Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"Зендундлинг- арт терапия"

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 1» Г. СЫКТЫВКАРА

ПРИНЯТО:

Педагогическим советом

МАДОУ «Детский сад № 1»

Протокол №

от «___» ______ 20__ года

УТВЕРЖДЕНО:

Приказом № _____МАДОУ

От «___» _________ 20__ г.

Директор МАДОУ «Детский сад № 1»

_____________________И.П. Молнар

Дополнительная общеобразовательная программа-

«Зиндудлинг-арт терапия»

Возраст детей 6-7 лет

Срок реализации: 1 год

Составитель:

Пономарева Елена Владимировна

Воспитатель 1 квал. кат.

Сыктывкар, 2020г.

Содержание

стр

I

Пояснительная записка

II

Учебный план

III

Содержание программы

IV

Методическое обеспечение; требования к образовательным результатам

V

Календарно-тематический план

VI

Литература

Материально-техническое обеспечение

Приложения к программе

Пояснительная записка

Любое внутреннее напряжение тормозит самовыражение и развитие. Занятия, связанные с искусством, помогают освобождать творческую энергию раскрыть потенциалы человека. Искусство призвано, не только удовлетворять наши эстетические запросы, но и исцелять. Занятие рисованием – наиболее древняя естественная форма изменения эмоционального состояния. Не всегда человек может быстро и с легкостью овладеть какой-то техникой рисования и создавать действительно красивые композиции. Рисование в технике «дудлинг» дает такую возможность каждому, независимо от его возраста, талантов, способностей к искусству.

В мире техника рисования дудлинг в настоящее время весьма популярна. Картины, нарисованные в этом стиле, повсеместно используются как элемент декора, а в Великобритании – даже есть свой национальный праздник, посвященный дудлингу.

Актуальность.

В наше время, дети порой не могут сдержать себя в эмоциях, не могут описать и выразить свои мысли. От этого страдает их усидчивость, внимание и в следствии этого ребенок не дополучает тех знаний, которые ему дает взрослый. Тем более, если речь идет о подготовительной группе детского сада. Впереди школа, а перед ней надо научится вести себя достойно и держать уверено ручку, карандаш в руке, чтобы учится писать красиво и правильно.

Плюсом данного вида творчества, является возможность хорошего эмоционального, умственного отдыха. Не нужно напрягать мозг, придумывая сложные композиции — воображение сделает все за вас! Это хороший способ улучшить память, снять стресс, поднять настроение и дать толчок развитию творческих способностей дтей. Многие современные художники называют рисование в стиле дудлинг – своеобразной медитацией, дающей эмоциональную разгрузку.

Педагогическая целесообразность. Дудлинг развивает у детей память, абстрактное мышление, внимание, умение слушать, думать, развивает усидчивость и терпение. Будут заложены навыки правильного расположения карандаша или ручки в руке. Все эти качества необходимы для будущего первоклассника.

Содержание программы построено на основе дидактических принципов, среди которых принцип доступности и индивидуального подхода. В программе представлены разделы:

Целью педагога, является максимальное раскрытие функциональных возможностей ребенка, формирование его личностных качеств, что дает возможность детям в дальнейшем успешно проявлять и реализовывать себя в других областях деятельности.

Программа предусматривает дифференцированный подход к обучению:

- учитываются индивидуальные возрастные особенности ребенка;

- рациональная дозировка физической нагрузки с учетом возможностей каждого ребенка.

Практика показывает социальную значимость программы «Зиндудлинг», так как она востребована многими родителями обучающихся.

Таким образом, актуальность данной программы:

- отвечает потребностям родителей;

- удовлетворяет потребности детей дошкольного возраста в разностороннем развитии.

Программа осуществляется вне образовательной деятельности, дополнительная услуга предоставляется сверх требований образовательной программы, форма обучения общая, язык обучения русский.

Цель программы-сохранение и укрепление психофизического и эмоционального здоровья дошкольников с помощью занятий по рисованию - зентангл и дудлинг;

Задачи:

-приучить детей к усидчивости;

-развить воображение;

-развить глазомер;

-подготовить руку к письму;

- научить простейшим элементам зиндундлинга;

- создать атмосферу доверия и психологического комфорта, снять у детей внутреннее мышечное напряжение;

- совершенствовать художественно-творческие умения и навыки, чувствоформы, цвета, композиции и цветовосприятия, развивать мелкую моторику рук;

- формировать объемно-пространственное и ассоциативное мышление, воображение, фантазию и творчество, развивать коммуникативные навыки, эмоциональную сферу;

-побуждать к созданию своих элементов зиндундлинга.

Возрастные особенности детей подготовительнойк школе группы,

формы и режимы занятий.

Развитие личности

Изменения в сознании характеризуются появлением так называемого внутреннего плана действий — способностью оперировать различными представлениями в уме, а не только в наглядном плане. Одним из важнейших изменений в личности ребенка являются дальнейшие изменения в его представлениях о себе, его образе Я. Развитие и усложнение этих образований создает к шести годам благоприятные условия для развития рефлексии — способности осознавать и отдавать себе отчет в своих целях, полученных результатах, способах их достижения, переживаниях, чувствах и побуждениях; для морального развития, и именно для последнего возраст шести-семи лет является сензитивным, то есть чувствительным. Этот период во многом предопределяет будущий моральный облик человека и в то же время исключительно благоприятен для педагогических воздействий. В процессе усвоения нравственных норм формируются сочувствие, заботливость, активное отношение к событиям жизни. Существует тенденция преобладания общественно значимых мотивов над личными. Самооценка ребенка достаточно устойчивая, возможно ее завышение, реже занижение. Дети более объективно оценивают результат деятельности, чем поведения. Ведущей потребностью детей данного возраста является общение (преобладает личностное)

Одной из важнейших особенностей данного возраста является проявление произвольности всех психических процессов.

Развитие психических процессов

Восприятие продолжает развиваться. Однако, и у детей данного возраста могут встречаться ошибки в тех случаях, когда нужно одновременно учитывать несколько различных признаков.

Внимание. Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Когда ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах. Увеличивается устойчивость внимания 20-25 минут, объем внимания составляет 7-8 предметов. Ребенок может видеть двойственные изображения.

Память. К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов. К концу дошкольного периода (6-7 лет) у ребенка появляются произвольные формы психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в результате появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. Можно с уверенностью сказать, что развитие произвольной памяти начинается с того момента, когда ребенок самостоятельно выделил задачу на запоминание. Желание ребенка запомнить следует всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, воображения. Появление произвольной памяти способствует развитию культурной (опосредованной) памяти - наиболее продуктивной формы запоминания. Первые шаги этого (бесконечного в идеале) пути обусловлены особенностями запоминаемого материала: яркостью, доступностью, необычностью, наглядностью и т. д. Впоследствии ребенок способен усилить свою память с помощью таких приемов, как классификация, группировка. В этот период психологи и педагоги могут целенаправленно обучать дошкольников приемам классификации и группировки в целях запоминания.

Развитие мышления. К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации. Ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь взрослых, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов. В дошкольном возрасте начинается развитие понятий. Полностью словесно-логическое, понятийное, или абстрактное, мышление формируется к подростковому возрасту. Старший дошкольник может устанавливать причинно-следственные связи, находить решения проблемных ситуаций. Может делать исключения на основе всех изученных обобщений, выстраивать серию из 6-8 последовательных картинок.

Развитие воображения. К концу дошкольного возраста идет развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений.  Старший дошкольный и младший школьный возрасты характеризуются активизацией функции воображения — вначале воссоздающего (позволявшего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ). Этот период — сензитивный для развития фантазии.

Формы занятий:

- игровые занятия;

- выставки;

- контрольно-учетные занятия.

Методы и приёмы обучения

- Наглядные (показ педагога возможных картинок,собственный пример, помощь).

- Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение)

- Практические (самостоятельное и совместное выполнение рисунка).

Организация занятий

Выполнение программы «Зиндудлинг» рассчитано на 1 год обучения. Набор в группу осуществляется на основе письменного заявления родителей (или законных представителей) ребенка. В группы зачисляются дети дошкольного возраста 6-7 лет.

Специальная подготовка для зачисления обучающихся в группу не требуется, зачисляются дети с различным уровнем подготовки, без определенных навыков и знаний.

Режим занятий

Год обучения

Продолжительность одного занятия в академических часах

Количество часов в неделю

Количество часов в год

2020-2021

30 мин.

( 1 академ. час)

1

32 ч.

Расписание занятий составляется в соответствии с требованиями СанПиНа и с учетом возраста обучающихся. В период между занятиями проводится 10-ти минутный перерыв. Занятия проводятся 1 раза в неделю по 30 минут.

Программа реализуется через организацию взаимодействия взрослого и детей по средствам занятий, которые проводятся 1 раза в неделю по30 мин., весь курс рассчитан на 32заняти

Ожидаемые результаты

К концу обучения обучающиеся должны знать:

- значения термина «дудлинг» «зентангл»;

- значения слово «плиточка»

- какие инструменты требуются для рисования

К концу обучения обучающиеся должны уметь:

- уверенно держать глеевую ручку в руке;

- разбивать на сектора основной рисунок ;

- заполнять рисунок в стиле дундлинг, используя накопленный опыт.

- контролировать свою усидчивость:

- развить глазомер:

- развить воображение;

- умение создавать свои рисунки в стиле «зендундлинг»

Диагностика результативности деятельности обучающихся по программе проходит два раза в учебный год: входящий и итоговый контроль в следующих формах - собеседование, выполнение практического задания.

Классификация программы «Зиндудлинг»:

- по форме реализации: комплексная

- по типу: общеразвивающая

- по направленности: изобразительное творчество, подготовка руки к письму

- по форме организации деятельности обучающихся: групповая

- по возрасту: разновозрастная, для детей 6-7 лет

- по срокам реализации: 1 год; 2 раза в неделю по 2 часа (66 часов в год) – по продолжительности: 30 минут.

II.Учебный план

п/п

Разделы программы

Количество часов

Вид контроля

всего

Теории

Практ.

1

Организационное занятие

1

0,5

0,5

Первичный

2

Занятия с воспитанниками

32

32

3

Открытое занятие.

1

0,5

0,5

Итоговый контроль

И Т О Г О:

32

33

III. Содержание программы

Знакомство. Содержание работы. Правила поведения. Вводная диагностика.

Календарно-тематический план

Месяц

п/п

Тема занятий

Количество часов

Всего

Теория

Практ

ика

октябрь

1

Знакомство с техникой рисования «Зентангл», « Дудлинг», «Зендунглинг. Диагностика.

1

0,5

0,5

2

Продолжение Знакомство с техникой рисования «Зентангл» Рисование на плиточках.

1

0,5

0,5

3

Продолжение Знакомство с техникой рисования «Зентангл» Рисование на плиточках.

1

0,5

0,5

4

Продолжение Знакомство с техникой рисования «Зентангл» Рисование на плиточках

1

0,5

0,5

ноябрь

1

Рисование абстракций начиная с середины листа

1

0,5

0,5

2

Рисование абстракций с делением листа на сектора

1

0,5

0,5

3

Рисование листа

1

0,5

0,5

4

Рисование грибов

1

0,5

0,5

декабрь

1

Рисование валенка

1

0,5

0,5

2

Рисование ёлочкой игрушки

1

0,5

0,5

3

Раскрашивание рисунка символ года

1

0,5

0,5

4

Рисование рукавичка

1

0,5

0,5

январь

1

Рисование овощей ( морковь)

1

0,5

0,5

2

Рисование фруктов (арбуз)

1

0,5

0,5

3

Рисование фруктов (груша)

1

0,5

0,5

февраль

1

Раскрашивание танка

1

0,5

0,5

2

Раскрашивание самолета

1

0,5

0,5

3

Раскрашивание пушки

1

0,5

0,5

4

Раскрашивание корабля

1

0,5

0,5

март

1

Рисование восьмерки к празднику

1

0,5

0,5

2

Рисование сердечек

1

0,5

0,5

3

Рисование блинов

1

0,5

0,5

4

Рисование зонтика

1

0,5

0,5

апрель

1

Рисование солнца

1

0,5

0,5

2

Рисование луны

1

0,5

0,5

3

Рисование рыбки

1

0,5

0,5

4

Рисование бабочки

1

0,5

0,5

май

1

Рисование куличей

1

0,5

0,5

2

Рисование пасхальных яиц

1

0,5

0,5

3

Рисование первой буквы своего имени

1

0,5

0,5

4

Рисование первой буквы своей фамилии

1

0,5

0,5

Открытое занятие. Диагностика.

1

И Т О Г О:

32

16

16

IV. Методическое обеспечение.

Для реализации программы используются следующие формы, методы и технологии для организации учебно-воспитательной работы:

Формы: групповая, индивидуальная, фронтальная, практические занятия, игры, экскурсии, соревнования, праздники, учебно-тренирующая, контрольно-учетная.

Методы: Словесные методы (рассказ, беседа), объяснительно - иллюстративные, частично - поисковые, практические.

Инновационные технологии: элементы здоровьесберегающих технологий, интерактивные, игрового обучения, проектно-исследовательские.

В основу методики обучения творчеству, положена игровая форма проведения занятий. В содержании занятий эффективно сочетаются игровые упражнения и графические задания.

Содержание занятий объединяет в себе ряд дидактических принципов, среди которых принципы доступности и индивидуального подхода играют значительную роль, так как изготовление продукта в технике зиндудлингявляется достаточно сложной для освоения дошкольниками. Индивидуальный подход достигается при подборе методов обучения и воспитания в зависимости от уровня учебного материала каждым ребенком. Обучение творчеству проводится постепенно, путем усложнения заданий.

Для каждого занятия определяются образовательные, развивающие и воспитательные задачи.

Вводная часть:

-постановка цели, мотивация, постановка проблемы;

-создание образовательной ситуации;

-мотивация детей на образовательную деятельность;

-формирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми. Продолжительность водной части - 4-5 минут.

Содержание основной части занятия разнообразно:

-Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым:

Объяснение материала.

Индивидуальные беседы с детьми о предложенном (задуманном) продукте.

Контроль за процессом изготовления продукта. Помощь детям, которые встретили трудности. Физкультминутка.

Продолжительность основной части - до 20 минут.

Таким образом, разнообразная и увлекательная по содержанию основная часть занятия позволяет реализовать поставленные задачи.

В заключительной части:

- Подведение итогов, деятельности.

- Демонстрация работ детей.

- Игры (выставка).

- Педагогическая оценка результатов деятельности детей.

- Самооценка своей деятельности.

- Уборка своего рабочего места.

- Плавный вывод детей из непосредственно образовательной деятельности в самостоятельную деятельность.

Продолжительность заключительной части составляет 5-6 минут.

Требования к образовательным результатам.

Организация педагогического контроля

Для определения результативности образовательного процесса предусмотрен первичный, итоговый контроль.

Определение уровня обученности

По образовательной программе «Зиндудлинг-арт терапия»

Ф.И.О.Пономарева Елена Владимировна

Этапы педконтроля

Показатели

Критерии

Степень выраженности

Колво баллов

Методы диагностики

Первичный контроль – 1 занятие

Объем знаний обучающихся

о технике зиндудлинг

Минимальный уровень(знает очень мало)Средний уровень

(знает достаточно о технике)

Высокий уровень Знает много

1 – 2

Собеседование

Итоговый контроль - май

1.

Теоретическая Подготовка

1.1.

Теоретическая подготовка по темам

Соответствие теоретических знаний обуча- ющихся содержанию программы

Минимальный уровень

(знает менее ½ объема знаний предусмотренной программой)

Средний уровень

(знает более ½ объема знаний предусмотренных программой)

Высокий уровень

(знает в объеме предусмотренном про- граммой)

1 – 2

Собеседование

1.2.Владение специальной терминологией

Знание терминов, предусмотренных программой

Минимальный уровень

(знает менее ½ объема терминов предусмотренных программой)

Средний уровень

(знает более ½ объема терминов предусмотренных программой)\

Высокий уровень

(знает все термины предусмотренные программой)

1 – 2

Собеседование

2.Практическая подготовка

2.1.

Практические умения и навыки

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям

Минимальный уровень

(овладел менее, чем ½ умений и навыков предусмотренных программой)

Средний уровень

(объем усвоенных умений и навыков со-

ставляет более ½ ) Высокий уровень

(овладел всеми умениями и навыками

предусмотренными программой)

1 – 2

3 – 4

4- 5

Наблюдение впериод

выполнения

практического задания

2.2. Творческие навыки

Креативность в выполнении задания

Начальный (элементарныйуровень креативности)

(выполняет лишь простейшие практические задания педагога)

Репродуктивный уровень

(выполняет в основном на основе образца)

Творческий уровень

(выполняет практические задания с элементами творчества)

1 – 2

Наблюдение

3.Общеучебные умения и навыки

3.1. Учебнокоммуникативные умения:

- умение слушать и слышать

педагога

Адекватность восприятия

информации

иду- щей от педагога

Минимальный уровень

(воспринимает информацию только с

помощью педагога с неоднократным повторением)

Средний уровень

(воспринимает более половины информации) Высокий уровень

(воспринимает всю информацию)

1 – 2

Наблюдение

3.2. Учебноорганизационные умения и навыки:

- умение организовать свое рабочее место

Способность самостоятель но готовить свое рабочее место и убирать его после работы

Минимальный уровень (не может самостоятельно организовать свое рабочее место, необходима

постоянная помощь педагога)

Средний уровень

(организует рабочее место с незначительной помощью педагога)

Высокий уровень

(самостоятельно организует рабочее место, убирает его)

1 -2

3 – 4

4 – 5

Наблюдение

3.3. Навыки соблюдения

безопасной работы

Соблюдение правил безопасной работы

Минимальныйуровень

(владеет менее чем ½ объема навыков безопасной работы

Средний уровень

(владеет более, чем ½ объема навыков безопасной работы)

Максимальный уровень

(владеет всеми навыками безопасной работы

предусмотренными программой)

1 – 2

4- 5

Наблюдение

Уровни обученности

Количество баллов

Низкий уровень

8 - 16

Средний уровень

17 - 32

Высокий уровень

33 - 40

Определение уровня обученности

(первичный и итоговый контроль)

По образовательной программе «Зиндудлинг»

Ф.И.О. педагога _____________________

Ф.И.

Вид контроля, дата проведения

Уровень обученности

Примечание

Первичный контроль

«____»______

20____ год

Итоговый контроль

«____»______ 20____ год

Кол. балл.

Уров. обуч.

Кол. балл.

Уров. обуч.

Всего обучающихся в группе:__________

Прошли аттестацию: __________

Показатели:

Уровень обученности

Количество обучающихся

%

Низкий до 34 баллов

Средний 35 – 68 баллов

Высокий 69 – 85 баллов

Выводы (анализ):

___________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

VIЛитература

Для педагога:

1. Грошенков И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Акад, 2002. – 208 с.

2.  "Дзен-дудлинг. Искусство подсознательного рисунка"

Переводчик: Самсонов П. А.

Редактор: Дженни ТониДжонс Эми ; Изд-во: Попурри, 2015 г.

3. "Зентангл. Рисование для релаксации, вдохновения и удовольствия. –СПб.: Питер, 2014. 

4. Зентангл и дудлинг: узоры Искусство и развлечения Искусство Ав. FabianaWalles 2015.

5. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования», КАРО, 2010.
6. И. А. Лыкова Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки», М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.
7. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]

Для обучающихся:

1.

2.

3.

Интернет источники:

1. http://luntiki.ru/blog/draw/956.html

2. http://tfile.org/books/57128/details/

10. http://stranamasterov.ru/node/110661

11. http://festival.1september.ru/articles/313479/

12. http://img.mama.ru/uploads/static/images/

13.http://stranamasterov.ru/files/imagecache/

14. http://stranamasterov.ru/files/imagecache/orig_with_logo/

15. http://mama.ru/post/authorposts/id/414093

Материально-техническое обеспечение

Стол детский – шт., стул детский – 1 шт., магнитная доска – 1 шт., шкаф для пособий – 1 шт;

На одного обучающегося: 1шт-гелевая ручка; 5-6 шт- «плиточки» (листы бумаги 8/8 см.); бумага акварельная формата А5; фоновые цветные листы формата А4 для оформления работ; простой карандаш; ластик;

Наглядный материал: рисунки- карточки

Расходный материал: клей карандаш для создания альбомов

Приложение 1

Октябрь

1-4 занятие.

Знакомство с техникой «Зентангл»

Ноябрь

1-неделя. «Абстракция» (деление листа на сектора)

Ноябрь

2-неделя «Абстракция» (деление листа на сектора с середины)

Ноябрь

3- неделя «Лист»

Ноябрь

4-неделя «Грибы»

Декабрь

1-неделя «Валенок»

Декабрь

2-неделя «Ёлочная игрушка»

Декабрь

3-неделя «Символ года»

Декабрь

4-неделя «Рукавичка»

Январь

1-неделя «Морковь»

Январь

2 неделя «Арбуз»

Январь

3-неделя «Груша»

Февраль

1-неделя «Танк»

Февраль

2-неделя «Самолет»

Февраль

3-неделя «Пушка»

Февраль

4-неделя «Корабль»

Март

1-неделя «Цифра 8»

Март

2-неделя «Сердечки»

Март

3-неделя «Блинчик»

Март

4-неделя «Зонтик»

Апрель

1-неделя «Солнце»

Апрель

2-неделя «Луна»

Апрель

3-неделя «Рыбка»

Апрель

4-неделя «Бабочка»

Май

1-неделя «Кулич»

Май

2-неделя «Яйцо»

Май

3-неделя «Первая буква в имени»

Май

4-неделя

«Первая буква фамилии»

Приложение 2

Рекомендации по применению техники релаксации.

Релаксация – это один из путей преодоления внутреннего напряжения, основанный на более или менее сознательном расслаблении мышц.

Методы релаксации помогают снять внутреннее мышечное напряжение, успокоиться, тем самым привести нервную систему и психику в нормальное состояние покоя. Важным в выполнении упражнений на релаксацию является то, что каждое действие должно доставлять приятные ощущения и удовольствие, способствовать хорошему самочувствию. выполнение релаксационных упражнений способствует успокоению, ребёнок становиться уравновешенным, а также позволяет ребенку отдохнуть после мышечной и умственной деятельности.

В моменты неудач и неприятностей необходимо научить детей настраиваться на положительные иллюзии, красивые фантазии. Они уравновесят тяжесть детских невзгод, научат справляться с маленькими и большими ребячьими неприятностями. Для этого несколько раз в день надо на некоторое время задержаться на размышлении о приятном. Пусть в воображении детей предстанут самые добрые, самые приятные сцены, будь то действительность или фантазии. Упражнения на релаксацию выполняются в тихой, спокойной обстановке.

Расслабляться лучше с закрытыми глазами.

В зависимости от условий применения данных упражнений используются различные позы: поза отдыха, поза алмаза и др.

Во время выполнения упражнений на релаксацию учить детей распознавать ощущение напряженности и расслабленности.

Не спешить заканчивать релаксацию.

Дети могут полежать, если им хочется.

Выходить из этого состояния нужно медленно, спокойно: сначала потянуться, словно после пробуждения ото сна, затем открыть глаза и потихоньку сесть.

При использовании упражнений на расслабление отдельных частей тела учитывается предыдущий вид деятельности детей.

Памятка для родителей

Правила для родителей по созданию положительного настроения:

• Правило 1. Научите детей встречать грядущий день только с улыбкой и хорошими мыслями, ведь утренняя улыбка заряжает бодростью и хорошим настроением весь день. Улыбка может уберечь ребенка от многих неприятностей, протянуть руку помощи, и чем доброжелательней научатся дети относиться друг к другу, к миру, тем увереннее они будут чувствовать себя в жизни. Несколько раз в день предложите детям улыбнуться друг другу, произнести: «Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ, Я ЛЮБЛЮ ДРУЗЕЙ, Я ЛЮБЛЮ ВСЕХ, Я ЛЮБЛЮ МИР! » Особенно это полезно, когда у детей в группе назревает или уже произошел конфликт.

• Правило 2. Старайтесь поддерживать в течение дня атмосферу добра, любви и радости.

• Правило 3. Плохие поступки детей надо обсудить с ними, помочь осмыслить их и сделать вывод, а затем забыть о них. Дети всегда должны чувствовать себя любимыми, хорошими, талантливыми, хотя их поступки иногда могут быть и неудовлетворительными. Воспитатели и родители должны позволить детям иногда ошибаться и при этом не делать из этого трагедии.

• Правило 4. Вспоминая с детьми прошедший день или более длительный период времени, уделите особое внимание удачам и успехам.

• Правило 5. Помните, что для поддержания положительного настроя у детей их фантазии, мечты и грезы имеют ничуть не меньшее значение, чем позитивные факторы их жизни.

Психогимнастика (упражнения на релаксацию)

«Погреем руки»

Эстафетная палочка в руках. Соединить ладони и катать палку. Это упражнение оказывает положительное воздействие на внутренние органы.

«Золотая рыбка»

Ход: Первый вариант - ребенок лежит на животе, второй вариант - на спине. Руки выпрямлены, вытянуты вверх. Играющий выполняет синхронные движения ногами и руками - как-будто плывет.

«Звездочка»

Цели: мышечное расслабление; развитие общей моторики, пространственной ориентировки.

Условия для занятия: ребенок лежит на напольном мягком покрытии.

Дополнительный материал для занятия: звезды, вырезанные из бумаги.

Обращение взрослого к ребенку: «Посмотри на небо. На небе очень много звезд. Представь, что ты тоже звездочка и тебе надо подружиться с другими звездами, чтобы с ними играть. (Фигуры звезд взрослый располагает на расстоянии таким образом, чтобы ребенок смог до них дотянуться левой/правой рукой/ногой, сделав определенное усилие.) Дотянись до звезды правой/левой рукой/ногой, не меняя положения тела».

«Путешествие»

Цели: улучшение эмоционального состояния; развитие произвольного внимания и воображения; развитие словаря и устной речи, умения прислушиваться к своим ощущениям; закрепление умения передавать свои чувства и ощущения в связной речи.

Условия для занятия: ребенок сидит на детской подушечке с гранулами

Обращение взрослого к ребенку: «Перед тобой небо со звездами. Одна из звездочек приглашает тебя в гости к себе на небо. Представь, что ты сидишь на этой звездочке. Почувствуй, как ты удобно на ней расположился. Звездочка медленно поднимается в небо, ветер обдувает твое лицо, волосы. Дыши легко и глубоко. Тебе нравится лететь и смотреть на звезды: большие и маленькие, яркие и мерцающие, белые и желтые, синие и оранжевые. Но скоро наступит утро, и звездочка везет тебя домой. Скажи «спасибо» звездочке за путешествие, помаши ей рукой. Теперь потянись и выпрямись. Расскажи, что ты представил во время своего путешествия на звездочке. Какие чувства и ощущения ты испытал? Что волшебное или чудесное с тобой произошло?»

«Лучики солнца»

Цели: создание психологического комфорта, положительного эмоционального состояния; снижение уровня тревожности.

Условия для занятия: ребенок лежит на напольном мягком покрытии.

Обращение взрослого к ребенку: «Представь, что ты лежишь на мягком теплом песке. Тебе от песка тоже тепло. Лучики солнышка гладят тебя по лицу, шее, рукам, ногам. Руки отдыхают, ноги отдыхают. Дыши легко и глубоко. Лучики солнца скользят по коже. Тебе очень приятно. Но пришла пора вставать, потянись и улыбнись».

Релаксация «Апельсин (или лимон)»

Ход: Дети лежат на спине, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Попросите детей представить, что к их правой руке подкатили апельсин, пусть они возьмут апельсин в руку и начнут выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8-10 сек.). «Разожмите кулачок, откатите апельсин (некоторые дети представляют, что они выжали сок), ручка теплая... мягкая…отдыхает…). Затем апельсин подкатили к левой руке. И та же процедура выполняется с левой рукой. Желательно делать упражнение 2 раза (при этом поменять фрукты).

Релаксация «Цветочек»

Ход: Потянуться вверх, подняв руки и напрягая мышцы всего тела, изображая, как «цветочек растет и тянется к солнышку». Затем последовательно уронить кисти, изображая, что «солнышко спряталось, и головка цветка поникла», расслабить предплечья, согнув руки в локтях - «стебелек сломался», и, сбросив напряжение с мышц спины, шеи и верхнего плечевого пояса, пассивно наклониться вперед, подогнув колени - «цветочек завял».

Релаксация «Сосулька»

Ход: Из положения «сидя на корточках» медленно подниматься вверх, представив, что сосулька «растет», поднять руки вверх и, привстав на носочки, стараться как можно сильнее вытянуться, напрягая все тело, — сосулька «выросла». После команды логопеда: «Солнышко пригрело и сосулька начала таять» медленно опускать руки, расслабляя все тело, опускаться вниз, сесть на пол, а затем и лечь, полностью расслабившись, — «сосулька растаяла и превратилась в лужу». Обратить внимание на приятное

ощущение расслабления.

«Драка»

Цель: Расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.

«Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!»

Это упражнение полезно проводить не только с тревожными, но и с агрессивными детьми.

«Воздушные шарики»

Цель: Снять напряжение, успокоить детей.

Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу».

Упражнение можно повторить 3 раза.

«Корабль и ветер»

Цель: Настроить группу на рабочий лад, особенно если дети устали.

«Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать как шумит ветер!»

Упражнение можно повторить 3 раза.

«Подарок под елкой»

Цель: Расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз.

«Представьте себе, что скоро новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Вот вы подходите к елке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох. Затаите дыхание. Что же лежит под елкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О, чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь».

После выполнения упражнения можно обсудить (если дети захотят), кто о чем мечтает.

«Дудочка»

Цель: Расслабление мышц лица, особенно вокруг губ.

«Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы в трубочку. Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!»

Все перечисленные упражнения можно выполнять в классе, сидя или стоя за партами.

«Танцующие руки»

Цель: Если дети неспокойны или расстроены, эта игра даст детям (особенно огорченным, неспокойным) возможность прояснить свои чувства и внутренне расслабиться.

«Разложите большие листы оберточной бумаги (или старые обои) на полу. Возьмите каждый по 2 мелка. Выберите для каждой руки мелок понравившегося вам цвета. Теперь ложитесь спиной на разложенную бумагу так, чтобы руки, от кисти до локтя, находились над бумагой. (Иными словами, так, чтобы у детей был простор для рисования.) Закройте глаза, и, когда начнется музыка, вы можете обеими руками рисовать по бумаге. Двигайте руками в такт музыке. Потом вы можете посмотреть, что получилось» (2—3 минуты). Игра проводится под музыку.

«Слепой танец»

Цель: Развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения.

«Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет "слепой". Другой останется "зрячим" и сможет водить "слепого". Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1—2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями».

Сначала можно посадить детей попарно и попросить их взяться за руки. Тот, кто видит, двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными глазами пытается повторить эти движения, не отпуская рук, 1— 2 минуты. Потом дети меняются ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрыть глаза, успокойте его и не настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами.

« Гусеница»

Цель: Игра учит доверию.

Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников. «Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту».

« Смена ритмов»

Цель: Помочь тревожным детям включиться в общий ритм работы, снять излишнее мышечное напряжение.

Если воспитатель хочет привлечь внимание детей, он начинает хлопать в ладоши и громко, в такт хлопкам, считать: раз, два, три, четыре... Дети присоединяются и тоже, все вместе хлопая в ладоши, хором считают: раз, два, три, четыре... Постепенно воспитатель, а вслед за ним и дети, 1 хлопает все реже, считает все тише и медленнее.                  

« Зайки и слоны»

Цель: Дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.        

«Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется "Зайки и слоники". Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся» и т. д. Дети показывают. «Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека?» Дети разбегаются по группе, классу, прячутся и т. д. «А что делают зайки, если видят волка?..» Педагог играет с детьми в течение нескольких минут.

«А теперь мы с вами будет слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра...» Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона.

После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.

«Волшебный стул»

Цель: Способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.

В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать «историю» имени каждого ребенка — его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и «Волшебный стул» — он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должна быть более 5—6 человек), причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне.

В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле.

Этюды на расслабление мышц

«Штанга 1»

Цель: Расслабить мышцы спины.

Сейчас мы с вами будем спортсменами-тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, штангу на пол, отдохните. Попробуем еще раз».

«Штанга 2»

Цель: Расслабить мышцы рук и спины, дать возможность ребенку почувствовать себя успешным.

«А теперь возьмем штангу полегче и будем поднимать ее над головой. Сделали вдох, подняли штангу, зафиксировали это положение, чтобы судьи засчитали вам победу. Тяжело так стоять, бросьте штангу, выдохните. Расслабьтесь. Ура! Вы все чемпионы. Можете поклониться зрителям. Вам все хлопают, поклонитесь еще раз, как чемпионы».

Упражнение можно выполнить несколько раз.

«Сосулька»

Цель: Расслабить мышцы рук.

«Ребята, я хочу загадать вам загадку:

У нас под крышей белый гвоздь висит, солнце взойдет, гвоздь упадет.(В. Селиверстов)

Правильно, это сосулька. Давайте представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль для малышей. Диктор (это я) читает им эту загадку, а вы будете изображать сосульки. Когда я прочитаю первые две строчки, вы сделаете вдох и поднимете руки над головой, а на третью, четвертую — уроните расслабленные руки вниз. Итак, репетируем... А теперь выступаем. Здорово получилось!»

«Шалтай-болтай»

Цель: Расслабить мышцы рук, спины и груди.

«Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется "Шалтай-Болтай".Шалтай-Болтай сидел на стене. Шалтай-Болтай свалился во сне. (С. Маршак)

Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова "свалился во сне" — резко наклоняем корпус тела вниз».

«Винт»

Цель: Снять мышечные зажимы в области плечевого пояса.

«Ребята, давайте попробуем превратиться в винт. Для этого поставьте пятки и носки вместе. По моей команде "Начали" будем поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим руки будут свободно следовать за корпусом в том же направлении. Начали!.. Стоп!»

Этюд может сопровождаться музыкой Н. Римского-Кор-сакова «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка».

«Насос и мяч»

Цель: Расслабить максимальное количество мышц тела.

«Ребята, разбейтесь на пары. Один из вас — большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком "с". С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук "с", он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго "с" выпрямилось туловище, после третьего — у мяча поднимается голова, после четвертого — надулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса... Из мяча с силой выходит воздух со звуком "ш". Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение». Затем играющие меняются ролями.

азнообразить двигательную деятельность дошкольников позволяет комплекс упражнений по методике профессора Э. Джекобсона: релаксационное растягивание, упражнения на расслабление и напряжение отдельных групп мышц, мышечная релаксация по представлению, дыхательные упражнения на расслабление. Эти упражнения положительно влияют на физическое состояние детей на эмоциональную атмосферу в группе.

О правильном использовании техники релаксации свидетельствует внешний вид ребенка: спокойное выражение лица, ровное, ритмическое дыхание, вялые послушные руки, сонливость. Занятия эффективны только тогда, когда они приятны детям.

Инструкция взрослого должна     быть четко сформулирована и образна. Это поможет привлечь и удержать интерес детей: «руки висят как тряпочки, руки вялые, тяжелые…»

Следует помнить:

- во время одного сеанса рекомендуется тренировать не более трех групп мышц;

- расслабление должно быть более длительным, чем напряжение;

- некоторые инструкции, учитывая индивидуальные особенности и эмоциональное состояние детей, необходимо повторять большее или меньшее количество раз по сравнению с указанным в конспекте.

Помещение, в котором проводятся упражнения, должно быть проветрено, температура воздуха - 20-22 градуса.

Релаксационное растягивание

         Обеспечивает оптимальную работу мышц, разгрузку позвоночника, снятие динамического напряжения. Проводится между занятиями познавательного и продуктивного типа, под тихую спокойную музыку, при приглушенном свете.

И.п.: лежа на спине; правую руку вытянуть за головой, левую – вдоль туловища.

Вдох – тянуть правую руку вверх, выдох – расслабиться.

Вдох – расслабиться, выдох – тянуть руку вверх.

Пауза – расслабиться. Повторить упражнение со сменой положения рук.

И.п.: лежа на спине, обе руки вытянуть за головой.

Вдох – максимально тянуть руки и ноги, выдох – расслабиться.

Вдох – расслабиться, выдох – максимально тянуть руки и ноги.

Пауза – расслабиться.

И.п.: лежа на спине, руки вытянуть вдоль туловища.

Вдох – правую ногу тянуть с напряжением мышц, носок на себя; выдох – расслабиться.

Вдох – расслабиться, выдох – тянуть ногу с напряжением мышц, носок на себя.

Пауза – расслабиться. Выполнять упражнение левой ногой.

И.п.: лежа на спине, руки вытянуть за головой.

Вдох – руки и ноги с усилием тянуть, носки ног на себя; выдох – расслабиться.

Вдох – расслабиться, выдох — руки и ноги с усилием тянуть, носки ног на себя. Пауза – расслабиться.

И.п.: лежа на спине, руки согнуть в локтях, ладони сложить на животе.

Вдох – напрягая мышцы пресса, живот надуть; выдох – живот втянуть.

Повторить упражнение 3-4 раза.

«Гимнастика для глаз» в стихах

 "Весёлая неделька"

- Всю неделю по - порядку, глазки делают зарядку.

- В понедельник, как проснутся, глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву и обратно в высоту.

(Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна.)

- Во вторник часики глаза, водят взгляд туда – сюда,

Ходят влево, ходят вправо, не устанут никогда.

(Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна.)

- В среду в жмурки мы играем, крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять, будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем. Так игру мы продолжаем.

(Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки.)

- По четвергам мы смотрим вдаль, на это времени не жаль,

Что вблизи и что вдали, глазки рассмотреть должны.

(Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку.)

- В пятницу мы не зевали, глаза по кругу побежали.

Остановка, и опять. В другую сторону бежать.

(Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх.)

- Хоть в субботу выходной, мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки, чтобы бегали зрачки.

(Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый.)

- В воскресенье будем спать, а потом пойдём гулять,

Чтобы глазки закалялись нужно воздухом дышать.

(Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот.)

- Без гимнастики, друзья, нашим глазкам жить нельзя!

"Ветер"

Ветер дует нам в лицо. (Часто моргают веками.)

Закачалось деревцо. (Не поворачивая головы, смотрят вправо- влево.)

Ветер тише, тише, тише… (Медленно приседают, опуская глаза вниз.)

Деревца все выше, выше! (Встают и глаза поднимают вверх.)

"Тишина"

Мы устали все чуть - чуть. Предлагаю отдохнуть.

Отдыхайте наши уши. Тишину мы будем слушать.

И глаза мы закрываем, и они пусть отдыхают.

В тишине представить море, свежий ветер на просторе.

За волной плывет волна, а в округе тишина.

Наши глазки так устали, мы писали, рисовали,

Встанем дружно по порядку, сделаем для глаз зарядку.

Ночь. Темно на улице. Надо нам зажмурится.

Раз, два, три, четыре, пять. Можно глазки открывать.

Снова до пяти считаем, снова глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять. Открываем их опять.

А теперь всем вместе нужно. Поморгать глазами дружно.

Вправо - влево посмотрите, вниз и вверх все поглядите.

Отдохнули? Хорошо. Повторяем все еще.

"Мостик"

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса (Закрывают оба глаза)

Наши глазки отдыхают, упражненья выполняют (Стоят с закрытыми глазами)

А теперь мы их откроем, через речку мост построим. (Открывают глаза, взглядом рисуют мост)

Нарисуем букву «О», получается легко (Глазами рисуют букву «О»)

Вверх поднимем, глянем вниз (Глаза поднимают вверх, опускают вниз)

Вправо, влево повернем (Глазами двигают вправо-влево)

Заниматься вновь начнем. (Глазами смотрят вверх-вниз)

  "Жук"

(Дети садятся на пол, вытягивают ноги вперёд. Указательный палец правой руки — это жук. Дети поворачивают его вправо, влево, вверх, вниз, следуя тексту.)

К журавлю жук подлетел,

Зажужжал и запел «Ж-ж-ж. »

Вот он вправо полетел,

Каждый вправо посмотрел.

Вот он влево полетел,

Каждый влево посмотрел.

Жук на нос хочет сесть,

Не дадим ему присесть.

Жук наш приземлился,

Зажужжал и закружился. «Ж-ж-ж. »

Жук, вот правая ладошка,

Посиди на ней немножко.

Жук, вот левая ладошка,

Посиди на ней немножко.

(Дети вытягивают поочерёдно вперёд правую и левую руки, смотрят на ладошку; затем встают на ноги, тянутся вверх на носочках и хлопают в ладоши, медленно опуская руки.)

Жук наверх полетел

И на потолок присел.

На носочки мы привстали,

Но жука мы не достали.

Хлопнем дружно—

Хлоп-хлоп-хлоп,

Чтобы улететь он смог.

«Ж-ж-ж. »

"Теремок"

Терем- терем - теремок! (Движение глазами вправо- влево.)

Он не низок, не высок, (Движение глазами вверх- вниз.)

Наверху петух сидит, ку-ка-реку кричит. (Моргают глазами.)

"Радуга"

Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)

Посмотрите все в окно, (Посмотреть налево-направо.)

Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)

Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)

В классе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-направо и вверх-налево.)

Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими)

Картотека пальчиковых игр.

Фруктовая ладошка.
Этот пальчик – апельсин,
Он, конечно, не один.
Этот пальчик – слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик – абрикос,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик – груша,
Просит: «Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик – ананас,
(Поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого.)
Фрукт для вас и для нас.
(Показывают ладошками вокруг и на себя.)

Соберу грибы.

Я корзину в лес беру, там грибы я соберу.
Удивляется мой друг: «Сколько здесь грибов вокруг!»
(Показывают удивление, разводят руки в стороны.)
Подосиновик, масленок,

Подберезовик, опенок,
Боровик, лисичка, груздь -
Не играют в прятки пусть!
Рыжики, волнушки
Найду я на опушке.
Возвращаюсь я домой,
Все грибы несу с собой.
(Поочередно сгибают пальчики на обеих руках, начиная с мизинца)
А мухомор не понесу. Пусть останется в лесу!
(Большой палец левой руки отставляют, грозят ему).

Белочка

Прыгает по веточкам невеличка-белочка.
Мелькает хвостик средь ветвей.
Кто угонится за ней?
(Большим пальцем поочередно касаются остальных пальцев, выполняя упражнение сначала одной, затем другой рукой.)

Помощник
Посуду моет наш Антошка.
(Потирают ладошки друг о друга) – «моют посуду».
Моет вилку, чашку, ложку.
Вымыл блюдце и стакан,
(Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.)
И закрыл покрепче кран.
(Выполняют имитирующее движение.)

Кто спит зимой?

Медведь в берлоге крепко спит,
Всю зиму до весны сопит.
Спят зимою бурундук,
Колючий ежик и барсук.
(Сжимают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.)
Только заиньке не спится - убегает от лисицы.
(Показывают большой палец, вращая им.)
Мелькает он среди кустов, запетлял – и был таков!
(Соединяют большой палец правой руки с указательным пальцем левой и наоборот.)

Зимние забавы

Что зимой мы любим делать?
В снежки играть, на лыжах бегать,
На коньках по льду кататься,
Вниз с горы на санках мчаться.
(Поочередно соединяют большой палец с остальными.)
Новогодние игрушки,

Праздник приближается, елка наряжается.

(Поднимают руки вверх «к макушке елки» и разводят в стороны.)
Мы развешали игрушки: Бусы, шарики, хлопушки.
(Поочередно соединяют большой палец с остальными.)
А здесь фонарики висят,
Блеском радуют ребят.
(Крутят ладошками в воздухе – «фонарики».)

Наши мамы.
Много мам на белом свете,
Всех их очень любят дети!
(Разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи.)
Журналист и инженер,
Повар, милиционер,
Швея, кондуктор и учитель,
Врач, парикмахер и строитель -
(Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке.)
Мамы разные нужны,
(Сжимают обе ладошки в «замочек».)
Мамы разные важны!
(Разводят руки, поднимают ладошками вверх.)

В гостях у сказки.
Раз, два, три, четыре, пять -
Любим сказки мы читать.
Царевна-Лягушка, Конек-Горбунок,
Мышка-норушка и Колобок.
Курочку Рябу назвать еще надо -
Героев из сказок вспомнить мы рады!
(Разжимают пальцы из кулачка, начиная с мизинца. Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого пальца.)

Сказки.
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть:
(Вытягивают руки вперед, играя пальчиками.)
Эта сказка – «Теремок».
Эта сказка – «Колобок».
Эта сказка – «Репка»:
Про внучку, бабку, дедку.
(Поочередно касаются большим пальцем остальных, начиная с указательного.)
«Волк и семеро козлят» -
Этим сказкам каждый рад!
(Показывают большой палец.)

Перелетные птицы.
Тили-тели, тили-тели -
С юга птицы прилетели!
(Скрещивают большие пальцы, машут ладошками.)
Прилетел к нам скворушка -

Серенькое перышко.
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей?
Цапля, лебедь, утка, стриж, аист, ласточка и чиж -
(Поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки.)
Все вернулись, прилетели,
(Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками.)
Песни звонкие запели!
(Указательным и большим пальцами делают клюв – «птицы поют»).

Подводный мир.
Посмотри скорей вокруг!
(Делают ладошку у лба «козырьком».)
Что ты видишь, милый друг?
(Приставляют пальцы колечками у глаз.)
Здесь прозрачная вода.
Плывет морской конек сюда.
Вот медуза, вот кальмар.
А это? Это рыба-шар.
А вот, расправив восемь ног,
Гостей встречает осьминог.
(Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.

Насекомые
Дружно пальчики считаем -
Насекомых называем.
(Сжимают и разжимают пальцы.)
Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зеленым брюхом.
(Поочередно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого.)
Это кто же тут звенит?
Ой, сюда комар летит!
(Прячут руки за спину.)

Памятка для Родителей.

ПОЛЕЗНОЕ РИСОВАНИЕ - ДУДЛИНГ И ЗЕНТАНГЛ.

Зентангл и дудлинг, а также их сочетание (зендудлинг) – техники рисования, в последнее время приобретающие большую популярность. Интерес к ним связан с тем, что они являются хорошим способом расслабиться, получить удовольствие, проявить свои творческие способности, даже в том случае, если вы совершенно не умеете рисовать в классическом понимании этого слова. Эти техники прекрасно подходят и для взрослых, и для самых маленьких детей, которые только учатся держать рисовальные принадлежности.

ДУДЛИНГ (от английского doodle – бессознательный рисунок) – это рисование с помощью простых элементов (кружочков, закорючек, ромбиков, точечек, палочек и пр.). В этом и состоит лёгкость. Однако из этих простых элементов могут складываться сложнейшие композиции, поражающие воображение. Но в основном это бессознательный рисунок, позволяющий «отключить мозг», что открывает дорогу чистому творчеству, не скованному правилами. Такому рисованию многие из нас предавались на скучных школьных уроках. 

О том, что получится в итоге, мы не знаем и не задумываемся, рука рисует сама по себе. Будут ли это разнообразные растения, несуществующие миры или просто геометрические фигуры – не важно. Главное – получить удовольствие от процесса рисования.

Дудлинг перекликается с другой техникой рисования – зентанглом. Но в этих техниках есть небольшая разница. Если дудлингом можно заниматься в купе с каким-нибудь другим делом, то зентангл требует большей концентрации. Этот рисунок является более осознанным.
ЗЕНТАНГЛ (от zen – уравновешенность, спокойствие и rectangle – прямоугольник) является сочетанием медитации и рисования. Традиционно для рисования зентангла используются квадраты 9х9 см. В квадрат помещается какой-либо рисунок, либо он произвольным образом делится на сегменты, которые, в свою очередь, заполняются различными однотипными элементами (точечками, кружочками, ромбиками, на что хватит фантазии). 

Зентангл помогает увеличить собранность, концентрацию, способствует психологической разгрузке, внутреннему успокоению, улучшает зрительную координацию и мелкую моторику, а также развивает творческие способности и креативность. 

Смесь этих двух техник – ЗЕНДУДЛИНГ (Zendoodling) – идеально подходит для занятий с детьми. Самый простой вариант – воспользоваться раскраской или контуром животного, цветка, птички (чего угодно), нарисованного по трафарету, и предложить ребёнку заполнить его простыми элементами, а потом их раскрасить. Можно усложнить задачу – разбить рисунок на части и заполнить получившиеся сегменты разными узорами. Еще вариант – предложить ребенку по-разному заполнить одинаковые изображения животных, предметов и др.

Что такое ЗЕНТАНГЛ и ДУДЛИНГ. Как рисовать.

Зентангл и дудлинг, а также их сочетание (зендудлинг) – техники рисования, в последнее время приобретающие большую популярность. Интерес к ним связан с тем, что они являются хорошим способом расслабиться, проявить свои творческие способности, даже в том случае, если вы совершенно не умеете рисовать в классическом понимании этого слова. Эти техники прекрасно подходят для взрослых, для самых маленьких детей, а также детей с особыми потребностями.
Дудлинг(от английского doodle – бессознательный рисунок) – это те самые каракули, рисование с помощью простых элементов (кружочков, закорючек, ромбиков, точечек, палочек и пр.) и изогнутых линий. В этом и состоит лёгкость. В этой технике можно начинать рисовать без каких-либо знаний и умений, ведь главное, что помогает создавать интересный узор, — это возможность действовать интуитивно. Однако из этих простых форм могут складываться сложнейшие композиции, поражающие воображение. Но в основном это бессознательный рисунок, позволяющий «отключить мозг», что открывает дорогу чистому творчеству, не скованному правилами.

Дудлинг перекликается с другой техникой рисования – зентанглом.
Зентангл (от zen – уравновешенность, спокойствие и rectangle – прямоугольник) является сочетанием медитации и рисования, придуман американскими художниками Марией Томас и Риком Робертсом.

Эта техника рисования запатентована и подразумевает под собой соблюдение некоторых правил:

каждый узор зентангла должен состоять не более чем из шести штрихов;

Смесь этих двух техник – зендудлинг(Zendoodling) – идеально подходит для занятий с детьми. Самый простой вариант – воспользоваться раскраской или контуром предмета, нарисованного по трафарету, и предложить ребёнку заполнить его простыми элементами, а потом их раскрасить. Можно усложнить задачу – разбить рисунок на части и заполнить получившиеся сегменты разными узорами. Еще вариант – предложить ребенку по-разному заполнить одинаковые изображения животных, предметов и др.

Преимущества дудлинга и зентангла:

Перед рисованием нужно принять удобную позу, расслабиться. При рисовании, каждый штрих, каждое движение должно быть осознанным. Это можно сравнить с написанием китайских иероглифов, мысли должны быть сосредоточены на процессе создания рисунка, и только на нем.

Можно расчертить обычный лист бумаги на квадраты. Каждый квадрат заключает в себе отдельную композицию. Есть и другой вариант выполнения рисунков: в большом квадрате чертится несколько маленьких.

Разнообразные и неповторимые узоры создаются по одной схеме:

Из бумаги вырезать плитки классического размера в Зентангл (9х9 см).

Нужно нарисовать строки: поставить четыре точки карандашом по углам плитки, немного отступив от края.

Строки соединяются одной сплошной линией. Таким образом, задаются границы для дальнейшей работы. Когда узоры начнут получаться, то можно будет этот шаг пропустить и начинать рисовать без предварительной «разметки».

Следующий шаг — это создание «зон» внутри квадрата под будущие узоры. Они не будут разбросанными в хаотичном порядке, а создадут целостною картинку.

Дальше карандашом рисуются кривые линии, которая разделят участок листа внутри границы. Теперь нужно заполнить узорами пустое пространство между линиями. Зарисовываем сегмент за сегментом.

Нет определенной последовательности, которую необходимо соблюдать: сегменты заполняются узором так, как подсказывает воображение. Некоторые участки можно оставить незарисованными, от этого общая картинка не пострадает.

Когда работа выполнена и не требует корректировок и дополнений, необходимо стереть нарисованные ранее карандашные линии. Стороны заполненных сегментов затемняются, придавая трехмерность изображению. Рисунок готов.

Дудлинг и зентангл – умное творчество - они элементарны в освоении, не требуют много времени или особых инструментов и прекрасно подойдут всем детям.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 03.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области