Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


ПРОГРАММА ДПОУ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО ПРОГРАММЕ «ЛОГО-БОС»

Цель Программы Формирование, совершенствование и коррекция речи и функционального состояния у детей дошкольного возраста с помощью логотерапевтического кабинета биологической обратной связи. Для реализации поставленной цели определены следующие задачи Программы Задачи Программы 1.Формирование и развитие удлиненного, плавного выдоха 2. Поэтапное формирование и тренировка новых навыков артикуляции, фонации 3. Овладение просодическими компонентами речи 4. Купирование тревоги, страхов, звукофобий, логофобий и социофобий 5. Преодоление коммуникативных барьеров, повышение самооценки. Задачи методики логотерапевтического кабинета БОС 1.Формирование диафрагмально-релаксационного типа дыхания ДРД с максимальной дыхательной аритмией сердца как нового дыхательного стереотипа и нового функционального состояния организма. 2.Обеспечение оптимального гомеостаза организма. 3.Оптимизация работы кардио-респираторной системы. 4.Улучшение мозгового и периферического кровоснабжения. 5.Нормализация, коррекция и тренировка вегетативных функций. 6.Включение резервных возможностей организма. 7.Купирование общеневротических и логоневротических проявлений. 8.Устранение избыточного психоэмоционального и мышечного напряжения вне речи и во время нее. 9.Налаживание речевого синергизма координация работы речеобразующего аппарата дыхания, артикуляции, голосоподачи на равномерном выдохе. 10.Формирование и развитие новых речевых навыков, нового речевого и поведенческого стереотипов и нового функционального состояния в целом. 11.Обеспечение оптимальной физиологической и энергетической цены речи и ее компонентов. 12.Профилактика нарушений голоса и речи. 13.Оптимизация реабилитационного процесса на пути восстановления голоса и речи. 14.Развитие высших психических функций. 15.Развитие волевых качеств личности. 16.Активное участие воспитанников в реабилитационном процессе и процессе саморегуляции. 17.Оздоровление организма в целом.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА

ДЕТСКИЙ САД № 48 «ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК»

ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ:

На педсовете №_______ Заведующий МАДОУ

Протокол №________ г. Нижневартовска ДС №48

От «___»_________2015 ________________ И.А. Жидкова

«______»________________2015г.

ПРОГРАММА ДПОУ

ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО ПРОГРАММЕ «ЛОГО-БОС»

Составитель:

Учитель-логопед Бородулина Е.В.

Нижневартовск

СОДЕРЖАНИЕ

3

4

2.1 Цель и задачи программы

5

2.2 Планируемые результаты

8

9

9

14

4.1Учебный план

14

4.2 Расписание занятий

15

4.3 Календарный учебный график

16

4.4 Программно-методические обеспечение

22

4.5 Материально-техническое обеспечение

23

23

25

25

26

Основания для разработки Программы

- Конвенция ООН о правах ребенка

(ред. от 05.07.2013 с изменениями, вступившими в силу с 19.05.2013);

- Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

- Приказ Миобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»

- Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 №706 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»;

- Образовательная программа МАДОУ ДС № 48 «Золотой петушок»

Заказчик Программы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад № 48 «Золотой петушок»

Составитель

Учитель-логопед Бородулина Елена Викторовна

Цель Программы

Формирование, совершенствование и коррекция речи и функционального состояния у детей дошкольного возраста с помощью логотерапевтического кабинета биологической обратной связи.

Задачи Программы

1.Формирование и развитие удлиненного, плавного выдоха;

2. Поэтапное формирование и тренировка новых навыков артикуляции, фонации;

3. Овладение просодическими компонентами речи;

4. Купирование тревоги, страхов, звукофобий, логофобий и социофобий;

5. Преодоление коммуникативных барьеров, повышение самооценки.

Новизна

Программа построена на основе единого развивающего пространства, которое предполагает проведение комплекса мероприятий, направленных на всестороннее развитие воспитанников

Ожидаемые результаты

1.Сформированность навыков диафрагмально-релаксационного дыхания.

2. Снижение уровня психоэмоционального напряжения.

3. Коррекция речевых нарушений.

4. Коррекция звукопроизношения.

5. Развитие связной речи (поэтапно, с постепенным усложнением).

Объект Программы

- Воспитанники старшего дошкольного возраста

- Родители (законные представители) детей, посещающих ДОУ

На современном этапе развития нашего общества получение образования, соответствующего высоким требованиям нового времени, является необходимым условием успешного вхождения детей во взрослую жизнь.

Поступление ребенка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. И что самое главное предъявляет к нему новые более высокие требования, как к личности в целом, так и к его интеллектуальным способностям. В багаже умений и знаний современного первоклассника необходимо иметь чистую, грамматически правильую речь.

Актуальность.

Проблема готовности ребенка к школе существовала всегда, и понимание её постоянно уточняется и конкретизируется. Так, если в начале внимание ученых и педагогов - практиков было сосредоточено только на том, какие именно знания и навыки необходимо формировать у дошкольников, то сейчас речь идет и о том, какие условия нужно создать, для того чтобы обеспечить эффективное поступательное развитие у ребенка мотивации к учебе и качеств школьной зрелости.

К старшему дошкольному возрасту дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных знаний, перед ними встает проблема адаптации к условиям школьной жизни. В связи с этим, перед детскими дошкольными учреждениями, как первой ступенью общего образования, ставится задача подготовки ребенка к школьному обучению, его готовности к общению со сверстниками на новом уровне. Решение этой задачи связано с формированием общей готовности детей к школе, одной из сторон которой является речевая готовность.

Постановка и исследование проблемы речевой готовности обусловлены глубокими изменениями в жизни российского общества, переосмыслением существующей системы образования и современными требованиями к специалистам. Проблема речевого развития и недоразвития в современном образовании очень актуальна и значима. Дети, имеющие нарушения речи, нуждаются в своевременной диагностической и коррекционной помощи специалистов. Дошкольное образовательное учреждение, отвечая современным требованиям и запросу родительского сообщества, обеспечивает условия для формированию равных стартовых возможностей дошкольников.

Все выше изложенное явилось основой в разработке программы по коррекции речи у детей дошкольного возраста на основе компьютерных технологий по программе «ЛОГО-БОС» для успешной социальной и школьной адаптации.

Таким образом, необходимость более раннего, чем в школьные годы, обучения и развития речи детей, продиктована потребностями общественного развития и формирования личности ребенка. Если бы по какой-либо причине ребёнок должен был обладать только одним умением, то таким умением, без сомнения, должно было быть умение чисто и правильно говорить. Этот навык лежит в основе всех занятий, с которыми мы сталкиваемся в жизни.

Цель Программы:

Формирование, совершенствование и коррекция речи и функционального состояния у детей дошкольного возраста с помощью логотерапевтического кабинета биологической обратной связи.

Для реализации поставленной цели определены следующие

задачи Программы:

Задачи Программы:

1.Формирование и развитие удлиненного, плавного выдоха;

2. Поэтапное формирование и тренировка новых навыков артикуляции, фонации;

3. Овладение просодическими компонентами речи;

4. Купирование тревоги, страхов, звукофобий, логофобий и социофобий;

5. Преодоление коммуникативных барьеров, повышение самооценки.

Задачи методики логотерапевтического кабинета БОС:

1.Формирование диафрагмально-релаксационного типа дыхания (ДРД) с максимальной дыхательной аритмией сердца как нового дыхательного стереотипа и нового функционального состояния организма.

2.Обеспечение оптимального гомеостаза организма.

3.Оптимизация работы кардио-респираторной системы.

4.Улучшение мозгового и периферического кровоснабжения.

5.Нормализация, коррекция и тренировка вегетативных функций.

6.Включение резервных возможностей организма.

7.Купирование общеневротических и логоневротических проявлений.

8.Устранение избыточного психоэмоционального и мышечного напряжения вне речи и во время нее.

9.Налаживание речевого синергизма (координация работы речеобразующего аппарата: дыхания, артикуляции, голосоподачи на равномерном выдохе).

10.Формирование и развитие новых речевых навыков, нового речевого и поведенческого стереотипов и нового функционального состояния в целом.

11.Обеспечение оптимальной физиологической и энергетической цены речи и ее компонентов.

12.Профилактика нарушений голоса и речи.

13.Оптимизация реабилитационного процесса на пути восстановления голоса и речи.

14.Развитие высших психических функций.

15.Развитие волевых качеств личности.

16.Активное участие воспитанников в реабилитационном процессе и процессе саморегуляции.

17.Оздоровление организма в целом.

Платная услуга «Проведение занятий по обучению и развитию детей на основе компьютерных технологий по программе «Лого-БОС» реализуется по программе разработанной на основе программы научно-производственной фирмы «Амалтея» г.Санкт-Петербург.

Данная программа составлена на основе учебных пособий:

- Учебно-методические пособия по применению логотерапевтического компьютерногокомплекса для коррекции речи методом биологической обратной связи.

1.Вовк О. Н., Павлова Л. Н., Теречева М. Н., Черемных Н. И. Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Институт биологической обратной связи». Учебно-методическое пособие по применению логотерапевтического компьютерного комплекса для коррекции речи методом биологической обратной связи. Таблицы, формы учета, рекомендации. Справочный материал., -СПб., 2008.

2.Кардио-лого 2.1. Руководство пользователя ЗАО «Биосвязь». - СПб.,2007.

3.Оздоровительная дыхательная гимнастика с использованием метода биологической обратной связи в школьно-дошкольных учреждениях. Методические рекомендации для медицинских и педагогических работников школьно-дошкольных учреждений, реализующих программы оздоровления. ЗАО «Биосвязь» НОУ «Институт Биологической обратной связи».,- СПб., 2008.

4.Сметанкин А. А. Биологическая обратная связь в реабилитации пациентов с нарушениями голосовой функции. Пособие для врачей. – СПб., 2004.

5.Сметанкин А. А., Вартанова Т. С., Быков А. Т., Поддубная Р. Ю., Питерская Я. А., Черноусова Л. Д. Общие вопросы применения БОС. НОУ., - СПб.,2008.

6.Сметанкин А., Сметанкина С.И., Тихомиров П. Н., Маркович Н. Н., Мартынова О.В., Черемных Н.И., Пастушенко Л.И., Гвоздев Е.В. Формирование, совершенствование и коррекция речи в норме и патологии на основе применения метода биологической обратной связи по дыхательной аритмии сердца., - СПб., 2008.

Пути реализации:

1.Изучение соответствующей литературы, учебных пособий, презентаций, учебных дисков.

2. Ознакомление с логотерапевтическим компьютерным комплексом биологической обратной свзи.

2. Составление плана коррекионной деятельности.

3. Реализация Программы.

4. Подведение итогов.

Принципы

Процесс строится на общедидактических и специфических принципах:

1.принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков;

2.принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания и умения в повседневной жизни;

3.принцип повторения умений и навыков - один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы;

4.принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) сопровождение обучения диафрагмально-релаксационнму типу дыхания способствует формированию более четких умений и представлений в сознании дошкольников;

5.принцип доступности и посильности реализуется в делении работы на последовательные этапы;

6.принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы;

7.принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении;

8.принцип взаимодействия детского сада и семьи, преемственности при переходе в школу направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка при дальнейшем обучении в школе;

9.принцип результативности предполагает получение положительного результата коррекционной работы независимо от возраста и уровня развития детей;

10.онтогенетический принцип (учет возрастных особенностей обучаемых).

2.2 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1.Сформированность навыков диафрагмально-релаксационного дыхания.

2. Снижение уровня психоэмоционального напряжения.

3. Коррекция речевых нарушений.

4. Коррекция звукопроизношения.

5. Развитие связной речи (поэтапно, с постепенным усложнением).

Итоги реализации Программы представляются на занятиях для родителей и педагогов, в самореализацией детей, их участием в интеллектуальной и творческой жизни учреждения, в смотрах, конкурсах.

Срок реализации Программы – 1 год.

Реализация программы осуществляется последовательно в соответствии с целями и задачами, планом воздействия.

Программа рассчитана на 2 занятия в неделю в индивидуальной форме обучения, продолжительность занятия – 20-30 минут. Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности.

Продолжительность основного курса коррекции речи и функционального состояния составляет 35-40 занятий.

Коррекция речи осуществляется по двум направлениям:

1.Сначала у воспитанника формируют диафрагмально-релаксационный тип дыхания по методу БОС с максимальной Дыхательной Аритмией Сердца ДАС (новый дыхательный стереотип);

2.Затем, в фазе равномерного выдоха под контролем максимальной ДАС и физиологической длительности выдоха идет обучение новым навыкам голосообразования, артикуляции, речи и поведения, формируя новый речевой и поведенческий стереотип и новое функциональное состояние организма в целом.

Показания к применению метода ДАС-БОС:

заикание; логоневрозы; нарушения темпа речи речи; дислалии; ринолалии; ринофонии; дизартрии; функциональные нарушения голоса; афазии; алалии; расстройства фонации на почве парезов и параличей гортани; дисграфии; дислексии; профилактика нарушений голоса и речи; подготовка детей к школе; обучение технике чтения и технике речи; оздоровление организма в целом.

Абсолютные противопоказания отсутствуют.

Относительные противопоказания:

повышенная судорожная готовность головного мозга; выраженное органическое поражение головного мозга; грубые нарушения волевой сферы, интеллекта; тяжелые формы психических расстройств; сопутствующие соматические заболевания в фазе обострения; выраженные эндокринные нарушения; наличие диафрагмальной грыжи; тяжелые нарушения ритма и проводимости сердца; возраст пациента менее четырех с половиной лет.

Структура курса коррекции речи и функционального состояния человека с применением метода биологической обратной связи

1 этап – диагностический (2-3 занятия)

Цель 1этапа Обследование речи и функционального состояния для определения причин возникновения речевого дефекта, механизмов его формирования, структуры дефекта и установления клинического диагноза; составление индивидуальной, дифференцированной схемы проведения лечебно-коррекционного курса методом БОС.

Задачи 1этапа

1.Сбор анамнестических данных.

2.Выявление этиологии и патогенеза нарушений.

3. Определение симптоматики.

4. Оценка общего состояния пациента в момент обследования.

5. Оценка состояния речи.

6. Психофизиологическое обследование пациента.

7. Планирование индивидуального курса занятий по БОС.

8. Ознакомление воспитанников с методикой и приборами БОС и возможными результатами коррекции.

II этап – подготовительный (7-9 занятий)

Цель II этапа Формирование диафрагмально-релаксационного типа дыхания (ДРД) с максимальной дыхательной аритмией сердца (ДАС) по методу биологической обратной связи (БОС), как нового дыхательного стереотипа и нового функционального состояния организма.

Задачи II этапа

1.Знакомство воспитанников с сущностью метода БОС по максимальной ДАС, приборами БОС сюжетами программы, сигналами БОС.

2.Обучение пониманию связи физиологических процессов, происходящих в организме, и сигналов, поступающих на экран монитора.

3.Освоение навыков мышечной релаксации.

4.Обучение навыку ДРД по методу ДАС-БОС.

5.Формирование навыка диафрагмального вдоха и удлиненного равномерного плавного выдоха на фоне ДРД с максимальной ДАС.

6.Коррекция и нормализация дыхания вне речи (увеличение объема, налаживание ритма, тренировка носового дыхания, дифференцировка носового и ротового дыхания).

7.Подготовка мышц артикуляционного аппарата к дальнейшей работе на этапах формирования речевого синергизма.

8.Устранение избыточного психоэмоционального и мышечного напряжения.

9.Проведение психотерапевтической работы по коррекции общеневротических и логоневротических проявлений (Снижение или устранение нежелательных проявлений, тревоги, стресса). Начиная с первого этапа, она продолжается по показаниям на всем протяжении лечебно-коррекционного курса.

10.Обучение пациента адекватному использованию своих физиологических функций в реальной жизни.

Основные признаки сформированности навыка ДРД по методу ДАС-БОС

1. Синхронизация в работе сердечно-сосудистой и дыхательной систем (кривые пульса и дыхания синхронизируются в каждом дыхательном цикле).

2. Среднее значение ЧСС (число сердечных сокращений) соответствует возрастной норме.

3.Число дыханий (ЧД) составляет 5-8 дыханий в минуту, у детей дошкольного и младшего школьного 10-12 дыханий в минуту (оптимальное дыхание человека в здоровом и спокойном состоянии).

4.Величина амплитуды ДАС увеличивается за счет понижения минимальных значений ЧСС (Приблизительно в 1,5-2 раза по сравнению с фоновыми показателями первых занятий) и стабилизируется в каждом дыхательном цикле.

5.Навык ДРД воспроизводится как во время работы под контролем БОС, так и без него (периоды отдыха).

6.Воспитанник умеет использовать сформированный навык для устранения избыточного психо-эмоционального и мышечного напряжения.

7.Периферическая температура пальцев нормализуется.

8.Значительно улучшаются (или нормализуются) вегетативные функции.

9.Наблюдается положительная динамика со стороны высших психических функций (внимания, памяти, восприятия, воображения).

10. Активизируются волевые качества (активность, сознательность, целеустремленность, усидчивость).

Ill этап - работа над основными компонентами речи (8 занятий)

Цель III этапа Формирование и развитие основных компонентов речи и нового речевого стереотипа по методу биологической обратной связи с максимальной дыхательной аритмией сердца.

Задачи III этапа

1.Развитие и совершенствование навыка ДРД с максимальной ДАС вне речи и во время речевых нагрузок.

2.Освоение основных правил и навыков использования речевого ДРД по методу БОС с максимальной ДАС:

- вдоха без лишних усилий перед началом фонации или речевого высказывания;

- удлиненного, равномерного, плавного речевого выдоха, рассчитанного на определенную длительность и сложность речевого материала;

- мягкой голосоподачи (мягкой атаки звука).

3.Нормализация функционирования мышц речедвигательного аппарата:

- восстановление их тонуса;

- уменьшение спастики и гиперкинезов;

- активизация мышц при их паретичности;

- развитие и формирование мышечных кинестезии и синергии, соответствующих норме или максимально приближенных к ней.

4.Координация работы речедвигательного анализатора (диафрагмально-релаксационного дыхания, мягкой голосоподачи и правильной артикуляции) на удлиненном равномерном плавном выдохе по методу БОС с максимальной ДАС).

5.Развитие способности к произвольному увеличению продолжительности речевого выдоха в зависимости от сложности речевых нагрузок на оптимальном физиологическом фоне (без лишних психоэмоциональных и мышечных усилий, т. е. с оптимальной энергетической ценой).

6.Купирование речевых судорог на фоне ДРД и удлиненного равномерного плавного выдоха с максимальной ДАС.

7. Развитие просодических компонентов речи на фоне скоординированной работы дыхания, мягкой голосоподачи и правильной артикуляции с применением метода БОС по максимальной ДАС.

8. Развитие фонематического восприятия, навыков анализа и синтеза звукового состава речи.

9. Обучение применению вышеперечисленных навыков, не только под контролем БОС, но и без него (адаптация навыка к повседневной жизни).

IV этап - формирование навыков слитной, плавной, интонированной речи (12 занятий)

Цель IV этапа Формирование и развитие навыков слитной, плавной, интонированной речи и нового речевого стереотипа по методу биологической обратной связи с максимальной дыхательной аритмией сердца.

Задачи IV этапа

1. Формирование и развитие навыка слитного, плавного, интонированного произношения речевого материала на равномерном речевом выдохе по методу БОС с максимальной ДАС с учетом возраста и диагноза, а также различных по сложности речевых и голосовых нагрузок:

- синхронизация выдоха со скоростью произнесения речевого материала, отработка индивидуального темпа речи;

- работа над просодическими компонентами речи на постепенно усложняющемся речевом материале (в словосочетаниях, предложениях, текстах) с использованием всех полученных навыков;

- дальнейшая автоматизация поставленных звуков речи на специально подобранном речевом материале.

2.Развитие спонтанной речи под контролем физиологических показателей (ЧСС, ДАС, ЧД, длительности дыхательного цикла, длительности выдоха).

3.Уточнение и обогащение словарного запаса.

4.Развитие лексико-грамматического строя речи.

5.Закрепление грамотного орфоэпического ударения в слове и логического ударения во фразе.

6.Проведение тренинга по развитию эмоциональной окраски речи под контролем БОС без избыточного напряжения.

7.Обучение использованию полученных навыков плавной, слитной речи, во время психоэмоциональных нагрузок под контролем БОС (на фоне адекватного психоэмоционального и нервно-мышечного напряжения).

8.Формирование уверенного речевого поведения.

V этап - закрепление полученных навыков и подведение итогов лечебно-коррекционной работы (5-6 занятий)

Цель V этапа Закрепить полученные речевые навыки и новый речевой стереотип в реальной жизни, подвести итоги лечебно-коррекционного курса по методу биологической обратной связи с максимальной дыхательной аритмией сердца.

Задачи V этапа

1. Применение новых сформированных (дыхательного, речевого и поведенческого) стереотипов при общении в различных коммуникативных ситуациях.

2.Умение использовать сформированные навыки диафрагмально-релаксационного типа дыхания и мышечной релаксации для устранения избыточного психоэмоционального и мышечного напряжения при общении.

3.Развитие познавательной способности, активности и самостоятельности.

4.Расширение кругозора, обогащение словарного запаса.

5.Воспитание культуры общения и поведения в общественных местах.

6.Проведение речевого тренинга по общению в группе под контролем БОС и без него.

7.Проведение речевых функциональных тренингов (ситуационных) в окружающей среде.

8.Работа над дикцией и техникой речи.

9.Преодоление речевой неуверенности, страха речи, общения и формирование уверенного речевого поведения.

10.Проведение заключительного контрольного обследования и подведение итогов коррекционного курса по методу ДАС-БОС.

11. Предоставление воспитаннику, родителям (законным представителям) рекомендаций на дальнейший период.

Каждое занятие с использованием компьютерной технологии БОС имеет определенную структуру:

Дети быстро привыкают к определенному плану действий, сами любят соблюдать ритуал. При этом введение новых игр в структурных компонентах занятия очень радует детей.

Общая структура организации коррекционного курса

по методу ДАС-БОС

Весь курс коррекции разделен на 5 этапов:

4 этап – заключительный (5-6 занятий).

Продолжительность основного курса коррекции речи и функционального состояния составляет 35-40 занятий.

п/п

Наименование услуги

Кол-во детей

на занятии

Количество групп

Длительность занятия

Количество занятий

Форма проведения

в неделю

в месяц

1.

Проведение занятий по обучению и развитию детей на основе

компьютерных технологий по программе «Лого-БОС»

1

3

20-30 минут

2

8

индивидуальная

п/п

Наименование услуги

Форма

занятия

Кол-во

детей на занятии

День

недели

Время проведения

Исполнитель

1.

Проведение занятий по обучению и развитию детей на основе

компьютерных технологий по программе «Лого-БОС»

индивидуальная

1

Понедельник/среда

07.30-08.00

Учитель-логопед

Период

Сюжет

Задачи

Содержание

1 этап – диагностический (2-3 занятия)

«Речевые нагрузки», «Отдых»

- оценка общего состояния в момент обследования в покое и при речевых нагрузках;

- оценка состояния речи;

-психофизиологическое обследование;

- установление клинического диагноза с учетом данных.

Речевые нагрузки:

- проговаривание (чтение) автоматизированных рядов,

- вопросно -ответная форма речи,

- чтение текстов вслух и мысленно,

- пересказ, рассказ.

2 этап – подготовительный (7-9 занятий)

«Столбик»

- развитие произвольного зрительного внимания;

- развитие оптико-пространственной ориентировки (понятия «вверх» - «вниз»);

- развитие слухового восприятия на материале неречевых звуков.

Этот сюжет является базовым для начальной стадии тренировки диафраг-мального дыхания методом БОС по ЧСС.

В центре находится окрашенный столбик переменной высоты в рамке. Его высота изменяется в соответствии с параметром ЧСС. Когда­ ЧСС достигает верхнего­ порога, высота столбика равна высоте рамки (столбик заполняет рамку целиком); когда ЧСС достигает нижнего порога, высота столбика равна нулю (рамка­ пустая). По мере выполнения заданияя по количеству правильных дыханий цвет столбика меняется от начального цвета к конечному. Слева расположен столбик успешности­ выполнения тренировки: по мере выполнения задания столбик растет. Под левым столбиком­ расположена дробь, в числителе которой стоит количество успешных дыханий, в знаменателе – общее

количество дыханий по ЧСС. Над столбиком указано количество дыханий, которое необходимо выполнить правильно для перехода к режиму отдыха. Кроме того, может звучать тональный сигнал, высота которого соответствует ЧСС. При достижении нижнего порога тональный сигнал меняется на «струнный» звук, что показывает успешность дыхания.

«Забор»

- формирование пространственных представлений и развитие зрительно-пространственных ориентировок;

- развитие словарного запаса: расширение, уточнение и обобщение значения слов по выбранной лексической теме;

- развитие познавательного интереса.

На экране в прямоугольной области находится картинка, покрытая инеем или пленкой При изменении ЧСС во время дыхания происходит постепенное открывание картинки по вертикали слева направо. На вдохе при достижении ЧСС верхнего порога открывается одна полоса картинки снизу вверх. На выдохе при достижении ЧСС нижнего порога открывается­ следующая полоса картинки. Условием перехода к следующей полосе является достижение ЧСС нижнего порога. Выбор управления «БОС по ЧСС».

Тренировка может сопровождаться звуковым фоном по выбору.

«Анимация»

- активизация зрительного внимания и зрительной памяти;

- формирование пространственных представлений;

- развитие глазодвигательных мышц;

- развитие и уточнение словарного запаса;

- развитие функции словообразования.

На экране находится персонаж

(например: пчела), который перемещается при изменении ЧСС. Правила перемещения­ аналогичны сюжету «Столбик». При каждом успешном выдохе (в случае достижении ЧСС нижнего порога) счет (заполненные соты) увеличивается на единицу. Тренировка может сопровождаться звуковым фоном.

«Период отдыха»

- развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти;

- развитие и пополнение пассивного словаря и активного словаря пациента;

- развитие познавательного интереса;

-анализ функционального состояния в период отдыха на различных сюжетах;

- воспроизведение навыка ДРД без биологической обратной связи на различном психоэмоциональном фоне.

Сюжет отдыха «Слайды» представляет собой чередование картинок с возможностью фонового звукового сопровождения. Слайдов – 12. Интервал смены слайдов при показе – 10 секунд.

Выбор комплекта картинок. Изображение первого слайда из выбранного комплекта появится на панели параметров, а под надписью «текущий комплект слайдов» будет выведено имя файла комплекта слайдов. Выбор звукового сопровождения.

«Полосы»

- подготовка глаз к письму и чтению;

- формирование и развитие пространственных представлений и зрительно-пространственных ориентировок;

- развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти;

- развитие познавательного интереса.

На экране находится прямоугольная область, которая при выдохе открывается слева направо. Вдох не контролируется обратной связью. Условие перехода к следующей полосе зависит от выбора управления «БОС по ЧСС» или «Равномерное по ЧСС». Таким образом, при дыхании картинка (например, пейзаж за окном) постепенно открывается. Тренировка может сопровождаться звуковым фоном по выбору.

3 этап – работа над основными компонентами речи (8-9 занятий)

«Открывание»

- воспитание правильных артикуляционных укладов, их автоматизация и дифференциация в логотерапевтическом тренинге с помощью метода ДАС-БОС;

- развитие просодических компонентов речи;

- развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза;

- закрепление навыка оптико-пространственной ориентировки, концентрация и удерживание произвольного зрительного внимания;

- формирование скоординированной работы речеслухового, речезрительного и речедвигательного анализаторов.

На экране находится фоновая картинка, определенная область которой на выдохе, при понижении ЧСС, открывается слева направо. На открывающейся равномерно полосе, появляется строка звуков или слогов, или слов. На вдохе полоса закрывается и на следующем выдохе появляется другой речевой материал. В данном сюжете выбирается управление «Равномерное по ЧСС». Условием смены речевого материала является достижение нижнего порога ЧСС и достижение длительности выдоха.

Речевой материал, который можно разбивать на слоги дефисом, приведен в окне редактирования слева. Все вносимые изменения в словах сохраняются автоматически.

4 этап – формирование навыков слитной речи (12 занятий)

«Строки»

- координация основных компонентов речи на равномерном плавном выдохе;

- обучение умению контролировать и регулировать длину и плавность речевого выдоха в зависимости от сложности предъявляемого речевого материала;

- отработка просодических компонентов речи;

- уточнение и обогащение словарного запаса детей; усвоение смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, словосочетаний и их переносного значения;

- знакомство с явлениями многозначности, синонимии, антонимии и омонимии слов;

- развитие лексико-грамматического строя речи; согласование слов в различных типах лексических структур;

- автоматизация и дифференциация поставленных звуков в словосочетаниях и предложениях;

- закрепление навыка концентрации произвольного зрительного и слухового внимания и их координация с речевым процессом.

На экране находятся фоновая картинка, на которой помещается речевой материал из 8-ми строк (словосочетания, предложения и др. На

выдохе происходит подчеркивание одной строки и изменение цвета шрифта. Вдох не контролируется обратной связью.

Выбор управления – «Равномерное по ЧСС». Условием перехода на следующую строку является достижение нижнего порогового значения ЧСС и определенной длительности выдоха.

«Текст»

- координация основных компонентов речи на равномерном, плавном выдохе;

- развитие связной речи, автоматизация различных типов лексико-грамматических структур;

- развитие пассивного и активного словаря пациента;

- отработка и закрепление индивидуального темпа речи с интонационным обозначением границ предложений;

- дальнейшая автоматизация идифференциация поставленных звуков в текстах;

- формирование уверенного речевого поведения и адаптации навыка к реальной окружающей среде;

- развитие и совершенствование нового речевого стереотипа в вопросно-ответной и самостоятельной формах речи;

- координация работы речедвигательного, речезрительного и речеслухового анализаторов;

- закрепление правильного произношения фонем русского языка в спонтанной речи под контролем ДАС-БОС и без него;

- использование усвоенных типов предложений в связной речи на фоне усложнения словаря и структуры фразы;

- развитие высших психических функций;

- тренинг речевой уверенности;

- устранение логоневротических и общеневротических проявлений; вегетативных дисфункций, избыточного психоэмоционального и мышечного напряжения.

На экране, на одном из фонов находится 8 строчек текста, разделенным символом «\» на фрагменты. Выбор любого текстс или введение своего, любой фоновой картинки.

«Описание»

- развитие спонтанной речи пациента по методу биологической обратной связи с максимальной ДАС на фоне адекватного психоэмоционального и мышечного напряжения;

- развитие навыков саморегуляции и самоконтроля, речевой уверенности;

- развитие навыков обобщения и детализации заданной сюжетной линии по тематической картинке;

- активизация словарного запаса;

- закрепление функций словообразования и словоизменения, автоматизация лексико-грамматических структур;

- побуждение к речевому общению, обмену впечатлениями;

- развитие и закрепление навыков уверенного речевого поведения.

На экране находится тематическая картинка для рассказа. Под картинкой во время выдоха появляется полоска обратной связи для контроля пациента за своим состоянием во время рассказа.

«Без БОС»

- дальнейшее развитие спонтанной речи под контролем физиологических показателей на фоне адекватного психоэмоциональ-ного и мышечного напряжения;

- формирование и развитие связной речи, как особо сложной коммуникативной деятельности;

- развитие навыков саморегуляции и самоконтроля, речевой уверенности;

- проверка функционирования нового речевого стереотипа и функционального состояния в спонтанной речи под контролем физиологических показателей.

Сюжет «Без БОС» аналогичен сюжету «Описание», но в нем отсутствует полоска обратной связи под тематической­ картинкой.

5 этап - заключительный (5-6 занятий)

«Полосы» в режиме «Равномерное по ЧСС), «Открывание»

« Строки», «Текст», «Пересказ», «Описание», «Без БОС» в ежимее «Равномерное по ЧСС»

- оценка общего состояния в момент обследования в покое и при речевых нагрузках;

- оценка состояния речи;

-психофизиологическое обследование;

- отслеживание динамики.

Заключительное обследование

- анализ результатов;

- дача рекомендаций.

Наименование услуги: Проведение занятий по обучению и развитию детей на основе компьютерных технологий по программе «Лого-БОС».

Наименование программы: Программа ДПОУ проведения занятий по обучению и развитию детей на основе компьютерных технологий по программе «Лого-БОС».

На основании какого методического пособия разработана Программа: программа составлена на основе учебного пособия Сметанкина А. А. Формирование, совершенствование и коррекция речи в норме и патологии на основе применения метода биологической обратной связи по дыхательной аритмии сердца.

Организация занятий осуществляется в логопедическом кабинете, в специально отведенном помещении. Кабинет расположен на третьем этаже МАДОУ. Кабинет оснащен необходимым оборудованием:

- столы детские (2 шт.);

- стулья детские;

- комплект логотерапевтического кабинета БОС (монитор, системный блок, клавиатура, мышь, наушники с микрофоном, принтер, источник бесперебойного питания, оборудование (прибор) биологической обратной связи, диски по установке программы.

До поступления на коррекционный курс в логотерапевтический кабинет следует пройти необходимое клиническое и функциональное (ЭЭГ, ЭКГ и др.) обследование у невропатолога и по показаниям - у других специалистов (терапевта, отоларинголога, эндокринолога, фониатра, психиатра, психолога). Это важно для исключения противопоказаний к применению метода БОС с максимальной ДАС и для уточнения задач коррекционной работы.

В программе «ПБС БОС» на каждого ребенка создается индивидуальная карта, куда впечатываются необходимые анкетные, анамнестические и клинические данные.

Специалист заводит журнал по БОС, в который заносятся все результаты обследования пациента, а также наблюдения пациента за динамикой своего состояния.

Проводится психолого-педагогическое (или медицинское) обследование пациента по удобной для специалиста схеме.

Используя аппаратуру БОС и программу «ПБС БОС», проводится диагностика функционального состояния и речи пациента для получения объективных физиологических показателей в виде числовых значений, графиков, таблиц.

Проведение диагностической процедуры (контрольного обследования) по методу ДАС-БОС

Контрольное обследование по методу ДАС- БОС проводится в начале коррекционного курса для диагностики функционального состояния и речи в покое и при речевых нагрузках, в течение курса и по его окончании для контроля динамики состояния и оценки результативности проведенной работы.

Во время проведения контрольного обследования ребенок сидит в удобном кресле перед экраном монитора. Ему дается инструкция по проведению диагностической процедуры в покое и при речевых нагрузках, при этом подчеркивается безопасность процедуры. Затем кардиодатчики прибора БОС «ПБС-02», предварительно обработанные спиртом, закрепляются на тел по среднеключичной линии на уровне 2-8 межреберья, а датчик дыхания - под нижними ребрами в области живота.

Специалист по БОС по своему усмотрению решает, какое количество времени будут регистрироваться физиологические показатели пациента в покое, а затем - при речевых нагрузках.

Обычно тестирование в покое занимает от одной до трех минут. При речевых нагрузках длительность обследования находится в прямой зависимости от поставленных задач, а также диагноза и возраста пациента.

Речевыми нагрузками могут служить различные по сложности виды речи: проговаривание (чтение) автоматизированных рядов, вопросно -ответная форма речи, чтение текстов вслух и мысленно, пересказ, рассказ и т.д.

При контрольном тестировании на разных этапах коррекционной работы желательно предъявлять одинаковые по сложности речевые нагрузки в целях объективной оценки достигнутых результатов.

Программное обеспечение позволяет производить запись речи пациента в режиме управления «Равномерное по ЧСС» на любом из сюжетов программы. Запись речи производится в предварительно созданный звуковой файл. При проведении тестирования специалист отмечает в журнале проведения БОС-процедур текущее время, затраченное на те или иные нагрузки, например: 0-1 мин 05 сек – дыхание в покое; 1 мин 06 сек - 2 мин10 сек - чтение текста (вслух или мысленно) и т. д. Это важно для анализа изменений физиологических показателей в процессе обследования, а также для оценки результативности работы и динамики его состояния на протяжении всего коррекционного курса БОС.

По окончании тестирования результаты обследования (показатели ЧСС: средние, максимальные, минимальные; ДАС; частоты дыхания; кривые пульса и дыхания) автоматически заносятся в индивидуальную карточку, где хранятся в виде графиков, таблиц и звуковых файлов записи речи. Результаты сеанса могут быть сохранены, распечатаны или полностью удалены.

По окончании обследования на основании полученных данных устанавливается основной и сопутствующий диагнозы.

Взаимоотношения с родителями строятся на основе родительского договора.

Осуществление полноценного коррекционного процесса невозможно без включения и активного участия родителей дошкольников. В педагогическом взаимодействии с родителями используются разнообразные формы работы:

- информация для родителей на сайте ДОУ, стендах, папках-передвижках, консультации;

- инструктивно-методические занятия;

- «открытые дни» для родителей с просмотром занятий;

- демонстрация видеофильмов о дополнительных образовательных услугах в ДОУ.

На протяжении всей реализации содержания программы родители являются неотъемлемыми участниками процесса: они ознакомлены с требованиями, целями и задачами; осведомлены о важности систематического посещения занятий.

Игра - естественное состояние дошкольника, наиболее активная форма познания мира, наиболее эффективная форма обучения. Обучение дошкольника должно проходить как бы между прочим, в игровой ситуации, в обстановке увлекательного дела. Таким увлекательным делом-игрой может стать БОС.

Биологическая обратная связь (БОС) - это уникальная медицинская технология XXI века, основанная на применении современной электронной аппаратуры. Метод БОС - высокоэффективный немедикаментозный способ реабилитации больных с различными нарушениями. Коррекция речи методом биологической обратной связи - путь к здоровью.

Ребенок научится правильно дышать, чисто и красиво говорить, улучшит память и внимание, приобретет уверенность в своих силах. А это большая помощь в подготовке ребенка к школе, к трудному периоду адаптации в новой среде. Метод БОС поможет ребенку стать более общительным и жизнерадостным, научит справляться с психоэмоциональными нагрузками, подарит спокойный сон, уменьшит тревогу.

Индивидуальные занятия проводятся в комфортной обстановке с ис-пользованием игровой мультимедийной компьютерной программы.

Лечимся и учимся играя!

1.Вовк О. Н., Павлова Л. Н., Теречева М. Н., Черемных Н. И. Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Институт биологической обратной связи». Учебно-методическое пособие по применению логотерапевтического компьютерного комплекса для коррекции речи методом биологической обратной связи. Таблицы, формы учета, рекомендации. Справочный материал., -СПб., 2008.

2.Кардио-лого 2.1. Руководство пользователя ЗАО «Биосвязь». - СПб.,2007.

3.Оздоровительная дыхательная гимнастика с использованием метода биологической обратной связи в школьно-дошкольных учреждениях. Методические рекомендации для медицинских и педагогических работников школьно-дошкольных учреждений, реализующих программы оздоровления. ЗАО «Биосвязь» НОУ «Институт Биологической обратной связи».,- СПб., 2008.

4.Сметанкин А. А. Биологическая обратная связь в реабилитации пациентов с нарушениями голосовой функции. Пособие для врачей. – СПб., 2004.

5.Сметанкин А. А., Вартанова Т. С., Быков А. Т., Поддубная Р. Ю., Питерская Я. А., Черноусова Л. Д. Общие вопросы применения БОС. НОУ., - СПб.,2008.

6.Сметанкин А., Сметанкина С.И., Тихомиров П. Н., Маркович Н. Н., Мартынова О.В., Черемных Н.И., Пастушенко Л.И., Гвоздев Е.В. Формирование, совершенствование и коррекция речи в норме и патологии на основе применения метода биологической обратной связи по дыхательной аритмии сердца., - СПб., 2008.

Сметанкин А. А., кандидат биологических наук, ректор НОУ «Институт БОС»Ивановский Ю. В., кандидат медицинских наук

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области