Конспект НОД по речевому развитию с элементами театрализации
во второй младшей группе «Мы артисты»
Задачи:
Ход НОД:
Воспитатель: Мы сегодня будем не просто девочками и мальчиками, мы сегодня будем артистами, а группа – это наш маленький театр. Представим с вами, что мы пришли в театральную студию. Я, Наталья Алексеевна, директор театра. А чтобы выступать на сцене артисты проводят разминку. Согреем наше горлышко и сделаем зарядку для губ и язычка.
Чоки-чоки-чоки- чок!
Поработай язычок!
«Самовар»
Щеки надую и выпущу пар,
И запыхчу, как большой самовар.
(Сжать губы, надуть щёки, удержать воздух 2-3 секунды и выпустить через губы, произнося «Пых!»).
«Часики»
Улыбнуться, открыть рот и переводить язык из одного уголка рта в другой.
«Чашечка»
Улыбаюсь, рот открыт:
Там язык уже стоит.
К зубкам подняты края –
Вот и «чашечка» моя.
(Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки).
А сейчас разомнём наши пальчики.
(Поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать -
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
(Поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы; поочерёдно сгибать их в кулачок, начиная с большого)
Тише, тише, тише,
Не шумите!
Наших деток не будите!
Птички станут щебетать,
Будут пальчики вставать.
(Раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слове “вставать” - открыть кулачок, широко раздвинув пальцы)
Воспитатель: посмотрите, у меня есть волшебный кубик. На нём нарисованы человечки с разными выражениями лица, настроениями: весёлый, грустный, удивлённый и сердитый. Мы с вами по очереди будем вертеть кубик, и та сторона на которой он остановится, покажет эмоцию, и мы её изобразим! (Дети выходят по очереди и вертят кубик)
- Раз, два, три, кубик человечка нам покажи! Ой, какой здесь человечек? (Сердитый). Давайте, тоже рассердимся. Покажите, как мы сердимся!
- Раз, два, три, кубик человечка нам покажи!
- А здесь какой человечек? (Грустный). Давайте тоже погрустим! (Плачем) и т.д.
- Ой, какие молодцы!
- Ребята, ещё у меня для вас есть мешочек с загадками, но они не простые, а с сюрпризом. Сказка спряталась в загадку. Ну, попробуй, отгадать, быстро руку поднимай-ка, сказка к нам придет опять!
Послушайте и отгадайте их. (Из мешочка после каждой отгадки достаю шапочку – маску и надеваю на ребёнка).
1. Маленький шарик под лавкой шарит. Под полом таится, кошки боится. (Мышка). Покажи, как мышка пищит?
2. Скачет по болоту зелёная квакушка. Зелёненькие ножки, зовут её … (Лягушка). А как лягушка квакает?
3. Длинное ухо, комочек пуха. Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц). Покажи, как скачет зайка.
4. Важная походка, красная бородка. Шпоры, алый гребешок – это Петя … (Петушок). Как же кричит наш петушок?
5. Говорят она хитра, кур уносит со двора. Но зато красавица – всем ребятам нравится! (Лиса). Покажи нам хитрое выражение лисы!
6. Зимой спит, летом ульи ворошит. (Медведь). Как рычит медведь?
Воспитатель: из какой сказки эти животные? Правильно «Теремок»!
-Вот вы и превратились в настоящих артистов!
Физкультминутка
Жарким днём, лесной тропой
Звери шли на водопой.
(дети спокойно идут друг за другом по кругу)
За мамой-лисицей крался лисенок,
(крадутся на носочках)
За мамой-медведицей шел медвежонок,
(идут вперевалку)
За мамой мышкой крался … мышонок
(идут на носочках)
За мамой лягушкой прыгали … лягушата
(прыгают вприсядку)
За мамой-зайчихой – косые зайчата,
(скачут на прямых ногах)
Волчица вела за собою волчат,
(идут на четвереньках)
Все мамы и дети напиться хотят.
(Лицом в круг, делают движения языком – "лакают”).
Воспитатель берёт в руки сундучок.
Мой чудесный сундучок
Расписной, красивый,
Позолоченный бочок,
Ах, ну просто диво!
Сундучок мы открываем и ребяток наряжаем…
Воспитатель надевает элементы костюмов: бабушки, дедушки, курочки, мышки, которые лежат в сундучке и приговаривает:
Ах, ты, дед, дед, дед
Во сто шуб одет.
Лады, лады, ладушки – оденем бабушку
Лады, лады, ладушки – вот какая бабушка!
Курочка-рябушечка,
Наша ты, несушечка!
Мышка маленькая
Да удаленькая.
Воспитатель: А вы знаете сказку про курочку Рябу? А давайте-ка, мы её вспомним, расскажем и покажем! Кому я надела шапочку или маску, тот будет артистом. Эти дети покажут нам сказку. А мы с вами будем зрителями. Как нам с вами надо попросить артистов, чтобы они начали показ сказки? (похлопать в ладоши, поаплодировать)
Инсценировка (рассказ сказки, сопровождая элементарными действиями
артистов).
Жили – были … Дед и баба (показать себя).
И была у них … Курочка Ряба.
Снесла курочка яичко (показать яичко)
Не простое, а золотое.
Дед бил-бил, не разбил (показывает артист)
Баба била-била, не разбила (показывает).
Мышка бежала, хвостиком махнула (показ мышки)
Яичко упало и разбилось!
Дед плачет (изображает)
Баба плачет (изображает)
А курочка кудахчет (курочка показывает)
- Не плачь, дед, не плачь, баба,
Я снесу вам новое яичко, не золотое, а простое!
- Молодцы, ребята! Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!
- Что теперь должны сделать артисты? (поклониться)
- Поклонитесь зрителям!
- А что должны сделать зрители? (похлопать в ладоши, поаплодировать)
- Сундучок опять открываем и наряды убираем!
- Рабочий день артистов подошёл к концу. Что вы делали, как артисты? (предполагаемые ответы детей: показывали настроение, животных, разные движения, показывали сказку). Вам понравилось быть артистами?
- Я, как директор театра, выражаю благодарность за хорошую работу, и хочу вручить премию (раздать шоколадные медальки).
Список литературы:
2. Гербова, В. Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа. 3-4 г. /В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015.
3. Гончарова, К. Нейропсихологические игры: 10 волшебных занятий на развитие речи, мышления, воображения, самоконтроля / К. Гончарова. - Рн/Д: Феникс, 2016.
7. Литвинова, О.Э. Речевое развитие детей раннего возраста. Словарь. Звуковая культура речи. Грамматический строй речи. Связная речь. Конспекты занятий. Ч. 1 / О.Э. Литвинова. - СПб.: Детство-Пресс, 2016.
10. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 3-5 лет. Программа, консп.занят., метод.рекомендации(по ФГОС), дополн. / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2015.
11. Ушакова, О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий / О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш. - М.: ТЦ Сфера, 2015.