Краевое государственное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Камчатский дворец детского творчества»
Тема: Экологический праздник «Природа, мы – твои друзья»
Экологическая игра – путешествие для начальной школы
Составитель:
Мазурова Елена Анатольевна –
педагог дополнительного образования
Петропавловск-Камчатский
2021
Оглавление
1. Пояснительная записка 2 стр. |
2. Рекомендации организаторам игровых программ 3 стр. |
3.Сценарный план экологической игры 4-9 стр. |
4. Используемая литература 10 стр. |
5. Приложение 11 стр. |
Пояснительная записка
Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, и все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку.
Цель игры-путешествия — усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими.
Игры-путешествия всегда несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие детей в развитии сюжета игры и их желание получить результат: что-то узнать, чему-то научиться. Игра-путешествие — игра действия, мысли, чувств ребенка, форма удовлетворения его потребностей в знании.
В названии игры, в формулировке игровой задачи должны быть «зовущие слова», вызывающие интерес детей. В игре-путешествии используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, разработка маршрутов путешествия, поэтапное решение задач, радость от ее решения, содержательный отдых. В состав игры-путешествия иногда входят песни, загадки, подарки и многое другое.
Игры-путешествия — это исследование какого-либо объекта природы, области экологических знаний, построенное как «передвижение» детей во времени и пространстве. В них нет соревновательности, но могут быть элементы конкурсного характера. Игры-путешествия требуют от детей самостоятельности и активности. Детям приходится самим выбирать маршрут, подбирать познавательный материал, придумывать задания для групп. Готовясь к играм- путешествиям, школьники работают со словарями, научно-познавательной литературой, ищут нужный материал и формулируют вопросы. В играх-путешествиях большое разнообразие ролей, что немаловажно для развития субъектности детей, для удовлетворения их потребностей в активной деятельности.
Данная игровая программа разработана для педагогов дополнительного образования и учителей общеобразовательных учреждений (школ, школ – интернатов, детских домов). Данная игровая программа рассчитана на детей 7-10 лет на 30 – 45 минут.
Рекомендации организаторам игровых программ
Условия и требования к организации игр-путешествий:
- темы игр должны отвечать потребностям, интересам, запросам детей;
- необходимо предоставить каждому ребенку возможность активно участвовать в игре;
- организовывать игры-путешествия предпочтительно по группам, чтобы, во-первых, охватить всех детей, а во-вторых, осветить разные стороны избранной темы;
- главное в игре-путешествии — познание, а не соревнование;
- в играх-путешествиях желателен сюжет, его придумывание развивает творчество детей.
Сценарный план экологической игры
«Экологический праздник «Природа, мы – твои друзья»
Тема: Экологический праздник «Природа, мы – твои друзья»
Цели: Закрепление знаний о лекарственных растениях, животных, грибов, насекомых и природе.
Задачи:
Обучающие:
Закрепить с обучающимися знания о растениях, животных, насекомых и т.д.
Воспитательные:
Прививать любовь и бережное отношение к природе, вызвать интерес и желание узнавать новое и полезное о растительности и животных.
Развивающие:
Развивать в детях активность, логическое мышление, способность к анализу, воспитывать сотрудничество и коммуникабельность в детском коллективе.
Игра-путешествие «На лесной полянке»
Ведущий: Сегодня мы с вами совершим игру-путешествие. Куда? Догадались.
Есть у меня зеленый друг,
Веселый друг, хороший.
Он нам протянет сотни рук
И тысячи ладошек.
Перед нами 2 команды: «Жёлудь» и «Елочка». Они сейчас отправятся в путешествие в Лес и его обитателям.
В командах по 5 человек, у каждой команды своя эмблема.
1. Представление команд.
Команда «Елочка»
Под широкой темной елью
Прошлогодней пахнет трелью.
Подойдешь ты к ней - иголки
Под подошвами скользят,
Ведь в обычае у елки
Круглый год менять наряд.
Ель знакома вам с детства. Без нарядной елки и праздника нет. Круглый год ель зеленая. А почему? Да потому, что листок—иголка живет 2-3 года, и опадает не сразу, а постепенно в течение года. Одни иголки опадают, а другие - растут. Любит ель птиц. И медведь чаще строит свою берлогу под елью. Живет ель 1200 лет.
Команда «Жёлудь»
Если б дали березе расческу,
Изменила б береза прическу:
В речку, как в зеркало, глядя,
Расчесала б кудрявые пряди.
И вошло б у нее в привычку
По утрам заплетать косичку.
Жёлудь – орехами считают плоды некоторых растений. Дубы уникальные деревья, они не только способны вырасти из маленького желудя. Плодоносить дуб начинает после 20-50 лет жизни в зависимости от разновидности. Один гектар дубов может дать до 2 т зрелых желудей, меняющих свой цвет в период созревания от зеленого до желто-соломенного и светло-коричневого.
2. Разминка команд.
Вопросы команде «Елочка»
1. Назвать 5 пород лиственных деревьев.
2. из какого дерева делают спички?
Вопросы команде «Жёлудь»
1. Назовите 5 пород хвойных деревьев.
2. Какое дерево применяется для изготовления лыж?
3. Конкурс «На грибной полянке»
Ведущий: Он на толстой ножке белой,
В яркой шляпке загорелой,
Кто его в лесу найдет,
Тот от радости поет. (белый гриб)
Ловко спрятаться умеет
Там, где лес с березняком,
При засушке он чернеет,
Хоть и бел его излом. (подберезовик)
4.Конкурс капитанов
«Лекарственные растения»
Задание дается в конвертах.
1. Растение с ароматными цветами в виде маленьких белых колокольчиков, цветет в мае. Используют его для изготовления лекарств, применяемых при заболеваниях сердца. Внимание! Растение ядовито! Относится к охраняемым на территории нашей области. (ландыш)
2.Кустарник до 2 метров высотой с сочными вкусными плодами. Используют как жаропонижающее средство. (малина)
5. Конкурс «Животный мир»
Ведущий: Берегите эти леса; эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех друзей внутри природы
Убивайте лишь зверей вокруг себя.
Ведущий: Из отдельных разрезанных частей картинки вам надо собрать изображение животного. Приглашаю по 1 человеку от каждой команды.
Задание для команд: составить из предложенных букв названия животных.
6. Конкурс «Пернатые друзья»
Ведущий: Не разоряйте птичьи гнезда,
Так счастлива в своем жилище птица!
Она в гнезде спокойнее тогда,
Когда над рощей буря злится.
Задание: написать 5 зимующих птиц. («Елочка»)
Написать 5 перелетных птиц («Жёлудь»)
7. Совместное выступление команд
«Берегите природу».
1. Природа гибнет и просит у нас защиты. Многие растения и животные стали редкими. Они занесены в Красную книгу.
2.Красная книга!
Почему она красная? Красный цвет предупреждает нас — стой!
Остановись!
3. На земле исчезают цветы,
с каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты,
оставляет нам каждое лето.
4.Лес не только для нашей забавы.
Он - богатство для каждой страны.
Все деревья в нем, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены.
Каждый куст берегите, ребята;
Где росток ты увидишь простой,
Может вырасти дуб в три обхвата,
Березняк иль малинник густой.
А уж сколько орехов и ягод!
Так, пожалуй, считать - не сочтешь.
Свято помни, что лес — наша радость!
Вместе с лесом и сам ты растешь.
5.Животных нужно охранять
И хоть немного уважать.
От серой мошки до моржа,
От бегемота до ежа
Должны ценить мы и беречь
И их порой всегда стеречь.
6.Человек, познай свою природу,
А не зная толком броду,
Лучше в воду не входи.
Человек, береги свою природу:
Недра, травы, лес и воду.
Пусть об этом помнят все.
Эрудит -лото:
Что? Где? Когда?
Используемая литература
Приложение