. 4. Активизировать в потоке речи детей коми звуки «ӧ», «дж», «дз», «тш». 5. Развивать способность воспринимать своеобразие звучания коми речи, чувствовать ее красоту. 6. Повышать общую культуру ребенка, его познавательные возможности и способности. 7. Воспитывать ребенка как личность, уважающего добрые традиции, культуру народа коми.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 57» г. Сыктывкара

Рабочая учебная программа по обучению детей коми языку (государственному)

Дополнительная общеразвивающая программа по обучению коми языку детей дошкольного возраста

(наименование образовательной области программы)

Старшая группа (5-6 лет)__

( возрастная группа)

________________1 год_________________

(срок реализации программы)

Составила: воспитатель

Тимушева В.А.

г. Сыктывкар 2020-2021г.

Содержание

1

Пояснительная записка.

3

2

Цели и задачи программы.

4

3

Задачи обучения коми языку для детей 5-6 лет.

5

4

Планируемые результаты.

7

5

Содержание программы. Учебный план.

7

6

Календарно-тематическое планирование по обучению коми языку.

8

7

Структура занятия.

9

8

Содержание календарно – тематического планирования по обучению коми языку

10

9

Список литературы

24

10

Коми подвижные национальные игры

25

11

Стихи на коми языке

34

12

Скороговорки (кывпесанъяс)

35

13

Считалки (пудъясянкывъяс)

36

14

Сказка про весёлого язычка.

38

15

Примерные конспекты занятий по обучению детей коми языку.

39

Пояснительная записка

Данная программа определяет содержание и организацию обучения русскоязычных детей 5-6 лет коми языку в ДОУ. Рабочая программа по обучению детей дошкольного возраста коми языку (государственному) составлена на основе: программы «Парма» под редакцией Белых С.С., Штекляйн С.Н., Потолицыной Н.Б.; програмно методических материалов для организации занятий по коми языку как государственному в дошкольных образовательных учрежде-ниях» под редакцией Остаповой З.В., Москвиной Т.А.

Исторический поворот в жизни народов, населяющих сегодня Российскую Федерацию, заметно изменил в националь-ных регионах, в том числе и Республике Коми, языковую ситуацию. Коми язык приобрел наравне с русским языком ста-тус государственного языка Республики.

Это изменило отношение к нему только самих коми, но и русскоязычных людей, проживающих в регионе и контакти-рующих с коренным населением во всех областях жизнедеятельности. Многие из них изъявили желание, чтобы их дети овладевали коми языком, а вместе с ним приобщались к культуре коренного населения, начиная с детского сада.

Обучение коми языку русскоязычных детей в системе дошкольного воспитания обладает большими потенциальными возможностями. Оно позволяет использовать психофизиологические особенности ребёнка дошкольного возраста, у которого отмечается быстрое усвоение языка в данном возрасте. Раннее обучение языкам играет положительную роль не только в развитии интеллектуальных способностей ребёнка, но и даёт возможность приобщения к национальному языку и культуре, с целью воспитания у них уважения и толерантности к носителям любой другой культуры.

Дополнительная образовательная программа составлена с учётом принципов:

В дополнительной образовательной программе «Обучение русскоговорящих детей 5-6 лет Коми языку» использованы различные формы организации детской деятельности: игры, творческие задания, фронтальная работа с демонстрацион-ным материалом, элементы театрализованной деятельности.

Программа рассчитана для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Она предполагает проведение 1 занятия в неделю продолжительностью 25 минут, во второй половине дня. Для успешного освоения программы на занятиях численность детей не должна превышать 15 человек. Срок реализации программы один год.

Цель и задачи программы

Основной целью обучения коми языку является развитие языковых способностей, ознакомление с коми языком как средством общения и культурой коми народа.

Задачи:

Задачи воспитания и развития детей 5-6 лет:

Задачи обучения коми языку для детей 5-6 лет:

Лексика.

Звукопроизношение.

Грамматика.

Связная речь.

Рабочая программа:

Рабочая учебная программа составлена с учетом интеграции образовательных областей:

Планируемые результаты

Планируемые результаты освоения программы – это целевые ориентиры дошкольного образования, их следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка, которые даются для старшего дошкольного возраста.

Содержание программы.

Учебный план.

Наименование программы

Максимально допустимое количество занятий

Неделя

Месяц

Год

Дополнительная общеразвивающая программа по обучению коми языку детей дошкольного возраста

1

4

36

Календарно – тематическое планирование по обучению коми языку

Месяц

Тематика

Количество часов

Сентябрь (Кöч тöлысь)

1.«Медводдза аддзысьӧм» («Первая встреча»).

2.«Тӧдмасьӧм» («Знакомство»)

1

3

Октябрь (Йирым тöлысь)

«Ворсӧм» («Игра»)

«Чача» («Игрушки»)

4

Ноябрь (Вöльгым тöлысь)

«Морт» («Человек»)

4

Декабрь (Öшым тöлысь)

«Гортса пемӧсъяс» («Домашние животные»)

4

Январь (Тöвшöр тöлысь)

«Вӧрса пемӧсъяс» («Дикие животные»).

4

Февраль (Урасьöм тöлысь)

«Семья»

4

Март (Рака тöлысь)

«Сёян – юан» («Продукты»), «Тасьті – пань» («Посуда»).

4

Апрель (Кос му тöлысь)

1. Экспонаты музея (предметы быта).

2. Экспонаты музея (одежда).

3. Экспонаты музея (изделия народных промыслов).

4. Экспонаты музея – обобщающее занятие

1

1

1

1

Май (Ода – кора)

Повторение.

4

Структура занятия.

1 часть: обязателен приход игрового персонажа. Игровой персонаж: кукла, мягкая игрушка, животное. Фонетическая разминка для подготовки артикуляционного аппарата к коми языку. Загадки, стихи на коми языке.

2 часть: в течение 10 минут даётся новый языковой материал. Включает в себя мотивацию, целеполагание детской дея-тельности. Затем 2 минуты – физминутка, зарядка, подвижная или хороводная игра.

3 часть: повторение пройденного ранее языкового материала или закрепление нового в игровых ситуациях. Учёт инди-видуальных особенностей детей.

4 часть: рефлексия. Подведение итогов, описание положительных действий детей, определение перспективы. В конце занятия дети под весёлую музыку прощаются с игровым персонажем на коми языке. Чёткость и постоянство структуры облегчает проведение занятий. Дети быстро привыкают к последовательности частей занятий.

Содержание календарно – тематического планирования по обучению коми языку

Месяц – Сентябрь (Кöч тöлысь)

№ занятия

Тема занятия

Содержание деятельности

Предметно-пространственная среда

Работа с родителями

1

«Медводдза аддзысьӧм» («Первая встреча»)

Задачи: показать красоту звучания коми речи, красоту костюма, вышивки; вызвать интерес к изучению коми языка.

Методы и приемы:

Коми национальная одежда; иллюстрации Республики Коми; магнитофон.

Папка-перед-вижка по теме

2

«Тӧдмасьӧм» («Знаком-ство»)

Задачи: познакомить детей с коми словами: нывка, зонка, видза оланныд, аддзысьлытӧдз, ме, тэ, сійӧ, найӧ, чолӧм, бур асыв, бур лун, бур рыт; работать над постановкой звуков ӧ, дз; учить вести короткий диалог.

Методы и приемы:

Кукла Настук.

Памятки «Учим коми язык вместе с детьми».

3

«Тӧдмасьӧм» («Знаком-ство»)

Задачи: формировать умение понимать и употреблять вопросительные предложения «Кыдзи тэнӧ шуӧны?», ввести новые слова сувт – сувтӧй, мун – мунӧй, пуксьы – пуксьӧй, чеччав – чеччалӧй; развивать диалогическую речь; использовать в речи местоимения: ме – я, менам – у меня, меным – мне, тэ – ты, тэнад – у тебя…

Методы и приемы:

Кукла Настук, картин-ки.

4

«Тӧдмасьӧм» (обощаю-щее занятие).

Задачи: активизировать в речи слова: нывка, зонка, ме, тэ, сійӧ, найӧ, видза оланныд, чолӧм, аддзысьлытӧдз, бур асыв, бур лун, бур рыт; развивать диалогическую речь; упражнять в использовании глаголов в единственном и множественном числе.

Методы и приемы:

Кукла Настук, мяч.

Домашнее за-дание для де-тей «Возьми интервью, познакомься с родителями.

Месяц – Октябрь (Йирым тöлысь)

5

«Ворсӧм» («Игра»)

«Чача» («Игрушки»)

Задачи: научить детей понимать слова – чача, акань, мач, машина, ворсны; дурпоп; закрепить правильное зву-копроизношение звуков: ӧ, дз, дж; воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Методы и приемы:

Кукла, игрушки.

6

«Ворсӧм» («Игра»)

«Чача» («Игрушки»)

Задачи: формировать умение понимать значение слов – босьтны, вайны, уна, этша; употреблять в речи слова ыджыд, ичӧт, мича; развивать умение отвечать на вопро-сы пр рассматривании игрушек; развивать диалогичес-кую речь; воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Методы и приемы:

Кукла, магнитофон, аудиозапись, игруш-ки.

7

«Ворсӧм» («Игра»)

«Чача» («Игрушки»)

Задачи: закрепить умение отвечать на вопросы при рас-сматривании игрушек; формировать правильное звуко-произношение звука дз; развивать умение определять величину; воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Методы и приемы:

Мяч

8

«Ворсӧм» («Игра»)

«Чача» («Игрушки»)

Задачи: упражнять детей в ведении несложного диалога; закрепить умение называть величину; формировать уме-ние называть величину; формировать умение рассказы-вать стихотворение на коми языке; упражнять в правиль-ном произношении коми звуков; воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Методы и приемы:

Месяц – Ноябрь (Вöльгым тöлысь)

9

«Морт» («Человек»)

Задачи: познакомить детей с частями тела на коми язы-ке; формировать умение понимать значение слов – вись-ны, узьны; развивать умение отвечать на вопросы воспи-тателя: Мый висьӧ?; упражнять в произношении коми звуков; воспитывать бережное отношение к своему здоровью, развивать умение употреблять в речи слова, обозначающие части тела: морт, юр, голя, кынӧм, ки, кок.

Методы и приемы:

Медицинский кабинет

Памятка для родителей

10

«Морт» («Человек»)

Задачи: продолжать знакомить с частями тела; развивать умение обозначать множественность предметов, исполь-зуя окончания имен существительных; закрепить слова, обозначающие части тела, выученные ранее; воспиты-вать бережное отношение к своему здоровью.

Методы и приемы:

Кукла

11

«Морт» («Человек»)

Задачи: закрепить слова, обозначающие части тела, выу-ченные ранее; продолжать учить отвечать на вопросы воспитателя, подтверждая в ответе соответствующие наз-вания данному предмету; активизировать знакомые сло-ва; упражнять в произношении коми звуков; воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Методы и приемы:

Кукла

12

«Морт» («Человек») – обобщающее занятие

Задачи: закрепить умение детей понимать и употреблять в разговорной речи слова, обозначающие части тела; раз-вивать диалогическую речь; активизировать знакомые слова; воспитывать бережное отношение к здоровью.

Методы и приемы:

Кукла Настук

Месяц – Декабрь (Öшым тöлысь)

13

«Гортса пемӧсъяс» («Домашние живот-ные»)

Задачи: познакомить детей с домашними животными на коми языке; закрепить правильное звукопроизношение коми звуков; формировать умение отчетливо произно-сить слова при заучивании стихотворения; воспитывать любовь к домашним животным.

Методы и приемы:

Кукла Настук, живот-ные или картинки с изображением живот-ных.

Папка-перед-вижка

14

«Гортса пемӧсъяс» («Домашние живот-ные»)

Задачи: закрепить слова, обозначающие домашних жи-вотных; формировать умение называть детёнышей жи-вотных; закрепить умение называть величину предмета; воспитывать любовь к животным.

Методы и приемы:

Картинки с изображе-нием детёнышей жи-вотных.

15

«Гортса пемӧсъяс» («Домашние живот-ные»)

Задачи: закрепить умение называть детёнышей живот-ных; формировать умение называть животных во мно-жественном числе; развивать диалогическую речь; вос-питывать заботливое отношение к животным.

Методы и приемы:

Животные, доктор Айболит, маски, аль-бом «Домашние жи-вотные».

16

«Гортса пемӧсъяс» («Домашние живот-ные») – обобщающее занятие.

Задачи: закрепить названия животных на коми языке; развивать диалогическую речь; воспитывать заботливое отношение к братьям нашим меньшим.

Методы и приемы:

Мяч, картинки с изо-бражением животных.

Месяц – Январь (Тöвшöр тöлысь)

17

«Вӧрса пемӧсъяс» («Ди-кие животные»).

Задачи: формировать умение детей понимать и употреб-лять в речи слова, связанные с названиями диких живот-ных; понимать значение слов – скӧр, полысь, мудер. Продолжать работу над закреплением правильного зву-копроизношения коми звуков; воспитывать доброе отно-шение к диким животным.

Методы и приемы:

Игрушка зайчик

Папка-перед-вижка

18

«Вӧрса пемӧсъяс» («Ди-кие животные»).

Задачи: активизировать в речи слова: ош, руч, кӧч, кӧ-ин, ур; формировать умение называть детёнышей диких животных; упражнять детей введении несложного диа-лога; воспитывать уважение к диким животным.

Методы и приемы:

Мяч

19

«Вӧрса пемӧсъяс» («Ди-кие животные»).

Задачи: закрепить умение отвечать на вопросы при рас-сматривании диких животных; формировать умение на-зывать животных во множественном числе; закрепить умение называть величину животных; воспитывать лю-бовь к природе.

Методы и приемы:

Магнитофон, аудиос-казка, ширма, куколь-ный театр, картинки с изображением живот-ных.

20

«Вӧрса пемӧсъяс» («Ди-кие животные») – обоб-щающее занятие.

Задачи: закрепит умение называть диких животных по-коми; формировать умение играть ту или иную роль в драматизации сказки; упражнять в правильном произно-шении звуков: ӧ, дз, дж.

Методы и приемы:

Мяч, маски, магнито-фон, аудиозапись пес-ни.

Месяц – Февраль (Урасьöм тöлысь)

21

«Семья»

Задачи: формировать умение понимать и употреблять в речи слова – мам, бать, пӧль, пӧч; понимать значение слов – шань, муса; строить диалоги, используя повество-вательные и вопросительные предложения; развивать умение воспринимать небольшое стихотворение; воспи-тывать уважение к своим родителям.

Методы и приемы:

Фотографии, кукла Настук

22

«Семья»

Задачи: продолжать знакомить с членами семьи; активи-зировать лексику предыдущего занятия; развивать моно-логическую речь; воспитывать уважение к своим родным

Методы и приемы:

Фотографии, музыкальный центр, аудиозапись песни.

23

«Семья»

Задачи: продолжать знакомить с членами семьи; активи-зировать лексику предыдущего занятия; закрепить пра-вильное произношение звуков ӧ, дз, дж; воспитывать уважение к своим близким.

Методы и приемы:

Фотографии, мяч

24

«Семья» – обобщающее занятие.

Задачи: закрепить слова, обозначающие членов семьи; формировать умение отвечать на вопросы воспитателя, задавать друг другу вопросы; развивать умение петь на коми языке; воспитывать уважение к близким.

Методы и приемы:

Месяц – Март (Рака тöлысь)

25

«Сёян – юан» («Продук-ты»), «Тасьті – пань» («Посуда»).

Задачи: развивать умение понимать и употреблять в речи слова – тасьті-пань, сёян-юан, пань, тасьті, сёйны, юны; закрепить правильное звукопроизношение звуков: ӧ, тш; воспитывать умение правильно вести себя за сто-лом.

Методы и приемы:

Кукла, чайный набор.

26

«Сёян – юан» («Продук-ты»), «Тасьті – пань» («Посуда»).

Задачи: продолжать знакомить детей с продуктами – нянь, сов, рок, шыд, йӧв; формировать умение понимать значение коми слов – вый, рысь, кольк, чӧскыд; развивать диалогическую речь; воспитывать умение пра-вильновести себя за столом.

Методы и приемы:

Мяч

Домашнее за-дание: нари-суйте люби-мый и нелю-бимый про-дукты пита-ния и скажи на коми языке родителям.

27

«Сёян – юан» («Продук-ты»), «Тасьті – пань» («Посуда»).

Задачи: продолжать знакомить детей с продуктами и по-судой; развивать диалогическую речь; закрепить пра-вильное звукопроизношение коми звуков; воспитывать умение сервировать стол.

Методы и приемы:

Набор столовых при-надлежностей, мяч.

28

«Сёян – юан» («Продук-ты»), «Тасьті – пань» («Посуда») – обобщаю-щее занятие.

Задачи: закрепить знания детей о продуктах и посуде; развивать диалогическую и монологическую речь; закре-пить правильное звукопроизношение коми звуков; вос-питывать культуру поведения на природе.

Методы и приемы:

Мяч

Месяц – Апрель (Кос му тöлысь)

29

Экспонаты музея (пред-меты быта).

Задачи: познакомить детей с предметами быта: туесок, ухват, пестер, чугунок, утюг, веретено, лукошко, решето; формировать умение понимать значение коми слов; раз-вивать диалогическую речь; прививать любовь к культу-ре коми народа.

Методы и приемы:

Предмет быта

30

Экспонаты музея (одеж-да).

Задачи: знакомить детей с одеждой: сарафан, кофта, кокошник, пояс, рубаха, штаны; формировать умение по-нимать значение коми слов; развивать диалогическую речь; прививать любовь к культуре коми народа.

Методы и приемы:

Картинки с изображе-нием одежды.

31

Экспонаты музея (изде-лия народных промыс-лов).

Задачи: знакомить детей с предметами народных про-мыслов народа коми: изделия из бересты, из меха оленя, вязаные изделия; формировать умение понимать значе-ние коми слов; развивать диалогическую речь; прививать любовь к культуре коми народа.

Методы и приемы:

Картинки с изображе-нием предметов на-родных промыслов.

32

Экспонаты музея – обобщающее занятие

Задачи: закрепить предметы быта, одежда коми народа, предметы народных промыслов народа коми; формиро-вать умение понимать значение коми слов; развивать диалогическую речь; прививать любовь к культуре коми народа.

Методы и приемы:

Мультимедийная пре-зентация.

Месяц – Май (Ода – кора)

33

Повторение

Задачи:

Методы и приемы: игры-драматизации, инсценировки, настольно-печатные игры, речевые, дидактические, хоро-водные и т.д. игры.

Открытое ито-говое занятие в форме ин-сценировки, КВН, викто-рины и т.д.

Список литературы:

Коми подвижные национальные игры

1.«Корсь пара» («Найди пару»).

Цель: обогащать словарный запас названиями предметов быта, животных, продуктов на коми языке; развивать слуховое внимание и память; развивать ловкость.

Ход игры: дети делятся на 2 команды. Команды встают лицом друг к другу. Игроки одной команды получают карточки разного цвета: синего, зелёного, красного, жёлтого, чёрного, белого, серого. Игроки другой команды получают карточки с изображениями предметов на темы «Игрушки», «Одежда, обувь», «Овощи», «Мебель», «Дикие животные и птицы», «Домашние животные и птицы» и другие. Педагог произносит словосочетание, например: гöрд пызан (красный стол), сьöд кань (чёрный кот) и т.д. Дети должны соотнести название предмета и его признак с имеющимися у них картинками и принести педагогу.

В данной игре развивается слуховое внимание и память.

2.«Вотчöм» («Сбор ягод»).

Цель: знакомить детей с ягодами Коми края; развивать слуховое внимание и память.

Ход игры: после введения лексики по теме «Ягоды» на пол изображением вниз раскладываются картины. Педагог предлагает детям пойти в воображаемый лес и собрать ягоды в корзину. Дети по очереди открывают изображение и называют ягоду – тайö пув, чöд, турипув, мырпом, оз…(это брусника, черника, клюква, морошка, земляника…) Педагог детям может задать вопрос: «Маша, мый тэ вотiн?» («Маша, что ты собирала?»). Дети дают ответы в соответствии с изображением: «Ме вотi пув, чöд, турипув …» (« Я собирал(-а) бруснику, чернику, клюкву…»)

3.«Лыдпасъяс» («Числа»).

Цель: закрепить с детьми счёт в пределах от 1 до 10 на коми языке; развивать умение быстро перемещаться по залу, ловкость, быстроту действий.

Ход игры: дети стоят в групповой комнате в произвольном порядке. Педагог каждому ребёнку шёпотом говорит его число (öти (один), кык (два), куим (три), нёль( четыре), вит (пять), квайт (шесть) и т.д.) При этом 2-3 ребёнка получают одинаковые числа. Затем педагог предлагает одному из игроков найти других игроков с таким же числом. Ребёнок подходит к каждому играющему и говорит: Ме – 3лыдпас. (Я – цифра три). А тэ кутшöм лыдпас? (А ты какая цифра?).

4.Словесно-хороводная игра «Пышкай» («Воробей»).

Цель: расширение представление детей о птицах Коми края; учить выполнять правила игры; развивать слуховое внимание.

(На основе коми старинной детской игры). В неё можно играть после прохождения лексики по теме «Птицы» для активизации и закрепления лексического материала.

Ход игры: изготавливаются маски птиц (воробья, сороки, вороны, снегиря, синицы и т.д.) Выбирается водящий с помощью коми считалки:

- Öтик, кык, куим, нёль, коз пу йылö öшйис коль.

Водящий выбирает себе маску птицы. Педагог спрашивает:

- Тэ кодi? (Ты кто?)

Ребёнок отвечает:

- Ме – пышкай (жонь, пыста …) в зависимости от выбранной маски.

Ребёнок в маске встаёт в центр круга и изображает полёт птицы. Остальные играющие идут по кругу и поют такие слова:

Миян гажа сад йорö,

Локтiс пышкай (катша, жонь, пыста…) да сьылö: « Пышкай, пышкай (жонь, жонь, катша, катша…) эн вуграв, кодi нявöстас,тöдмав.

После этих слов ребёнок с маской закрывает глаза, а педагог указывает на какого-либо ребёнка и он мяукает, меняя голос, чтобы его не узнали. Если водящий угадал голос, он остаётся играть дальше роль птицы, а если нет, то водящим становится тот ребёнок, который мяукал.

5.«Ошкö – бабö» («Медведюшка – батюшка»).

Цель: расширить знания детей о диких животных на коми языке; учить выполнять игровые действия, четко проговаривать текст, ориентироваться в пространстве. Развивать ловкость, быстроту бега.

(На основе коми старинной детской игры). В эту игру можно играть после прохождения темы «Ягоды» для активизации и закрепления лексического материала.

Ход игры: с помощью коми считалки выбирается водящий – медведь:

- Тiрс, торс, куим стöкан морс. Он кö вöдит, он и ворс.

Медведю дают маску и он садится в угол.

Детям раздаются карточки с изображениями ягод. Они идут по направлению к медведю и говорят такие слова:

- Ошко – бабö, ошко – бабö и по очереди каждый ребёнок называет свою ягоду, изображённую на карточке ( чöдтö, пувтö, озтö, мырпомтö, турипувтö и т.д. вотам). Бур вотöссö öктам, а лёк вотöссö шыбитам. Дети при движении к медведю имитируют сбор ягод и выброс плохих. После произношения последних слов «медведь»- водящий осаливает подошедших к нему детей. Осаленный ребёнок становится водящим.

6.«Лыммач» («Снежки»).

Цель: продолжать знакомить с коми национальным фольклором; учить выполнять игровые действия, четко проговари-вать текст, ориентироваться в пространстве; развивать ловкость, быстроту.

Ход игры: дети встают в круг и передают по кругу один или несколько мячиков (снежков белого цвета) и говорят стишок: «Лыммач, лыммач. Тэ еджыд да кöдзыд. Лыммач, лыммач. Тэ гöгрöс да кöдзыд.» (Снежок, снежок. Ты белый и холодный. Снежок, снежок. Ты круглый и холодный.) Ребёнок, у которого по окончании стишка окажется «снежок» выходит их игры «согревать ручки», но продолжает проговаривать слова из стишка. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок.

7.«Ворсам сарен» («Играем в царя»).

Цель: воспитывать уважение к культурам других народов; развивать быстроту, ловкость, внимательность, Воспитывать умение играть в коллективе.

Место проведения игры:  чаще всего на улице.

Игровые пособия: резиновый мяч.

Ход игры: считалкой выбирают, кто будет царем. Царь всем игрокам дает имена – названия птиц или животных, желательно, чтобы они были посложней. На земле чертится круг. Царь садится в кругу, на землю сбоку кладет мяч. Остальные игроки стоят по кругу с внешней стороны. Царь считает до десяти на коми языке; на счет десять игроки убегают прочь. Царь выкрикивает имя, тот чье имя произнесено, берет мяч и кидает его в убегающих. В кого попал – тому очко штрафа, если не попал ни в кого – значит, сам получает штрафное очко. У кого быстрее соберется определенное число штрафных очков (в начале игры договариваются об итоговой сумме), того царь ловит и наказывает: ставит лицом к стене и кидает ему в спину мячом столько раз, сколько набрано штрафных очков.

Затем выбирается новый царь, и игра начинается сначала.

8.«Кут мач» («Поймай мяч»).

Цель: развивать быстроту, ловкость, меткость, глазомер; воспитывать умение играть в коллективе.

Игровые пособия: резиновый мяч, палка длиной 1,20 см, деревянный (дощатый или фанерный щит высотой и шириной 50-70 см).

Ход игры: считалкой выбирают водящего. Водящий, стоя у столба, на котором прикреплен щит, кидает мяч, подкиды-вая его и ударяя по нему палкой. Те, кто ловят мяч, уходят на определенное расстояние от кидающего, и пытаются поймать мяч. Кто поймал, тот становится водящим, если не удалось поймать мяч, то можно подняв его с земли, попытаться попасть им в щит. Тот, кто попал – становится ведущим.

9.«Тупöсь нянь» («Каравай»).

Цель: продолжать знакомить с коми национальным фольклором; учить детей изображать движением общего круга размеры: высоко, низко, узко, широко и понимать их на коми языке. Развивать певческие навыки, танцевально-игровое творчество.

Ход игры:

Дети, держась за руки стоят вокруг именинника. Воспитатель, дети поздравляют его и произносят пожелания. Затем круг, под пение детей, начинает двигаться по часовой стрелке:

 -Кыдзи Таня ним лун вылö,

 Ми пожалiм тупöсь нянь

(Дети останавливаются, держась за руки, поднимают их)

-Эта судта…

(Дети приседают на корточки, держась за руки) 

-Эта ляпта…

(Дети сужают круг)

-Эта öдтöм…

(Дети раскрывают круг)

 -Эта пасьта…

(Дети стоят по кругу и начинают хлопать в ладоши)

-Тупöсь нянь, тупöсь нянь,

 Кодi мусса, сiйöс босьт!

Именинник выбирает себе пару, с которым исполняют пляску-импровизацию из 2-3 танцевальных движений. Дети, подбадривая, хлопают в ладоши, пляска заканчивается поклоном.

Цель: продолжить знакомство с национальными промыслами коми народа; упражнять в быстром беге; развивать ловкость, умение действовать по сигналу.

Ход игры: играющие выбирают «рыбу» («чери»). На голову ей надевают яркий платок или венок из цветов и помещают в центре хоровода, изображающего невод (тыв). На расстоянии 1,5 – 2м от хоровода устанавливают четыре украшенных лентами шеста.

«Рыба» («чери»), пробравшись сквозь невод под руками играющих, бежит к одному из шестов. Игроки догоняют её. Если «рыбу» не догнали, и она спряталась за шестом, она остается «рыбой», если поймают, то она возвращается в хоровод. Рыбой становится тот, кто ее догнал.

Правила игры: игроку, выбегающему из-под невода, надо проявлять ловкость, а не силу. Разрывать круг нельзя.

11.«Гезйö ворсö» («Игра с верёвкой»).

Цель: учить строить ровный круг, стараться держать круг во время игры; развивать ловкость, быстроту движений.

Ход игры: игроки встают в круг, обеими руками держатся за верёвку, которая образует круг. Выбирают одного участника, который входит в круг. Ему надо найти удобный момент и резким движением прикоснуться до чьей-нибудь руки. Игрок, чтобы не попасться, убирает одну с верёвки. Тогда водящему нельзя трогать другую руку. Кого осалят, тот становится водящим.

Цель: знакомить детей с птицами Коми края; учить выполнять игровые действия, четко проговаривать текст, ориентироваться в пространстве, развивать внимание, память.

Ход игры: дети становятся в круг, игрок на кого упал жребий, внутри круга. Это – маленький воробышек. Он похаживает по кругу, остальные поют:

Ичöтик пышкайлöн кынöмыс висьö.

Кöн вöлін, кöн ветлін, ичöтик пышкай?

Ичöтик пышкайлöн юрыс висьö.

Кöн вöлін, кöн ветлін, ичöтик пышкай?..

(У маленького воробышка животик болит.

Где ты был, где летал, маленький воробышек?

У маленького воробышка головка болит.

Где ты был, где ты летал, маленький воробышек?..)

Когда поют: «У маленького воробышка животик болит, «воробышек» ходит, держась за живот. Когда «головка болит», ходит, держась за голову и т.д. перечислят все болезни одного воробышка, потом выбирают нового, и игра продолжается заново. У того, кто сумеет лучше изобразить движения «больного» воробышка, он получается более смешным и ин-тересным.

13. «Тымöн» («В салки»).

Цель: закреплять произношение слов на коми языке; учить по площадке врассыпную. Развивать умение быстро перемещаться по залу, ловкость, быстроту действий.

Ход игры: по жребию выбирают водящего. Заранее обговаривают территорию и условия игры. Все разбегаются, а водящий догоняет их. Кого настигнет, того пятнает рукой и произносит: «Тым!». А сам убегает. Запятнанный теперь уже становится водящим и также гоняется за всеми игроками. Игра иногда усложняется, например, в условленном месте нельзя пятнать. А для достижения большего комического эффекта, когда играют одни мальчики, водящего в считалке называют женихом, если же играют и девочки, то водящий в считалке называется невестой:

Тымысь-тамысь,

Мынтöм шогысь,

Син пöла жöникысь –

Тым!

Игра не имеет определенного конца.

Цель: продолжать знакомить с коми национальным фольклором; развивать у детей такие физические качества, как быстрота, ловкость; воспитывать умение играть в коллективе.

Ход игры: игроки делятся на две команды. В каждой команде выбирается «матка» - капитан, при помощи считалки выбирают, какая из команд будет прятаться первой. Та команда, которая прячется первой, оставляет своего «матку» - капитана в команде противников, задача капитана водить команду соперников по оговоренной территории и при этом кричать: «Кинематка локтö, ассьыс писö корсьö» («Чья-то мать идет, своего сына ищет»). Члены его команды, слыша голос своего товарища, стараются спрятаться получше, могут менять место, перебегать. Если игроки второй команды обнаружили прячущихся игроков, то они начинают их догонять и засаливать. Когда всех поймают, команды меняются ролями – прячется вторая команда, оставляя своего «матку» у соперника.

Одно из условий игры: игроки должны проявлять сплоченность, взаимовырочку, не отрываться от своей команды, стараться увести противников от более слабых игроков своей команды.

Стихи на коми языке

Кӧч йӧктӧ, йӧктӧ

Мича табъя кокнас,

Вый тупыль юрнас,

Шабді пачӧс бӧжнас,

Ёсь йыла пиньнас,

Сыла-госа кывнас,

Льӧм пу кор пельнас,

Сьӧд сэтӧр синнас,

Аслас дона кунас.

Танялӧн мач.

Миян Таня бӧрдӧ гора:

Мачсӧ уськӧдӧма шорӧ.

Öвсьы, Таня, тэ эн бӧрд,

Оз вӧй мачыд – кутам бӧр.

Ошпи.

Ошкӧс джоджӧ уськӧдісны,

Сылысь коксӧ нетшыштісны.

Ог сет шыбитны ме сійӧс:

Кута бурдӧдны ошпиӧс.

Кӧчиль.

Бӧрдӧ кӧчиль лабич вылын,

Сылӧн бӧрдӧм ылӧдз кылӧ.

Талун сійӧ вывті нэр –

Дзикӧдз кӧтӧдӧма зэр.

Бур мам.

Менам мамӧ медся бур,

Сыысь мусаыс оз сюр.

Менӧ пасьтӧдӧ и вердӧ,

Шонтӧ аслас сьӧлӧм бердас,

Ичӧт юрӧ кӧдзӧ сям…

Тіян эм-ӧ татшӧм мам?

Кань.

Паччӧр дорын дыр пукалӧ,

Войнас шыръясӧс куталӧ.

Кургӧ-мойдӧ вывті шань

Еджыд уска сера кань.

Пӧчӧ.

Менам пӧчӧ ок и шань!

Шуӧ меным: «Рочакань».

Выйӧн мавтӧм кӧвдум сетіс,

Сетіс – аслас нюмыс петіс.

Чуньяс.

Тайӧ чуньыс – пӧль,

Тайӧ чуньыс – пӧч,

Тайӧ чуньыс – бать,

Тайӧ чуньыс – мам,

А тайӧ чуньыс – дзоля пиук,

Нимыс сылӧн Витюк.

Скороговорки (кывпесанъяс)

Тэрыб Педӧр

Ветліс недыр

Вайис Педӧр

Ки тыр сэтӧр.

Пуыс сісь,

Пуас сизь.

Пусӧ сизьдӧ,

Розьыс письтӧ.

Йӧрын,

Шӧрын,

Полӧкалӧ

Вӧрышталӧ.

Руксӧ порсь, -

Мун дай корсь.

Гӧгӧр няйт,

Он и чайт.

Сюра мегӧ

Бӧжыс легӧ,

Öти сюрыс

Регыд чегӧ

Люкасьӧмысла.

Тыра йӧрын

Полӧкалӧ,

Лун шӧр бӧрын

Гудӧкалӧ.

Сюйӧ пӧчӧ

Пачӧ сӧчӧн.

Сёйӧ сӧчӧн

Чайӧн пӧчӧ.

Тасьті – пань

Черинянь.

Чери корӧ

Сера кань.

Йӧра юрысь

Усис сюрыс,

Усьӧм сюрыс

Нюрысь сюрис.

Кор нин арӧс

Шырлы тырлӧ,

Кор нин шогыс

Шырлӧн бырлӧ?

Дзиръя дорын

Дзоля чибӧ.

Сэтшӧм мича,

Да оз сибӧд.

Шоныд гожӧм,

Шоныд рыт.

Шуим пуны

Шома шыд.

Пызан сайын

Сёйӧ Коля.

Пызан сайӧ

Ставсӧ коляс.

Татшӧм вӧрад

Тшакыд эм.

Татшӧм вӧрад

Тшакыд тшем.

Ыджыд мыджӧд джуджыд вуджис,

Джуждыд кӧджын джыджлӧн поз.

Джуджыд гыджгӧ – ыджыд уджыс,

Джыджлы уджавтӧг оз позь.

Считалки (пудъясянкывъяс)

Öтик – мӧтик,

Кык – мык,

Куим – муим,

Нёль – моль,

Вит – мит,

Квайт – няйт,

Сизим – мизим,

Кӧкъямыс – мӧкъямыс,

Öкмыс – прӧмыс,

Дас – пас,

Пес чипас!

Öтик – мӧтик,

Кык, куим,

Ме – тулан,

Тэ – кӧин.

Тури, тури,

Истӧг кок,

Кытчӧ кора,

Сэтчӧ лок!

Эник, беник, кӧлеса.

Эник, бение – ба!

Эник, беник, тэныд – ва!

Эник, бениик, меным – ма!

Тірс – торс,

Куим стӧкан морс,

Он кӧ вӧдит,

Он и ворс.

Экӧтӧ, пекӧтӧ,

Чукӧртӧма,

Абуль, бабуль,

Дӧмӧма,

Экс, пекс,

Туля, пуля,

На ур!

Шпана вӧр

Гуис кӧр,

Öбес кості

Оз нин тӧр.

Öтик – мӧтик,

Кык – мык,

Куим – муим,

Нёль – моль,

Вит – мит,

Квайт – бать,

Сизим – мизим,

Кӧкъямыс – прӧвыс,

Дас – пас.

Öтик, кык, куим

Вӧрын олӧ кӧин.

Лэчыд пиня да руд гӧна,

Да и тшыг кынӧма.

Öнь – вынь – вань,

Кӧза – ӧза, друнь – дрань,

Мугӧм чашка изйӧ поті.

Пульс – пальс.

Мыні!

Баблӧн вӧлӧма кань,

Паччӧрӧ кайӧма,

Лоӧма нянь.

Меным мамӧ ньӧбис боті,

Öти боті регыд поті,

Мӧдсӧ пачын соті.

Йи кылалӧ – калалӧ,

Казна Öбӧс долалӧ,

Няр гач кылалӧ,

Ёма – баба куталӧ.

Сказка про весёлого язычка.

Потом растапливает печку, дрова в печке трещат, а пламя шумит вот так: тш-тш-тшу, тш-тш-тшу…

Приходит к язычку Гажа кыв гости и дёргают колокольчик, который звенит так: дз-дз-дзон, дз-дз-дзон…

Гажа кыв радостно встречает своих друзей, накрывает стол и разливает чай: сь-сь-си, сь-сь-си…

Гости ушли. Гажа кыв лёг спать. Выключил свет «тшик». Вдруг слышит – кто-то ревёт под окном: «Ö-Ö-Ö-Ö…».

Не пугайтесь, это приятель язычка – медведь. Он желает ему спокойной ночи. Бура узь, Гажа кыв!

- Бур асыв, Гажа кыв!

- Бур асыв, ошиль! – ответил ему Гажа кыв. Вскочил с кровати и побежал умываться. Крутит он кран, а вода не льётся.

Кран сердится: с-с-с-с… А потом вдруг побежала из крана водичка: сь-сь-сь-сь… Весело журчит водичка, и кран повеселел.

Умылся Гажа кыв, выбежал во двор, начал пилить дрова: джи-джи-джи-джи…

Затем истопил дровами печку, поставил чайник. Быстро закипел чайник: тш-тш-тш-тш… Но тут зазвонил телефон: дзин-дзин-дзин-дзин… это звонят друзья нашего язычка, зовут ег играть в мяч. Гажа кыв позавтракал и побежал к своим друзьям.

Примерные конспекты занятий по обучению детей коми языку.

Конспект занятия по коми языку в старшей группе по теме: «Обустройство коми дома».

Цель: продолжать знакомить с традиционно-бытовой культурой народа коми (внутреннее убранство избы). Задачи:

1. Закрепить представления детей о внутреннем обустройстве дома, о назначение и местоположении основных предметов быта, учить детей называть предметы быта на коми языке, обогащать словарь детей.

2. Развивать умение поддерживать беседу, делиться впечатлениями, развивать мышление, память, внимание, воображение, активизировать познавательную деятельность.

3. Воспитывать интерес к самобытной красоте жизни наших предков и к языку народа коми. Словарная работа: внутреннее обустройство дома – печка, лавка, сундук, стол, лопата, половик, рукомойник, самовар, коромысло.

Виды деятельности: познавательное развитие (поисковая и словесная деятельность), социальнокоммуникативное развитие (игровая деятельность), физическое развитие, речевое развитие (чтение – загадки, пословицы), художественно-эстетическое развитие (продуктивная деятельность).

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о быте наших предков, обогащение этнографического уголка предметами быта с помощью родителей, чтение русских и коми народных сказок.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель приглашает детей в мини-музей дошкольной образовательной организации. Их встречает кукла Настук.

Настук: Видза оланныд, дона гöстъяс. Здравствуйте, дорогие гости. Проходите, да усаживайтесь на скамейки. У меня уже и печь истоплена, чтобы вам было тепло и уютно в избе. Ребята, как на коми языке будет слово «печь»? (пач).

Настук: А для чего необходима была печь в доме? (она обогревала дома, в ней готовили еду).

Настук: Сейчас я покажу вам картинки, а вы отгадайте, как еще использовали печку (на ней можно было спать, сушить одежду, грибы, ягоды, лекарственные растения).

Настук: Послушайте загадку «Четыре братца под одной крышей стоят»? (стол – пызан).

Настук: Что вы можете сказать об этом предмете быта? (он большой, деревянный).

Настук: Почему в каждом доме стол был таким большим? (раньше семьи были большие, жили вместе с бабушками, дедушками, было много детей, есть садились все вместе).

Настук: Какой предмет ставили хозяева дома? (лавка - лабич, скамейка).

Настук: Их ставили вдоль стен, к столу, они занимали мало места, их можно было передвигать. Ребята, а это что за предмет? (сундук).

Настук: Для чего он был нужен? Что в нем хранили? (одежду, скатерти).

Настук: Сундук был большой, были железные и деревянные сундуки. А как вы думаете, для чего использовались полки? На коми языке – джадж (на полках стояла посуда).

Настук: Полки вешали вдоль стен, чтобы посуда всегда была у хозяйки под рукой. А какие предметы еще должны быть у хозяйки под рукой? Посмотрите внимательно, что еще находится в избе (ухват – укват, кочерга, деревянная лопата – пач зыр).

Настук: Мы уже знаем с вами, зачем нужен был ухват. Чтобы вытащить чугунок из печки. А лопатой вытаскивали противень, на котором пекли хлеб, пирожки, шаньги. А кочергой убирали угли из печки. Ребята, давайте вспомним, в каких сказках упоминается печь. На столе вы видите иллюстрации к сказкам, выберите нужные (гуси-лебеди, три поросенка, по щучьему веленью, заячья избушка, волк и семеро козлят).

Настук: А как вы думаете, где хозяйка и ее дети мыли руки? (ответы детей).

Настук: Раньше в избах не было водопровода, и воду носили из колодца с помощью коромысла и ведер. Посмотрите, как раньше носили воду в ведрах с помощью коромысла (Настук показывает иллюстрацию).

Настук: А вы хотите попробовать? (включается мелодия песни «Пошла млада за водой» и дети пробуют) Воспитатель: Как мы можем помочь Настук? Из чего можно сделать коромысло? (из пластилина, из бумаги, из дерева).

Настук: Точно, давайте слепим.

(Воспитатель раздает материал для лепки. Самостоятельная продуктивная деятельность. Звучит коми народная мелодия).

Настук: Аттьö. Спасибо. Такие красивые коромысла получились. Отнесу своим подружкам. Воспитатель: Ребята, куда мы с вами ходили? (в коми избу).

Воспитатель: Как обставлена коми изба? (деревянными предметами быта).

Воспитатель: Какие коми слова вы запомнили? (пач, пызан, укват, лабич, джадж).

Воспитатель: Что было для вас сложным? (ответы детей).

Воспитатель: Хотелось бы вам узнать о других предметах быта, о посуде, одежде народа коми? (ответы детей) Воспитатель: Понравилось ли вам занятие? (ответы детей).

Воспитатель: И нам с Настуком очень понравилось наше занятие. Все были активны и любознательные. Все знаете, что находится в доме у Настук.

Конспект занятия по коми языку в старшей группе по теме: «Традиционная посуда коми народа».

Цель: знакомить с традиционной посудой народа коми.

Задачи:

1. Рассказать детям историю возникновения различной посуды (глиняной, берестяной, деревянной – туески, чугунки, кастрюли).

2. Формировать представление детей о домашней утвари коми народа – пестер, туес, ковш, тарелка, ложка, солонка; ее происхождении и материале, из которого она изготавливается.

3. Воспитывать патриотические чувства; интерес к познанию родного края.

Словарная работа: куд, пестерь, ступа, чугун, кадка.

Предварительная работа: беседа «знакомство с коми народом», просмотр презентации о коми народе, ремесло коми народа.

Виды деятельности: познавательное развитие (экскурсия в мини-музей, показ экспонатов); речевое развитие (рассказ, рассматривание изделий); физическое развитие; художественно-эстетическое развитие (продуктивная деятельность – лепка); социально-коммуникативное развитие (игровая деятельность).

Материал: заранее заготовленная глина, картины с коми посудой.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: - Ребята, любите ли вы путешествовать? Где вы хотели бы побывать? А хотите совершить путешествие в прошлое? (ответы детей).

Воспитатель: Вас приглашает кукла Настук отправиться вместе с ней в прошлое коми народа. И спрашивает вас, на чем вы хотели бы отправиться? (подвести детей, что лучше отправиться на автобусе).

Воспитатель: Давайте сядем в автобус, возьмитесь парами и поехали. Шофером будет Максимов Кирилл (импровизация езды на автобусе):

Мы в автобус дружно сели

И в окошко посмотрели.

Наш шофер педаль нажал,

И автобус побежал.

Стоп! Машинам красный свет.

Дальше нам дороги нет! (воспитатель вводит детей в мини музей).

Воспитатель: Кукла Настук привела нас с вами в необычное место. Что вы здесь видите? (разные вещи, предметы на картинках).

Воспитатель: Старинные вещи, это не просто старые, которые нам надоели или пришли в негодность. Например, старое платье или кастрюля – какие вещи? (старинные).

Воспитатель: Какие вещи называют старинными? (ответы детей).

Воспитатель: Старинные, значит те, которые сделаны руками человека давно и которыми уже не пользуются современные люди. Ребята, а как называется место, где хранятся старинные вещи? (Кладовка? Шкаф? Музей!).

Воспитатель: В музее все эти предметы называются экспонатами. И это необычное место, куда мы сами попали, называется музей. Кукла Настук привела нас в мини музей «Традиционная посуда Коми народа». Как вы думаете, с чем вы сегодня будете заниматься? (ответы детей).

Воспитатель: - Будем продолжать знакомиться с посудой коми народа. Кукла Настук сообщает нам, что одним из самых используемых материалов коми народа была береста – сюмӧд. Легкая, красивая, эластичная, водопроницаемая; она была незаменимая в быту. Из нее делали разнообразную утварь, например – посуду. Посмотрите, что приготовила Кукла Настук для вас (куд). Как вы думаете, что это может быть? (предполагаем, что возможно это ведерко с крышкой).

Воспитатель читает с картинки правильный ответ.

Воспитатель: Кукла Настук предлагает вам пощупать Куд. Какой он на ощупь? (шершавый, твердый).

Воспитатель: А какую вы можете предложить для сравнения современную посуду? (считаем, что возможно контейнер пластиковый).

Воспитатель: Кукла Настук предлагает вашему вниманию другую посуду тоже из бересты. Рассмотрите ее внимательно. А мы с вами какую посуду используем для сбора ягод и грибов? Мы можем предложить ведерко или бидон для ягод, а для грибов корзинку, пакет. Кукла Настук хочет предложить для сбора ягод вот такую посуду (пестерь).

Воспитатель: Коми парма, лесное изобилие предопределило и характер застройки домов, использование дерева как основного строительного материала. Деревня, село были деревянными. Это ярко отражалось и в разнообразии крестьянской утвари. Древесина обрабатывалась с удивительной изобретательностью и мастерством. Применение находили все породы дерева, все части древесного ствола. Мастерски изготовлялась разнообразная деревянная посуда. Ее выдалбливали из цельного деревянного обрубка, собирали на клепку. Обратите внимание вот на эту посуду (ступа).

Воспитатель: А попробуйте предположить, для чего использовалась ступа? (ответы детей) Воспитатель: Для приготовления крупы (шыдōс) использовалась ступа (гыр) и пест (тоин). Ступа изготовлялась из цельного куска ствола, внешняя часть обычно делалась на конус с оставлением «ножки» - основания. Вынималась с помощью долота внутренняя часть и ступа готова. Обычно высота ступы не превышала 90 см, а глубина 50 см. Работали пестом, сделанным также из дерева, обивая иногда наконечник железом. В средней части песта обычно делали выемку для удобного обхвата рукой. Дробили обычно два-три раза. Как вы думаете, на какую современную посуду похожа ступа? (думаем, что на кастрюлю или тазик с толкушкой).

Воспитатель: А также, коми люди изготавливали из отдельных досок посуду. Взгляните на эту посуду (кадка). Как вы думаете, на что она похожа и как называется? (думаем, что это возможно бочка, ведро).

Воспитатель: А вы можете предположить для чего использовали кадку? (предполагаем, что для воды, может быть, хранили там крупы, или воду держали).

Воспитатель: Коми люди делали в кадке квашеную капусту и держали воду. В основном из дерева изготавливали посуду мужчины, так как это был нелегкий труд. Одним из древнейших занятий у коми, как и других народов, было гончарство. Как вы думаете, что такое гончарство? (делали посуду из глины).

Воспитатель: У Коми глиняную посуду для собственного потребления делали в основном женщины. При производстве ее в домашних условиях, но и здесь мужчины тоже принимали участие. Кукла Настук говорит нам, посуду, сначала делали из глины, а потом стали отливать из чугуна (предполагаем для того, чтобы размять картошку, ягоды).

Воспитатель: А как вы думаете, что это? (горшочки).

Воспитатель: Вы можете предположить, для чего нужны были горшочки и чугуны? (ответы детей).

Воспитатель: Ребята, в чугунах запекали кашу, картошку и многое другое, ставили полностью чугун в печь. Сегодня нам с вами, кукла Настук предлагает отправиться в мастерскую и попробовать для начала сделать самим чугуны из глины.

Мы в автобус дружно сели

И в окошко посмотрели.

Наш шофер педаль нажал,

И автобус побежал.

Стоп! Машинам красный свет.

Дальше нам дороги нет.

Воспитатель: Мы с вами приехали в мастерскую. Вы можете занять свои рабочие места. Ребята, а для чего мы приехали сюда? (чтобы попробовать научиться лепить чугун, как мастер).

Рассматривание образца.

Воспитатель: Давайте посмотрим, какой формы чугун? Дно узкое, середина чугуна расширяется, а к вершине немного сужается.

Демонстрация лепки чугуна.

Воспитатель: Теперь Кукла Настук предлагает вам побыть мастерами и выполнить такую же работу.

Самостоятельная работа детей.

Воспитатель: Вы молодцы, ребята! Скажите, легко ли мастерам было делать чугуны только больше размером и из металла? (ответы детей).

Воспитатель: А теперь кукла Настук предлагает нам поиграть в коми подвижную игру: «Ошкö-бабö» («Медведь-бабушка»).

Дети выбирают медведя по жребию, остальные – сборщики ягод. Медведь на четвереньках в центре круга. Его накрывают шубой. Сборщики ходят по кругу, собирая ягоды и при этом поют:

Ошкö-бабö, ошкö-бабö,

(Медведь-бабушка, медведь-бабушка),

Чöдтö вотам, пувтö öктам,

(Чернику собираем, бруснику собираем),

Бур вотöссö босьтам,

(Хорошую ягоду возьмём)

Лёк вотöссö чöвтам,

(Плохую ягоду оставим).

В удобный для себя момент, водящий набрасывается на убегающих игроков. Пойманный «медведь» становится новым «медведем».

Воспитатель: Пора нам с вами отправляться обратно. Заходим обратно в автобус.

Мы в автобус дружно сели

И в окошко посмотрели.

Наш шофер педаль нажал,

И автобус побежал.

Стоп! Машинам красный свет.

Дальше нам дороги нет.

Воспитатель: Ребята, куда мы с вами ездили? Для чего мы там были? Что нового для себя вы узнали? Чему вы научились? Что интересного для вас было? Что больше всего вам понравилось? (ответы детей).

Воспитатель: Один очень мудрый человек сказал: кто знает язык и традиции, кто изучает историю и культуру коми края, кто любит и сохраняет свою родину, тот получит силу, ум и здоровье от коми земли.

Конспект занятия по коми языку в старшей группе по теме: «Знакомство с коми народным костюмом».

Цель: дать детям знания о коми народном костюме.

Задачи:

1. Познакомить детей с особенностями коми народного костюма.

2. Обогащать и активизировать словарь детей (пестрядь, кайма, холст, коты).

3. Развивать интерес к прошлому коми народа.

Предварительная работа: рассматривание куклы в коми народном костюме.

Материал: коми народный костюм (женский и мужской), элементы современной одежды (пояс, шляпа, шарф и другие), аудио запись музыки, магнитофон, иллюстрации старинных головных уборов.

Виды деятельности: познавательная (беседа), речевая (словарная работа, вопросы, дидактическая игра), художественно-эстетическая (рисование).

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в прошлое на машине времени.

(Дети встают в круг, закрывают глаза, звучит музыка, выключается свет).

Воспитатель: Где мы оказались? (в коми избе) Детей встречает гостья – кукла Настук.

Настук: Видза оланныд, челядь! (видза оланныд) (Приглашает детей войти и сесть на лавки).

Настук: Меня зовут Настук. Откуда вы ко мне пожаловали? Какая на вас интересная одежда.

Воспитатель: Чем отличается наша одежда от одежды Настук? (у нас платья, юбки, футболки, платья короткие, а у Настука сарафан длинный).

Настук: Раньше коми женщины носили сарафан, рубаху, головной убор, фартук и чулки. Сарафан шили из холста. Что такое холст? (ответы детей).

Настук: Холст – это льняная ткань домашней выделки. Использовали также и цветную клетчатую ткань – пестрядь. По плечам рубаху украшали вставками другого цвета или вышивали узор. Где еще есть узор? На подоле. Ворот украшали цветной каймой. Поверх сарафана надевали фартук и подпоясывали поясом. Есть ли у вас головной убор? (ответы детей). Настук: Раньше у всех девушек и женщин были длинные волосы, их заплетали в одну или две косы, носили ленту или повязку (показ иллюстраций).

Настук: Какую одежду носят сейчас мальчики? (футболки, рубашки, шорты, брюки).

Настук: Мужчины в давние времена тоже носили рубахи. Их шили из белого холста, пестряди, ситца, украшали вышивкой. Старинные рубахи были длинными, носились они поверх штанов и подпоясывались поясом. Штаны шили из пестряди, чаще синей в белую полоску. Мужчины носили чулки с сапогами или низкой кожаной обувью – котами. Настук: Предлагаю немного поиграть:

Мунöй, челядь, мунöй, челядь, мунöй, челядь, мунöй (идут вперед).

Сувтöй, челядь, сувтöй, челядь, сувтöй, челядь, сувтöй (маршируют на месте или останавливаются).

Узьöй, челядь, узьöй, челядь, узьöй, челядь, узьöй (имитируют сон).

(Настук предлагает детям поиграть в игру «Скажи, какой?»).

Настук: Отгадайте, о какой одежде я говорю: Длинный, холщовый, пестрый, прямой (сарафан).

Настук: Закончите словесный ряд:

Рубаха была белая. А какая еще? (пестрая, вышитая, длинная).

Штаны синие. А еще какие? (полосатые, широкие).

Пояс длинный. А еще какой? (тканый, плетеный).

Чулки высокие. А еще какие? (вязанные, сшитые, узорные).

(Настук предлагает детям поиграть в еще одну игру «Кто больше заметит?»).

Настук: Сейчас я изменю что-то в своем костюме, а вы отгадайте, что изменилось.

(Настук предлагает детям украсить шаблоны коми костюма. Включается музыка).

Воспитатель: Что вы нового узнали? Что вам было интересно? С какой одеждой коми народа вы познакомились? (ответы детей).

Конспект занятия по коми языку в старшей группе по теме: «Коми орнамент.

Элементы орнамента (украшение коми наряда)».

Цель: расширять знания детей об элементах коми орнамента и принципах его композиционного построения.

Задачи:

1. Познакомить детей с разными видами орнамента: ленточный, замкнутый, сетчатый; основными группами: орудия труда и другие предметы, животный мир, растительный мир, фигуры людей.

2. Формировать умение составлять узор на коми наряде, называя элементы коми орнамента.

3. Развивать навык составления узоров из различных элементов и способствовать развитию воображения.

4. Воспитывать интерес к национальному своеобразию коми народа, воспитывать аккуратность, желание прийти на помощь.

Словарная работа: ленточный, замкнутый, сетчатый.

Предварительная работа: рассматривание альбома и наглядно-демонстрационного материала «Коми орнамент», экскурсия в фольклорную коми избу, разукрашивание передника, создание в группе мини-музея «Народные промыслы». Виды деятельности: социально-коммуникативное развитие (знакомство с подругой у Настук Авьей, постановка и решение проблемной ситуации); познавательное развитие (усвоение новых знаний и способов действий); речевое развитие (беседа об имеющихся знаниях о коми орнаменте); художественно-эстетическое развитие (рисование узоров на коми женском наряде, организация выставки).

Материалы: заготовки костюмов, гуашь, кисти, карандаш, две куклы, виды и группы коми орнамента.

Ход образовательной деятельности:

Настук: Здравствуйте, ребята! Очень рада видеть вас. Знакомьтесь, это моя подружка Авъя. Дети здороваются с куклами. Воспитатель: Ребята, посмотрите на них внимательно. Скажите, они похожи? (ответы детей).

Воспитатель: И чем же они похожи? (лицом, волосами, у них одинаковый наряд).

Воспитатель: Вы считаете, что Настук и Авъя в абсолютно одинаковой одежде? (ответы детей).

Воспитатель: У Настук белая рубашка, зеленый сарафан и у Авьи все точно такое же, согласны со мной? (нет, мы не согласны, Настук выглядит нарядней).

Воспитатель: А почему она выглядит нарядней? (Настук нарядная, так как у нее узоры на одежде).

Воспитатель: Все правильно. Сегодня мы с вами выясним, что же за такие волшебные узоры украшают наряд у Настук. Выясним и постараемся украсить скучный наряд Авьи. Мы с вами уже знакомились с коми узором, он называется? (орнамент).

Воспитатель: Правильно. Орнаментом называют узор, построенный на повторе и чередовании составляющих его элементов. По построению он бывает трех видов: ленточный; замкнутый; сетчатый. (Вывешивается наглядность, показ сопровождается рассказом воспитателя).

Воспитатель: Ленточным орнаментом называется украшение, декоративные элементы которого создают ритмический ряд с открытым двусторонним движением, вписывающимся в ленту. Замкнутым орнаментом называют узор, декоративные элементы которого сгруппированы так, что создают замкнутое движение. Сетчатым орнаментом называют композицию, которая строится при помощи сетки. Сетчатый орнамент строится на ритмическом чередовании одного или нескольких элементов. Посмотрите внимательно на наряд у Настук, на каких частях одежды присутствует орнамент? (на рукавах рубашки, на поясе, на воротничке).

Воспитатель: Ребята, какие элементы вы видите на орнаменте у Настук? (ответы детей).

Воспитатель: Все элементы, из которых состоит узор, являются определенными символами и не случайно появились в этих узорах. В орнаментах на наряде у Настук, встречаются простые геометрические элементы: точки, квадраты, прямоугольники, ромбики, крестики, треугольники, диагональные линии. В более сложных узорах эти элементы комбинируются. Источником для создания интересных композиций в коми орнаментах для человека стала природа и окружающий мир. В итоге орнаменты коми можно разделить на несколько основных групп (педагог сопровождает свой рассказ наглядностью по каждой группе узоров): одни связаны с орудиями труда и другими предметами (зубья, пилы, крест, компас и другие); вторые относятся к представителям животного мира (рога, насекомые и другие); третьи являются изображением растений (елочный узор, цветок, зерно и другие); четвертые являлись изображением фигур людей (мужчина, женщина и другие). (Показ элементов коми орнамента. Дети называют их названия (чум, оленевод, солнце, ошейник, компас и так далее).

Воспитатель: Сегодня ваша задача выполнить коми орнамент, используя элементы, которые вы сейчас перечислили. Сейчас я вам ребята предлагаю помочь Авье и украсить ее скучный наряд. Каждый из вас получит заготовку наряда. У вас уже отмечена полоса, в которой должен появиться коми орнамент из элементов, представленных на доске. Не забываем, что орнамент – это узор из чередующихся элементов, то есть ваша задача выбрать несколько элементов и чередовать их. (Ребятам предлагается выполнить орнаментальную композицию из элементов, которые им больше всего понравились. Предоставляется полная творческая свобода, оказывается индивидуальная помощь. Самостоятельная работа сопровождается музыкой на выбор воспитателя).

Воспитатель: Я вижу, что у всех работа готова.

(Подводятся итоги работ, организуется выставка. Проверяется усвоение нового материала. Дети рассказывают, с помощью каких элементов коми орнамента выполнили свою работу).

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 03.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области