МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №99 г. ТОМСКА
Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в старшей группе
по теме: Математическая игра «Заколдованное королевство»
с использованием элементов УМК «Мате +»
Автор конспекта НОД:
Воспитатель 1 категории Кузнецова Е.С.
Март – 2021
Цель: Познакомить детей с элементами игрового обучающего пособия «Мате+»
Задачи:
Развивать мыслительные операции, внимание, умение ориентироваться в пространстве, сравнивать предметы по величине;
Развивать у детей любознательность, взаимопомощь, навыки самооценки.
Развивать в играх память, внимание, воображение, мышление, речь, сенсорные
способности детей. Учить сравнивать предметы, подмечать незначительные различия в их признаках (цвет, форма, величина, материал).
Закрепить представления детей о чередовании частей суток и их некоторых характеристиках.
Закрепить названия деталей: разнообразных по форме и величине цилиндры.
Закреплять заменять одни детали другими.
Закрепить порядок прямого и обратного счета в пределах 10.
Формировать умение отличать фигуры по различным признакам и свойствам.
Закреплять умение работать по схемам.
Развивать память, логическое мышление, речь.
Развивать умение работать в команде.
Работа в условиях инклюзии с детьми ОВЗ.
Оборудование:
Письмо; 3 рисунка с домиками; карточки для детей, педагогов (по «Мате: плюс»), тканевый мешочек, блоки Дьенеша , штампы для печатания, рабочая тетрадь (5-6 лет), геометрические фигуры, схемы, корзинки, мольберт, карточки с цифрами 1-5 по количеству детей, фигуры из картона, часы, раскраски.
НОД:
Воспитатель в приемной находит письмо, в котором жители математического королевства просят детей помочь им, потому что злой колдун разбил часы, и время остановилось, все жители королевства всё время спят. (читает письмо)
Чтобы войти в королевство нужно открыть замок на воротах, для этого необходимо признести заклинание. На пути у детей встретятся три домика: первый домик – это работа с цифрами и числами, второй – работа с геометрическими фигурами, третий- работа с логическими задачами. В конце занятия дети строят из объёмных геометрических фигур (Блоки Дьенеша) башню и вешают часы.
Все жители королевства расколдованы, и дети отправляются обратно в детский сад.
Первый домик жителей математического королевства
Проживают в этом доме
Хитроумные братишки
Десять их, но братья эти
Сосчитают всё на свете.
Дети кто живёт в доме этом (Цифры).
1.Выставить штампами количество и число Соотнести количество шаров с числом.
2.Дидактическая игра «Поставь числа –штампы по порядку и наоборот» (на мольберте) Прямой – обратный счет. Закрепление при помощи игры с мячом.
Воспитатель задаёт вопросы, а дети отвечают с помощью карточек с цифрами.
- Сколько пальцев на правой руке?
- Сколько глаз у светофора?
- Сколько носов у двух собак?
- Сколько ушей у двух мышей?
- Сколько хвостов у двух котов?
Физминутка
Быстро встаньте, улыбнитесь, (улыбаемся)
Выше, выше потянитесь (потягиваемся)
Ну-ка, плечи распрямите, (распрямили плечи)
Поднимите, опустите, (поднимаем плечи вверх – вниз)
Влево, вправо повернитесь (повороты туловища)
Пола ручками коснитесь (наклон)
Сели-встали, сели – встали (приседаем)
И на месте поскакали. (прыгаем)
Второй домик Отгадаем загадку.
Мы встречаем их везде –
На земле и на воде.
В небесах и под землей.
Нам они нужны с тобой.
Будем их мы называть,
В окружении искать.
Треугольник, круг, квадрат,
Тем фигурам каждый рад.
Различить их с вами сможем.
Мы без них никак не можем (геометрические фигуры).
Беседа
- Какие геометрические фигуры вы видите?
- Есть ли здесь одинаковые фигуры?
- Сравните их, и скажите, чем они похожи, что есть общее? (сравнение по форме, цвету, величине).
- Чем фигуры отличаются?
- А какие виды геометрических фигур вы знаете? (плоские и объёмные).
-А чего нет у круга? (углов)
Игра на развитие тактильной памяти.
Ребенок выбирает из корзинки одну геометрическую фигуру. Мешочек наполняется фигурами - парами ,надо найти на ощупь вторую одинаковую фигуру к той, которую он взял). Назвать ее.
Работа по схемам за столами. Дети рассаживаются за столы по 4 человека. На столах фигуры, у одного стола на карточках пустой силуэт фигур, необходимо воспользоваться приемом наложения сверху и найти нужный элемент.
У второго стола на схемах изображены цветные фигуры, нужно повторить закономерность , но карточке снизу.
Выложить узоры и фигуры по образцу. Самостоятельная работа.
И за той вот работой вы немножечко устали;
Предлагаю глазки, ручки, ножки ваши размять и немножко поиграть!
Динамическая пауза с элементами гимнастики для глаз
«Геометрические фигуры»
Вот фигуры- непоседы,
Любят в прятки поиграть.
Так давайте их, ребята,
Будем глазками искать.
Дружно глянем все налево.
Что там? Это же … квадрат.
Не уйти тебе проказник,
От пытливых глаз ребят.
На четырех углах квадрат
Шагает, прямо как солдат. Дети шагают на месте.
Теперь вправо посмотрите,
Узнаете? Это – … круг.
И тебя мы отыскали.
Нас встречай, любимый друг.
Вокруг себя мы повернемся
И на место вмиг вернемся. Дети кружатся на месте.
Кто так высоко забрался,
Чуть до крыши не достал?
Эта странная фигура
Называется –… овал.
Прыгай, руки поднимай, Дети прыгают с поднятыми
До овала доставай! вверх руками.
Вниз глазами поведем,
Треугольник там найдем.
И на корточки присядем.
Хорошо фигуры знаем! Дети приседают.
Третий домик (логические задачки )
Игра - испытание «Верно-неверно»
Нужно исправить ошибки, которые злой колдун специально кое-где оставил.
Инструкция педагога детям.
Если правильно, хлопайте в ладоши два раза, если же не правильно – топаем один раз ногой.
- утром солнышко встает;
- по утрам нужно делать зарядку
- нельзя умываться по утрам
- днем ярко светит луна
- утром ДЕТИ ИДУТ В ДЕТСКИЙ САД
- ночью люди обедают
- ВЕЧЕРОМ ВСЯ СЕМЬЯ СОБИРАЕТСЯ ДОМА
- В неделе 7 дней
- За понедельником следует среда
- после субботы идет воскресение
- перед пятницей стоит четверг
- всего 5 времен года
- Весна наступает после лета
Беседа . Воспитатель предлагает детям вспомнить о чем шла речь в письме. После ответов детей подводит к беседе о часах.
- Какие были самые первые часы (теневые, водяные, песочные).
- Какие виды часов вы знаете? (настольные, наручные, настенные)
- Чем отличаются часы? (формой, размером, цветом)
- Чем похожи? (у всех есть циферблат, стрелки)
- Сколько стрелок и какие? (две длинные и короткая).
- Какая, что показывает (короткая – часы, длинная - минуты).
- Какой отрезок времени длиннее час или минуту?
Воспитатель , после беседы, обращает внимание на то, что жителям Математического королевства нужна помощь и предлагает построить башню с использованием конструктора Блоки Дьенеша и подобрать к этой башне подходящие часы.
Конструктивная деятельность детей.(Блоки Дьенеша)
Дети должны построить из объёмных геометрических фигур башню для часов, и закрепить на ней часы.
Педагог обращает внимание на части для постройки: повторить по каким признакам мы можем различить наши фигуры: по цвету (красный, синий, желтый). По форме (круг, квадрат, треугольник , прямоугольник). По размеру: (большой, маленький). По толщине (толстый и тонкий)
Воспитатель отдаёт детям подарок, который передали жители королевства, и предлагает детям вернуться в детский сад.
Рефлексия. Итог.
Письмо
Здравствуйте, ребята! Пишут Вам жители математического королевства.
У нас случилась беда, злой колдун разрушил башню с часами и время остановилось. Теперь все жители королевства все время спят. Помогите нам ребята!
Чтобы попасть в математическое королевство нужно открыть замок на воротах. Для этого произнесем заклинание:
Математика – важна,
Математика – нужна,
Математика –наука,
Мыслить учит нас она!
Ребята я приглашаю вас в путешествие, поможем попавшим в беду, вперед к знаниям!