Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"Межличностные отношения в школе"

Семинар для педагогов по межличностным отношениям в школе

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Меньшикова Алла Александровна

Учитель начальных классов, педагог-психолог

МОУ «СОШ №9»

г.Ухты, Республики Коми

Семинар для педагогов

«Межличностные отношения в школе»

«Сердце человека всё соткано из его отношений к другим людям; с ними связано главное содержание психической, внутренней жизни человека»

С.Л.Рубинштейн

Игра – разминка «Какой я глазами других?»

- Напишите 3 хороших качества (характеристики), умения, которые делают данного вам человека уникальным. А мы потом угадаем, о ком идёт речь.

Двух одинаковых людей не существует. Каждый человек уникален и неповторим, но полноценной личностью он может стать только в обществе.

Ассоциации - КИРПИЧНАЯ СТЕНА (проблемы, выстраивание отношений как по кирпичикам, сталкиваться с проблемами, сглаживать углы…)

- Мы сегодня тоже создадим стену из проблем.

- У кого в классе есть проблемы между учащимися? Какие? Напишите на кирпичиках.

Тема: «Межличностные отношения в школе»

Ребенок начинает социализироваться — общаться и говорить с самого раннего возраста. К моменту поступления в школу он уже владеет определенным набором речевых и коммуникативных навыков. Проблема формирования и становления таких навыков, другими словами межличностных отношений у обучающихся приобретает все большее общественное значение, так как именно они являются показателем духовной культуры личности. 

Если мы обратимся к словарю  C.И. Ожегова, найдем следующее толкование словосочетания «Межличностные отношения» — «отношения, складывающиеся между людьми, умение работать, действовать вместе, принимать участие в общем деле часто сопровождающиеся выражением эмоций». 

Учебное сотрудничество, а именно построение межличностных отношений в образовательном процессе является разветвленной сетью взаимодействий по следующим четырем линиям: 1) учитель — ученик (ученики), 2) ученик — ученик в парах и в тройка, 3) общегрупповое взаимодействие учащихся в учебном коллективе  и 4) учитель — учительский коллектив. Г.А. Цукерман выделяет еще одну производную от этих линий — сотрудничество ученика «с самим собой».

Межличностные отношения можно разделить на следующие пары: личные и деловые, эмоциональные и рациональные, официальные и неофициальные, координационные и субординационные.

Личными называют отношения, которые возникают между людьми как личностями. В основе таких отношений лежат чувства, которые люди испытывают по отношению друг к другу, а также индивидуальные, психологические особенности этих людей. Чувства могут быть положительные и отрицательные, включать переживания, симпатии, антипатии, любовь, вражду, ненависть, уважения и т.д.

Деловые взаимоотношения людей основаны не на чувствах, а на тех ролях, которые люди играют в современной деятельности, на обязательствах, которые они берут на себя в современной работе, или на обязанностях, которые другие люди возлагают на них. Они обусловлены производственной, учебной, общественной деятельность и ее социальными рамками. Регулируются правовыми и моральными нормами. Личные и деловые взаимоотношения между собой переплетаются, но полностью не совпадают.

Эмоциональными называются взаимоотношения, которые основаны на эмоциях и непосредственно выражаются в эмоциях, переживаемых одним человеком в отличие от другого человека. Сопровождаются положительными или отрицательными эмоциями, не всегда основаны на действительности, объективной информации о человеке.

В рациональных межличностных отношениях на первый план выступают знания людей друг о друге и объективные оценки, которые им дают окружающие. Они основаны на разумных расчетах и выводах, строятся исходя из реальной пользы. Они не всегда совпадают с эмоциональными и могут быть даже противоположны.

Официальные – взаимоотношения, которые установлены и поддерживаются официально, в соответствии с каким-либо нормативными, правовыми актами (законы, уставы, положения, приказы, инструкции и т.п.) В них вступают по должности.

Неофициальные отношения складываются на базе личного отношения человека к человеку, не регулируются правовыми актами.

Координационные отношения – это такие отношения, в которые ступают равноправные, независимые люди. Они не подчиняются и не зависят друг от друга.

Субкоординационные – взаимоотношения, в которые они вступают, имея различный социальный статус. Это неравноправные отношения, которых одни люди подчиняются другим.

Таким образом, учащиеся, в процессе обучения, вступают в различные виды межличностных отношений, обусловленные их спецификой.

Межличностные отношения – это связи, переживаемые каждым ребенком отдельно, они проявляются в характере и в том взаимном влиянии, которое оказывается детьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общении; – это система установок, ориентаций, ожиданий и др., через которые дети воспринимают и оценивают друг друга. От этих отношений зависит социально-психологический климат в коллективе.

Поэтому формирование межличностных отношений в школьном возрасте - важное условие развития ребенка, одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни, так как общительность, умение контактировать с окружающими людьми – необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности.

Межличностные отношения проявляются, формируются и развиваются в процессе общения. Общение – это информационное и предметное взаимодействие. Отношения возникают в различных сферах жизнедеятельности детей (трудовой, учебной, игровой, спортивной и др.)

Для создания благоприятной, дружеской атмосферы в классе каждый педагог должен знать о факторах, влияющих на положение ученика в классе:

•влияние учителя

•интересы ребенка

•личные качества ребенка

•успеваемость

•семья

Любая группа людей имеет свою социально-психологическую структуру. С точки зрения социометрии структура выглядит так: звезды (лидеры), предпочитаемые, не предпочитаемые (аутсайдеры), изолированные. Лидеры могут быть как положительные (принимающие правила транслируемые педагогами), так и отрицательные (конфликтующие с учителями и школьными порядками).

Проблемы, возникающие в сфере межличностных отношений учащихся, зачастую обусловлены такими обстоятельствами как:

- возраст (типичные проблемы во взаимоотношениях мальчиков и девочек в возрасте 11-13 лет);

- притеснение одними детьми других;

- успешность и не успешность детей;

- в старших классах активизируются на фоне юношеских любви и дружбы возникают межличностные проблемы.

- Известным фактом является наличие в классах микрогрупп и столкновений между ними. Это обстоятельство чрезвычайно важно учитывать классному руководителю.

- Не редки проблемы, возникающие между учащимися и учителями, и они обусловлены тем, что каждый учитель имеет свой стиль, симпатии, антипатии. Не всегда стиль учителя совпадает со стилем класса, тем более, если есть другой пример. Часто у учителей просто не хватает терпения и это вызывает проблемы в межличностных отношениях учителя и учащихся.

В этом объективном многообразии проблем возникает вопрос - что же может сделать классный руководитель, как он может повлиять на подобные ситуации? Он должен определенным образом смягчать возможные трения в данной сфере.

УПРАЖНЕНИЕ «За то ты…» потренируемся смягчать «углы»…

Участник называет 1 свой недостаток – другие заменяют его положительным, начиная фразой «За то ты…»

Рекомендации педагогам по обеспечению позитивных межличностных отношений между учащимися, между учащимися и учителями.

Все вышеперечисленное мы соблюдаем в той или и иной, но я хотела бы акцентировать особое внимание на следующих рекомендациях:

Упражнение «Бочка идей».

- Вы прослушали много рекомендаций по формированию позитивных межличностных отношений. Но мы увидели, что есть проблемы и в нашей школе. Поэтому предлагаю, поделиться эффективными идеями из своего опыта работы и поместить в «Бочку идей» (метод, форма работы, традиция класса…)

Напоследок, я хочу зачитать и подарить добрые слова ваших воспитанников о вас, чтобы убедиться, что всё, что мы делаем не зря!

Опрос учащихся «Мы благодарны нашему классному руководителю...»

Есть такая шутка о коллективе «Хороший коллектив, это когда убить друг друга иногда хочется, а расстаться - нет!» Я желаю, чтобы и в ваших детских, да и в нашем взрослом коллективе, всегда было позитивно, весело, идейно, активно. Живите так, чтобы люди, столкнувшись с вами - улыбались, а общаясь с вами - становились чуточку счастливее!

ВЫВОД: Сегодня на семинаре мы еще раз доказали, что формирование межличностных отношений – одна из основных проблем школы, школьного и классного коллективов. Но просто так, на пустом месте, не находя понимания между личностями - коллектива из группы ребят не получится. Для этого необходимо немногое:

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области