Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


В гости к Аксинье

Формировать первоначальный интерес к культуре своего народа в процессе восприятия различных форм фольклора, знакомить с традициями донского искусства.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 г. Новочеркасск

Конспект совместной деятельности

для детей старшего

дошкольного возраста по теме:

«В гости к Аксинье»

Конспект разработала

воспитатель

МБДОУ д/с№7

Голубева Е.Н.

Предполагаемый результат:

•Отражают полученные знания и впечатления в речевой, игровой, музыкальной деятельности.

•Проявляют интерес к традициям и быту своего народа.

• Активно вступают в диалог со сверстниками, с воспитателем.

Цель: создавать условия для формирования эмоционально-положительного отношения к обычаям и традициям донских казаков.

Задачи:

Образовательные:

•Формировать первоначальный интерес к культуре своего народа в процессе восприятия различных форм фольклора (колыбельные песни, хороводные, народные игры)

•Продолжать знакомить с традициями донского искусства, с семикаракорской росписью, с её яркими красками. Совершенствовать технику рисования акварельными красками, свободно экспериментировать, смешивая разные краски для получения задуманных цветов и оттенков.

Развивающие:

• Развивать способность к выразительному чтению малых фольклорных форм.

Воспитательные:

•Воспитать уважительное отношение к культурному наследию своих предков.

Коррекционные:

•Следить за правильным произношением звуков в словах, развивать мелкую моторику.

Приоритетное направление в соответствие с ФГОС: «Познавательное развитие»интегрируется с «Художественно-эстетическим развитием», «Речевым развитием» «Социально-коммуникативным развитием».

Методы:

Наглядный: рассматривание иллюстраций, картин; материалов интернета.

Словесный: вопросы, стимулирующие познавательно-речевую активность, использование художественного слова, малых фольклорных форм.

Словарная работа: станица, лучина, баня, колыбель, хата, рушник, самовар, колодец, коромысло, чугун, погреб, околица.  

Практический: совместные действия воспитателя и ребенка.

Приемы: создание игровой ситуации, смена видов деятельности.

Виды детской деятельности: игровая, двигательная, художественно-творческая, коммуникативная, познавательная

Индивидуальная работа:

Предлагать помощь в ходе совместной деятельности учитывая индивидуальные особенности детей.

Материалы:  казачьи народные песен, мелодии. Иллюстрации, старинные фотографии, кукла, люлька, предметы быта, половички, имитация русской печи, костюмы; корзинка, ленточка.

Предварительная работа: знакомство с предметами быта, обычаями и традициями на других занятиях в «уголке русской избы» и в совместной деятельности;  чтение русских и казачьих народных сказок, потешек, пословиц, поговорок, разгадывание  загадок; слушание народной музыки; организация и проведение русских народных игр: «Заря – заряница», «Горелки», «Клубок» и др.

Ход занятия:

Хозяйка Аксинья сидит  у прялки и прядёт пряжу, качая колыбель и напевая песню.

Колыбельная песня:

Я пряду, пряду кудель,

Я качаю колыбель.

Прялка, прялка не гуди,

Мою Настеньку не буди.

Ты тянись, тянись мой лён,

Ты сойди на Настю, сон.

Баю, баю, баю, бай,

Сонных глаз не размыкай!

В горницу входят дети с воспитателем.

Аксинья: Здравствуйте! Милости просим! Рады гостям, как хорошим вестям!

Дети: Мира, счастья, здоровья вашему дому!

Аксинья: Не толпитесь на крылечке, проходите ближе к печке. Рассаживайтесь поудобнее. В тесноте, да не в обиде. Проходите да хвастайте – какими судьбами.

Воспитатель:  Вот привела к тебе ребят. Пусть, думаю, поглядят, чему-нибудь поучатся.

Аксинья: В прошлый раз я много чего рассказывала, много всего показывала. И хочу  всем вам, ребятки, загадать сейчас загадки. Кто отгадку скажет  - пусть её покажет.

Загадки:

1.На стене висит, болтается,

Всяк за него хватается  (рушник).

2.Кто в избе рогат?  (ухват).

3.Стоит попадья, двумя поясами подпоясана (кадка).

4.Стоит толстячок, подбоченивши бочок

Шипит и кипит, всем пить чай велит (самовар).

5.Обувь немудрёная, но зато народная и душе угодная (лапти).

6.Не шит, не кроен, а весь в рубцах.

По скалке катается, одежда выпрямляется (рубель).

7.Без рук, без ног во все стороны кланяется (люлька).

Аксинья: В люльке Настенька спит, может, кто из вас покачает?

(Девочка садится возле люльки и качает).

Аксинья:  А сегодня расскажу я вам о прялке и веретенце.

Раньше в крестьянской  избе начинали прясть с детства. Прялка была в деревне в каждом доме и считалась одним из самых почитаемых предметов в доме. Долгими зимними вечерами  пряли с их помощью пряжу.

Нарядную прялку мастерил добрый молодец в подарок своей невесте, дарил на память муж жене, отец дочери. Прялку бережно хранили всю жизнь и передавали как великую ценность следующему поколению. И потому её старались украсить и сделать особенно нарядной.

Состоит прялка из донца, на котором сидят, лопасти и ножки-стояка. К лопасти привязывали  кудель. Во время работы мастерица садилась на донце и скручивала  нить из кудели (волокнистого пучка льна или шерсти) на веретено.

Веретено – конусообразная палочка, выточенная, украшенная. (Рассматривают).

Аксинья: Послушайте загадку: «Чем больше я кручусь, тем толще становлюсь». Догадались, что это?

Дети: (отвечают).

Аксинья: Есть такая пословица: «Не велико веретено, а всех одевает оно».

Аксинья: Какие цвета использовал художник для украшения веретена?

Дети: яркие цвета: жёлтый, зелёный, красный, оранжевый, светло-фиолетовый, синий…

Аксинья: Ребята, обратите внимание на узоры на прялке. (Даёт возможность внимательно детально рассмотреть все детали). Назовите элементы узоров.

Дети: цветы, бутоны, веточки, лепестки, листочки, завитки, ягодки, фрукты, солнышки-подсолнышки..

Аксинья: Ребята, а как вы думаете, где мы видели похожие узоры, такую роспись? На чём?

Дети: Такие элементы, узоры мы видели, когда знакомились с Семикаракорской посудой.

Аксинья: Ребята, а вам бы хотелось попробовать себя в роли художника, и что-нибудь разукрасить? У меня есть краски, бумага с нарисованными контурами посуды, фигурок. Я была бы рада, если бы вы придумали красивые узоры для них.

Аксинья предлагает детям выбрать себе по желанию заготовку, которую он бы хотел разукрасить. Образцы элементов семикаракорской росписи. И пройти на места.

А чтобы работать было веселей раньше пели песни. Ниточка прядётся, а песенка поётся. (Ставится фоновая мелодия русской народной песни «Прялица»).

Текст песни «Прялица»

Позолоченная прялица,

Мы прядём, а нитка тянется,

Мы прядём, а нитка тянется,

Нам работа наша нравится…

После окончания детской художественно-творческой деятельности. Аксинья хвалит детей за красивые узоры и обещает организовать выставку, чтобы все смогли посмотреть детские работы.

А воспитатель спрашивает детей:

- О  чём же поведала сегодня Аксинья? С какими старинными предметами быта познакомила?

Дети рассказывают, что говорили о рушнике, ухвате, кадке, рубеле, люльке. И познакомились с прялкой и веретеном.

Воспитатель: А что понравилось больше всего?

Ответы детей.

Аксинья: А вы знаете такую поговорку: «Делу время –потехе час».

Воспитатель: А мы припасли для тебя, Аксиньюшка, забавушек на всякий вкус.

                   Кому – хоровод, кому – игру, кому – потешечку.

Как у наших ворот

Собирался народ,

Собирался народ

На весёлый хоровод!

Заведём нашу, казачью!

Аксинья: Да и я, пожалуй, встану

                 От ребяток не отстану.

Хоровод «На горе-то калина».

Аксинья:  Ребята играют, меня потешают.

Дети:  А в русские народные игры играть будем?

Воспитатель:  В какие?

Дети: Давайте в «Горелки» или «Заря – заряница».  (Дети считалкой выбирают  водящего).

Считалка

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы собрались поиграть,

К нам сорока прилетела,

И тебе водить велела.

Русская народная игра «Заря – заряница»

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих - Заря - ходит сзади с лентой и говорит:

Заря-заряница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые -

За водой пошла.

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится Зарей. Игра повторяется.

Правила игры. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту.

Аксинья:  Шутки, прибаутки, веселье!

                   А у меня есть вкусное угощение.

                   Пироги капустные

                   Очень даже вкусные.

«Не красна изба углами, а красна пирогами»      (пословица)

Аксинья выносит на подносе пироги.

Берите, не стесняйтесь, пирогами угощайтесь!

Дети: Благодарствуем, Аксиньюшка. Спасибо, Хозяюшка, за хлеб – соль да пироги знатные.

                   За учение уму – разуму.

                   А нам пора с вашего двора.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 28.06.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области