Формы и методы патриотического воспитания дошкольников средствами краеведческой деятельности
Аннотация. В статье рассматриваются формы и методы патриотического воспитания дошкольников средствами краеведческой деятельности.
Ключевые слова: краеведение, патриотическое воспитание, дошкольники.
Формы и методы патриотического воспитания дошкольников средствами краеведческой деятельности могут быть самыми различными. Современные исследования раскрывают различные виды: обогащение содержания изобразительной деятельности на основе местного народного декоративно-прикладного искусства и сказки (Н.П. Сакулина, Е.А. Флёрина и др.), приобщение детей к народной культуре через изучение произведений местного декоративно-прикладное искусство (Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова, А.П. Усова и др.), приобщение детей к культурным ценностям региона (Е.Н. Дмитриева, Т.С. Комарова, А.А. Мелик-Пашаев, Е.А. Флёрина и др.), изучение природы родного края посредством экскурсий, походов (Н.Н. Рыжова, Л.А. Кондрыкинская), посещение музеев, исторических мест города (Р. К. Шаехова, Е. Шевкунова и др.), путем организации мини-музеев в детском саду (А.Н. Морозова, О.В. Мельникова, Л.В. Пантелеева, Н.А. Рыжова).
Задача формирования патриотических чувств может решаться через различные виды воспитательной работы, в процессе которой целесообразно:
1. Проводить национальные праздники;
2. Отмечать памятные даты исторического значения;
3. Организовывать выставки по национальной культуре, спортивные соревнования по национальным видам спорта, играм;
4. Проводить фольклорные концерты с исполнение национальных песен и танцев;
5. Организовывать конкурсы на лучшее приготовление национальных блюд и национальных художественно-прикладных изделий, костюмов;
6. Посещать местные музеи, парки;
7. Организовывать экскурсии к местам боевой славы;
8. Проводить чтение региональной литературы;
9. Принимать участие в городских выставках, конкурсах, ярмарках;
10. Проводить конкурсы фотогазет «Мои родители», «Мой дед – фронтовик», «Семейная история» и др.;
Эффективным средством краеведческой работы является посещение местных музеев, организаций экскурсий к местам боевой славы. В экскурсиях для дошкольников широко используется природоведческая, тематика, которая во многом соответствует интересам и возможностям восприятия ребенка, решает задачи экологического воспитания, входит в программу детского сада.
Прекрасным средством патриотического воспитания дошкольников являются средства музейной педагогики. Музей позволяет знакомить дошкольников с традициями народа, города, села. Экскурсии в местный краеведческий музей могут дать детям возможность познакомиться с произведениями местных мастеров, узнать историю своего города. Рассказ экскурсовода о жизни тружеников города будет способствовать повышению интеллектуального и духовного развития.
Посещение музеев становится важным событием жизни ребенка. Экспонаты музея позволяют знакомить детей с традиций народов, населяющих малую Родину, с прошлым и настоящим.
Оказавшись в необычной торжественной обстановке, маленькие экскурсанты начинают понимать, что узнать, увидеть много интересного можно рассматривая скульптуры, картины, общаясь с экскурсоводом.
В настоящее время во многих детских садах создаются небольшие музеи, которые позволяют знакомить детей с местным краеведческим материалом. Возможности организации мини-музей в дошкольных образовательных организациях изучали А.Н. Морозовой, О.В. Мельникова, Л.В. Пантелеева, Н.А. Рыжова, Л.В. Логинова, А.И. Данюкова и др.
Н.А. Рыжова, Л.В. Логинова в создании мини-музеев в детских садах видят отдельное направление музейной педагогики. При этом цель создания видится в воспитании у детей основ музейной культуры, в расширении кругозора, в развитии познавательно-исследовательской деятельности. Создание музея в группе детского сада может стать отдельным проектом, который позволил объединить усилия педагогов, родителей и детей [3, с.82].
Сосредоточенные в музее материалы по изучению краеведческой деятельности и историко-культурных традиций малой Родины могут использоваться воспитателями в их повседневной работе с детьми.
Весь материал музея можно разместить по зонам:
1) Природа родного края. Материалы в этой зоне позволят познакомить детей с животным и растительным миром нашей местности, ее заповедниками и заказниками, природными богатствами.
2) История родного края. Экспонаты музея знакомят детей с историей своего края, города, сада, достопримечательностями своей малой Родины.
3) Моя семья. Материалы собираются детьми и оформляются в альбомах, в которых описаны родословные и истории из жизни предков.
4) Уголок русского быта позволяет познакомить детей со старинными предметами быта русского народа и предоставляет им возможность сравнить старинные предметы быта с современными.
5) Традиции и праздники. Выставки, презентации, альбомы отражают содержание традиций, праздников, обычаев народов, населяющих малую Родину, его художественно-прикладное творчество [3, с.83].
Сменные композиции знакомят детей с национальными костюмами народов населяющих нашу малую Родину, с экспозициями коллекционных предметов, с результатами исследовательской деятельности детей, с эволюцией развития различных предметов, с выставками предметов детского творчества.
В работе с детьми, кроме экскурсий, используются и многие другие формы. Большое внимание уделяется подготовке юных экскурсоводов из старших групп. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.
Рассказы детям об экспонатах важно сочетать с беседами о предметном мире, о вещах, которые также могут иметь музейное значение. В результате понятие реликвии переносится в область повседневной жизни ребенка, что очень важно для формирования его музейной культуры.
Такую работу можно проводить как в самом музее, так и вне его. Перспективной формой работы с дошкольниками могут быть циклы мероприятий патриотической направленности, включающие и экскурсии, и выездные мероприятия, и тематические занятия в музее.
С детьми возможны также познавательные занятия, игры с музейными экспонатами. Они могут организовываться и проводиться совместными усилиями музейных работников и педагогов, воспитателей детских садов, при этом не только в музее, как уже отмечалось, но и вне его - например, в группе детского сада.
Предметы музейного значения можно найти в каждой семье. Это не только старинные вещи, но и предметы времен гражданской и Великой Отечественной войн, коллективизации и индустриализации. Предметы музейного значения помогут организовать тематические беседы на духовные и нравственные темы.
Организация краеведческих музеев («История нашего села», «Народы Севера», «На заповедник», «Места боевой славы», «Улицы города» и др.) позволит повысить качество работы по ознакомлению детей с региональной историей, культурой, природой.
Работая в мини-музеях, изготавливая экспонаты, изучая природу, культуру, историю, дошкольники смогут применить на практике знания, которые они получили на занятии, во время экскурсий по городу.
В книжном уголке могут проводиться выставки произведений местных поэтов, фотографий города, книги познавательного характера.
Музейные предметы в силу своей подлинности, достоверности и внешней выразительности обладают особой убедительностью, доказательностью, оказывают эмоциональное воздействие на формирование патриотических чувств дошкольников.
Присущие музейным предметам свойства определяют специфику музейной информации. Это совокупность знаний о конкретных процессах, явлениях, событиях, фактах, происходящих в природе или общественной жизни, документированных посредством музейных предметов и передающихся через музейные предметы, организованные в определенную научную систему в фондах и экспозициях музея.
Предметность, убедительность и эмоциональность музейной информации создают важнейшую предпосылку для формирования патриотического сознания, чувства любви к малой Родине.
Национальные и городские праздники, ярмарки, концерты представляют собой одно из эффективных средств краеведческой деятельности. Практически в каждом городе стало традицией отмечать день района или день города. Участие детей в праздниках родного города дает им возможность на практике познать его культурно-исторический опыт. Непосредственное участие в конкурсах, играх воспитывает в детях нравственные чувства, наполняют эмоциональную сферу ребенка радостью, поднимают настроение, развивают художественное мировоззрение, формируют эстетический вкус.
Воспитательная направленность народных праздников для ребенка дошкольного возраста состоит в том, что они духовно обогащают ребенка, расширяют его представление об истории и традициях русского народа, позволяют овладеть элементами праздничной культуры русского народа.
Особую роль в формировании патриотических чувств играют экскурсии, посещение музеев, знакомство с местным декоративно-прикладным искусством, изучение местного музыкального, игрового фольклора, народное творчества.
Список литературы
1. Черемных С. В. Воспитание патриотических чувств в дошкольном возрасте // Молодой ученый. – 2014. – №20. – С. 639-641. – URL https://moluch.ru/archive/79/14149/ (дата обращения: 02.02.2020).
2. Шаехова Р. К. Региональная программа дошкольного образования/ Р.К. Шаехова. – М.: РИЦ, 2012. – 208 с.
3. Шевкунова Е. «Музей и дети» : педагогический аспект региональной программы / Е. Шевкунова, Л. Власова, Е. Иванова // Дошкольное воспитание. – 2009. - № 4. – С. 59-65.