Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Индивидуальная адаптированная программа для обучающегося с ОВЗ

Помощь педагогам в составлении АООП для обучающихся с ОВЗ

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Вариант рабочей программы организации индивидуального обучения для обучающихся с особыми образовательными потребностями

Выполнила:

Гарипова Земфира Айратовна

учитель-логопед

муниципального автономного

общеобразовательного учреждения Белоярского района

«Средняя общеобразовательная школа №3» г. Белоярский»

Пояснительная записка

В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и практикой внедрения инклюзивного образования в нашей школе данная тема для меня актуальна и значима как для олигофренопедагога, учителя-логопеда, члена территориальной ПМПК. Прохождение курсов повышения квалификации по теме «Организация инклюзивного образования детей-инвалидов с в образовательных организациях» помогло мне разработать специальную индивидуальную программу развития для обучающегося ОВЗ.

В соответствии с рекомендациями территориальной ПМПК разработана индивидуальная рабочая программа по учебному предмету «Развитие устной речи» для обучающегося 5-го года обучения с особыми возможностями здоровья (с умственной отсталостью тяжелой).

Программа составлена на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, 2011г. Обучение носит коррекционный, воспитывающий характер. Все предметы для обучающегося имеют практическую направленность и максимально индивидуализированы.

Алексей М., 21.09.2006 г.р. воспитывается в полной благополучной многодетной семье. Родители заинтересованы в благоприятном развитии и обучении ребенка, активно сотрудничают с членами психолого-медико-педагогического консилиума школы и ПМПК района. Составляя индивидуальную программу, я учитывала все особенности данного ребенка. Физическое развитие мальчика соответствует возрасту. Отмечаются трудности общей координации движений, несформированность статических движений (сидение за партой, удержание позы при выполнении упражнений). Движения плохо координированы, особенно совместные движения рук и ног. Способен удерживать только крупные предметы (мяч, большие игрушки и др.). Мелкая моторика пальцев рук слабо дифференцирована. Графомоторные навыки и зрительно-моторная координация не сформированы. Ребёнок эмоционально не устойчив, возбудим, двигательно расторможен. В течение дня заметны колебания настроения. Присущи частые проявления аутоагрессии (щипается, царапается) и агрессии, направленной на окружающих (плюётся, щиплет, тянет за одежду, кидается игрушками). Агрессивные состояния часто бывают беспричинными, отмечаются неадекватные реакции. Обращённую речь понимает в ограниченном объеме, понимает назначение предметов повседневной жизни, иногда реагирует на своё имя. Речь представлена отдельными звукокомплексами. Использует невербальные средства общения: мимику, жесты, позу. При выполнении какого-либо задания доступны только совместные, поэтапные действия со взрослым. Самостоятельные действия отсутствуют. Не удерживает внимание при выполнении действий, не может оценить конечный результат. В тоже время радуется похвале (улыбке взрослого, одобрению и др.). Навыки социального поведения не сформированы.

С сентября 2015-2016 учебного года обучаю Алешу как олигофренопедагог по предмету «Развитие устной речи», 1 час в неделю.

1. Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015. N 35847)

3. Постановление правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2013 года № 413-п «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014-2020 годы»;

4. Основная образовательная программа начального основного образования МАОУ СОШ №3 на 2015-2016 учебный год;

5. Программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой 2011г.

Учебные предметы

Инвариантная часть

Базовое количество часов в неделю

Индивидуальный учебный план (очные занятия)

Инвариантная часть:

Русский язык:

Развитие устной речи

2

1

Чтение

3

2

Письмо

3

2

Математика (математические представления, основы арифметики)

3

3

Живой мир

2

1

Музыка и пение

1

1

Музыкально-ритмические занятия

1

-

Лепка, рисование, конструирование /Изобразительное искусство

2

1

Физическая культура

3

3

Трудовая подготовка: 1

Гигиена, самообслуживание

1

-

Ручной труд

2

-

Итого:

23

12

Максимально допустимая нагрузка

26

-

Общая нагрузка

12

Функции индивидуальной образовательной программы

Нормативная

Фиксирует нагрузку обучающегося, закрепляет порядок выполнения учебного плана и выбора образовательного маршрута.

Информационная

Информирует о совокупности образовательной деятельности обучающегося в течение определенного времени.

Мотивационная

Определяет цели, ценности и результаты образовательной деятельности обучающейся.

Организационная

Определяет виды образовательной деятельности обучающегося, формы взаимодействия и диагностики.

Самоопределения

Позволяет реализовать потребности в самоопределении на основе реализации образовательного выбора.

Цель - максимальное включение обучающегося в образовательную деятельность, в формировании доступных ему видов деятельности (предметно-практической, игровой, элементарной учебной, общения, трудовой). Результатом обучения по программе должна стать социально-бытовая адаптация ребенка, максимально возможная самостоятельность в процессе жизнедеятельности, то есть социализация. Приоритетными задачами коррекционной работы являются:

-укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребенка;

-формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения;

-расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального поведения, знания о себе, о других людях, об окружающем микросоциуме.

Средства обучения, используемые на уроке: наглядные, ИКТ, дополнительные пособия:

- строительный материал: мягкие модули, крупный деревянный строительный материал, строительные наборы, состоящие из однотонных и разноцветных предметов различной геометрической формы, пластмассовые конструкторы (ЛЕГО);

- сборно-разборные игрушки: матрёшки, пирамидки, сказочные персонажи, куклы, животные;

- наборы мелких сюжетных игрушек: зайчики, мишки, рыбки и т. д.; набор картинок (сюжетных и предметных): разрезных, с прорезями круглой, квадратной, треугольной формы;

- сыпучие материалы: горох, фасоль, речной песок, манная крупа, рисовая крупа; набор коробок, прозрачные ёмкости;

- природный материал: ракушки, камушки, шишки;

- муляжи овощей и фруктов;

- наборы кистей, карандашей, фломастеров, мелков;

- детские музыкальные инструменты.

Методы и приёмы, используемые в ходе обучения: беседа, работа с наглядными пособиями, наблюдения, работа с натуральными наглядными объектами, практические задания.

Обучение направлено, прежде всего, на решение вопроса развития речи, как её регулирующей, так и коммуникативной функций. Обучаемого учат понимать обращенную к нему речь, выполнять несложные инструкции и указания взрослого, в данном случае учителя. Программой определены следующие цели и задачи курса:

Цель: формирование целостного восприятия о предметах и явлениях окружающей действительности, а также представлений о человеке, видах его деятельности и взаимоотношений с природой.

Задачи:

- организовать речевую среду;

- пробудить речевую активность учащегося, интерес к предметному миру и человеку;

- сформировать предметные и предметно – игровые действия, способность к коллективной деятельности;

- научить понимать соотносящиеся и указательные жесты.

Планируемые результаты:

Обучающийся должен уметь:

-пользоваться невербальными формами коммуникации (жесты, указательный жест, мимика, пиктограммы);

-воспроизводить знакомые звукоподражания, лепетные слова;

-узнавать предмет по его частям;

-обобщать названия изученных групп предметов;

-соотносить реальные предметы с картинками, пиктограммами;

-выполнять действия по простым речевым инструкциям, отвечать на простые вопросы о себе и ближайшем окружении (используя жесты и пиктограммы).

Обучающийся должен знать (реагировать):

-своё имя, отчество, фамилию, возраст;

-название и расположение основных частей тела и лица;

-профессии людей (учитель, врач);

-содержание сказок: «Курочка ряба», «Теремок», «Репка».

«Развитие устной речи» на I полугодие 2015-2016 учебного года

Тема

Кол-во

часов

Дата

Развитие общих речевых навыков

1

Упражнения на развитие кинетической основы движений пальцев рук: «Мячики-ежики», «Пальчики здороваются», «Волшебник карандаш», «Делай как я»

1

07.09.15.

2

Упражнения на движения мимической мускулатуры по подражанию (зажмурить глаза, надуть щёки, втянуть щёки, поднять и нахмурить брови)

1

21.09.15.

3

Упражнения на развитие кинестетической основы движений пальцев рук учащихся в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса: нанизывание колец на стержень «Собери пирамидку»

2

28.09.15. 05.10.15.

4

Упражнения на развитие кинестетической основы движений пальцев рук учащихся в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса: нанизывание колец на шнур «Мастерим бусы»

2

12.10.15.

19.10.15.

Развитие навыков общения, диалогической и связной речи

5

Время года – осень. Основные признаки.

1

26.10.15.

Каникулы С 02.11.2015г. по 08.11. 2015г.

6

Упражнения с сюжетной картиной (осенним пейзажем): «Найди такую картинку»

1

09.11.15.

7

Игровые упражнения, имитирующие природные явления: «Солнышко и дождик» (жесты и мимика: холодно – хмурится, солнышко-улыбка, идет дождик – пальчик по столу)

1

16.11.15.

8

Чтение сказки «Курочка Ряба»

1

23.11.15.

9

Игра- инсценировка «Курочка Ряба»

1

30.11.15.

10

Упражнение на развитие кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения последовательно организованных движений: «Пальчики здороваются», «Бегут пальчики по дорожке», «Замок», «Лодочка

1

07.12.15.

11

Экскурсия на кухню (продукты питания: сок, йогурт, варенье, компот)

- знакомство с названием и качеством предмета (вкусом).

1

14.12.15.

12

Время года – зима. Признаки зимы. Цвет зимы – белый.

1

21.12.15

13

Участие в новогоднем утреннике.

1

28.12.15.

№ п/п.

Учебно-методическое планирование

Сроки

Составляющие качества образования

Педагогические условия и средства реализации

Коррекционная работа

Предметно-информационная

Деятельностно-коммуникативная

Целостно-ориентационная

1.

Развитие общих речевых навыков.

сентябрь-октябрь

Развитие кинетической основы движений пальцев рук: «Мячики-ежики», «Волшебник карандаш», «Собери пирамидку», «Мастерим бусы»; развитие мимической мускулатуры по подражанию.

Уметь выполнять движения по подражанию: зажмурить глаза, надуть щеки, втянуть щеки, нахмурить брови. Уметь собирать пирамидку, нанизывать бусинки на шнурок, выполнять пальчиковую гимнастику.

Пробудить речевую активность, интерес к предметному миру и человеку.

Пирамидка, шнурок и бусинки, мячик-массажер, цветные карандаши.

Развитие мелкой моторики рук. Развитие мимической мускулатуры.

2.

Развитие навыков общения, элементов

диалогической речи.

октябрь-декабрь

«Время года-осень» -знакомство с основными признаками. Учить упражнениям, имитирующим природные явления «Солнышко и дождик». Чтение сказки «Курочка Ряба». Упражнения на развитие кинетической основы движений пальцев рук в процессе последовательно организованных движений: «Пальчики здороваются», «Замок». Экскурсия на кухню: знакомство с продуктами питания. «Время года -зима» - знакомство с основными признаками; рассматривание сюжетных картинок «Зимние забавы», «Зима».

Знать основные признаки осени. Выполнять упражнения на развитие мимической мускулатуры: хмуриться, улыбаться. Выполнять упражнения на развитие моторики рук: «Пальчики здороваются, «Замок». Знать названия и качества основных продуктов питания. Знать основные признаки зимы и уметь работать с сюжетными картинками по теме.

Пробудить речевую активность, интерес к предметному миру и человеку, развивать способность к коллективной деятельности (в игре).

Иллюстрации по теме, демонстрационный материал: фигурки овощей и фруктов.

Развитие мелкой моторики рук, развитие кинетической основы движений пальцев рук; мышления при работе с карточками.

При определении уровня развития ребенка оценивается качественное содержание доступных ему действий. Предлагается оценивать результаты не в условных баллах, имея в виду число удачных попыток относительно общего числа ситуаций, требующих правильного действия, а реально присутствующий опыт деятельности. Выделяются следующие уровни осуществления деятельности:

Несмотря на безоценочную систему обучения в 1-ом классе, для изучения эффективности обучения использую балльную систему диагностирования. При выполнении ниже 35% заданий учащийся с умеренной умственной отсталостью получает 2 балла - «усвоил на минимальном уровне». 3 балла получает, если верно выполнено от 35% до 50% заданий. 4 балла - при выполнении от 50% до 65% заданий. 5 баллов - если выполнено свыше 65% заданий.

процесса индивидуального обучения

Название методики / оборудования

Цель

Пирамида

Понимание инструкции, состояние моторики, различение цветов, способ собирания, различение величины

Предметные и геометрические вкладки

Понимание инструкции, способ деятельности, состояние моторики, запас сведений об окружающем, знание г/ф

Разбери и сложи матрёшку

Проверка развития ориентировки на величину, сформированность понятий «большой – маленький», «один – много», обучаемость

Найди такую же

Картинки половинки

Соотносит слово с изображением, сформированность понятия тождества, процессы сравнения, понимание названий предметов и действий с ними

Группировка игрушек

Уровень развития восприятия форм, умение использовать геометрические эталоны при определении общей формы конкретных предметов, способ выполнения

Разрезные картинки

Понимание инструкции и цели задания, умение видеть целое на основе составляющих частей, сформированность наглядно – действенного и наглядно – образного мышления, способ деятельности, реакция на результат, состояние моторики, перенос на аналогичное задание

Нарисуй

Уровень развития предметного рисунка, умение держать карандаш, интерес к рисованию, зрительное восприятие, раскрашивание

Работа с картинкой (дети, выполняющие различные действия: держит мяч, надевает сапог и т.д.)

Исследовать умение различать правую и левую стороны в изображении на картинке, у собеседника. Уровень сформированности представлений о частях тела.

1. Анализ деятельности специалистов ППМС сопровождения на заседании ППк (по графику заседаний ППк).

2. Комплексный мониторинг динамики развития ребенка: диагностика работы олигофренопедагогов; психологическая диагностика; логопедическое обследование.

3. Изучение уровня удовлетворенности родителей воспитанника качеством предоставляемых услуг.

Список литературы

1. Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под. ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011.

2. Кокосова И.В. Организация психологического сопровождения детей с отклонениями в развитии // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2005.-№ 3.- с. 65-67.

3. Стребелева Е.А., Браткова М.В. Варианты индивидуальной программы воспитания и коррекционно-развивающего обучения ребенка с психофизическими нарушениями //Дефектология.-2002.-№ 1.-с.80-86.

4. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. Для педагога – дефектолога. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

5. Мы вместе. Странички для занятий с детьми. Поиграем с тестом: творческие занятия родителей с детьми раннего возраста. Г.Ю. Одинокова. – М./ Воспитание и обучение детей с нарушениями развития №5 -2011.

6. Некоторые психолого-педагогические показатели разграничения степеней умственной отсталости у детей на начальном этапе школьного обучения. С.Д.Забрамная, Т.Н.Исаева

7. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов./Гаврина С.Е., КутявинаН.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Художники Г.В.Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998.

Учитель-логопед З.А.Гарипова

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области