Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Центр развития ребёнка, детский сад 145 г. Владивостока»
Конспект подгруппового занятия с детьми подготовительной группы.
Тема: «Школьные принадлежности».
Составила: Учитель – логопед высшей категории
Филиппова Елена Андреевна.
г. Владивосток, 2021
Цели: 1.Систематизировать знания о предметном мире.
2.Обобщать представления о школе и школьных принадлежностях.
3.Совершенствовать грамматический строй речи – образование
относительных прилагательных, подбор родственных слов, слов –
действий, слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами,
согласование числительных с существительными.
4.Совершенствовать связную речь – составление предложений
с союзом «А», с заданным логопедом словом, умение описывать
предметы.
5.Развивать все виды восприятия, артикуляционной, тонкой и общей
моторики.
6.Воспитывать интерес к школе, бережное отношение к предметам,
окружающих детей, умение сотрудничать со своими сверстниками
и взрослыми, как на занятиях, так и повседневной жизни.
Оборудование: картинки с изображением школьных предметов, набор букв, 2
ранца, магнитная доска, «пианинки», 2 бутылочки с водой,
2 букваря, тетради, ручки, 2 пенала, карандаши, 2 линейки, 2 ножниц,
2 ластика, 2 альбома, 2 кисточки, яблоко, несколько игрушек; ручки,
тетради для печатания.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Под музыку В. Шаинского «Учат в школе» дети рассаживаются на свои места.
Логопед:
Дети, кто узнал эту мелодию, о чём в ней поётся?
Дети: Эта песня о школе, как в ней учат детей и чему там учат.
Логопед: Правильно, дети. Эту песню написали автор слов М. Пляцковский и композитор В. Шаинский для детей, которые пойдут в школу. Автор песни так понятно написал слова, что каждому дошкольнику ясно, чему учат в школе. (Разворачиваю доску к детям, с заранее развешанными картинками с изображением школьных принадлежностей).
Логопед: Ребята, я вам буду загадывать загадки, а вы будите находить картинки с этими предметами и рассказывать, для чего они нужны в школе. Загадываю загадки:
Но ты от неё не услышишь ни слова!»
Дети: Это книга! Книга нужна для того, чтобы научиться читать!
Дети: Это карандаши! Они нужны для рисования!
Дал бы кто мне пару ног, я б такой исполнил танец...,
Но нельзя, я школьный …
Дети: Это ранец! Он нужен для того, чтобы в нём носить книги, тетрадки,
альбомы, краски, пеналы!
(Так мы рассматриваем все предметы и рассказываем для чего они нужны.)
Логопед. Ребята, а как можно назвать все эти предметы, не перечисляя каждый отдельно?
Дети: Школьные предметы!
Логопед: Правильно, можно называть школьные предметы, а можно слово «предметы» заменить словом «принадлежности».
2. Основная часть.
Логопед: Ребята, сейчас вы прочтёте стихотворение К. Льдова «Господин учитель Жук», каждый по четверостишью, а я послушаю ваше произношение звуков. (Дети читают стих.) Молодцы, все звуки звучали правильно!
Логопед: Ребята, я вам сейчас прочитаю пословицу, а вы попробуйте объяснить, как вы её понимаете.
«Ученье свет, а не ученье тьма»
Дети: Когда мы будем учиться, мы всё будем знать, а кто не учится или плохо будет учиться, то они много чего не будут знать!
Логопед: Правильно, дети, грамотные люди очень много интересного, полезного знают, на любой вопрос могут ответить. А вот такую пословицу как вы понимаете?
«Без муки нет науки!»
Дети: Надо много трудиться, чтобы много знать и многое понимать!
Логопед – молодцы, дети, вы всё правильно понимаете. Грамотному человеку легче жить на свете, так как он знает: как ему выполнить ту или иную работу, как решить тот или иной вопрос или задачу, как создать тот или иной предмет!
Логопед: А сейчас давайте немного отдохнём, выполним пальчиковую гимнастику, которая называется «В школу»:
В школу осенью пойду – (пальчики «шагают» по столу.)
Там друзей себе найду,
Научусь писать, читать, – ( загибают по одному пальчику на обеих руках.)
Быстро, правильно считать.
Я таким учёным буду, – (грозят указательным пальцем правой руки.)
Но свой сад я не забуду!
Логопед: Ребята, сейчас мы будем подбирать родственные слова к слову:
Школа – школы, школьник, школьники, дошкольник, школьный, школьная,
дошколята.
Книга – книги, книжечка, книжечки, книжный, книжная.
Логопед: А сейчас мы подберём слова – действия к некоторым предметам, например, что можно сделать с тетрадью, карандашом, линейкой?
Дети: Тетрадь можно купить, исписать, положить в ранец, вложить в обёртку, испачкать, положить на полку!
Карандаш – купить, сломать, подточить, положить в пенал, поделиться с другом.
Линейка – вынуть из ранца, поставить в подставку, купить новую, начертить различные фигуры.
Логопед: Молодцы, всё вы знаете, как нужно относиться к школьным принадлежностям, и что с ними нужно делать! А сейчас мы поиграем в игру «Что возьмём с собой в школу?» (выкладываю на стол школьные принадлежности, два ранца, игрушки, фрукты, воду в бутылках. Дети собирают ранец.)
Логопед: Ребята, а почему никто не взял игрушки, но взяли воду, яблоки?
Дети: В школе в игрушки играть будет некогда, а вот съесть яблоко или попить воды на переменах можно!
Логопед: Теперь мы поиграем в игру «Назови ласково.» Я буду называть слова, а вы их будите называть ласково, как будто они маленькие, например:
Книга – книжечка, пенал – пенальчик, карандаш – карандашик, тетрадь – тетрадочка, ручка – ручечка. (После игры раздаю детям картинки с изображением школьных принадлежностей и прошу описать свой предмет, например: у меня ручка синего цвета, она пластмассовая, твёрдая, лёгкая, гладкая, с колпачком на конце. Все дети описывают свои предметы.
Логопед: Молодцы, ребята, много разных слов вы подобрали для описания своего предмета. А сейчас мы будем составлять сложносочинённые предложения с союзом «А». Союзом «А» буду я. Вызываю детей парами, я встаю между ними, и они составляют.
Дети: У меня тетрадь в клетку, а у меня шариковая ручка; - у меня пластмассовая линейка, а у меня простой карандаш; - у меня цветные карандаши, а у меня альбом, и так далее.
Логопед: Ребята, а сейчас мы отдохнём, мы споём песню «Мы теперь ученики». Возьмите «пианинки», пальчики должны синхронно двигаться по «клавишам» на каждый слог слова. (Дети пропевают песню.) Молодцы! А сейчас мы будем играть в игру «Собери слово», используя наши буквы. Дети собирают слова: ШКОЛА, КНИГА, РАНЕЦ, ПАРТА, УЧИТЕЛЬ.
Логопед: Всё замечательно, сейчас я буду называть слова, а вы должны с этим словом составить красивые предложения. (Слова школа, парта, ранец.)
Логопед: Составляем предложения со словом «ШКОЛА.»
1– ый ребёнок: Первого сентября я пойду в школу!
2 – ой ребёнок: Осенью я пойду в школу!
3 – ий ребёнок: Моя школа находится рядом с домом!
Логопед – а сейчас составляем предложения со словом «РАНЕЦ.»
1 – ый ребёнок: Мне купили красивый ранец!
2 – ой ребёнок: Я вместе с мамой выбирал ранец!
3 – ий ребёнок: А мне достался ранец от моей сестрёнки, он очень красивый!
Логопед – а теперь составим предложения со словом «ПАРТА.»
1 – ый ребёнок: Мне очень хочется сесть за парту!
2 – ой ребёнок: Я ещё не видел настоящую парту!
3 – ий ребёнок: А у меня дома есть детская парта!
Логопед: Молодцы, ребята, разные и интересные вы составили предложения. А сейчас вы возьмите карточки, которые лежат у вас на столах, рассмотрите их, и расскажите, что на них изображено и по сколько.
1 – ый ребёнок: у меня карточка с двумя букварями!
2 – ой ребёнок: у меня карточка с пятью ручками!
3 – ий ребёнок: у меня карточка с тремя альбомами!
4 – ый ребёнок; у меня карточка с семью тетрадками!
Логопед – молодцы, ребята, легко справились с заданием. А сейчас я раздам вам тетради для печатания, и вы напечатаете названия школьных принадлежностей. Если кто – то будет сомневаться, как написать то или иное слово, обязательно спрашивайте, не стесняйтесь. Дети печатают. Логопед помогает. Проверяю напечатанные слова, даю каждому оценку за проделанную работу.
3.Заключительная часть:
Логопед – а сейчас нам Никита прочитает стихотворение С. Маршака «Буквы». (Никита читает.) Молодец, Никита, ты прочитал громко выразительно, все звуки звучали правильно. Ребята, вы сегодня все потрудились замечательно, молодцы! Занятие окончено.