Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Отрадненская средняя общеобразовательная школа №3»
Конспект открытого урока
по предмету математика
3 класс
Тема: «Приёмы умножения и деления для случаев вида 203, 320, 603»
Выполнил:
учитель начальных классов
Славкова Наталья Николаевна
г. Отрадное
2021г.
Урок 68
«Приёмы умножения и деления для случаев вида 203, 320, 603»
3 класс, УМК «Школа России», учебник «Математика, 3 класс» М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова, рабочая программа предмета «Математика» 3 класс ФГОС НОО.
Тип: изучение нового материала
Цель урока: познакомить с приёмами умножения и деления двузначных чисел, оканчивающихся нулём, на однозначное число; закреплять умение решать задачи изученных видов.
Планируемые результаты:
личностные | метапредметные | предметные |
развивать творческое воображение; - развивать мотивы учебной деятельности. | Коммуникативные: -развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (при решении учебных задач). Регулятивные: -формировать способности к оцениванию результатов выполненного задания по учебнику. Познавательные: -сравнивать объектов по выделенным признакам; -устанавливать причинно-следственные связи; -доказывать свою точку зрения. | - моделировать приёмы умножения и деления круглых чисел с помощью предметов. - читать равенства, используя математическую терминологию. - использовать переместительное свойство умножения и деления при вычислениях. |
Подготовка к уроку: у детей на партах веер с цифрами; учитель приготовил 5 монет достоинством 10 рублей; карточки с примерами из таблицы умножения; мультимедийное устройство.
№ | Этапы урока | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | УУД |
1 | Организационный 1 минута | -Ребята, доброе утро! Перед тем, как мы начнем урок, улыбнитесь друг другу и нашим гостям. Я уверена, что наш урок пройдет хорошо! -А как вы думаете, что мы должны для этого сделать? -Всё правильно! | (Учащиеся приветствуют друг друга и гостей, садятся на места.) -Не шуметь. - Поднимать руку. - Внимательно слушать друг друга. | Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности Личностные: готовность и способность к саморазвитию и мотивация к познанию нового. |
2 | Актуализация знаний 5 минут | -Давайте подумаем, чему мы учимся на уроках математики? - Ребята, вы всё правильно сказали. И сегодня мы с вами начнем урок с проверки нашего умения считать. Приготовьте свои веера с цифрами. Я буду вам показывать карточку с числовым выражением, а вы мне показываете ответ (карточки 77; 86; 96; 49; 59; 68; 69; 94; 95) -Ребята, а вы ничего не заметили? - Каким правилом вы воспользовались при вычислении этих выражений? | Кирилл: на уроках математики мы учимся считать. Варя: решать задачи. Дима: изучаем новые геометрические фигуры. (ребята готовят веера) (ребята показывают ответы) 49,48,54,36,45,48,54,36,45. Никита: в разных выражениях одинаковые ответы. Коля: от перестановки мест множителей произведение не меняется. | Предметные: использовать при вычислении знакомые правила; использовать при ответах на вопросы обозначения компонентов умножения. Регулятивные: умение высказывать свое предположение на основе собственных знаний. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме и понимать речь других. Умение слушать. |
3 | Мотивация и целепологание 6 минут | -Какие вы молодцы! Откройте, пожалуйста, тетради и запишите число, классная работа. Ребята посмотрите, что у меня в руке? (показываю монету достоинством 10рублей) - какое число вы видите на ней? - что вы можете сказать об этом числе? -как по-другому называется число 10? (кладу монету на полочку на доске) -сколько монет по 10 руб. я выкладываю? -Дима, запиши на доске это числовым выражением. (кладу на полку вторую монетку достоинством 10 руб., затем 3-ю монетку, 4-ю и 5-ю – после каждой монеты один из учащихся выходит к доске и записывает числовое выражение на доске) -Ребята, а изменятся ли результаты, если мы поменяем множители местами? -Почему? -Запишите числовые выражения, поменяв множители местами. Вадим задание выполнит на доске, а вы ребята запишите получившиеся выражения во второй столбик самостоятельно. -Молодец, Вадим, садись на место. - Ребята, сравните 2 множитель и произведение в первом столбике. Что вы заметили? - Правильно, молодец! А что получиться, если произведение разделить на первый множитель? -Молодец! Никита, запиши нам, пожалуйста, получившиеся числовые выражения на доске, а вы ребята запишите эти выражения у себя в тетрадь в третий столбик. -Спасибо, Никита! Садись на место. - Ребята, сравните делимое и частное в третьем столбике. Что вы видите? -Молодцы! Кто уже догадался, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? - Правильно! А какие задачи перед нами стоят? -Какие вы, молодцы! | (обучающиеся открывают тетради и записывают число, классная работа) Катя: у вас в руках монета. Егор: число 10. Юра: это двузначное число. Вадим: это число оканчивается на 0, поэтому мы можем сказать, что это круглое число. Георгий: в этом числе 1десяток, единицы отсутствуют. Сергей: десяток. Алена: одну. Дима выходит к доске и записывает выражение 101=10 Вероника: 102=20 Даша: 103=30 Кирилл: 104=40 Соня: 105=50 -нет. Георгий: от перестановки мест множителей произведение не меняется. Учащиеся работают самостоятельно в тетрадях, Вадим записывает числовые выражения на доске 110=10 210=20 310=30 410=40 510=50 Варя: ко 2 множителю приписывается 0 и получается значение произведения. Никита: 2 множитель. Учащиеся записывают выражения в тетради, Никита выходит к доске и записывает числовые выражения 101=10 202=10 303=10 404=10 505=10 Аня: к результату деления десятков в частном приписывается 0. Алена: сегодня на уроке мы будем учиться решать примеры на деление и умножение двузначных круглых чисел на однозначное число. Тимофей: мы должны научиться умножать и делить двузначные круглые числа на однозначное число. Вероника: правильно записывать числовые выражения. Егор: решать задачи. | Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Предметные: Осознанно называть и различать компоненты арифметических действий; применять известные правила при решении числовых выражений. Регулятивные: умение высказывать свое предположение на основе собственных знаний. Умение прогнозировать предстоящую работу, ставить учебную задачу и планировать свои действия. Коммуникативные: Умение слушать и понимать речь других. |
4 | Работа по теме урока 10 минут | -Ребята, откройте, пожалуйста, учебник на стр.4 и рассмотрите рисунок. -Что изображено на рисунке? - Сколько палочек в каждом пучке? - По сколько десятков отделено чертой? -Сколько раз по 2 десятка взяли?? - Сколько десятков получилось? - Сколько всего единиц? - Какое произведение получилось в первом столбике? -Хорошо! Как получили произведение во втором столбике? - Изменился результат? Почему? - Все верно! Давайте посмотрим на третий столбик. Какое частное записано? - Как узнать результат? - Давайте, сделаем вывод: как выполнить умножение и деление чисел, оканчивающихся нулем? -Умницы! Давайте выполним №1 на стр.4. При решении выражения прошу вас проговаривать, как вы находите результат. Итак, начнем. -Хорошо! -Молодец! - Верно! -Отлично! - Правильно! А теперь давайте выполним №2. 1 ряд выполняет 1 столбик, 2 ряд- 2 столбик, 3 ряд – 3 столбик. Лаврентий, Катя, Сергей будут выполнять свои задания у доски, остальные работают в тетрадях. На работу даю 3 минутки. - Проверяем! Если у ребят ответ верный хлопаем в ладоши, если вдруг кто-то ошибся, мы поднимаем руку и называем верный ответ. - Какие вы все молодцы! | (учащиеся открывают учебник и рассматривают рисунок) Учащиеся отвечают на вопросы. Георгий: на рисунке изображены палочки в пучках. Тимофей: 10 палочек. Вадим: по 2 десятка? Дима: 3 раза. Аня: получилось 6 десятков. Катя: 60 единиц. Маржона: 203=60 произведение равно 60. Юра: поменяли множители местами 320=60 Сергей: нет. От перестановки множителей значение произведения не меняется. Вероника: 603 Дима: мы знаем, если произведение разделить на один из множителей, то получится другой множитель. 603=20 Кирилл: надо умножить или разделить число десятков, а потом к результату приписать 0. (учащиеся выполняют №1 с объяснением) Вероника: 108=80 1 умножаю на 8, получаю 8 и 0 приписываю, в произведении получаю 80. Тимофей: 909=10 9 делю на 9, получаю 1 и приписываю 0, в частном получаю 10. Коля: 402=20 4 делю на 2, получаю 2 и 0 приписываю, в частном получаю 20. Егор: 250=100 2 умножаю на 5, получаю 10 и приписываю 0, в произведении получаю 100. Аня: 204=80 2 умножаю на 4, получаю 8 и приписываю 0, в произведении получаю 80. Учащиеся работают в тетрадях; Лаврентий, Катя, Сергей работают у доски, решив выражения, ребята садятся на место. Лаврентий читает выражение и называет результат. 603=20 делимое 60, делитель 3, частное 20. (ребята хлопают в ладоши) 104=40 Первый множитель 10, второй множитель 4, произведение 40. (ребята хлопают в ладоши) Катя читает выражение и называет результат 1005=20 Делимое 100, делитель 5, частное 20. (ребята хлопают в ладоши) 303=90 Первый множитель 30, второй множитель 3, произведение 90. (ребята хлопают в ладоши) Сергей читает выражение и называет результат 240=80 Первый множитель 2, второй множитель 40, произведение 80. (ребята хлопают в ладоши) 610=60 Первый множитель 6, второй множитель 10, произведение 60. (ребята хлопают в ладоши) | Регулятивные: Умение высказывать свое предположение на основе собственных знаний; использовать изученные правила; учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала. Коммуникативные: Умение оформлять свои мысли в устной форме. Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Умение работать в коллективе. Предметные: находить неизвестные числа в равенствах на основе знания взаимосвязи компонентов действий; называть и различать компоненты арифметических действий. Коммуникативные: понимать информацию, представленную в виде схемы; осуществлять взаимопроверку. Личностные: Способность развивать умение применять в жизненных ситуациях и учебном процессе полученные знания. Формирование концентрации внимания, умения включаться в общую деятельность. |
5 | Физкультминутка 2 минуты | - Ребята, давайте встанем возле своих мест. Сейчас я включу музыку с движениями и весёлыми заданиями, и мы вместе их повторим. (включается проектор с музыкальной физкультминуткой https://www.youtube.com/watch?v=duAyk2z-vCI) | Учащиеся встают возле своих мест и повторяют движения с заданиями под музыку. | Регулятивные: Формирование умения соотносить свои действия с действиями другого человека. Развитие умения одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную, мыслительную. Коммуникативные: Умение работать в коллективе. |
6 | Закрепление изученного материала 7 минут | -Молодцы, садитесь на свои места. Продолжаем работать. И давайте выполним №4. Никита пойдет работать у доски, остальные работают в тетрадях самостоятельно. Никита прочитай нам, пожалуйста, задачу. - Как удобнее записать условие задачи? -Давайте составим таблицу и занесем в неё данные задачи. -Никита, можем мы сразу ответить на вопрос задачи? - Молодец! Как нам это узнать? -Запиши первое действие. - Можем мы сейчас узнать какое количество блюдец в 2 коробках? -Запиши второе действие. -Нашли мы ответ на вопрос в задаче? - Как записать ответ? -Молодец, садись, пожалуйста, на свое место. | (учащиеся садятся и продолжают работу) Учащиеся работают в тетрадях. Никита выходит к доске и читает задачу: В 3 коробки поровну разложили 90 блюдец. Сколько блюдец в 2 таких коробках? Никита: в таблице. (Никита чертит таблицу и записывает в неё данные задачи) Никита: нет. Сначала мы должны узнать, сколько блюдец было в 1 коробке. -Мы количество блюдец разделим на количество коробок и получим и узнаем количество блюдец в 1 коробке. Никита записывает на доске первое действие. 1)903=30(шт.) блюдец в 1 коробке. -Да. Нужно количество блюдец в 1коробке умножить на количество коробок. Никита записывает второе действие. 2)302=60(шт.) блюдец в 2 коробках. Никита: ответ нашли. Записать ответ нужно так (Никита записывает ответ) 60блюдец в 2 коробках. | Предметные: Умение выполнять краткую запись задачи в виде таблицы; умение решать задачи опираясь на компоненты задачи. Личностные: самостоятельно планировать собственную вычислительную деятельность и действия, необходимые для решения задачи; Познавательные: находить нужную информацию в учебнике; умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение. Коммуникативные: Умение оформлять свои мысли в устной форме. Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. |
7 | Рефлексия 5минут | -А теперь, мы посмотрим, кто хорошо усвоил новый материал. - Ребята, сейчас на экране появятся числовые выражения. Вам необходимо записать только ответы к ним. Ответы записываем в строчку, через клеточку. На работу вам 2 минутки. Приступаем! (включаю экран, на слайде высвечиваются выражения 302; 402; 610; 602; 502; 420) - А теперь поменяйтесь тетрадями друг с другом и возьмите в руки карандаш. (включаю следующий слайд с ответами :60,20,60,30,100, 80) На экране вы видите ответы, проверьте, правильно ли ваш товарищ по парте решил выражения. На полях поставьте то количество правильных ответов, сколько совпало с моими ответами на экране. И верните тетрадь своему соседу. - Поднимите, руку кто не допустил ошибок при вычислении. -Какие молодцы! Все усвоили новый материал. | Учащиеся самостоятельно решают выражения и записывают ответы в тетради. На экране появляются ответы, ребята сверяют ответы, проставляют количество правильных ответов. Возвращают тетрадь соседу. Ребята поднимают руку. | Регулятивные: Умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Осознавать качество и уровень усвоения. Оценивать результат своей работы. Коммуникативные: Умение работать в парах. |
8 | Итоги 2 минуты | -Ребята, пришло время подвести итоги урока. Скажите, пожалуйста, чему вы научились сегодня на уроке? -Какое задание на уроке вам понравилось больше всего? | Кирилл: мы научились решать выражения на умножение и деление двузначных круглых чисел на однозначное. Юра: мне понравилось решать задачу. Вероника: мне понравился устный счет. Соня: мне понравилось решать новые выражения. | Познавательные: Умение систематизировать полученную на уроке информацию. Умение формировать ответы на вопросы, используя полученную информацию на уроке. Личностные: Элементарные умения самостоятельного выполнения работ и осознание личной ответственности за проделанную работу; элементарные правила общения. Коммуникативные: Умение слушать друг друга. Умение оформлять свои мысли в устной форме. |
9 | Запись домашнего задания 1 минута | - Ребята, закройте, пожалуйста, свои тетради и учебники, уберите их на край парты. Открываем дневники и записываем домашнее задание. Учебник страница 4 №3,6. | (ученики записывают домашнее задание) | |
10 | Оценивание работы детей на уроке 1 минута | (оценивание работы детей на уроке, выставление оценок) - Мне очень понравилось, как вы сегодня работали. Спасибо, ребята, урок закончен. |