Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Формирование устойчивости как необходимого навыка для занятий классическим танцем

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Формирование устойчивости как необходимого навыка для занятий классическим танцем

Короткова Оксана Васильевна,

преподаватель классического танца

г. Самара, «Самарское хореографическое училище (колледж)»

Способность танцовщика двигаться на сцене уверенно и точно, не теряя равновесия, принято называть “aplomb”. В буквальном переводе это понятие означает отвесное положение, отвес, в танце – устойчивость, которая позволяет танцовщику действовать не только технически совершенно, но и художественно, целесообразно, музыкально.

Устойчивость – основа танца, умение сохранять необходимое положение тела в равновесном состоянии. Устойчивость – это та стратегия в хореографии, та цель, к которой идут долго и упорно по пути постижения мастерства [4, c.22].

Успешность овладения устойчивостью в движении во многом зависит от степени развития и согласованности в работе множества анализаторов.

М. С. Миловзорова как наиболее значимые в этом процессе выделяет двигательный, осязательный и зрительный анализаторы.

Двигательный анализатор воспринимает напряжение мышц ног и размах движений в суставах, двигательный и осязательный вместе – соприкосновение с опорой и её противодействие (реакция опоры). Осязательный анализатор показывает скорость перемещения тела, а вестибулярный - изменение скорости и направления движения, создаёт чувство поз. Зрительный анализатор даёт ощущение полёта, направление движения и его изменения и скорости…

…Во время выполнения любого танцевального движения в работу включаются многие анализаторы, участвующие в разучивании и закреплении движений, устанавливая взаимосвязь работы разных мышц, оценивая скорость, направление и силу движений. В разные моменты движения ведущую роль играет то один, то другой анализатор [5,c. 29-31].

Одна из основных задач учащихся хореографического училища – научиться владеть устойчивостью. Умение сохранять равновесие как в статических положениях, так в переходных движениях из позы в позу, с ноги на ногу, в прыжках, во вращениях – обязательный профессиональный навык каждого артиста балета.

Устойчивость в той или иной мере отрабатывается на всех танцевальных дисциплинах. На уроках классического танца она подвергается особенно кропотливой отработке …[3, c.37].

Овладение устойчивостью при исполнении движений классического танца невозможно без правильно поставленной спины.

«Стержень апломба – позвоночник» - пишет А. Я. Ваганова в своей книге «Основы классического танца» [1, c.37].

В. С. Костровицкая подчеркивает, что «для устойчивости корпуса важнее всего поясница, примерно в области пятого позвонка, вокруг которого постепенно разрабатываются небольшие, но сильные мышцы.

Именно эта часть спины, при свободно опущенных вниз плечах и лопатках, должна ощущаться как бы подтянутой наверх. Поставленная спина помогает при отдаче от пола в прыжках и мягком, сдержанном приземлении после прыжка, при всех движениях на пальцах и вращениях на полу и в воздухе» [6, с. 7].

Следует отметить, что в первом классе Вера Сергеевна не рекомендует «подтягивать спину в пояснице, так как нагрузка на позвоночник, при недостаточно окрепших мышцах ног, может привести к его прогибу – лордозу.

Свободная грудная клетка, подтянутые живот, желудок и ягодичные мышцы – вот всё, что требуется в первом классе; устойчивости тела помогут руки. Со второго класса, когда мышцы ног и ягодичные мышцы окрепнут, вводится понятие и ощущение подтянутости спины в пояснице» [6, с.8].

Как в экзерсисе у палки, так и на середине зала очень важно следить за постановкой спины «высоко над ногами» и строго вертикально относительно пола не допуская отклонения корпуса назад. Эта ошибка в постановке корпуса приводит к формированию компенсаторного мышечного зажима в шее.

Уголки лопаток должны быть опущены вниз, формируя гладкую поверхность балетной спины.

Николай Тарасов в своей книге «Классический танец. Школа мужского исполнительства» справедливо утверждает: « Для развития устойчивости необходимо отрабатывать силу и выносливость всей фигуры ученика. Если, например, его ноги отработаны недостаточно, то они не смогут устойчиво выдержать pirouette или легко выталкивать тяжесть тела при выполнении большого сложного прыжка и, тем более, мягко и устойчиво закончить его. То же самое произойдёт, если у ученика нет сильной, хорошо поставленной спины даже при отлично развитых ногах и правильном действии рук и головы»[3,c.41].

…Успешно освоить устойчивость помогает твёрдое соблюдение следующих исполнительских правил: Ступни всегда плотно и равномерно примыкают к поверхности пола. Пальцы ног, как цепкие щупальцы, с силой удерживают равновесие, не допуская малейшего его нарушения, пятки плотно, с хорошим эластичным упором, примыкают к полу. Следует избегать навала на большой палец, так как он сокращает площадь опоры и снижает устойчивость…

…Не менее существенна в развитии устойчивости работа колена и бедра, которые следует удерживать выворотно, с эластичным взаимодействием стопы...

Вообще в классическом танце ступня должна примыкать к полу очень мягко, эластично, с кончика пальцев и неслышно, но обязательно с плотно поставленной пяткой, иначе устойчивость будет недостаточной, ненадежной [3,c.38].

Вес тела равномерно распределяется по всей поверхности ступни.

Сохранению устойчивости способствует правильное положение и движение рук.

Рука, провисшая в верхней своей части, не даёт возможности удерживать устойчивость [1, c.37].

При этом движения рук должны быть точными и, в то же время, свободными и уверенными. Что, в свою очередь, предполагает формирование навыков произвольного дифференцированного мышечного напряжение.

Специфика классического танца обуславливает поэтапное овладение устойчивостью при предельно уменьшенной площади опоры. Сначала на двух вытянутых ногах и в demi-plie, затем на одной ноге, далее на полупальцах и пальцах (в женском классе), в прыжках, вращениях и, наконец, в поддержках.

Развитие устойчивости идёт постепенно и медленно. Успешности этого процесса могут помочь дополнительные специальные упражнения, которые исполняются в положении стоя или во время ходьбы при меняющейся величине площади опоры и высоте центра тяжести, а также используя балансиры и диски для вращения.

Литература

1. А. Я. Ваганова. Основы классического танца. СПб. Издательство «Лань», 2001

2. Н. П. Базарова, В. П. Мей. Азбука классического танца. СПб. Издательство «Планета музыки», Издательство «Лань», 2010

3. Н. И. Тарасов. СПб. «Планета музыки», Издательство «Лань», 2019

4. И. Г. Есаулов. Устойчивость и координация в хореографии. СПб. Издательство «Планета музыки», Издательство «Лань», 2019

5. М. С. Миловзорова. Анатомия и физиология человека, М, Медицина, 1972.

6. В. С. Костровицкая. 100 уроков классического танца. Ленинград. «Искусство» 1981

7. Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. Теория и методика физического воспитания и спорта. Москва. «ACADEMA», 2003

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 18.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области