"Инновационные формы работы по познавательному развитию детей".

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Инновационные формы работы по познавательному развитию детей

Особенности развития детей с новым типом сознания свидетельствуют о том, что они отличаются от их сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании, образовании и развитии. Использование в образовательном процессе инноваций- это не модная тенденция, а требование времени.

Одним из направлений деятельности ДОУ является познавательное развитие. Работа по данному направлению проходит через все разделы программы.

В ФГОС ДО используются три термина: «познавательное развитие», «познавательные интересы» и «познавательные действия».

В познавательном развитии организуются три основных варианта моделирования.

1. Модель как иллюстрация проблемной игровой ситуации.

2. Создание модели воспитателем при помощи (участии) детей по ходу решения проблемы.

3. Самостоятельное создание каждым ребенком или группой детей модели как инструмента познания проблемно-игровой ситуации.

В сюжетно-ролевой игре, в рисунках, в конструировании - они моделируют жизнь окружающих людей, содержание литературных произведений, взаимоотношения между предметами, понятиями.

Федеральный государственный стандарт считает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования. (ФГОС пункт 1.4.7.)

В задачах, которые ставит Госстандарт, есть и такая: «формирование общей культуры личности детей, развитие интеллектуальных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности.

Содержание программного материала по познавательному развитию детей предполагает:

• Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

• Формирование познавательных действий, становление сознания.

• Развитие воображения и творческой активности.

• Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира.

• Формирование представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях).

• Формирование представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

• Формирование представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программах для каждой группы указываются те виды деятельности, в которых это содержание может быть реализовано.

Исследования в области дошкольного образования, показали, что формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста возможно посредством современных образовательных технологий:

-использования ИКТ технологий,

-экспериментирования,

- проектной деятельности,

-знаково-символическими средствами- моделирование.

Для обеспечения познавательной активности детей широко используется проектный метод как вариант интеграции разных видов деятельности детей с дошкольного возраста.

Типы проектов в ДОУ

Исследовательские и информационные. Их отличает четкая структура, обозначенность целей, наличие гипотезы, актуальность и социальная значимость содержания для всех участников, комплекс методов получения и обработки информации.

Творческие. Нет детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается в соответствии с интересами участников (подчиняясь конечному результату (продуманную структуру имеет только оформление результата; программа концерта, сценарий постановки и т. д.).

Игровые. Структура только намечается, а участники берут на себя определенные роли (литературных персонажей, выдуманных герое» в придуманных ситуациях).

Практико-ориентированные с четко обозначенным» ориентированным на социальные интересы результатом и продуманной структурой и организацией работы.

В любом из вышеназванных типов проектов обязательно присутствуют компоненты игры: сюжетно-ролевой, театрализованной» дидактической, сюжетно-дидактичсской, подвижной, режиссерской.

Основные формы взаимодействия педагога с детьми, способствующие познавательному развитию:

— вовлечение ребенка в различные виды деятельности;

— использование дидактических игр;

— применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, развития речи.

Необходимо совмещать традиционные формы работы с детьми и инновационные формы. работы.

Традиционные формы работы:

• Беседы

• Досуги

• Игровые беседы с элементами движения

• Занятия

• Развлечения

• Викторины

• Клубы

• Конструирование

• Театрализованная деятельность

• Дидактические игры

• Экскурсии

• Походы

• Выставки

• И т. д

Используя традиционные формы работы, необходимо включать задания повышенного уровня сложности. Только в этом случае, по словам Выготского Л.С., обучение повлечёт за собою развитие.

Интерактивные формы работы:

• Пресс-коференция

• Устные журналы

• «Школа исследователей»

• «Клуб любознательных»

• Рисунки-сочинения

• Интегративная деятельность

• Проектная деятельность

• Исследовательская деятельность

• Режиссёрская игра

• Создание коллекций

• Изостудия с использованием ИКТ

• Коллективное дело

• «Сказочная лаборатория»

• «Говорящая стена»,

преобразовывающая обычную среду в обучающую и воспитывающую

• «Виртуальные экскурсии»

• Работа с лэпбуком, интерактивной папкой

•Мини-музеи, где ребёнок может потрогать, понюхать, поиграть, рассмотреть

И т. д

Продолжить работу по использованию инновационных форм по познавательному развитию помогут кружки нового поколения : «Робтотехника»,»Легоконструирование».Интерес к которым растёт с каждым днём.

Сотрудничество с семьей строим по следующим направлениям:

• вовлечение семьи в образовательный процесс, организованный дошкольным учреждением;

• повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания и конференции, консультации. Педагоги оформляют папки - передвижки, выпускаются информационные листы для родителей.

• обеспечение единства воздействий детского сада и семьи в вопросах познавательного развития воспитанников.

К ннновационным формам работы с родителями над познавательным развитием детей следует отнести:

ДОМАШНЕЕ ЧТЕНИЕ с последующим фотоотчётом ,изготовлением книжек-малышек, лэпбука.

БУКТРЕЙЛЕР- снятие родителями короткометражек ,видеороликов для детей.

Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения различных технологий в практику работы детских садов. ФГОС ДО требует изменений во взаимодействии взрослых с детьми. В связи с этим перед педагогами-дошкольниками встала задача пересмотра приоритета профессиональной деятельности. Главное – не просто передать какие-либо знания, а развить познавательный интерес у детей и осуществить преемственность дошкольного и начального школьного обучения через современные педагогические технологии.
Модернизация образовательного процесса заставляет решать главную задачу -использование. инновационных форм в познавательном развитии детей и принимать активное и творческое участие в создании предметно-пространственной среды.





Время Знаний

Россия, 2015-2021 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 17.10.2021


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.