Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Программа дополнительного образования по обучению детей чтению "Надежда"

Задачи программы. • Развивать звуковую культуру речи и фонематический слух • Пополнять запас активного словаря, учить систематизировать его и использовать в повседневной жизни • Научить соединять буквы в слоги, слоги в слова • Различать мягкие и твердые согласные звуки • Находить ударные звуки в словах • Печатать буквы по клеткам • Научить детей читать бегло и с выражением

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида № 5 «Радуга»

Принята на педагогическом УТВЕРЖДЕНО

совете от 28.08.2020г. Заведующий МБДОУ детским садом

комбинированного вида № 5 «Радуга»

____________________Т.Г. Чинилина

Приказ от______________№________

Дополнительная парциальная развивающая программа

по развитию речи «Надежда»

для детей 3 – 4 лет, срок реализации 1 год

Выполнила: педагог дополнительного образования

Рюмшина Наталия Алексеевна

городской округ Химки

2020г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка

2. Актуальность

3. Педагогическая целесообразность

4. Отличительная особенность

5. Цель программы

6. Задачи программы

7. Особенности возрастной группы детей 3-4 лет

8. Принципы

9. Учебно-тематическое планирование

10. Методическое обеспечение программы

11. Организационно-педагогические условия

12. Планируемые результаты

13. Система оценки результатов освоения программы

14. Методическая литература

Пояснительная записка.

Перестройка школьных программ в соответствии с современным уровнем развития науки и техники, обогащением научного содержания начального обучения предъявляет новые, более высокие требования к дошкольному воспитанию и подготовке детей к школе.

По мнению Л.С.Выготского обучение надо начинать в определённые моменты развития, когда психические функции созревания находятся в стадии созревания. «Для всякого обучения существуют оптимальные, т.е наиболее благоприятные сроки. Отход от них вверх и вниз, т.е. слишком ранние и слишком поздние сроки обучения всегда оказываются с точки зрения развития вредным, неблагоприятно отражающимся на ходе умственного развития.

Опаздывая в обучении, мы теряем возможность направлять развитие детей, регулировать этот процесс, реализуя богатые возможности ребёнка, так как минуем срок созревания.

Анализируя историю детской письменной речи, Л.С.Выготский выделил несколько в вышней степени важных практических выводов:

- обучение письму и чтению естественно перенести в дошкольный возраст;

- чтение и письмо должны стать нужными ребёнку в игре. Нужно сделать, чтобы письмо возникло в развитии ребёнка;

- педагог должен провести ребёнка через критические моменты, вплоть до открытия того, что можно рисовать не только предметы, но и речь».

А.В. Запорожец отмечает, что в настоящее время «возникла необходимость… определить пути максимального повышения развивающего эффекта дошкольного обучения и таким путём не только обеспечить усвоения ребёнком известной суммы знаний и умений, но и создать оптимальные условия для развития самих познавательных процессов». В полной мере это положение можно отнести к речевому развитию дошкольников.

Без речевого общения невозможно полноценное развитие ребёнка. Поэтому задача обучения ребенка родному языку, развитие речи выступает как одна из главных задач всестороннего развития дошкольников. А, следовательно, ее решение во многом способствует подготовке детей к обучению в школе.

Разработкой и внедрением в практику работы в детском саду методов и приёмов обучения родному языку занимались такие педагоги, как Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, Л.П.Федоренко, Г.А. Фомичева, А.И.Максаков, Г.А Туманова, Ф.А.Сохин, В.А.Гербова, О.С.Ушакова и др.

В работах этих педагогов в большей или меньшей мере указано на большое значение разного вида игр на овладение детьми русским языком.

В то же время работ, направленных на разработку системы использования игровых упражнений и игр для детей 3-х – 4-х лет, представленных в виде сквозных программ практически не имеется. Это и обусловило выбор цели и задач разработки программы развития речи и обучения грамоте детей с 3- х летнего возраста.

Актуальность программы.

Речевое развитие ребёнка дошкольного возраста является одной из приоритетных задач дошкольной педагогики. Особую актуальность в решении этой задачи приобретает в контексте в подготовки детей к школе.

Современные школьные образовательные технологии отличаются высоким уровнем сложности и быстрым темпом изучения материала. При этом, к сожалению, не всегда учитывается базовый уровень подготовки учеников. Это, в частности, относится и к обучению детей грамоте в начальной школе. Такое состояние практически обусловило актуальность создания парциальной развивающей программы «Надежда» по развитию речи и обучению грамоте детей в детском саду.

Достоинством данной программы является то, что она способствует включению максимального количества анализаторов в процессе восприятия детьми речи и её знакового изображения.

Педагогическая целесообразность.

Программа предусматривает развитие психических процессов: умение мыслить логически, способность действовать в уме, запоминать, развиваются внимание и воображение. Эти навыки будут служить основой не только для обучения языку и математическим навыкам, но и станут фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем периоде в школе. Овладев перечисленными качествами, ребенок станет более внимательным, научиться мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы будет приносить радость и удовольствие.

Отличительная особенность программы.

В программе разработан интегрированный подход к методике развития речи и обучения грамоте дошкольников. В качестве основного дидактического метода при реализации программы выступает игра. На основании многопланового анализа психолого-педагогической и лингвистической литературы удалось выявить психологические и когнитивные особенности детей 3-4 лет и на их основании разработать дидактические игры и игры-драматизации, способствующие развитию у детей фонематического слуха, звуковой культуры речи.

Цель программы.

Развитие у детей фонетико-фонематической (правильное звукопроизношение и умение различать звуки) стороны речи с целью подготовки к обучению звуковому анализу и развитие движений кистей и пальцев рук с целью подготовки руки к письму.

Задачи программы.

Особенности возрастной группы детей 3 – 4 лет.

В возрасте 3 – 4 лет ребёнок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребёнка не только членом семьи, но и носителем определённой общественной функции. Желание ребёнка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является её условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесеность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заменителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной – двумя ролями и простыми, неразвёрнутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3 – 4 слова и 5 – 7 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При преобразовании ситуаций в ряде случаев осуществляется на основе целенаправленных проб с учётом желаемого результата.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заменителей других. В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во много м поведение детей ещё ситуативно. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя.

Принципы программы.

Учебно-тематическое планирование.

Месяц

Тема занятий

Количество занятий за год

В течение года

Знакомство с многообразием слов

2

В течение года

Сравнение слов по звучанию, знакомство с протяжённостью слов (длинные и короткие)

3

В течение года

Знакомство с многообразием слов, звучанием их звонко, громко, тихо

2

В течение года

Знакомство с многообразием слов, деление их на слоги

2

В течение года

Знакомство с речевыми звуками

2

Х

Звук «А»

1

Х

Звук «У»

1

X

Звук «А», «У»

1

XI

Звук «И»

1

XI

Звуки «А», «У», «И»

1

XI

Звук «О»

1

XII

Звук «О», «М».

1

XII

Звуки «А», «У», «И», «О».

1

XII

Звук «Н»

1

I

Звук «Н», «С».

1

I

Повторение звуков «М», «Н», «С», «О», «И».

1

II

Звук «К»

1

II

Звуки «К», «Г».

1

III

Звуки «П», «К», «Г»

1

III

Повторение звуков «К», «Г», «П»

1

IV

Звук «Т»

1

IV

Звуки «Т», «Д».

1

V

Звуки «Т», «Д», «Б»

1

V

Повторение звуков «Т», «Д», «Б»

1

В течение года

Чтение по изученным символам звуков

6

ВСЕГО

36

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия не превышает время, предусмотренное  Сан Пин - 15 мин

Методическое обеспечение программы.

1. Раздаточный материал в соответствии с основными темами обучения

2. Комплект таблиц для отработки навыков чтения

3. Методические рекомендации для педагогов

4. Методические рекомендации для родителей

5. Набор букв для демонстрации детям

6. Коробочки с набором букв для работы на каждого ребёнка

7. Салфетки для работы с буквами

8. Картинный материал по основным темам обучения

9. Дидактические игры:

Организационно-педагогические условия.

 В данной программе соблюдены принципы постепенности, последовательности, доступности, целостности, деятельного подхода, возрастного и индивидуального подхода. Она может быть использована для детей, не посещающих детский сад.

Программа предусматривает развитие психических процессов: умение мыслить логически, способность действовать в уме, запоминать, развиваются внимание и воображение. Эти навыки будут служить основой не только для обучения языку и математическим навыкам, но и станут фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем периоде в школе. Овладев перечисленными качествами, ребенок станет более внимательным, научиться мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы будет приносить радость и удовольствие.

Планируемые результаты

К концу года обучения дети будут знать и уметь

Система оценки результатов освоения программы

Оценка выполнения задания:

3 балла – правильное выполнение задания;

2 балла – правильное выполнение задания при помощи педагога (педагог переспрашивает, предлагает попробовать ещё раз, хорошо подумать);

1 балл – множество ошибок при выполнении задания даже с помощью педагога;

0 баллов – нет знаний.

МОНИТОРИНГ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

ДЕТЕЙ МЛАДШИХ ГРУПП ПО ПРОГРАММЕ ДОПЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НАДЕЖДА»

ФИО

ребёнка

Знание букв А, У, О, М, И, Н, С, К, Г, П, Т, Д, Б

Нахож

дение места звука

в слове

Активный словарь

Определение первого и последнего звука в слове

Подбор слова на заданный звук

Н

С

В

Н

С

В

Н

С

В

Н

С

В

Н

С

В

Методическая литература.

1. Варенцова Н.С. Некоторые проблемы работы воспитателя по развитию умственных способностей у дошкольников. – В кн. Образовательная работа в детском саду по программе «Развитие». Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Под ред. Дьяченко О. М., Холмовской В. В, —М.: Гном и Д, 2001.

2. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников / Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. —М.: АПН РСФСР, 1962.

3. Грамота для дошкольников. – В кн. Дети, в школу собирайтесь, – М.: Просвещение, 2008.

4. Дурова Н.В., Невская Л.H. Обучение дошкольников грамоте. Дидактические материалы в четырех книгах, – Часть 4 (Читаем сами).—М.: Школьная пресса, 2001.

5. Журова Л.E. Обучение грамоте в детском саду. —М.: Просвещение, 1974.

6. Подготовка к обучению грамоте в детском саду / Под ред. Н.С. Варенцовой, Н.С. Старжинской. – Минск: Нар. Асвета, 1992.

7. Подготовка к обучению грамоте детей пяти лет. Методические рекомендации. – Минск: МП БССР, 1986.

8. Развитие речи. – В кн. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / Под ред. О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой. Вып. 1, 2, —М.: Серия «Психология образования», МОиПК, 1996.

9. Роговин А. Хочу сделать сам, —М.: Педагогика, 1984.

10. Федосова Н. А. Готовлюсь к письму. – Часть 1, 2, —М.: Гном и Д, 2004.

11. Чтение и письмо по системе Д. Б. Эльконина. Книга для учителя,—М.: Просвещение, 1993.

12. Шулешко Е.Е. Обучение письму и чтению. Методическое пособие для воспитателей детского сада. – М., 1998.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида № 5 «Радуга»

Принята на педагогическом УТВЕРЖДЕНО

совете от 28.08.2020г. Заведующий МБДОУ детским садом

комбинированного вида № 5 «Радуга»

____________________Т.Г. Чинилина

Приказ от______________№________

Дополнительная парциальная развивающая программа

по развитию речи «Надежда»

для детей 4 – 5 лет, срок реализации 1 год

Выполнила: педагог дополнительного образования

Рюмшина Наталия Алексеевна

городской округ Химки

2020г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка

2. Актуальность

3. Педагогическая целесообразность

4. Отличительная особенность

5. Цель программы

6. Задачи программы

7. Особенности возрастной группы детей 4-5 лет

8. Принципы

9. Учебно-тематическое планирование

10. Методическое обеспечение программы

11. Организационно-педагогические условия

12. Планируемые результаты

13. Система оценки результатов освоения программы

14. Методическая литература

Пояснительная записка.

Перестройка школьных программ в соответствии с современным уровнем развития науки и техники, обогащением научного содержания начального обучения предъявляет новые, более высокие требования к дошкольному воспитанию и подготовке детей к школе.

По мнению Л.С.Выготского обучение надо начинать в определённые моменты развития, когда психические функции созревания находятся в стадии созревания. «Для всякого обучения существуют оптимальные, т.е наиболее благоприятные сроки. Отход от них вверх и вниз, т.е. слишком ранние и слишком поздние сроки обучения всегда оказываются с точки зрения развития вредным, неблагоприятно отражающимся на ходе умственного развития.

Опаздывая в обучении, мы теряем возможность направлять развитие детей, регулировать этот процесс, реализуя богатые возможности ребёнка, так как минуем срок созревания.

Анализируя историю детской письменной речи, Л.С.Выготский выделил несколько в вышней степени важных практических выводов:

- обучение письму и чтению естественно перенести в дошкольный возраст;

- чтение и письмо должны стать нужными ребёнку в игре. Нужно сделать, чтобы письмо возникло в развитии ребёнка;

- педагог должен провести ребёнка через критические моменты, вплоть до открытия того, что можно рисовать не только предметы, но и речь».

А.В. Запорожец отмечает, что в настоящее время «возникла необходимость… определить пути максимального повышения развивающего эффекта дошкольного обучения и таким путём не только обеспечить усвоения ребёнком известной суммы знаний и умений, но и создать оптимальные условия для развития самих познавательных процессов». В полной мере это положение можно отнести к речевому развитию дошкольников.

Без речевого общения невозможно полноценное развитие ребёнка. Поэтому задача обучения ребенка родному языку, развитие речи выступает как одна из главных задач всестороннего развития дошкольников. А, следовательно, ее решение во многом способствует подготовке детей к обучению в школе.

Разработкой и внедрением в практику работы в детском саду методов и приёмов обучения родному языку занимались такие педагоги, как Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, Л.П.Федоренко, Г.А. Фомичева, А.И.Максаков, Г.А Туманова, Ф.А.Сохин, В.А.Гербова, О.С.Ушакова и др.

В работах этих педагогов в большей или меньшей мере указано на большое значение разного вида игр на овладение детьми русским языком.

В то же время работ, направленных на разработку системы использования игровых упражнений и игр для детей 4-х – 5-ти лет, представленных в виде сквозных программ практически не имеется. Это и обусловило выбор цели и задач разработки программы развития речи и обучения грамоте детей с 4- х летнего возраста.

Актуальность программы.

Речевое развитие ребёнка дошкольного возраста является одной из приоритетных задач дошкольной педагогики. Особую актуальность в решении этой задачи приобретает в контексте в подготовки детей к школе.

Современные школьные образовательные технологии отличаются высоким уровнем сложности и быстрым темпом изучения материала. При этом, к сожалению, не всегда учитывается базовый уровень подготовки учеников. Это, в частности, относится и к обучению детей грамоте в начальной школе. Такое состояние практически обусловило актуальность создания парциальной развивающей программы «Надежда» по развитию речи и обучению грамоте детей в детском саду.

Достоинством данной программы является то, что она способствует включению максимального количества анализаторов в процессе восприятия детьми речи и её знакового изображения.

Педагогическая целесообразность.

Программа предусматривает развитие психических процессов: умение мыслить логически, способность действовать в уме, запоминать, развиваются внимание и воображение. Эти навыки будут служить основой не только для обучения языку и математическим навыкам, но и станут фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем периоде в школе. Овладев перечисленными качествами, ребенок станет более внимательным, научиться мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы будет приносить радость и удовольствие.

Отличительная особенность программы.

В программе разработан интегрированный подход к методике развития речи и обучения грамоте дошкольников. В качестве основного дидактического метода при реализации программы выступает игра. На основании многопланового анализа психолого-педагогической и лингвистической литературы удалось выявить психологические и когнитивные особенности детей 4-5 лет и на их основании разработаны дидактические игры и игры-драматизации, способствующие развитию у детей фонематического слуха, звуковой культуры речи.

Цель программы.

Развитие у детей фонетико-фонематической (правильное звукопроизношение и умение различать звуки) стороны речи с целью подготовки к обучению звуковому анализу и развитие движений кистей и пальцев рук с целью подготовки руки к письму. Подготовка ребёнка к обучению чтению.

Задачи программы.

Особенности возрастной группы детей 4 – 5 лет.

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Двигательная сфера ребёнка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики.

К концу среднего дошкольного возраста восприятия детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Возрастает объём памяти. Дети запоминают до 7 – 8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течении 15 – 20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуационный характер, а при общении с взрослым становится внеситуативной.

Речевое развитие направлено на совершенствование всех сторон речи, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирование предпосылок обучения грамоте; овладение речью как средством общения, развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, детской литературой.

Принципы программы.

Учебно-тематическое планирование.

Месяц

Тема занятий

Количество занятий за год

В течение года

Знакомство с многообразием слов

1

В течение года

Сравнение слов по звучанию, знакомство с протяжённостью слов (длинные и короткие)

1

В течение года

Гласные и согласные звуки

3

В течение года

Знакомство с многообразием слов, звучанием их звонко, громко, тихо

2

В течение года

Знакомство с многообразием слов, деление их на слоги

2

В течение года

Знакомство с речевыми звуками

2

Х

Звук «В»

1

Х

Звук «Е»

1

X

Звук «В», «Е»

1

XI

Звук «Ё»

1

XI

Звуки «В», «Е», «Ё»

1

XI

Звук «Ж»

1

XII

Звук «Ж», «З».

1

XII

Звуки «В», «Ж», «З», «Е».

1

XII

Звук «Й»

1

I

Звук «Й», «Л».

1

I

Повторение звуков «В», «Ж», «З», «Е», «Й».

1

II

Звук «Р»

1

II

Звуки «Р», «Ф».

1

III

Звуки «Ф», «Х», «Ц»

1

III

Повторение звуков «Р», «Х», «Ц»

1

IV

Звук «Ч»

1

IV

Звуки «Ш», «Щ».

1

V

Звуки «Ч», «Ш», «Щ»

1

V

Повторение звуков «Ж», «З», «Р»

1

В течение года

Чтение по изученным символам звуков

6

ВСЕГО

36

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия не превышает время, предусмотренное  Сан Пин - 20 мин

Методическое обеспечение программы

1. Раздаточный материал в соответствии с основными темами обучения

2. Комплект таблиц для отработки навыков чтения

3. Методические рекомендации для педагогов

4. Методические рекомендации для родителей

5. Набор букв для демонстрации детям

6. Коробочки с набором букв для работы на каждого ребёнка

7. Салфетки для работы с буквами

8. Картинный материал по основным темам обучения

9. Дидактические игры:

Организационно-педагогические условия

 В данной программе соблюдены принципы постепенности, последовательности, доступности, целостности, деятельного подхода, возрастного и индивидуального подхода. Она может быть использована для детей, не посещающих детский сад.

Программа предусматривает развитие психических процессов: умение мыслить логически, способность действовать в уме, запоминать, развиваются внимание и воображение. Эти навыки будут служить основой не только для обучения языку и математическим навыкам, но и станут фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем периоде в школе. Овладев перечисленными качествами, ребенок станет более внимательным, научиться мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы будет приносить радость и удовольствие.

Планируемые результаты

К концу года обучения дети будут знать и уметь

Система оценки результатов освоения программы

Оценка выполнения задания:

3 балла – правильное выполнение задания;

2 балла – правильное выполнение задания при помощи педагога (педагог переспрашивает, предлагает попробовать ещё раз, хорошо подумать);

1 балл – множество ошибок при выполнении задания даже с помощью педагога;

0 баллов – нет знаний.

МОНИТОРИНГ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

ДЕТЕЙ МЛАДШИХ ГРУПП ПО ПРОГРАММЕ ДОПЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НАДЕЖДА»

ФИО

ребёнка

Знание букв В Е Ё Ж З Й Л Р Ф Х Ц Ч Ш Щ

Нахож

дение места звука

в слове

Активный словарь

Определение первого и последнего звука в слове

Чтение слогов (открытые и закрытые)

Н

С

В

Н

С

В

Н

С

В

Н

С

В

Н

С

В

Методическая литература.

1. Варенцова Н.С. Некоторые проблемы работы воспитателя по развитию умственных способностей у дошкольников. – В кн. Образовательная работа в детском саду по программе «Развитие». Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Под ред. Дьяченко О. М., Холмовской В. В, —М.: Гном и Д, 2001.

2. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников / Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. —М.: АПН РСФСР, 1962.

3. Грамота для дошкольников. – В кн. Дети, в школу собирайтесь, – М.: Просвещение, 2008.

4. Дурова Н.В., Невская Л.H. Обучение дошкольников грамоте. Дидактические материалы в четырех книгах, – Часть 4 (Читаем сами).—М.: Школьная пресса, 2001.

5. Журова Л.E. Обучение грамоте в детском саду. —М.: Просвещение, 1974.

6. Подготовка к обучению грамоте в детском саду / Под ред. Н.С. Варенцовой, Н.С. Старжинской. – Минск: Нар. Асвета, 1992.

7. Подготовка к обучению грамоте детей пяти лет. Методические рекомендации. – Минск: МП БССР, 1986.

8. Развитие речи. – В кн. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / Под ред. О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой. Вып. 1, 2, —М.: Серия «Психология образования», МОиПК, 1996.

9. Роговин А. Хочу сделать сам, —М.: Педагогика, 1984.

10. Федосова Н. А. Готовлюсь к письму. – Часть 1, 2, —М.: Гном и Д, 2004.

11. Чтение и письмо по системе Д. Б. Эльконина. Книга для учителя,—М.: Просвещение, 1993.

12. Шулешко Е.Е. Обучение письму и чтению. Методическое пособие для воспитателей детского сада. – М., 1998.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида № 5 «Радуга»

Принята на педагогическом УТВЕРЖДЕНО

совете от 28.08.2020г. Заведующий МБДОУ детским садом

комбинированного вида № 5 «Радуга»

____________________Т.Г. Чинилина

Приказ от______________№________

Дополнительная парциальная развивающая программа

по развитию речи «Надежда»

для детей 5 – 6 лет, срок реализации 1 год

Выполнила: педагог дополнительного образования

Рюмшина Наталия Алексеевна

городской округ Химки

2020г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка

2. Актуальность

3. Педагогическая целесообразность

4. Отличительная особенность

5. Цель программы

6. Задачи программы

7. Особенности возрастной группы детей 5-6 лет

8. Принципы

9. Учебно-тематическое планирование

10. Методическое обеспечение программы

11. Организационно-педагогические условия

12. Планируемые результаты

13. Система оценки результатов освоения программы

14. Методическая литература

Пояснительная записка.

Перестройка школьных программ в соответствии с современным уровнем развития науки и техники, обогащением научного содержания начального обучения предъявляет новые, более высокие требования к дошкольному воспитанию и подготовке детей к школе.

По мнению Л.С.Выготского обучение надо начинать в определённые моменты развития, когда психические функции созревания находятся в стадии созревания. «Для всякого обучения существуют оптимальные, т.е наиболее благоприятные сроки. Отход от них вверх и вниз, т.е. слишком ранние и слишком поздние сроки обучения всегда оказываются с точки зрения развития вредным, неблагоприятно отражающимся на ходе умственного развития.

Опаздывая в обучении, мы теряем возможность направлять развитие детей, регулировать этот процесс, реализуя богатые возможности ребёнка, так как минуем срок созревания.

Анализируя историю детской письменной речи, Л.С.Выготский выделил несколько в вышней степени важных практических выводов:

- обучение письму и чтению естественно перенести в дошкольный возраст;

- чтение и письмо должны стать нужными ребёнку в игре. Нужно сделать, чтобы письмо возникло в развитии ребёнка;

- педагог должен провести ребёнка через критические моменты, вплоть до открытия того, что можно рисовать не только предметы, но и речь».

А.В. Запорожец отмечает, что в настоящее время «возникла необходимость… определить пути максимального повышения развивающего эффекта дошкольного обучения и таким путём не только обеспечить усвоения ребёнком известной суммы знаний и умений, но и создать оптимальные условия для развития самих познавательных процессов». В полной мере это положение можно отнести к речевому развитию дошкольников.

Без речевого общения невозможно полноценное развитие ребёнка. Поэтому задача обучения ребенка родному языку, развитие речи выступает как одна из главных задач всестороннего развития дошкольников. А, следовательно, ее решение во многом способствует подготовке детей к обучению в школе.

Разработкой и внедрением в практику работы в детском саду методов и приёмов обучения родному языку занимались такие педагоги, как Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, Л.П.Федоренко, Г.А. Фомичева, А.И.Максаков, Г.А Туманова, Ф.А.Сохин, В.А.Гербова, О.С.Ушакова и др.

В работах этих педагогов в большей или меньшей мере указано на большое значение разного вида игр на овладение детьми русским языком.

В то же время работ, направленных на разработку системы использования игровых упражнений и игр для детей 5-и – 6-и лет, представленных в виде сквозных программ практически не имеется. Это и обусловило выбор цели и задач разработки программы развития речи и обучения грамоте детей с 5- илетнего возраста.

Актуальность программы.

Речевое развитие ребёнка дошкольного возраста является одной из приоритетных задач дошкольной педагогики. Особую актуальность в решении этой задачи приобретает в контексте в подготовки детей к школе.

Современные школьные образовательные технологии отличаются высоким уровнем сложности и быстрым темпом изучения материала. При этом, к сожалению, не всегда учитывается базовый уровень подготовки учеников. Это, в частности, относится и к обучению детей грамоте в начальной школе. Такое состояние практически обусловило актуальность создания парциальной развивающей программы «Надежда» по развитию речи и обучению грамоте детей в детском саду.

Достоинством данной программы является то, что она способствует включению максимального количества анализаторов в процессе восприятия детьми речи и её знакового изображения.

Педагогическая целесообразность.

Программа предусматривает развитие психических процессов: умение мыслить логически, способность действовать в уме, запоминать, развиваются внимание и воображение. Эти навыки будут служить основой не только для обучения языку и математическим навыкам, но и станут фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем периоде в школе. Овладев перечисленными качествами, ребенок станет более внимательным, научиться мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы будет приносить радость и удовольствие.

Отличительная особенность программы.

В программе разработан интегрированный подход к методике развития речи и обучения грамоте дошкольников. В качестве основного дидактического метода при реализации программы выступает игра. На основании многопланового анализа психолого-педагогической и лингвистической литературы удалось выявить психологические и когнитивные особенности детей 5-6 лет и на их основании разработаны дидактические игры и игры-драматизации, способствующие развитию у детей фонематического слуха, звуковой культуры речи.

Цель программы.

Сформировать у детей готовность к обучению грамоте в школе. Научить детей чтению.

Задачи программы.

Особенности возрастной группы детей 5 – 6 лет.

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Двигательная сфера ребёнка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики.

К концу среднего дошкольного возраста восприятия детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Возрастает объём памяти. Дети запоминают до 7 – 8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течении 15 – 20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуационный характер, а при общении с взрослым становится внеситуативной.

Речевое развитие направлено на совершенствование всех сторон речи, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирование предпосылок обучения грамоте; овладение речью как средством общения, развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, детской литературой.

Принципы программы.

Учебно-тематическое планирование.

Тема занятий

Количество занятий за год

Различие мягких и твёрдых согласных звуков

3

Соединять буквы в слоги, слоги в слова

4

Нахождение ударных букв в словах

3

Формирование первоначальных навыков письма

4

Чтение слогов по таблице Зайцева

4

Развитие звуковую культуры речи

3

Развитие фонематического слуха

3

Различие звонких и глухих звуков

3

Слова и предложения

4

Чтение по изученным символам звуков

5

ВСЕГО

36

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия не превышает время, предусмотренное  Сан Пин - 25 мин

Методическое обеспечение программы

1. Раздаточный материал в соответствии с основными темами обучения

2. Комплект таблиц для отработки навыков чтения

3. Методические рекомендации для педагогов

4. Методические рекомендации для родителей

5. Набор букв для демонстрации детям

6. Коробочки с набором букв для работы на каждого ребёнка

7. Салфетки для работы с буквами

8. Картинный материал по основным темам обучения

9. Дидактические игры:

Организационно-педагогические условия

 В данной программе соблюдены принципы постепенности, последовательности, доступности, целостности, деятельного подхода, возрастного и индивидуального подхода. Она может быть использована для детей, не посещающих детский сад.

Программа предусматривает развитие психических процессов: умение мыслить логически, способность действовать в уме, запоминать, развиваются внимание и воображение. Эти навыки будут служить основой не только для обучения языку и математическим навыкам, но и станут фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем периоде в школе. Овладев перечисленными качествами, ребенок станет более внимательным, научиться мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы будет приносить радость и удовольствие.

Планируемые результаты

К концу года обучения дети будут знать и уметь

Сформированность навыков, которые позволят ребёнку овладеть не только чтением, но и подготовят его к более сложному виду письменной речи – письму

Система оценки результатов освоения программы

Оценка выполнения задания:

3 балла – правильное выполнение задания;

2 балла – правильное выполнение задания при помощи педагога (педагог переспрашивает, предлагает попробовать ещё раз, хорошо подумать);

1 балл – множество ошибок при выполнении задания даже с помощью педагога;

0 баллов – нет знаний.

МОНИТОРИНГ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

ДЕТЕЙ СТАРШИХ ГРУПП ПО ПРОГРАММЕ ДОПЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НАДЕЖДА»

ФИО

ребёнка

Рассказ, перессказ

Формирование первоначальных навыков письма

Активный словарь

Соединение букв в слоги, слоги в слова

Нахождение ударных букв в словах

Лексико-грамматический строй речи

Н

С

В

Н

С

В

Н

С

В

Н

С

В

Н

С

В

Н

С

В

Методическая литература.

1. Варенцова Н.С. Некоторые проблемы работы воспитателя по развитию умственных способностей у дошкольников. – В кн. Образовательная работа в детском саду по программе «Развитие». Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Под ред. Дьяченко О. М., Холмовской В. В, —М.: Гном и Д, 2001.

2. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников / Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. —М.: АПН РСФСР, 1962.

3. Грамота для дошкольников. – В кн. Дети, в школу собирайтесь, – М.: Просвещение, 2008.

4. Дурова Н.В., Невская Л.H. Обучение дошкольников грамоте. Дидактические материалы в четырех книгах, – Часть 4 (Читаем сами).—М.: Школьная пресса, 2001.

5. Журова Л.E. Обучение грамоте в детском саду. —М.: Просвещение, 1974.

6. Подготовка к обучению грамоте в детском саду / Под ред. Н.С. Варенцовой, Н.С. Старжинской. – Минск: Нар. Асвета, 1992.

7. Подготовка к обучению грамоте детей пяти лет. Методические рекомендации. – Минск: МП БССР, 1986.

8. Развитие речи. – В кн. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / Под ред. О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой. Вып. 1, 2, —М.: Серия «Психология образования», МОиПК, 1996.

9. Роговин А. Хочу сделать сам, —М.: Педагогика, 1984.

10. Федосова Н. А. Готовлюсь к письму. – Часть 1, 2, —М.: Гном и Д, 2004.

11. Чтение и письмо по системе Д. Б. Эльконина. Книга для учителя,—М.: Просвещение, 1993.

12. Шулешко Е.Е. Обучение письму и чтению. Методическое пособие для воспитателей детского сада. – М., 1998.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида № 5 «Радуга»

Принята на педагогическом УТВЕРЖДЕНО

совете от 28.08.2020г. Заведующий МБДОУ детским садом

комбинированного вида № 5 «Радуга»

____________________Т.Г. Чинилина

Приказ от______________№________

Дополнительная развивающая программа

по развитию речи «Надежда»

для детей 6 – 7 лет, срок реализации 1 год

Выполнила: педагог дополнительного образования

Рюмшина Наталия Алексеевна

городской округ Химки

2020г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка

2. Актуальность

3. Педагогическая целесообразность

4. Отличительная особенность

5. Цель программы

6. Задачи программы

7. Особенности возрастной группы детей 6-7 лет

8. Принципы

9. Учебно-тематическое планирование

10. Методическое обеспечение программы

11. Организационно-педагогические условия

12. Планируемые результаты

13. Система оценки результатов освоения программы

14. Методическая литература

Пояснительная записка.

Перестройка школьных программ в соответствии с современным уровнем развития науки и техники, обогащением научного содержания начального обучения предъявляет новые, более высокие требования к дошкольному воспитанию и подготовке детей к школе.

По мнению Л.С.Выготского обучение надо начинать в определённые моменты развития, когда психические функции созревания находятся в стадии созревания. «Для всякого обучения существуют оптимальные, т.е наиболее благоприятные сроки. Отход от них вверх и вниз, т.е. слишком ранние и слишком поздние сроки обучения всегда оказываются с точки зрения развития вредным, неблагоприятно отражающимся на ходе умственного развития.

Опаздывая в обучении, мы теряем возможность направлять развитие детей, регулировать этот процесс, реализуя богатые возможности ребёнка, так как минуем срок созревания.

Анализируя историю детской письменной речи, Л.С.Выготский выделил несколько в вышней степени важных практических выводов:

- обучение письму и чтению естественно перенести в дошкольный возраст;

- чтение и письмо должны стать нужными ребёнку в игре. Нужно сделать, чтобы письмо возникло в развитии ребёнка;

- педагог должен провести ребёнка через критические моменты, вплоть до открытия того, что можно рисовать не только предметы, но и речь».

А.В. Запорожец отмечает, что в настоящее время «возникла необходимость… определить пути максимального повышения развивающего эффекта дошкольного обучения и таким путём не только обеспечить усвоения ребёнком известной суммы знаний и умений, но и создать оптимальные условия для развития самих познавательных процессов». В полной мере это положение можно отнести к речевому развитию дошкольников.

Без речевого общения невозможно полноценное развитие ребёнка. Поэтому задача обучения ребенка родному языку, развитие речи выступает как одна из главных задач всестороннего развития дошкольников. А, следовательно, ее решение во многом способствует подготовке детей к обучению в школе.

Разработкой и внедрением в практику работы в детском саду методов и приёмов обучения родному языку занимались такие педагоги, как Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, Л.П.Федоренко, Г.А. Фомичева, А.И.Максаков, Г.А Туманова, Ф.А.Сохин, В.А.Гербова, О.С.Ушакова и др.

В работах этих педагогов в большей или меньшей мере указано на большое значение разного вида игр на овладение детьми русским языком.

В то же время работ, направленных на разработку системы использования игровых упражнений и игр для детей 6-и – 7-и лет, представленных в виде сквозных программ практически не имеется. Это и обусловило выбор цели и задач разработки программы развития речи и обучения грамоте детей с 6- и летнего возраста.

Актуальность программы.

Речевое развитие ребёнка дошкольного возраста является одной из приоритетных задач дошкольной педагогики. Особую актуальность в решении этой задачи приобретает в контексте в подготовки детей к школе.

Современные школьные образовательные технологии отличаются высоким уровнем сложности и быстрым темпом изучения материала. При этом, к сожалению, не всегда учитывается базовый уровень подготовки учеников. Это, в частности, относится и к обучению детей грамоте в начальной школе. Такое состояние практически обусловило актуальность создания парциальной развивающей программы «Надежда» по развитию речи и обучению грамоте детей в детском саду.

Достоинством данной программы является то, что она способствует включению максимального количества анализаторов в процессе восприятия детьми речи и её знакового изображения.

Педагогическая целесообразность.

Программа предусматривает развитие психических процессов: умение мыслить логически, способность действовать в уме, запоминать, развиваются внимание и воображение. Эти навыки будут служить основой не только для обучения языку и математическим навыкам, но и станут фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем периоде в школе. Овладев перечисленными качествами, ребенок станет более внимательным, научиться мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы будет приносить радость и удовольствие.

Отличительная особенность программы.

В программе разработан интегрированный подход к методике развития речи и обучения грамоте дошкольников. В качестве основного дидактического метода при реализации программы выступает игра. На основании многопланового анализа психолого-педагогической и лингвистической литературы удалось выявить психологические и когнитивные особенности детей 6-7 лет и на их основании разработаны дидактические игры и игры-драматизации, способствующие развитию у детей фонематического слуха, звуковой культуры речи.

Цель программы.

Сформировать у детей готовность к обучению грамоте в школе. Научить детей читать.

Задачи программы.

Особенности возрастной группы детей 6 – 7 лет.

В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинает осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребёнка, болезнь и т.д.

Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нём может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнёров по всему игровому пространству и менять своё поведение в зависимости от места в нём. Если логика игры требует появления новой роли, то ребёнок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации.

У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающиеся существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.

В результате правильно организованной образовательной работы у детей развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

К 7 – ми годам дети обладают высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

Принципы программы.

Учебно-тематическое планирование.

Тема занятий

Количество занятий за год

Различие мягких и твёрдых согласных звуков

3

Чтение по таблицам Федосеева

4

Нахождение ударных букв в словах

3

Формирование первоначальных навыков письма

4

Чтение слогов по таблице Зайцева

4

Развитие звуковую культуры речи

3

Развитие фонематического слуха

3

Различие звонких и глухих звуков

3

Слова и предложения

4

Чтение детских книг младшим детям (индивидуально)

5

ВСЕГО

36

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия не превышает время, предусмотренное  Сан Пин - 30 мин

Методическое обеспечение программы

1. Раздаточный материал в соответствии с основными темами обучения

2. Комплект таблиц для отработки навыков чтения

3. Методические рекомендации для педагогов

4. Методические рекомендации для родителей

5. Набор букв для демонстрации детям

6. Коробочки с набором букв для работы на каждого ребёнка

7. Салфетки для работы с буквами

8. Картинный материал по основным темам обучения

9. Дидактические игры:

Организационно-педагогические условия

 В данной программе соблюдены принципы постепенности, последовательности, доступности, целостности, деятельного подхода, возрастного и индивидуального подхода. Она может быть использована для детей, не посещающих детский сад.

Программа предусматривает развитие психических процессов: умение мыслить логически, способность действовать в уме, запоминать, развиваются внимание и воображение. Эти навыки будут служить основой не только для обучения языку и математическим навыкам, но и станут фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем периоде в школе. Овладев перечисленными качествами, ребенок станет более внимательным, научиться мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы будет приносить радость и удовольствие.

Планируемые результаты

К концу года обучения дети будут знать и уметь

согласный, твёрдый - мягкий, звонкий - глухой);

Сформированность навыков, которые позволят ребёнку овладеть не только чтением, но и подготовят его к более сложному виду письменной речи – письму

Система оценки результатов освоения программы

Оценка выполнения задания:

3 балла – правильное выполнение задания;

2 балла – правильное выполнение задания при помощи педагога (педагог переспрашивает, предлагает попробовать ещё раз, хорошо подумать);

1 балл – множество ошибок при выполнении задания даже с помощью педагога;

0 баллов – нет знаний.

МОНИТОРИНГ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

ДЕТЕЙ СТАРШИХ ГРУПП ПО ПРОГРАММЕ ДОПЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НАДЕЖДА»

ФИО

ребёнка

Рассказ, перессказ

Формирование первоначальных навыков письма

Активный словарь

Соединение букв в слоги, слоги в слова

Чтение бегло, с выражением

Лексико-грамматический строй речи

Н

С

В

Н

С

В

Н

С

В

Н

С

В

Н

С

В

Н

С

В

Методическая литература.

1. Варенцова Н.С. Некоторые проблемы работы воспитателя по развитию умственных способностей у дошкольников. – В кн. Образовательная работа в детском саду по программе «Развитие». Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Под ред. Дьяченко О. М., Холмовской В. В, —М.: Гном и Д, 2001.

2. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников / Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. —М.: АПН РСФСР, 1962.

3. Грамота для дошкольников. – В кн. Дети, в школу собирайтесь, – М.: Просвещение, 2008.

4. Дурова Н.В., Невская Л.H. Обучение дошкольников грамоте. Дидактические материалы в четырех книгах, – Часть 4 (Читаем сами).—М.: Школьная пресса, 2001.

5. Журова Л.E. Обучение грамоте в детском саду. —М.: Просвещение, 1974.

6. Подготовка к обучению грамоте в детском саду / Под ред. Н.С. Варенцовой, Н.С. Старжинской. – Минск: Нар. Асвета, 1992.

7. Подготовка к обучению грамоте детей пяти лет. Методические рекомендации. – Минск: МП БССР, 1986.

8. Развитие речи. – В кн. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / Под ред. О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой. Вып. 1, 2, —М.: Серия «Психология образования», МОиПК, 1996.

9. Роговин А. Хочу сделать сам, —М.: Педагогика, 1984.

10. Федосова Н. А. Готовлюсь к письму. – Часть 1, 2, —М.: Гном и Д, 2004.

11. Чтение и письмо по системе Д. Б. Эльконина. Книга для учителя,—М.: Просвещение, 1993.

12. Шулешко Е.Е. Обучение письму и чтению. Методическое пособие для воспитателей детского сада. – М., 1998.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 04.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области