Из опыта кружковой работы по теме:
«Игры с « Блоками Дьенеша» и «Палочками Кюизенера» с детьми 2-3 лет»
Автор: Копытова Любовь Аркадьевна
Воспитатель высшей квалификационной категории
МБОУ «Уемская СШ» «Детский сад п. Уемский»
В течение 2020-2021 учебного года с детьми 2-3 лет занимались «Блоками Дьнеша» и «Палочками Кюизенера», так как возраст от 2 до 3 лет называется годом «большого скачка»: между двумя и тремя годами ребенка блестящие достижения: интенсивно развивается речь, появляется целенаправленность, осознание самого себя, социальное взаимодействие со сверстниками. Дети овладевают творческими видами деятельности: рисование, простейшие формы конструирования. Закладываются основы интеллекта. Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь - умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. На решение этой задачи должны быть направленны содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности- предматематической подготовки. Логическое мышление, в полном объёме, начинает формироваться только к старшему дошкольному возрасту (5-7 лет). Мы же, работая с детьми 2-3 лет, способствуем развитию предпосылок логического мышления. Для этого мы знакомим малышей с основными понятиями, которые будут способствовать развитию логического мышления в дальнейшем. На современном этапе обучения особая роль отводится нестандартным дидактическим средствам. На наш взгляд прекрасным развивающим материалом, отвечающим психологическим возможностям и интересам ребенка, являются международные дидактические материалы: «Блоки Дьенеша»-это набор из 48 логических блоков, различающихся: формой, цветом, размером, толщиной и «Цветные счетные палочки Кюизенера»-это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете».Набор состоит из брусочков:10 различных цветов, 10 различных размеров. Во всем мире эти дидактические материалы используются для развития: сенсорной культуры, логики, знаковой культуры, памяти, внимания, воображения, речи, творческих способностей. Опыт российских педагогов показал эффективность использования логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного и начального школьного возраста. Игры и занятия с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша, доставляют детям интеллектуальное удовольствие, воспитывают у детей настойчивость, целеустремлённость, силу воли. Положительно влияют на саморазвитие ребёнка, его самостоятельность, самоорганизацию, самовыражение, самоконтроль. Новизна нашей работы заключается в разработке системы дополнительных занятий кружка «Умники и умницы» по математике для детей двух трёх лет с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.
Занятия кружка проходят один раз в неделю. Продолжительность не превышает 10-12 минут, причём нахождение за столом не более 5-7 минут с целью здоровья ребёнка и поддержания интереса к деятельности большинство игр сопровождается небольшими стихотворениями, под которые дети выполняют разминки. Используются пальчиковые гимнастики, речевые игры, художественное слово, задания математического характера, творческие и исследовательские. Планирование занятий составлено с учетом лексических тем нашей группы, на основе дат красного календаря, календаря народных праздников. Цель: содействовать разностороннему развитию целостной личности ребенка, формировать интеллектуальные и познавательные способности каждого ребенка. Методическим сопровождением нашего кружка являются игровые альбомы методического комплекса к дидактическому материалу «Блоки Дьенеша»и «Палочки Кюизенера» издателя «Корвет»: «Блоки Дьенеша» для самых маленьких 2-3 г; «Блоки Дьенеша» 2 для самых маленьких 2-3 года; «Маленькие логики» блоки Дьенеша для малышей 2-3 г; «Маленькие логики» 2.Блоки Дьенеша для малышей; «Волшебные дорожки» Палочки Кюизенера для самых маленьких 2-3лет. «Вместе весело играть». Палочки Кюизенера и Блоки Дьенеша для детей2-3 года.
В течение года ребята готовили тематические поделки: ко Дню Матери «Мама – солнышко мое», к Новому году «Новогодняя елочка», к 8 марта: «Милой мамочке цветочек – огонек», к Пасхе «Золотое яичко»… Участвовали в конкурсах творческих поделок к «85 – летию издания книги А.Л.Барто «Игрушки» и к «60 – летию первого полета человека в космос». Фото – выставки «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем».
Научились находить блоки по цвету, размеру, форме, толщине; по одному признаку (по форме), научились понимать смысл выражения «такой же по форме» (аналогично по двум, трем признакам); «Оживлять» картинки из игровых журналов путем наложения на картинку и с опорой на нее; работать в парах над сюжетной картинкой; составлять картинки из блоков и палочек проявляя творчество, фантазию, чувствуя восторг, гордость открытий: - Я САМ! Я МОГУ!