«ИКТ как эффективное средство взаимодействия с родителями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО»
Сулейманова А.Ф.
МАДОУ «Детский сад №7» города Тобольска
«Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нынешней страны, а значит, и историю мира».
А.С. Макаренко
Цель: Создание необходимых условий для неформального взаимодействия с родителями воспитанников через привлечение их к активному участию в воспитательно-образовательном процессе.
Социально – экономические изменения нашей жизни привели к необходимости усовершенствования многих социальных институтов, и в первую очередь системы образования. Новые задачи, поставленные сегодня перед образованием, сформулированы и представлены в законе «Об образовании Российской Федерации», в Федеральном государственном образовательном стандарте[1, с.3]
Инновационные технологии образования – один из важнейших механизмов, затрагивающих все основные направления усовершенствования образовательной системы. Ее задача – эффективное использование таких важнейших преимуществ информационно – коммуникативных технологий во взаимодействии с семьями:
- минимизация времени доступа родителей к информации;
- возможность воспитателя продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;
- обеспечение индивидуального подхода к родителям воспитанников;
- оптимальное сочетание индивидуальной работы с родителями и групповой;
- рост объема информации;
- оперативное получение информации родителями;
- обеспечение диалога воспитателя и родителей группы;
- оптимизация взаимодействия педагога с семьей[4, с.47].
Что такое ИКТ?
Информационные образовательные технологии – это все технологии в сфере образования, использующие специальные технические средства (ПК, мультимедиа) для достижения педагогических целей.
Информационно – коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) – это комплекс учебно – методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей [2, с.34].
Формы использования ИКТ при взаимодействии с семьями воспитанников ДОУ
1. Оформление наглядной информации.
С помощью ИКТ осуществляется подбор иллюстративного материала для оформления родительского уголка группы, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек, буклетов, фотовыставок, памяток, фотогазет. Красочный продуманный дизайн подобранного материала привлекает внимание родителей, помогает облегчить восприятие нужной информации и вызывает их на общение.
Важным элементом использования ИКТ для эффективного взаимодействия ДОУ с родителями является проведение тематических родительских собраний, консультаций с использованием материалов, разработанных в программе Power Point. Нетрадиционная методика проведения родительских собраний с использованием ИКТ повышает интерес родителей к вопросам обучения и воспитания детей, значительно увеличивает явку, активизирует родителей на решение проблем.
Презентация становится своеобразным планом собрания, его логической структурой, используется на различных его этапах. Благодаря презентациям представляется теоретический материал.
. Преимущества использования электронной почты заключаются в том, что до сведения родителей можно доносить большой объём информации, осуществить индивидуальное взаимодействие с семьёй.
Сотовая телефонная связь
Преимущество в использовании сотового телефона — это осуществление живого диалога с родителями, оперативность информации.
Наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативно получить официальную информацию о жизнедеятельности ДОУ, познакомиться с нормативно-правовыми документами.
Для эффективного партнёрского взаимодействия родителей между собой и педагогами в неформальной обстановке может быть создана страница в социальной сети Вконтакте. Её наличие несет в себе информационно-познавательную функцию. Особенно важно такое общение с родителями детей, находящихся дома по причине болезни. Им необходимо быть в курсе садовской жизни, образовательной деятельности.
Современное образовательное пространство сети Интернет предоставляет возможность участия в конкурсах различного уровня. Дистанционные мероприятия объединяют воспитанников, родителей и воспитателей, побуждают к взаимодействию.
Важно отметить, что использование ИКТ в работе с родительским коллективом необходимо продуктивно сочетать и с традиционными способами взаимодействия.
Применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе является сегодня одним из приоритетных направлений модернизации образования, позволяющее не только повысить качество обучения, но и достичь нового уровня отношений между участниками образовательного процесса на всех этапах педагогической деятельности [3, с. 16].
Результаты работы с родителями при использовании ИКТ:
- изменение характера вопросов родителей к воспитателям, как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать;
- рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей;
- проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, анализу своих достижений и ошибок, использование родителями педагогической литературы, участие родителей в семейных конкурсах, праздниках, субботниках, организуемых в детском саду.
Вывод: Информационно- образовательные технологии способны стать серьезным помощником педагогов в организации диалога с родителями. Данная работа ведет к обновлению форм и методов взаимодействия детского сада с семьей, повышению компетентности педагогов и родителей в вопросах использования информационно – коммуникативных технологий, публичности и открытости воспитателя группы и детского сада в целом, обоюдной готовности детского сада и семьи к решению актуальных проблем воспитания дошкольников. Целенаправленное системное информационное воздействие, направленное на родительскую общественность, с использованием ИКТ позволяет значительно повысить эффективность взаимодействия детского сада и семьи.
Список литературы:
1. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 2010г., № 5
2. Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2015
3. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно - методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2012
4. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2013