Автор: Пименова Елена Сергеевна
Тема статьи: Ростовская финифть. Развитие промысла.
Финифть в переводе с греческого языка означает - «блеск» или «блестящий камень». Как создавался это дивный промыслел и почему все более узнаваема именно эмаль из Ростова?
Приблизительно в 10 веке н.э. художники из Ростова начинают тщательно разрабатывать свои эскизы и финифтяные изделия, учились правильно и гармонично строить композицию, разгадывая тонкости данного промысла. Благодаря этому усердию, тонко выполненным техникам росписи, появляется «ростовская» разновидность финифти. Так же этих мастеров отличает четко прорисованные детали, наметка теней и яркость цветовой палитры. С того момента финифть начинает цениться среди знатных особ, и все стремятся поскорее приобрести долгожданное ростовское изделие из эмали. Ростовская финифть в то время украшалась бронзой, серебром, реже золотом, не смотря на то что, основу эмали берет стекло, часто эти изделия стоили намного дороже драгоценных камней, в силу тонкости росписи. Этот вид декоративного искусства был не всем по карману, приобрести подобное украшение могли только очень состоятельные люди. Эмаль выгодно смотрелась в интерьере навивая запахи падей империи, а женщины с удовольствием носили украшения с ярким цветом и изысканной оправой. В 12 в.н.э. Ростов начинают называть «Великим» градом, это прозвище дается ему из-за непрерывной торговли внутри страны и с соседями. В продажу идет не только, мех, орудия, но и предметы искусства, главное место во всем этом занимает - финифть. С развитием светской жизни, в финифти впервые начинают изображать помимо библейских сюжетов, светские портреты на заказ, религиозные убеждения отходят в сторону и благодаря этому у финифти появляется шанс на расширение границ дозволенного в изображении. Значительные изменения в жанрах происходит с приходом в страну Марксизма и Ленинизма. Когда империя раскалывается и к власти приходят «советы» все прочие догмы отрицаются и тоже происходит в финифти, изображение портретов считается избытком буржуазии. А религиозные мотивы и вовсе запрещены. У Ростовских мастеров появляется задача - сохранить промысел. Так начинают появляться изделия, посвященные красной армии, стране советов и коммунистические сюжеты. Так полюбившись новому государству, финифть становиться ближе к народной и мастеров появляется обширный выбор изображений. В советское время начинают расписывать в цветочной манере, изображают пейзажи и натюрморты, портреты сказочные сюжеты. Финифть благодаря оформлению в скань, становится не дорогой и ее начинают скупать и мужчины, и женщины. Табакерки с эмалью, кольца, перстни, серьги и ожерелья - мечта любого советского человека. Портрет на эмали мог позволить себе почти каждый и так появляется обширная любовь к данному промыслу. В музее финифти "Ростовский кремль" хранятся памятники декоративной эмали, иногда это редкости даже для коллекционеров, как, например, старинные иконы по эмали либо церковные книги в окладах с использованием иконок-дробников, изготовленных по заказу церкви.
В силу народных традиций и умений изначальными мотивами рисунков по эмали были растительные композиции.
Успех бренда "Ростовская финифть" во много зависит от таланта мастеров, которыми полна наша страна, а русские эмали известны во всем мире. Слово финифть в переводе с греческого означает "смесь", "смешивать". В декоративно-прикладном искусстве финифтью называется изготовление декоративных изделий в виде миниатюрной живописи с нанесение эмали на металлическую пластину-подложку, в основном на медную.
Эмалевое покрытие является долговечным и прочным материалом, краски финифти со временем не выцветают и сохраняют первозданную яркость и чистоту.